|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Арбитражное разрешение международных споров в Древней ГрецииБолее широкое распространение арбитражное разрешение международных споров получило в Древней Греции. Л. А. Камаровский пишет по этому поводу: „Много примеров третейских решений представляет нам история Греции". Д. Б. Левин отмечает, что „в международной практике древнегреческих государств... даже заключались соглашения об арбитраже". Р. Моррис указывает на причину такого положения вещей: „В Древней Греции обстоятельства были наиболее благоприятны для арбитража... Между древними городами Греции... было достаточно случаев для споров... Греческий дух был специально предрасположен к арбитражу". А. Гефтер в этой связи писал: „В истории третейское разбирательство встречается в самых разнообразных формах. У греков мы находим его в форме обращения к правосудию третьего или союзного государства...” Часть авторов считает, что международный арбитраж как способ разрешения международных споров в Древней Греции превратился в институт международного права. Так, по утверждению Л. Оппенгейма, „арбитраж как правовой институт довольно широко применялся древними греками" [22. C.66]. Представляется, что, несмотря на действительно частое обращение древних греков к третейскому разбирательству (Дж. Ралстон упоминает, что „был по крайней мере 81 случай арбитража между греческими городами"), вряд ли можно говорить об арбитраже как институте международного права в тот период. В противоположность вышеупомянутой точке зрения, что арбитраж берет свое начало в государствах Древнего Востока, которой придерживается большинство исследователей, часть авторов считает, что арбитражное разбирательство берет свое начало в Древней Греции. Нет необходимости вступать в полемику по этому поводу, так как конкретные исторические факты, в том числе приведенные выше, свидетельствуют о том, что международный арбитраж впервые начал применяться на Востоке. Однако, несомненно, древние греки более активно использовали этот способ разрешения международных споров. Начиная рассматривать примеры третейского разбирательства в Древней Греции, необходимо отметить роль религиозных институтов, которые, как правило, избирались арбитрами. Чаще всего такую роль выполняли амфиктионии (религиозные союзы, возникавшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества). Л. А. Камаровский пишет по этому поводу: „В третейские судьи чаще всего избирались, особенно в более древнюю эпоху, власти религиозные. Между ними первое место занимают амфиктионии". О том, что амфиктионии представляли собой некоторое подобие постоянного третейского суда, говорят и другие авторы. В Греции существовало несколько амфиктионий. Самой древней и наиболее влиятельной была дельфийскочрермопильская амфиктиония, основной целью которой была охрана святилищ Аполлона в Дельфах и Деметры в Анфеле у Фермопил. П. Бибиков, называя дельфийскую амфиктионию „самой важнейшей", говорит, что ее появление относится к 1522 году до н. э., правда, он тут же упоминает: другие авторы считают, что она образовалась в более позднее время". Авторы „Истории дипломатии" пишут, что „в тех случаях, когда какой-нибудь город нарушал обязательства, он подлежал суду амфиктионов... По спорным вопросам международного права тяжущиеся стороны обращались в Дельфы"[5]. П. Бибиков указывает, что „устройством своим амфиктиония обязана Акрисию, который... определил порядок для разбора споров между городами". Л. А. Камаровский подчеркивает, что дельфийская амфиктиония... действовала... по добровольному выбору сторон... в качестве третейского суда", причем, по его мнению, такого рода деятельность „проявлялась, вероятно, нередко". Наиболее известен так называемый „делосский процесс" между афинянами и делосцами около 345 или 343 года до н. э. из-за обладания храмом Аполлона на острове Делос. Решение было принято в пользу афинян. Помимо амфиктионий роль третейского судьи играл дельфийский оракул. А. Н. Стоянов писал, что „греческие оракулы вмешивались иногда в споры между республиками". П. Бибиков, отмечая значение дельфийского оракула, говорит, что его влияние было сильнее влияния амфиктионий, что,,он был провозвестником... того, что считалось законным и справедливым", что „ни одна сфера жизни в Древней Греции не оставалась вне влияния дельфийского оракула". „Иногда же оракул просто обозначал место, в котором надо искать третейского судью", — пишет Л. А. Камаровский. Он приводит пример, когда в споре между царями Кирена (город в Ливии) около 500 года до н. э. дельфийский оракул посоветовал избрать таким третейским судьей гражданина из Мантинея (город в Аркадии), вследствие чего спор был решен мантинейцем Демонактом [23. C.17 ]. Кроме амфиктионий и дельфийского оракула арбитрами выступали дружественные города, частные лица, пользующиеся высоким авторитетом, — поэты, историки, мудрецы, политические деятели, победители Олимпийских игр. Так, Дж. Ралстон пишет, что победитель Олимпийских игр решил спор между аркадцами и эллинами о границах. Ряд примеров третейского разбирательства приводит Г. Гроций, который, ссылаясь на Диодора Сицилийского (древнегреческий историк, I в. до н. э.), пишет, что „Адраст и Амфиарей... допустили суд Ерифилы в споре об аргосском царстве. В споре между афинянами и мегарянами о Соломине были избраны трое судей-лакедемонян". Правда, тут же Г. Гроций указывает, что в споре о Сало мине судьями были избраны пятеро спартанцев. Грекам были известны даже договоры о постоянном третейском суде, хотя их количество, очевидно, было весьма незначительным. Пункты о посредничестве встречаются в союзных договорах. Г. Гроций отмечает, что, „подобно тому как равноправные союзники имеют обыкновение передавать свои споры на разрешение съезда союзников, не заинтересованных в самом вопросе, — так, согласно свидетельствам, поступали греки.., некоторые же передавали аналогичные дела на рассмотрение третейских посредников". Е. А. Коровин пишет в этой связи: „Некоторые из договоров доходили до образования крупных, по масштабу того времени, международных объединений — лиг (так называемые „симахии" — военно-политические союзы: Этолийская, Ахейская, Критский койнон и др.)... с третейским судом для разрешения споров между членами Союза...". Дж. Ралстон полагает, что арбитраж играл определенную роль в каждой лиге, и при этом подчеркивает, что большинство арбитражей происходило между городами одной лиги. Арбитражные разбирательства между городами различных лиг встречались редко. П. Бибиков, рассматривая Дорийский союз, пишет: „Относительно взаимных распрей между союзниками было постановлено, чтобы споры решались не оружием, а по суду. В судьи можно было избирать кого угодно, спартанцев или других союзников, или также дельфийского оракула". Он же по поводу Афинской гегемонии отмечает, что „союзники... в своих взаимных спорах должны были подчиняться афинскому суду, называвшемуся судом по символам", а в связи с Ахейским союзом упоминает, что „чинился суд в спорных делах между союзническими государствами". Говоря о международном арбитраже в Древней Греции, следует обратить внимание на такой институт, как символы. П. Бибиков пишет об этом институте как об учреждении, „ближе относящемся к международному праву". По его мнению, символы — это сделки и договоры о суде и судебном порядке в спорах, возникающих между гражданами разных городов. Он говорит, что о содержании этих символов мало известно и что „символами называются преимущественно договоры с союзниками". Далее Бибиков приводит высказывание Поллукса (греческий софист конца II - начала III в.), что „тяжба по символам называется, когда судятся союзники, симмахии" [24. C. 27-29]. Представляется, что именно это последнее замечание и дает право говорить о символах в международно-правовом аспекте. Возникавшие на почве нарушения договора споры передавались на рассмотрение третейской комиссии. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда против непокорных городов принимались принудительные меры, вплоть до объявлений „священной войны". Б. Декан указывает, что в Древней Греции „не только обращались к решению третейским судом того или иного спора, но и заключали условия о компромиссе или соглашения об обращении к третейскому суду на неопределенный ряд случаев. Дж. Ралстон пишет, что договоры, содержащие так называемую „компромиссорную клаузулу", были часты у древних греков. В качестве примера он приводит заключенный в 444 году до н. э. договор о союзе между Спартой и Афинами, согласно которому споры между договаривающимися сторонами должны передаваться на третейское разбирательство. Ралстон упоминает и заключенный в 421 году до н. э. договор о мире между Спартой и Афинами, который предусматривал, что в случае возникновения разногласий союзники прибегнут к согласительной процедуре. Этот же случай приводит В. В. Тенишев, который подчеркивает, что „в случае недоразумения стороны должны выбрать третейского судью из числа дружественных государств. Иногда в договорах встречается следующее положение: „Если возникнет спор между договаривающимися сторонами, они обратятся, по обычаю предков, к третейскому суду нейтрального города". Известен случай арбитража в Пелопоннесской войне (431— 404 гг. до н. э.) между Афинами и Спартой. В начале 421 года до н. э. между обессиленными войной противниками начались переговоры, которые завершились в апреле того же года так называемым Никиевым миром получил свое название по имени инициатора мира, афинского стратега, видного политического деятеля Никия (470-413 гг. до н. э.). Сведения об этом содержатся у древнегреческого историка Фукидида (471-396 гг. до н. э.), который пишет, что афиняне, спартанцы и их союзники заключили мир на 50 лет на следующих условиях: „Если бы между сторонами возник какой-либо спор, они обязаны решать его судом и клятвами согласно условиям". Чуть раньше лакедемоняне и афиняне заключили перемирие на один год на таких условиях: „Вам судить нас и нам судить вас по обычаям предков, разрешая споры судом без войны". В 418 году до н. э. был заключен договор о мире между Спартой и Аргосом на 50 лет. Г. Гроций писал по этому поводу: „Но чтобы возможно лучше обеспечить соблюдение мира" прежде чем прибегнуть к оружию, должно обратиться к третейскому судье. Последнее, по словам Фукидида, было предусмотрено в Пелопоннесском мирном договоре". Сам Фукидид довольно подробно останавливается на этом договоре. Он пишет: „Лакедемоняне и аргосцы решили заключить мир и союз на 50 лет на следующих условиях. Они должны подчиняться третейскому суду на справедливых и равных условиях по заветам отцов. Прочие пелопоннесские города могут присоединиться к договору о мире и союзе, сохраняя независимость, государственное устройство и свои владения и подчиняясь третейскому суду на справедливых и равных условиях по заветам отцов... Если какой-нибудь город в Пелопоннессе или вне его вступит в спор о границе или по какому-либо другому поводу, то спор следует решать судом. Если между двумя союзными городами возникнут раздоры, то они должны обратиться к посредничеству третьего города, который признают беспристрастным обе стороны". В практике древнегреческих государств арбитраж применялся в спорах о границах, праве владения реками и ручьями. В качестве арбитра обычно выступало третье государство, которое делегировало арбитражные функции группе своих граждан, избиравшихся по жребию. О том, кто бывал арбитрами в Древней Греции, пишет и Фукидид. В 419 году до н. э. аргосские послы прибыли в Лакедемон и „прежде всего... потребовали передачи спора о пограничной местности Кинурии (с городами Фиреей и Анфеной, подвластными лакедемонянам), из-за которой шли постоянные раздоры между ними, на третейский суд какого-нибудь города или единоличного судьи". Делопроизводство было облечено в процессуальную форму. Она заключалась в том, что судья, назначенный сторонами в силу особого договора, определял время и место третейского разбирательства. Стороны посылали своих представителей, которые излагали и защищали их претензии. Решение судьи подготавливалось в двух экземплярах и хранилось обычно в храмах или в иных публичных местах. Стороны клятвенно обязывались подчиняться ему. Авторы „Истории дипломатии" приводят пример, когда третейским судьей стал македонский царь Филипп И. Они пишут: „Еще в 346 г. до нашей эры он был избран членом дельфийско-фермопильской амфиктионии и стал арбитром в спорах между греческими городами... Все возникавшие между греческими государствами спорные вопросы передавались на рассмотрение суда амфиктионов. Главой же коллеги» амфиктионов был Филипп". Были случаи и отказа одной из сторон от использования арбитража для разрешения споров. В качестве примера можно привести спор города Коринфа в 436 году до н. э. с островом Керкира в отношении прав на город Эпидамн, "который представлял собой колонию, основанную выходцами с острова Керкира. Керкиряне направили посольство в Коринф с требованием передать вопрос об Эпидамне на решение третейского суда. Правда, они так и не получили определенного ответа от Коринфа. Фукидид так описывает этот случай: „Если же коринфяне выставляют какие-либо претензии на город, то они, керкиряне, желали бы передать спор на суд тех городов в Пелопоннессе, с которыми обе стороны договорятся, и какой из сторон колония будет принадлежать, та и должна владеть ею. Они согласны также предоставить решение дела дельфийскому оракулу... Они согласны также на то, чтобы... заключить перемирие до решения дела в третейском суде". По Фукидиду, „керкиряне утверждают, что были готовы заранее подчиниться решению третейского суда". Далее историк указывает на причину того, почему керкиряне не дождались ответа Коринфа. Он пишет, что они „выступили со своим прекрасным предложением третейского суда только после начала осады Эпидамна". Отказ от использования арбитража был и в споре из-за города Скиона. Фукидид говорит, что лакедемоняне „изъявили готовность решить спор третейским судом. Однако афиняне не пожелали идти на риск третейркого разбирательства и решили немедленно выступить в поход". К 420 году до н. э. относится случай отказа от выполнения третейского решения. В этом году разгорелся спор между элейцами и лепрейцами по поводу выплаты денег за пользование землей. Дело было передано в третейский суд лакедемонян, — пишет Фукидид. — Однако элейцы, подозревая, что приговор будет несправедлив, отклонили третейский суд и разорили землю лепрейцев... Когда элейцы не подчинились приговору третейского суда, то лакедемоняне послали гарнизон из гоплитов в Лепрей". Фукидид говорит по этому поводу: „Странно, что элейцы согласились на третейский суд лакедемонян, а потом отклонили приговор". В новый период греческой истории - период эллинизма (III - II вв. до н. э.) во время конфликтов стороны зачастую обращались к третейскому суду другой державы. Д. Б. Левин пишет по этому поводу, что „в международной практике эллинистических государств, в частности, широко применялись такие институты, как...арбитраж". Дж. Ралстон также приводит подобные примеры. Он пишет: „В первой половине II в. до н. э. был подписан договор четырех городов острова Лесбос о передаче разногласий арбитрам.., чье решение было обязательным. Были также примеры заключения компромисса между городами острова Крит... Арбитражное разбирательство было предусмотрено также договором 98 г. до н. э. между городами Сарды и Эфес". А всего в период с VIII по I столетие до н. э. насчитывается до 120 договоров между греческими городами, которые предусматривали разрешение споров арбитражным судом. Интересна практика Древней Греции в отношении количества судей, которые принимали участие в рассмотрении разногласий. Здесь нет какого-то устоявшегося числа арбитров, рассматривающих спор. Границы очень и очень широки, о чем свидетельствуют два примера. „Возможно, самым большим арбитражем... был третейский суд из шестисот членов, назначенный милетянами для разрешения спора между Спартой и Микенами, — отмечает Ралстон. — Они были избраны с помощью жребия... Один-единственный судья был назначен народом Аполлонии разрешить спор между Кадитисом и соседней деревней". Ралстон пишет, что „наиболее часто третейские суды состояли из трех членов... Судьи обычно сопровождались секретарями". Были случаи, когда третейский суд состоял из представителей двух или более государств. Ралстон приводит пример из Плутарха, согласно которому спор между островом Андрос и городом Халкид был решен тремя городами. Процедура арбитража заключалась в том, что после присяги судей истец и ответчик также под присягой высказывали свои претензии и возражения. Если спор касался границы, судьи исследовали спорную территорию и допрашивали свидетелей. Иногда исследовались старые письма, документы, относящиеся к границе, карты и т. п. Арбитражное решение принималось большинством голосов и содержало выводы, на которых было основано. Третейские судьи ставили под решением свои подписи. Время, в течение которого арбитражное решение должно было быть выполнено, обычно указывалось в компромиссе. Во многих случаях компромисс содержал обязательства сторон подчиниться решению или заплатить штраф, если они его не выполнят. Р. Моррис подчеркивает, что „вся процедура проводилась с самым тщательным вниманием в отношении порядка и правосудия". Л. А. Камаровский, правда, указывает на то, что „в большинстве случаев трудно отличить собственно третейское постановление от простого посредничества", Я, Броунли замечает, что „практика арбитража эволюционировала как весьма сложная процедура". Таким образом, международный арбитраж получил в Древней Греции значительное развитие по сравнению с арбитражным разбирательством на Древнем Востоке. Греки придали этому способу разрешения межгосударственных споров определенную процедурную стройность и постоянство. Но все же представляется, что в то время международный арбитраж как институт международного права еще не сложился. К тому же греки не передавали на арбитражное рассмотрение споры с государствами за пределами Греции и споры по важным политическим вопросам.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |