АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Натурфилософский период

Читайте также:
  1. III. Стабилизационный период.
  2. Ведический период.
  3. Гарантии деятельности профсоюзов РФ в современный период. Их права и значение.
  4. Декрет о земле 1917г. Развитие земельных отношений в Белорусской ССР в социалистический период.
  5. Зарождение и развитие русской вотчинно-государственной системы в ордынский и постордынский период.
  6. Издержки производства и их виды. Динамика издержек производства в долгосрочный период.
  7. Индустриальная революция и капитализм в Европе в XIX в. Особенности российского капитализма и его генезис в пореформенный период.
  8. Классический период.
  9. Культура Греции в архаический период.
  10. Межвоенный период.
  11. Монашество на Руси в домонгольский период. Киево-Печерская Лавра.

Натурфилософский период античной философии представ­лен ионийскими философами (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит из Эфеса), италийскими философами (элеаты и пифагорейцы). К нему же относятся Анаксагор, Эмпедокл и, с некоторыми оговорками, Демокрит.

Ионийские философы вошли в историю философии под именем «физиков», или «фисиологов» (так их назвал Аристотель), т. е. мыслителей, воспринимавших мир, природу, космос как жи­вое и самодвижущееся целое. Основная оппозиция данного пе­риода — противостояние учений Гераклита Эфесского и филосо­фов элейской школы Парменида и Зенона.

Гераклит (ок. 544-480 гг. до н. э.) приходит к мысли об уни­версальности изменений в мире, о борьбе противоположностей (термин «противоположность» принадлежит Аристотелю) как ис­точнике всего сущего, о «скрытой гармонии мира» как внутрен­нем тождестве противоположностей. Первоначалом всего Герак­лит считал самую активную из стихий — «вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий». Огонь выступает у Гераклита и как субстанциальное начало, и как эсхатологиче­ское (космос периодически гибнет в мировом пожаре), и как Логос — разумная, диалектическая необходимость, управляющая миром. Логос — это внутренняя структура огня, его мера, он выражает собой единство борьбы и гармонии в мире. Познать Логос можно только разумом, но не чувственным восприятием. Человек, познавший Логос, умеет раскрывать во множественно­сти единое. Видимый нами чувственно-конкретный пласт бытия не есть вечная сущность (как позже учил Анаксагор), но и не призрак, порожденный нашими чувствами (как учил Парменид), он — не прочное бытие, но и не мимолетное видение в головах людей, а «игра огня с самим собой»; только в этом смысле многое есть одно, «все — едино».

В противоположность Гераклиту Парменид (ок. 540-470 гг. до н. э.), основатель элейской школы, учил, что есть только бытие. Оно неподвижно, вечно, целокупно (не имеет частей), сфероподобно и, следовательно, совершенно. Небытия нет. Множественность, изменчивость мира, о которой говорят наши чувства,— заблуждение. Вывод о единственности и непо­движности бытия Парменид делает, исходя из предположения, что высший критерий бытия — способность разума образовы­вать понятия, мыслить бытие. Бытие и мысль о бытии тожде­ственны. Учение Парменида было первой философской попыт­кой сформулировать метафизическое понимание природы. Основными характеристиками бытия он провозглашает непо­движность, неизменность, отсутствие генезиса. Ученик Парме­нида Зенон (480—430 гг. до н. э.) доказывал тезис о единствен­ности бытия путем обнаружения внутренних противоречий (апорий) в аргументации противников. Разработанные Зеноном аргументы в защиту учения Парменида получили название «Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела» и др. Эти аргументы, или апории, стимулировали развитие античной логики, диа­лектики, так как вскрывали противоречия в современных Пармениду и Зенону понятиях о пространстве, едином и многом, движении и покое, непрерывном и прерывном.

Итак, по мнению элеатов, множественность и движение не

обладают реальностью. Напротив, для Гераклита изменчивость, активность характеризуют самую суть бытия. Есть ли нечто посредствующее между единым, данным уму, и множественной действительностью, открываемой чувственным опытом? На та­кое посредствующее начало указала пифагорейская филосо­фия, рассмотрев числа и их соотношения как первопричину бытия. Ведь число не есть чистая идея ума и не есть просто данное опыта.

Если милетская школа давала ответ на вопрос о материаль­ной причине сущего, а элейская и пифагорейская пытались ре­шить вопрос об идеальной форме существующего, то последние философы космологического периода — Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит стремятся ответить на вопрос о причине движения. При этом все они исходят как из бесспорно установленной ис­тины из положения элейцев о том, что истинно сущее бытие не может ни возникнуть, ни погибнуть. Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.) представляет жизнь природы как цикли­ческий процесс, в котором попеременно берут верх то Любовь, соединяющая физические элементы в единое, то Вражда, обо­собляющая эти элементы друг от друга и порождающая мно­жественность. Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н. э.) предполагал число материальных элементов («гомеомерии», или «подобночастные») бесконечным, а силой, приводящей их в движение и упорядочивающей их,— Ум, или Нус. Последний характери­зуется и как чисто механическая, и как сознательная, целесо­образно действующая духовная сила. То есть Анаксагор коле­бался при ответе на вопрос, является ли движущая сила Ума «причинной» или «целесообразной».

В отличие от предшествующих мыслителей, атомисты (Левкипп и Демокрит) предприняли попытку создания системы, объ­ясняющей мир и разрешающей основные проблемы, поставлен­ные философией данного периода. В качестве первоначал всего сущего атомисты вводят два новых понятия: неделимые (и не имеющие частей) атомы и пустота. Это позволяло разрешить проблему противоречия между единым и многим, поставленную элеатами. С одной стороны, атом неизменен, неделим, неуничтожим (аналог парменидовского бытия), с другой — атомов беско­нечное множество, и пустота является условием существования этой множественности. Мир и все вещи, существующие в нем, включая душу человека, есть соединение различных по форме, ве­личине и положению атомов. Другая особенность философии ато­мистов — попытка объяснить мир, не прибегая к понятию цели. По Демокриту, «все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости», т. е. все имеет свою необходимую причину. По многочисленным свидетельствам древних, Демокрит отрицал существование случайности, которая трактовалась им как результат незнания.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)