|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура Греции в архаический периодГреки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, В частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружении исходили из главного помещения царского дворца - мегарона. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая подчёркнуто господствующее место среди построек города; причём, главным фасадом он был обращён на восток к восходящему солнцу. Греческий храм посвящался тому или иному божеству - покровителю города, но носил общественный, человеческий характер. И это не удивительно, учитывая то, что развитие греческой религии шло к всё большему очеловечиванию её образов.Простейший и древнейший тип каменного архаического храма состоял из небольшого помещения, называемого "наос" ("жить, обитать"), который был прямоугольным в плане и открытым на восток, покрыт керамической или мраморной черепицей. На его фасаде были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятие с одного фасада: позднее он использовался лишь для небольших сооружений, таких как, например, сокровищницы в священном и почитаемом всеми греками городе Дельфы.Более совершенным типом храма был так называемый "простиль", на переднем фасаде которого были размещены уже не две, а четыре колонны.Классическим типом греческого храма стал "периптер" (оперённый) - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окружённый со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественной строгой простотой и гармонической законченностью.Основные элементы храма были просты и органично связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глинобитными стенами. Отсюда - двускатная крыша и балочные перекрытия. Прообразом колонны были деревянные столбы. Разумеется, это не значит, что конструкция греческих храмов была механически перенесена с деревянных сооружений. Архитекторы древней Греции были способны учитывать свойства строительных материалов в применении к особенностям конструкции здания.В результате весьма длительной эволюции здесь сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, уже у римлян, получила название "ордера" (строй, порядок). В более узком смысле ордер - это порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия или антаблемента.В архаическую эпоху греческий ордер сложился в двух основных вариантах - дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан, по преимуществу, с областями материковой Греции, тогда как ионический - с культурой островной и малоазийской Греции.Дорический ордер, по мнению самих же греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер, напротив, был лёгок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), а в ионическом ордере - женскими (кариатидами).Скульптура периода архаики развивалась весьма сложными путями. Вплоть до середины VI в. до н. э. создавались статуи богов мало расчленённые, строго фронтальные, словно застывшие.Таковы статуи Артемиды, богини охоты, с о. Делос (около 650 г. до н.э.) и Геры, супруги верховного бога греческого пантеона Зевса, с о. Самос (ок. 560 г. до н.э.), несколько напоминавшие, видимо, ксоанов гомеровской эпохи. Но уже в статуе Геры появляется большая пластичность форм, подчёркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Уже вполне правильно установлены и пропорции самой женской фигуры, скрываемой одеянием.В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - так называемых "куросов".Образ куроса - сильного мужественного героя - был порождён в Греции развитием гражданского самосознания. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображались идущими или шагнувшими, хотя шаги ещё даны несколько условно (обе ступни приставлены к земле), как в древневосточной скульптуре. Однако, в них уже выявляется античный принцип строения форм, основанный на подчинении деталей целому.Развитие типа куроса шло в сторону выявления всё большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, которая называется в искусствоведении "архаической". Эта "архаическая улыбка" носит условный характер, придавая иногда куросам несколько манерный вид. И всё же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, которыми проникнут весь образный строй статуй.Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в знаменитой статуе богини Победы Ники с о. Делос, выполненной в первой половине VI в. до н.э. Однако, движение богини, так называемый "коленопреклоненный бег", столь же условно, как и "архаическая улыбка".Со второй половины VI в. до н. э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека, свидетельствуя о приближении глубоких перемен как в общественной жизни, так и в художественной культуре Греции. С этого времени начинается расцвет Афин и аттической школы скульптуры. Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, так называемые "коры". Статуи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.Важнейшей частью ордера была колонна как основная несущая его часть. В дорическом ордере колонна не имела базы и стояла непосредственно на основании храма. Её пропорции обычно приземисты и мощны. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Она имеет базу, а на верхнем своём окончании, соприкасающемся с перекрытием, имеет два изящных завитка или волюты.Позднее, ближе к классической эпохе, получил развитие третий ордер - коринфский, близкий к ионическому и отличавшийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и лёгкостью колонн, увенчанных пышной корзино-образной капителью из растительного орнамента.Ранние архаические храмы имели грузные пропорции, иногда были слишком вытянуты в длину. Со временем они становятся более гармоничными и пропорциональными. Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками, что придавало большую праздничность всему храму, выделяя основные элементы его архитектуры.Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремёсел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, имея различное назначение. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Размещение росписей и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазописи шло от схематичных, отвлечённо-декоративных изображений к композициям сюжетного характера.Наибольшее распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались чёрным лаком и хорошо выделялись, на красноватом фоне обожжённой глины. Иногда для достижения большей выразительности по чёрным силуэтам процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями отдельные детали. Наиболее час-то встречающимися были сюжеты, связанные с мифологической традицией, а также эпическими преданиями. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |