АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Лекция №4

План:

 

1.Философия Платона: онтология, учение о душе, гносеология, политические идеи.

2.Философское учение Аристотеля: онтология, учение о душе, гносеология, политические идеи.

3.Эллинистическая философия: этическое учение Эпикура и стоиков.

Термин «античная философия» объединяет в себе филосо­фию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VI в. до н. э. и просуществовавшую до VI в. н.э. (до закрытия импе­ратором Юстинианом в 529 г. последней греческой философ­ской школы — платоновской Академии).

При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов мы можем говорить о некотором сущностном единстве античной философии как определенном историческом способе философствования. Каковы же черты, определяющие сущность античной философии, ее своеобразие?

Во-первых, античная философия космоцентрична. Ее теоре­тическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разра­батываемая в виде чувственно-материального космоса, движи­мого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством». Принцип, согласно которому бытие в конечном счете представляет собой единство, несмотря на множествен­ность существующих вещей, является исходным принципом эл­линского мышления, и именно он приводит ее к понятию кос­моса как гармонической взаимосвязи существующих вещей. Этого принципа необходимого единства не может избежать даже платоновский Демиург. Предмет античной филосо­фии — это познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части, при этом с самых начал греческой философии природа — предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

Во-вторых, возникновение античной философии (как и вся­кой философии вообще) связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от образа ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской «Теогонии». Греческие мифы — продукты эпической поэзии —отразили в яркой символической форме как эпохальные социа­льные изменения, такие как переход от матриархата к патриар­хату, от полигамии к моногамии, так и память о родстве, необ­ходимом единстве человека и природы. Эра антропоморфных олимпийских богов символизирует гармонизацию космоса. Это определило художественное понимание космоса в античной фи­лософии как симметрии, гармонии, меры, красоты, ритма.

В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма. Прасимволом античной культуры, по выражению Шпенглера, является отдельное материальное тело. «Античная Вселенная, космос, хорошо упорядоченное множество всех близ­ких и вполне обозримых вещей замыкается телесным небосво­дом. Большего не существует. Наша потребность — мыслить за пределами этой оболочки новое «пространство» — полностью отсутствовала в античном мирочувствовании». Подлинной фор­мой необходимого единства, а потому и совершенства для ан­тичного Демиурга является сферическая форма. Таким образом, творец мира не только соблюдает принцип необходимого един­ства, но должен создать мир сферическим, подчиняясь объек­тивным законам космоса. Душа (принцип самодвижения и дви­жения) и ум (принцип целесообразности космоса как художест­венного целого) характеризуются в первую очередь как объективно-космические силы, а человеческие душа и ум есть слабое отражение их объективного аналога. Субъект никогда не ставится выше объекта. Более того: человек есть микрокосм, все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем во­площаются. В идее внутренней соотнесенности микрокосма и макрокосма, характерной для античной философии, доминирует направленность от Вселенной к человеку, т. е. эстетический ас­пект космологии. Основной метод философского познания — интеллектуальное созерцание целого как целого.

В-четвертых, античная философия пантеистична. Космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги — лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или приро­ды. Даже в развитых вариантах космогонических теорий ан­тичности боги не творят мир из ничего, а всего лишь придают ему форму, причем с согласия и при участии природной необ­ходимости.

Мировоззренческий аспект античной философии характе­ризуется рядом формул. Вот основные из них: «Из ничего не может возникнуть нечто», «подобное стремится к подобному и познается подобным», «время — подвижный образ вечности»,оно ассоциируется не с последовательностью, а с одновремен­ностью, не с необратимостью, а с повторяемостью, т. е. время — циклично. Поясняя различия в восприятии времени античной и современной культурой, М. Л. Гаспаров писал: «Греки представляли себе время движущимся на одном мес­те — как звездный небосвод, который вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас, так и через тысячу лет после нас... Греки не вели летосчисления по олим­пиадам, они не вели вообще никакого летосчисления. Годы в их сознании были не нанизаны на тянущуюся нить, а как бы рассыпаны пестрой неподвижной россыпью». Человек же рас­сматривается не как «уникальная личность» (понятие «лич­ность» не разрабатывалось античными философами), а как не­кий идеализированный тип — «человек разумный». Лич­ность — онтологически невозможное понятие в античной философии: в платонизме душа, обеспечивающая преемствен­ность человеческого существования, не находится в неразрыв­ной связи с индивидуальным человеком и может быть соеди­нена с любым другим, даже нечеловеческим телом; в аристотелеизме человек является конкретной индивидуальностью, но с наступлением смерти она разрушается полностью и оконча­тельно. Судьба в античной философии есть выражение косми­ческой необходимости (подчиняющей себе даже богов) приме­нительно к человеку. А поскольку античный человек не знает ни начальных причин своего происхождения, ни своих конеч­ных целей, он решает действовать, невзирая на предначертанность судьбы, как герой. Формулировку типичного для грека отношения к жизни Геродот вкладывает в уста Ксеркса: нужно действовать, идя на риск в ситуациях, в которых невозможно рассчитать последствия, и только так достигается успех. Стремление к доблести, которая должна быть оценена окружа­ющими, равными герою людьми, носит отчетливо состязатель­ный, «агональный» характер. Соревновательный дух греков пронизывает даже такие далекие от утилитарного назначения формы деятельности, как философия и искусство. Как считал известный знаток античности А. Ф. Лосев, сочетание фатализ­ма и героизма было одной из своеобразных черт античного типа культуры.

Конец мифологической эпохи с ее спокойной устойчиво­стью наступил в осевое время в результате борьбы рациональности и рационально проверенного опыта против мифа. Фило­софия и возникает в Древней Греции как попытка разгадать тайну мифа, тайну его высшей объективности. Важным усло­вием, определившим своеобразие борьбы греческого логоса против мифа, явилось становление полисной формы обще­ственной жизни. Как показал Ж. П. Вернан в своей работе «Происхождение древнегреческой мысли», становление полиса создавало предпосылку личной свободы человека, полную от­крытость всех проявлений общественной и духовной жизни, замену иерархических отношений господства и подчинения новым типом общественной связи, основанным на симметрии и взаимности отношений между «подобными» или «равными» гражданами, отказ от жестких традиционных норм поведения индивидуума, становление рационально-философского образа мышления.

Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела. Изложенное здесь не означает, что в рамках античной филосо­фии не существовало многообразия философских школ и на­правлений, оппозиций, изменений в понимании объекта и за­дач философии.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)