|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VI-VII векаВо-первых, это эпоха персидской оккупации. Храмы в то время строились в глухих труднодоступных местах, особенно это касается VII века. Одновременно это время пришествия ассирийских отцов и, как следствие, распространения монашества. Куполные храмы этой эпохи легко узнаваемы: они обычно приземистые, с небольшим куполом, и купол этот или сферический или имеет форму очень плоской пирамиды. Класическая грузинская высокая пирамида (шатер) еще не появилась Кроме купольных храмов, которые сложны и единичны, в Грузии строили множество маленьких базилик. Самым ранним купольным зданием считается храм Иоанна Крестителя в Шио-Мгвимском монастыре. Это здание было построено между 560 и 580 годами. Претендентом на более ранний срок может быть храм в кахетинском селе Карданахи. Где-то в то же время был построен храм Дзвели Гавази в кахетинском селе Ахалсопели. Он считается первым в истории грузинской архитектуры тетраконхом, то есть представляет в плане крест с закругленными апсидами В это самое время Византия создает в Армении Аванский католикосат - православный, оппозиционный армянской церкви(монофизитам). Так как в монофизитской среде существовала мода на базилики, то аванский католикос построил принципиально новый тип храма - прямоугольный тетраконх - сейчас он находится на окраине Еревана и называется Аванский собор. Определённо, уже с него скопировали два храма: ереванский храм Св. Рипсиме и знаменитый храм Джвари около Мцхеты.
Джвари построен в те годы, когда Грузия еще была монофизитской, хотя и дрейфовала плавно обратно в православие. В 610 году отказ от монофизитства станет полным и Двинский собор армянской церкви постановит прекратить общение с грузинскими христианами. Культурно-идеологические пути Армении и Грузии с этого момента разойдутся. Именно в эти годы в Грузии оживится храмовое строительство.
Около 630 года строится Атенский Сион, почти полностью копирующий Джвари. У него такой же восьмигранный барабан купола, как у Джвари, и он тоже тетраконх с угловыми квадратными камерами. В Кахетии в эту эпоху был построен храм в монастыре Старая Шуамта. Точных датировок нет, но VI век в нем узнается сразу. Другой кахетинский храм того времени - храм Святой Троицы в Икалто. Интересно, что храм Джвари и Шуамта имеют купол почти круглой формы, в византийском стиле того времени. Почти одновременно с атенским храмом, ориентировочно в 626 - 635 годах строится собор в селе (или городе) Цроми. Цромский собор - это новая фаза грузинской архитектуры. Впервые купол стал опираться на столбы. Впервые появились высокие ниши на восточном фасаде. А главное - он очень большой, что странно для той нестабильной и переходной эпохи. Других храмов тех же лет в Грузии нет, зато их немало в Армении. Почти одновременно с Цромским собором строился армянскийхрам Святой Гаянэ в Вагаршапате, а чуть позже - собор Эчмиадзин, оба с подкупольными столбами, как и Цроми Примерно через 20 лет случится одно важное событие, хотя и не в Грузии - в армянском Вагаршапате усилиями католикоса Нерсее (халкидонита) будет построен храм Звартноц. Он построен как тетраконх с галереей вокруг. Храм станет весьма знаменит и впоследствии породит много подражаний, в том числе и в Грузии. В этот же период, не очень понятно, когда именно, был построен храм Анчисхати в Тбилиси. Он тоже имеет вид базилики. Храмы Грузии того времени имеют купол в форме шатра (пирамиды). В Византии такого не было. Есть версия, что это влияние персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня – сейчас этот элемент можно видеть на храме Атешга в Баку. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |