|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Битва за романтизм. Драма Гюго «Эрнани»Предисловие к драме «Кромвель» было воспринято современниками как манифест романтического искусства. Оно открыло дорогу романтической драме, которая начала завоевывать французскую сцену. «Эрнани» - это первое драматическое произведение Виктора Гюго - первое воплощение его идей. Премьера состоялась в театре «Французская комедия» 25 февраля 1830 г. в канун Июльской революции. Напряженная атмосфера этой поры обострила литературную борьбу, что способствовало накалу страстей и вокруг пьесы. Премьера «Эрнани» превратилась в подлинную манифестацию. Атмосфера спектакля запечатлена и в воспоминаниях Теофиля Готье в его «Истории романтизма», и в воспоминаниях блистательной мадемуазель Марс, исполнявшей роль доньи Соль, и в дневнике Жоанни, исполнителя роли Руй Гомеса, где он писал: «Неистовые интриги. Вмешиваются в них даже дамы высшего общества... В зале яблоку упасть негде и всегда одинаково шумно». А вот запись от 5 марта 1830 г.: «Зала полна, свист раздается все громче; в этом какое-то противоречие. Если пьеса так уж плоха, почему же хотят смотреть ее? А если идут с такой охотой, почему свистят?..» А свистели потому, что адептов классицизма коробило постоянное нарушение устоявшихся театральных правил, системы версификации, свободное обращение с лексикой, единствами времени и места. События, происходящие в «Эрнани», кажущиеся порой неправдоподобными, находили отклик в душах зрителей (современников не мог обмануть исторический маскарад костюмов), сочувствовавших любви человека, находящегося вне закона, к девушке из привилегированного общества и презирающих вероломство власть имущих, подлость и трусость придворных. В «Эрнани» время действия значительно выходит за рамки одних суток, а место действия меняется - события происходят в Сарагосе, Аахене и Арагоне. Однако автор, как он писал в Предисловии к «Кромвелю», строго придерживается единства действия: конфликт любви и чести связывает всех персонажей и является двигателем интриги. Банальный конфликт: «tres para una», т. е. «трое мужчин на одну женщину» (кроме Эрнани, Карла I еще и дядя доньи Соль, дон Руй Гомес Сильва, претендует на ее руку),- получает в пьесе Гюго возвышенно-драматическое разрешение. Самый счастливый день героев - день свадьбы оказывается и самым трагическим: звук далекого рога предрешает их судьбу: они должны умереть. Некогда разбойник Эрнани дал клятву своему спасителю, дяде невесты, отдать жизнь по первому его требованию: Что б ни предстало нам, Когда б ты ни решил, в каком бы ни был месте, Раз день уже настал для этой страшной мести, Для гибели моей, - труби в мой рог тотчас. Я - твой. Жестокий дон Руй Гомес Сильва потребовал жизнь Эрнани в день свадьбы. Пытаясь спасти своего возлюбленного, донья Соль погибает первой. В «Эрнани» Гюго удалось осуществить свой замысел о слиянии всех родов поэзии. Впечатляющим оказался и тот бунтарский пафос, тот накал страстей, тот гуманизм, которые составили самую душу драматургии Гюго. Лирический герой в драме - бунтарь, изгнанник, тираноборец. Он смел и горд своей судьбой отверженного: А я… я беден, наг, Мои владенья - лес, мой дом - глухой овраг. Но герб иметь и сам я мог бы знаменитый, Кровавой ржавчиной, как ныне, не покрытый, Высокие права на славу и почет, Что в складках траурных скрывает эшафот. Борьба Эрнани и короля Карла I - это поединок силы духа и благородства, в которой разбойник равен королю и даже превосходит его: Ребенком клялся я, Что сына за отца постигнет месть моя. О Карлос, я тебя ищу, король Кастилий, Мы двух семейств вражде начало положили. Отцы вели вражду едва ль не тридцать лет, Не зная жалости. И пусть теперь их нет, Все ж ненависть живет, не зная примиренья. Донья Соль, юная красавица, достойна своего избранника: любовь ее чиста, благородна и возвышенна, она готова испытать все тяготы и лишения жизни в изгнании, готова следовать повсюду за Эрнани: Так завтра в путь ночной! Не возражайте, нет! Что герцог мне, зачем он? Эрнани, с вами я. Вы ангел мой иль демон, Не знаю… Я рабой везде за вами вслед Пойду, куда б ни шли. Останетесь иль нет - Я с вами. Почему? И спрашивать не буду. Сложность характеров создается по законам романтизма: основной каждого из характеров является контраст. Эрнани, например, постоянно раздираем противоречиями между любовью и желанием мстить, между любовью и необходимостью быть верным чести: Иль хочешь, чтоб я шел, куда глаза глядят, С клеймом на лбу моем? Отдай, верни мне яд, Верни его - молю всем сердцем, всей страстью! Сила страстей определяет поведение каждого из героев. Даже кроткая донна Соль способна убить короля, если он покусится на ее честь. Если ранее в трагедии носителем высшей справедливости был король, то теперь место такого арбита занимает человек, лишенный гражданских прав, - Эрнани. Драма Гюго хотя и сохраняет пространные монологи, а иногда и реплики в сторону, в целом построена на смене драматически напряженных картин, в каждой из которых события развиваются на грани жизни и смерти: мелодраматизм присущ этому произведению, как и всем драмам Гюго. В соответствии с восприятием В. Скотта Гюго указывает время действия - 1519 г., обращает внимание на особенности одежды короля и Эрнани, отмечает, что после избрания императором Карл перестает быть искателем приключений и становится государственным деятелем, как это было ему действительно присуще. Однако в соответствии со своей концепцией романтического историзма основное внимание он уделяет не социальным конфликтам, но личным судьбам даже исторических фигур. Но завоевание театра романтиками в эти годы имело не только эстетический, но и политический характер. Это видно и из текста предисловия к «Эрнани», в котором автор ополчается на всех врагов, политических и литературных, на всех тех, кто стремится «восстановить старый режим как в обществе, так и в литературе». Гюго открыто становится в оппозицию к монархическому строю Бурбонов, объявляя свой романтизм «либерализмом в литературе». Все драмы Гюго - это сочетание политики и фантазии, буффонады и поэзии. Поэзии потому, что главной ценностью театра Гюго были завораживающие своей музыкой прекрасные стихи. В 30-е годы, для которых была характерна атмосфера усиления политической и социальной борьбы во Франции, Гюго уделяет театру огромное внимание. Будучи уверенным в его просветительной и воспитательной функциях («Театр - это трибуна. Театр - это кафедра»), Гюго выступает за театр революционный, поистине народный, «...обширный и простой, единый и разнообразный, национальный по историческим сюжетам... всеобъемлющий по изображению страстей». Из предисловий к драмам, написанным Гюго, следует, что поэт постоянно стремился к усовершенствованию своей теории. Драматург тщательно отбирал исторические полотна для своих пьес, усиливая их эпическую тональность, от чего выигрывал и социальный анализ. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |