|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Благотворительность как предпосылка институционализации социальной работы
Оказание помощи бедным имеет давнюю историю. Содержащиеся в ней идеи и ценности влияют на процессы социального обеспечения и сегодня. Согласно религиозной доктрине, которой придерживаются различные традиции, и богатые, и бедные в равной степени должны отдавать другим то, что они могут, побуждаемые любовью, а не страхом. Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Эти ценности давали западному человеку возможность обосновать и организовать свои человеческие импульсы и даже порождали благие порывы. Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни базировалась социальная работа (на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма), основная ее цель — оказание помощи тем, кто в ней нуждается, — уходит своими корнями в иудеохристианские заповеди. Одним из первых и результативных деятелей в области социальной работы для бедных был священник-униат Джозеф Так-керман. В начале XIX в. созданное по его проектам Общество милосердия более чем на полвека определило направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано другим священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гер-тином. Это движение, в свою очередь, способствовало появлению Общественного совета социальной защиты и агентства по проблемам семьи. В значительной степени последующее развитие добровольческого сектора в системе социального обеспечения США можно проследить по двум основным направлениям: - сохранение или развитие религиозных форм организации (в некоторых областях); - освобождение от религиозного влияния (секуляризации) организаций и программ, созданных под покровительством священнослужителей или стимулированных религиозными мотивами. «Дружественные визитеры». Одно из направлений в истории социальной работы в США было тесным образом связано со сферой оказания материальной помощи. «Дружелюбные посетители» из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками. Их деятельность сильно отличается от активности современных социальных работников, однако многое из деятельности добровольцев благотворительных обществ сохранилось и в ходе профессионализации социальной работы. Визиты добровольцев с целью установления личных контактов с неимущими стали наиболее распространенной формой общения с бедняками в городах. В своем первом, ставшем затем ежегодном, докладе в 1818 г. Нью-Йоркское общество по борьбе с нищетой предложило организовать такие визиты следующим образом: «... разделить город на очень небольшие районы и выделить из числа членов общества двух-трех человек для каждого района, в чьи обязанности входило бы налаживание знакомства с его жителями, обследование семей неимущих, оказавшихся в трудном положении, помощь советом в их профессиональной деятельности, обучении детей, ведение домашнего хозяйства, оказание поддержки или предостережение в зависимости от обстоятельств». Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах прошлого столетия в целях оказания материальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое внимание на выяснении условий, приводивших к нищете, а не на заверениях в том, что пожертвованные средства предоставляются достойным получателям. С 1877 по 1892 гг. в крупных городах США и Канады были созданы 92 благотворительные организации по типу Лондонского общества по оказанию благотворительной помощи и борьбе с попрошайничеством. Эти организации можно считать предшественниками современной системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Для членов общества, наносящих дружеские визиты в бедные семьи, проводились конференции, где они встречались с другими работниками в целях изучения опыта работы и обмена идеями. Для них были подготовлены пособия с изложением основных правил поведения. Добрый совет, который должен был зажечь луч надежды, стал предпочтительным методом работы. Материальная помощь предоставлялась лишь в крайних случаях и в такой форме, чтобы не обидеть, денег же бедным не давали. Предметы первой необходимости выдавались в небольших количествах лишь для удовлетворения самых насущных потребностей. Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности. Лица, наносившие визиты (обычно женщины, принадлежавшие к состоятельным кругам), видели в своем клиенте не ровню себе. Они считали, что несчастное и скромное положение было результатом невежества или отсутствия присущих среднему классу ценностей и стиля жизни, прежде всего, умеренности, трудолюбия, бережливости, предусмотрительности, сдерживающих моральных начал. В основе движения по созданию благотворительных организаций лежало убеждение в том, что оно даст средства, которые помогут спасти города от пороков нищенства и справиться с антагонизмами, вытекающими из социальных различий. При этом делался упор на религиозные ценности, на любовь к ближнему. Главная цель состояла в том, чтобы спасти «несчастных от греха нищеты». Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юридическую помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих. Нравственные приоритеты не создали основы для удовлетворительных отношений между добровольными помощниками из среднего класса и нуждающимися гражданами. Движение сеттльментов (особые микрорайоны города — квартал, район или дом, — где проживали главным образом иммигранты) положило начало социальной групповой работе и резко расходилось по своим идеям с благотворительными организациями. Первым американским сеттльментом была Соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. К 1896 г. было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. — почти 400. Программы деятельности сеттльмент-центров носили эмпирический характер и постоянно расширялись. Но в целом их больше интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности.. Благодаря своей никогда не прекращавшейся неформальной деятельности служители этих центров приобрели очень ценный опыт и знание проблем, что давало им возможность влиять на пути и способы улучшения работы агентств по социальной работе. Они предпочитали помогать иммигрантам решать проблемы, с которыми те сталкивались в местах проживания, вместо того чтобы заниматься благотворительностью. Многие социальные работники сами жили на данной территории. Они были молодыми идеалистами-либералами, получившими хорошее образование. При этом использовалась групповая работа, общинная организация и пропаганда. Деятельность благотворительных организаций и движения сеттльментов основывались на различных подходах: первые занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто обращался за помощью, а также жилищными вопросами и посещаемостью в школах; вторые основное внимание сосредоточивали скорее на возможностях и условиях работы. Однако, несмотря на различия в их деятельности, они в определенной мере сотрудничали: работники сеттльментов часто выступали в роли «дружественных визитеров» в программах благотворительных организаций. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной социальной работы и заложила теоретические основы социального обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни и тюрьмы, а в особо сложных и Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |