|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 12. Внутренняя и внешняя политика России в XVII веке. Бунташный век
Царь Михаил Федорович. 11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления. Поначалу решающую роль в управлении государством стали играть мать царя и его родственники с материнской стороны бояре Салтыковы, пользовавшиеся уважением современников. В 1619 г. из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашен патриархом Московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 г. он, умный и властный политик, вместе с сыном правил страной. Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович (1613-1645) пошел по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. девятилетний сыск беглых. В 1642 г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. Смоленская война 1632-1634 гг. В 1632 г. Земский собор принял решение вернуть Смоленск, утерянный после смуты. Задачу облегчали смерть польского короля Сигизмунда ГО и выборы нового монарха. 30тысячное русское войско при 150 пушках осадило Смоленск. Осада завершилась крупной неудачей. Правда, и новый польский король Владислав не сумел развить успех. Воевода Б.И. Шеин, возглавлявший безуспешную восьмимесячную осаду Смоленска и сдавший знамена, обоз и пушки, был казнен. В 1634 г. неподалеку от г. Вязьмы на реке Поляновке был подписан мирный договор. За Польшей оставались Смоленские, Черниговские и Новогород-Северские земли. Владислав, занявший польский трон, отказался от русского престола, на который он был приглашен семибоярщиной в период смуты, признал Михаила Федоровича царем. Азовское взятие 1637 г. В 1637 г. донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Земский собор 1642 г. единства по этому поводу не высказал. Было ясно, что 115 России придется вести трудную войну с Турцией и Крымом, а сил этого нет. Казаки вынуждены были оставить Азов. Царь Алексей Михайлович. Алексей Михайлович (1645-1676) получил прозвище "Тишайший". В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.И. Морозов, князь Н.И. Одоевский, патриарх Никон, А.Ф. Ордын-Нащокин и А.С. Матвеев, в последние годы отец первой жены царя И.Д. Милославский. Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и "подвижен на гнев", но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота.* Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты "Урядник сокольничья пути", высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение. Городские восстания середины века. В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному выражению В.О. Ключевского, "рать заела казну". Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить. Восстание в Москве, получившее название "соляного бунта", не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах. Соборное уложение 1649 г. "Боязни ради и междоусобий от всех черных людей", как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в\1648-1649 гг. и завершились принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада. "Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданньм типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки. В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто "будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать", предписывалось "казнить смертно безо всякой пощады". Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки. "Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. Важнейшим разделом "Соборного уложения" была глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. Глава XIX "Соборного уложения" "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной качни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенньм городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах. Задачи внешней политики. К середине XVII в. Россия, восстановив экономику, мота сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной заботой было возвращение выхода к Балтийскому морю. На западе стояла задача возвратить потерянные в период польско-литовской интервенции Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. На юге России постоянно приходилось отражать непрекращающиеся набеги крымского хана вассала могущественной Турции. Крымчаки пленили и продали в рабство только за первую половину XVII в. 150-200 тыс. человек. Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 гг. По Люблинской унии (1569), объединившей Польшу и Литву в единое государство Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI в. (1557). Как отмечали современники, положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян польские паны именовали не иначе как "быдпо" (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции. В 1596 г. в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине и в Белоруссии сохранялись. Но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Большинство православной знати призвало унию. Центром борьбы за сохранение украинского национального самосознания стали братства просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Лупке, Киеве и других городах. В 1632 г. Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 г. Академия) при Киево-Печерской Лавре первое высшее учебное заведение на Украине. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там православных священников. Киевским и Галипким православным митрополитом был Петр Могила (1632-1646), внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Украине. Социальные и национальные противоречия, усиленные религиозным гнетом, вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии, которые проходили на всем протяжении второй половины XVI начала XVII в. В 30-40-е годы XVII в. наступим спад этой борьбы. Польские паны называли этот период "временем золотого покоя". Запорожская Сечь. Центром борьбы против иноземных поработителей стала в 40-50-х годах XVII столетия Запорожская Сечь. Ее ядром был остров Хортица (в настоящее время часть города Запорожье). Для защиты от набегов крымских татар здесь, за днепровскими порогами, казаки соорудили специальную систему укреплений из срубленных деревьев "засеки" (отсюда и название этой территории). Здесь, в низовьях Днепра, сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевым и куренными атаманами. Речь Посполитая, желая привлечь казачество на свою сторону, стала составлять особые списки реестры. Казак, записанный в реестр, назывался реестровым, считался на службе у польского короля и получал жалованье. В соответствии с установившимся порядком во главе Запорожского войска стоял гетман. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, получивший традиционные знаки власти: булаву, бунчук и войсковую печать. Богдан Хмельницкий. Отец Богдана Хмельницкого был казацким старшиной. Хмельницкий получил хорошее по тому времени образование в Киеве и Львове, знал польский, латинский, турецкий языки (последний он выучил в Турции, где два года был в плену). Богдан Хмельницкий (ок. 1595-1657) рано проявил себя как талантливый руководитель. Запорожцы избрали его на должность войскового писаря (одну из важнейших в Запорожской Сечи). Он несколько раз участвовал в посольствах к польскому королю. Есть сведения о попытках польской шляхты убрать Б. Хмельницкого с политической арены: один из шляхтичей пытался убить его ударом меча сзади, и только железный шлем спас Б. Хмельницкого от гибели. Как и многие другие жители Украины, Богдан Хмельницкий испытал на себе жестокость и несправедливость со стороны иноземных поработителей. Так, польский шляхтич Чаплинский напал на хутор Б. Хмельницкого, разграбил дом, сжег пасеку и гумно, засек до смерти его десятилетнего сына, увез его жену. В 1647 г. Б. Хмельницкий открыто выступил против польского правительства. Б. Хмельницкий понимал, что борьба против Речи Посполитой потребует огромного напряжения сил, и поэтому с первых шагов своей деятельности выступил за союз с Россией, видя в ней верного союзника Украины. Однако в России тогда бушевали городские восстания, и, кроме того, она еще была недостаточно сильна, чтобы вступить в противоборство с Речью Посполитой. Поэтому на первых порах Россия ограничивалась-^оказанием Украине экономической помощи и дипломатической поддержки. В этих условиях Б. Хмельницкий пошел на союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, обезопасив себя таким образом с юга и лишив польского короля возможного союзника. Зборовский мир (1649). Весной 1648 г. войско Б. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. В битве при Желтых Водах отряды Б. Хмельницкого уничтожили авангард польских войск. Вскоре в генеральном сражении у Корсуня были наголову разбиты и их основные силы. Войско Б. Хмельницкого достигло Львова и Замостья. Однако недостаток боеприпасов и продовольствия, а также начавшаяся эпидемия чумы заставили Б. Хмельницкого повернуть назад. В декабре 1648 г. его войска торжественно вступили в Киев. Объявив всеобщую мобилизацию шляхты. Речь Посполитая двинула свои войска против армии Б. Хмельницкого. Летом 1649 г. под Зборовом (Прикарпатье) Б. Хмельницкий разбил польскую армию, которая спаслась от окончательной гибели лишь благодаря измене крымского хана. Польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. По этому договору Речь Посполитая признавала Б. Хмельницкого гетманом Украины. Под его автономное правление передавались три воеводства: Киевское, Черниговское -и Брацдавское, где запрещалось размещение польских войск. Реестр войск гетмана определялся в 40 тыс. человек. На должности в трех воеводствах могли назначаться только православные. Киевский митрополит стал заседать в сейме Речи Посполитой. Однако польские помещики получили право возвратиться на свои земли. Белоцерковский мир (1651). Зборовский мир оказался временным перемирием. В 1650 г. военные действия возобновились. К этому времени отчетливо обозначился новый подъем освободительной борьбы украинского народа. Летом 1651 г. превосходящие силы польских магнатов встретились с войсками Б. Хмельницкого под Берестечком (река Стырь на Волыни). Полякам удалось в очередной раз подкупить крымского хана. Тот вывел свои войска из сражения и задержал у себя Б. Хмельницкого, который пытался убедить хана продолжить битву. Поражение под Берестечком и разгром отдельных восстаний карательными экспедициями вынудили Б. Хмельницкого заключить под Белой Церковью мир на тяжелых условиях. По Белоперковскому миру под властью Б. Хмельницкого оставалось только одно воеводство Киевское. Реестр сокращался вдвое до 20 тыс. человек. Как и ранее, польские шляхтичи имели право вернуться в свои поместья, крестьяне по-прежнему обязаны были нести крепостное ярмо. Усилилось бегство казаков и крестьян в московское порубежье. В верховьях Северского Донца и Оскола (Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др.) образовалась Слободская Украина. Переяславская рада (1654). Ответом на договор, заключенный под Белой Церковью, были массовые народные выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батогом (на реке Южный Буг). Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить Украину из-под власти Речи Посполитой. Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653 г. 1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Воссоедине-' ние Украины с Россией привело к временному ослаблению крепостнических отношений на Левобережье (крепостное право юридически введено на Украине во второй половине XVIII в.). Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада. Русско-польская война 1654-1667 гг. и русско-шведская война 1656-1658 гг. Речь Посполитая не признала воссоединения Украины с Россией. Русско-польская война стала неизбежной. Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Богдан Хмельницкий Люблин, ряд городов в Галипии и на Волыни. Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция открыла против нее военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков. Польша стояла на краю гибели. В условиях бескоролевья после смерти короля ЯнаКазимира Алексей Михайлович, рассчитывая на королевский престол, объявил войну Швеции (1656—1658). Было заключено русско-польское перемирие. Русские войска взяли Динабург (Даугавпилс), Дерпт (Тарту), осадили Ригу, нанесли поражение шведам под Гдовом (1657). Однако все успехи России были перечеркнуты изменой украинского гетмана И. Выговского, сменившего умершего в 1657 г. Б. Хмельницкого. И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей против России. В 1658 г. было заключено русско-шведское перемирие на три года, а в 1661 г. Кардисский (близ Тарту) мир. Россия возвращала завоеванные в ходе войны территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю оставалась первоочередной, важнейшей задачей внешней политики. Драматические события переживала Украина. Гетман И. Выговскнй в союзе с Польшей и Крымом разбил царские войска под Коногоном (1659). Население Украины не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, однако и он вскоре (1660) перешел на сторону короля. И вновь и Запорожье, и Левобережье Украины не поддержали антирусские действия. В 1662 г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. Гетманом Левобережья стал запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, также добивавшийся отделения Украины от России (убит казаками в 1668 г.). На Правобережье был свой гетман П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому султану, чтобы избавиться и от России, и от Польши. Эти годы на Украине стали временем разорения ("руины") и усобиц. Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия на тринадцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, передавался России на два года (после завершения этого срока он так и не был возвращен). Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши. Медный бунт 1662 г. Изнурительные войны, которые вела в середине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание. Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей двинулись в загородную резиденцию царя село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Как пишет современник событий, восставшие "били с царем по рукам" и "держали его за платье, за пуговицы". Пока шли переговоры, посланный царем боярин И.Н. Хованский тайно привел в Коломенское верные правительству стрелецкие полки. Войдя в царскую резиденцию через задние хозяйственные ворота Коломенского, стрельцы жестоко расправились с восставшими. Погибло боле 7 тыс. москвичей. Однако правительство вынуждено было принять меры для успокоения масс, была прекращена чеканка медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Восстание в Москве 1662 г. было одним из предвестников новой крестьянской войны. Поход Василия Уса. Одним из основных районов, куда направлялись беглые крестьяне, был Дон. Здесь, на южной границе России, действовал принцип: "С Дона выдачи нет". Обороняя границы России, донские казаки часто предпринимали успешные походы (так называемые "походы за зипунами") против Крыма и Турции, возвращаясь с богатой добычей. В 1658-1660 гг. турки и крымские татары блокировали выход в Азовское и Черное моря: в устье Дона были сооружены две башни, перегородившие реку натянутыми между ними цепями. Объектом нападения казаков все чаще становилось побережье Каспия. В 1666 г. отряд в 500 казаков под предводительством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки, желая на военной службе получить средства к существованию, шли в Москву, чтобы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши. В ходе движения в отряд вливались крестьяне, бежавшие от господ, а также посадский люд. Отряд Василия Уса вырос до 3 тыс. человек. С большим трудом царские воеводы с помощью регулярных войск вынудили Василия Уса отойти на Дон. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в повстанческую армию Степана Разина. Степан Тимофеевич Разин. С.Т. Разин происходил из домовитого казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, его предки в первом поколении. Как сообщает один из современников, "вид его (Разина. — Авт.) был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста от был высокого, лицо имел рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и любовь". С.Т. Разин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольством он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона до Соловецких островов в Белом море. Возглавлял отдельные казацкие походы. Не случайно вокруг личности С.Т. Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания. В 1667 г. под руководством С.Т. Разина голутвенные (неимущие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яипкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунктом. В 1668— 1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье от Дербента и до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С.Т. Разин и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком городке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого похода за добычей. Восстание 1670-1671 гг. Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др. Среди народа распространились "прелестные (от слова "прельщать") письма" С.Т. Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, "изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить". Как писал один иностранец — современник событий, С.Т. Разин "повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига... бояр или дворян..." Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С.Т. Разиным на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича Алексей (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Весной 1670 г. С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников пытки, жестокие казни, насилие "сопровождали" их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходите» наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальшщкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой четверти XVIII в. Церковные реформы Никона. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и "крутой" патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков старообрядцы отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам греческим или русским унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т.д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями "расколоучителей", бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разницы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовье Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" самосожжению в ответ на приход в мир "Никона-Антихриста". Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула "великого государя", святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столипу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов константинопольского и иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и храм Гроба Господня в Иерусалиме, Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |