|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История международного арбитражного разбирательства в средние века и в период абсолютизмаДальнейшее распространение и значительное расширение по сравнению с древним миром арбитражное разбирательство как способ урегулирования межгосударственных споров получило в средние века. Феодальная раздробленность и войны привели к тому, что в международном арбитраже видели альтернативу силе, которая являлась основным способом развития отношений и разрешения споров между отдельными феодалами. „В средние века... движение к улаживанию международных столкновений мирным путем... направлялось главным образом против феодальных войн", - пишет В. В. Тенишев [26, C. 30]. Многие авторы указывают на то, что в этот период арбитраж имел широкое применение. Так, Л. А. Камаровский отмечает, что „третейский суд встречается довольно часто в средние века", а Ф. Ф. Мартене говорит, что больше примеров третейского разбирательства по сравнению с древним миром можно привести из средних веков. Возникает вопрос о том, можно ли вообще признавать третейский суд между феодалами в качестве международного учреждения? Ответ должен быть положительным. „Вся суть феодальных организаций заключается в их публично-правовом характере. Следовательно, феодалов можно признавать субъектами международного права, а суд между ними — международным третейским", — пишет В. В. Тенишев. О постоянном характере арбитража в средние века говорит и М. А. Таубе: „Средние века впервые вводят третейское разбирательство международных споров во всеобщую постоянную практику европейских государств...". А. Мериньяк справедливо отмечает, что „под влиянием религиозных и феодальных идей арбитражи были очень употребительны в средние века". Завершая свои общие размышления о международном арбитраже этого времени, М. А. Таубе говорит, что „история средневековых государств, так сказать, пропитана насквозь случаями арбитража". В эпоху средневековья религиозные власти продолжают, теперь уже в лице католической церкви во главе с папой римским, играть огромную роль в развитии международных отношений в целом и в урегулировании межгосударственных разногласий в частности. Прадье-Фодере, например, отмечал влияние в средние века христианства и папства на развитие международного права. С. Доброклонский подчеркивает, что в средние века „папа принимал в раздорах великих держав участие блистательное и значительное". В период своего могущества папы от Григория VII (1073-1085 гг.) до Бонифация VIII (1294-1302 гг.) считали себя верховными владыками Европы. Из этого как следствие вытекала и высшая юрисдикция пап, которые вмешивались во внешние и внутренние дела государств. Третейский суд поручался нередко папе или высшему духовенству. „Папы неоднократно брали на себя роль третейских судей и разрешали споры между различными европейскими королями, между германским императором и имперскими городами и чинами, между вассалами и их сюзеренами", - отмечает Ф. Ф. Мартене. Правда, М. Ревон замечает, что ввиду отсутствия равенства между государствами папы хотя и были судьями, но не арбитрами в современном понимании. Такой же точки зрения придерживается и М. А. Таубе. По его мнению, „третейский суд папы в средние века есть... непременно акт суверенной власти. Вот почему международные суды пап... ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве первых проблесков современной практики судов третейских между народами". Представляется, что эта точка зрения весьма спорна, так как хотя римско-католическая церковь и являлась объединяющей силой многочисленных феодальных государств и обладала наряду с религиозной также и политической властью, это не мешало ей применять право, а точнее, международное публичное право, для того чтобы разрешать межгосударственные споры и быть настоящим третейским судьей. Римско-католическая церковь, будучи, по словам Ф. Энгельса, „крупным интернациональным центром феодальной системы", не обладала вместе с тем (в международно-правовом смысле) суверенными правами в отношении государств Западной Европы. Феодалы, связанные между собой системой вассальной зависимости, оставались тем не менее самостоятельными государями, которые могли воевать, с кем хотели, могли заключать мирные договоры и союзы. Как и в древние времена, сила оставалась основным способом разрешения многочисленных споров, которые, как известно, были характерны для этой эпохи. Но, как сказал Ж. Ж. Руссо, „сила не создает права". По его мнению, „люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными путем соглашения и в силу права". Представляется, что именно поэтому различные феодальные государства, и вассалы, и сюзерены, обращались к авторитету папы как главы римско-католической церкви для арбитражного разрешения спора. Большинство исследователей приводит пример, когда папа Бонифаций VIII в 1298 году был третейским судьей между французским королем Филиппом Красивым и английским королем Ричардом Львиное Сердце. Правда, М. А. Таубе подчеркивает, что Бонифаций VIII выступал в этом споре не как папа, а как частное лицо, что стороны „в акте своего компромисса (14 июня 1298 г.) специально оговорили, что обращаются за решением спора к папе не как к таковому, а просто как к частному, третьему лицу - к Бенедикту Гаэтани, а не к Бонифацию VIII". Но ряд авторов приводит и более ранние примеры обращения к папам римским в качестве третейских судей. В договоре о союзе, заключенном в 1235 году между Генуей и Венецией, говорится, что „если возникнут между вышеупомянутыми городами какие-либо разногласия, которые не могут быть ими легко разрешимы, они будут решены арбитражем римского папы". Этот пример свидетельствует о том, что средневековью не была чужда идея постоянного арбитража - установления для соответствующих международных конфликтов обязательного разрешения с помощью третейского суда. Нарушивший это соглашение подлежал отлучению от церкви. Папы Александр III (1159-1181 гг.), Иннокентий III (1198-1216 гг.), Григорий IX (1227-1241 гг.) часто выступали арбитрами. Возможно, самым известным примером было разрешение Александром VI (1492—1503 гг.) спора между Испанией и Португалией о владениях в Новом Свете. Папа постановил, что Испании должны принадлежать все земли западнее линии между 41° и 44° западной долготы, а Португалии - восточнее. Этот случай относится к 1493 году. Л. А. Камаровский со ссылкой на Кальво говорит, что в этом случае папа „провел совершенно произвольную линию от одного полюса к другому и поровну разделил спорные территории" [27. C. 120]. Кардиналы и епископы также нередко выступали в роли арбитров. Так, например, в 1276 году два епископа были арбитрами между королями Венгрии и Богемии. Первоначально этот спор о границах стороны передали на арбитражное рассмотрение короля Карла Неаполитанского, который, в свою очередь, передал свои права арбитра третейской комиссии из двух епископов и одного рыцаря. Обращения к арбитражу кардиналов были наиболее частыми среди итальянских средневековых городов-республик. Л. Оппенгейм пишет по этому поводу, что к арбитражу „часто прибегали в своих отношениях итальянские города в XII и XIII вв.". Дж. Ралстон со ссылкой на А. Мериньяка отмечает, что в Италии в ХШ веке было не менее 100 арбитражей между князьями и коммунами этой страны. В Испании в юридическом сборнике Альфонса X было 13 законов об арбитраже. М. К. Михайловский указывает что „иногда обращались к арбитражу пап для того, чтобы обойти суд феодальной курии. Кроме пап и другого высшего духовенства в период средневековья арбитрами выступали чаще всего германские императоры. Великий итальянский поэт Данте (1265-1321 гг.), размышляя о международной юстиции, писал: „Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд... Между любыми двумя правителями, из которых один вовсе не подчинен другому, может вспыхнуть раздор... Следовательно, их должен рассудить суд, должен быть кто-то третий...". Этим третьим у него является монарх или император. Данте Алигьери, создатель „Божественной комедии", является, таким образом, первым автором средневековья, который в трактате „Монархия" поднял вопрос о международной юстиции. Дж. Ралстон писал, что „следующими после пап с требованиями на всеобщее верховенство шли германские императоры, которые считали себя наследниками римских цезарей". Л. А. Камаровский указывает, что „в качестве сюзерена Германскому императору принадлежал суд над его вассалами". На этом основании император Людовик Баварский по жалобе Эдуарда, короля английского, признал его в 1338 году законным наследником французского престола в споре с Филиппом Валуа. В 1378 году император Карл IV отправился по просьбе Карла V французского в Париж для разрешения спора между Францией и Англией. Кроме пап и германских императоров арбитрами в средние века выступали также короли, князья, бароны, парламенты, юридические факультеты университетов и частные лица. Так, в 1176 году английский король Генрих II разрешил спор между королями кастильским и наваррским. В 1263 году Людовик IX был избран третейским судьей в споре между королем английским Генрихом III и его баронами. В 1268 году тот же Людовик IX решил спор между графами люксембургским и барским. Г. Гро-ций упоминает, что „Магнус, король Швеции, был избран третейским посредником в споре между двумя Эриками, королями Дании и Норвегии". Король Франции Людовик XI также часто выступал в роли арбитра. Например, в 1463 году он был третейским судьей в споре между королями Кастилии и Арагона. Его нередко называют родоначальником современного дипломатического искусства, отмечая, что он был непревзойденным дипломатом своего времени. „Ссорить своих врагов, создавать им тысячи препятствий, неожиданно выступить в роли арбитра между ними и добиться таким образом в нужный момент перемирия или мира — такова была тактика Людовика XI", — говорится в „Истории дипломатии". Следует отметить, что в средние века, как правило, монарх, избранный арбитром, передавал споры, представленные ему на разрешение, своим советникам. Стороны, выбирая короля в качестве арбитра, знали об этом. В Греции приводит пример третейского разбирательства, который относится к XI веку, в котором „третейские посредники (представляется, что это были князья. — С Л.) были избраны Магнусом, королем Норвегии, и Канутом, королем Дании, в споре между ними об обоих королевствах". В 1177 году Генрих II английский и Людовик VII французский договорились о передаче своих территориальных споров о феодальных поместьях на решение третейского трибунала из шести епископов и шести баронов — по трое тех и других с каждой стороны. Иногда в роли арбитров выступали парламенты. Особенно часто короли и князья обращались к парламенту Франции, который отличался „строгой справедливостью". Так, император Фридрих II и папа Иннокентий IV избрали его третейским судьей в 1244 году. В то время парламент Франции был собранием судей. Для разрешения споров стороны часто создавали арбитражные комиссии, заключали специальные договоры об арбитраже. Прежде всего, нужно отметить образование по трактату 1310 года между императором Генрихом VII и королем Филиппом Красивым третейской комиссии для разрешения различных пограничных споров между Францией и Германией. В 1343 году был заключен договор между Вальдемаром датским и Магнусом шведским. Все споры, которые могли возникнуть между ними в будущем, поручалось разрешать третейской комиссии из 24 выбранных той и другой стороной арбитров — по 12 с каждой стороны. При наличии разногласий выбирался суперарбитр. Относительно состава этой арбитражной комиссии среди исследователей нет единого мнения. Так, Д. Б. Левин говорит, что „в качестве арбитров предусматривались 24 епископа и по 12 рыцарей с каждой стороны". Дж. Ралстон утверждает, что „споры передавались в комиссию из трех епископов и трех рыцарей с каждой стороны, а в случае несогласия - двум из них, выбираемым каждой из сторон, которые должны были вынести окончательное решение". В 1475 году французский король Людовик XI договорился с английским королем Эдуардом IV об урегулировании их разногласий третейским судом. Путем компромисса была создана арбитражная комиссия из четырех членов — по одному духовному и одному светскому лицу с каждой стороны. Этот договор был заключен сроком на три года, и стороны продлили его в первый раз в 1478 году, а затем продлевали еще в течение 100 лет. Эта арбитражная комиссия является ярким Примером постоянного третейского суда XV—XVI веков. В средние века арбитрами выступали и юридические факультеты университетов. Иногда эти функции выполняли отдельные лица или группа юристов. Авторы „Истории дипломатии" пишут по этому поводу: „Государи всех стран заботились о том, чтобы иметь в своем распоряжении юристов, сведущих в международных отношениях, способных подвести правовое обоснование под их притязания в области международной политики, ловко составить договор. Международные споры нередко передавались на заключение авторитетных юристов. Так, вопрос о правах английского короля Эдуарда III на французский престол, послуживший юридическим оправданием Столетней войны, обсуждался особой конференцией французских и английских юристов под председательством папы Клемента VI, которого стороны избрали третейским судьей (в качестве частного лица, а не папы) ". Юрист Я. Десмартс выступал в роли арбитра при разрешении спора, возникшего после смерти английского короля Чарлза V в 1380 году между герцогами в отношении формирования Регентского совета. Как видно, в средние века арбитраж по своему составу был очень разнообразным. В этот период арбитраж также имел место и между швейцарскими кантонами. По мнению Т. Франка, в XIII веке арбитраж использовался ими для разрешения споров. В одном из договоров было предусмотрено, что „если какие-либо споры возникнут между членами конфедерации, то самые мудрые люди из них вмешаются и решат разногласия с помощью арбитража". Третейское разбирательство споров применялось в средние века и в арабских государствах. „Магомет и его преемники неоднократно прибегали к арбитражу для разрешения своих международных конфликтов", — отмечал Е. А. Коровин. К третейскому разбирательству споров прибегали и полунезависимые феодальные государства. Так, в 1302 году произошло третейское разбирательство между Тевтонским орденом и епископом эзельвикским. Третейским судьей был избран Изарн, архиепископ рижский. В своем решении он постановил, чтобы орден возвратил епископу отнятые у него земли и замки. Это постановление было выполнено. В 1405 году был заключен договор между архиепископом Иоанном V и орденом о разрешении их споров третейским судом из восьми членов, по четыре с каждой стороны. К 1428 году относится знаменитый в истории Ливонии случай третейского разрешения спора между архиепископом рижским и великим магистром ордена. Между ними велась борьба за гегемонию на балтийском прибрежье. Все споры между ними были переданы на обсуждение комиссии из 24 рыцарей и крупных землевладельцев, по 12 с каждой стороны. К арбитражной процедуре с целью мирного разрешения споров и столкновений обращались и славянские народы. Так, осенью 1409 года между Польшей и немецким орденом вспыхнула война. В самом начале этой войны, спустя месяц после начала военных действий, король польский Ягелло и великий магистр прусский заключают перемирие, согласившись решить все споры мирным путем, а именно подвергнуть все взаимные претензии третейскому рассмотрению короля чешского Вячеслава. Его третейское решение состоялось в 1410 году, но Польша отказалась исполнить постановление арбитра, ссылаясь на очевидное пристрастие короля Вячеслава в пользу ордена. Третейским судом были разрешены все пограничные споры ордена с Польшей и Литвой, в частности об островах, рыбной ловле, судоходстве и берегах Вислы. Польша и немецкий орден еще несколько раз в период с 1412 по 1420 год обращались к третейскому разрешению споров. Славянским государствам не была чужда идея и постоянного арбитража. В Торнском мирном трактате 1411 года между Польшей и Литвой, с одной стороны, и Тевтонским орденом - с другой, предусматривалось, что впредь при каждом возникающем недоразумении для мирного урегулирования конфликта избираются 12 третейских судей, по 6 с каждой стороны. В случае если они не придут к соглашению, окончательное решение дела принадлежит папе римскому. Представляется нужным отдельно остановиться на вопросе о применении арбитражного разрешения споров в практике средневековой Руси, где широкое распространение получили различные мирные средства разрешения международных споров. В. Лешков пишет: „В некоторых случаях прибегали к суду третейскому, к третьеванью. Спорящие стороны обращались к митрополиту, который назначал третье лицо, кто будет им люб, для произнесения приговора". Л. А. Камаровский отмечает: „До окончательного утверждения Московского единодержавия дела... пограничные между жителями различных княжеств, а также споры между самими князьями... обсуживались общим или совместным судом из бояр обоих княжеств; а в случае безуспешности этого суда дело представлялось на решение третейского судьи (третьеванья) ". Например, спор князей — претендентов на Тверское княжество был разрешен в 1367 году арбитражем великого князя московского. Указывая на то, что наличие в XIV и XV веках большого числа слабо между собой связанных или даже совершенно независимых княжеств вызывало между ними частые конфликты, авторы „Истории дипломатии" пишут: «Это привело к созданию особой формы третейских судов для мирного разрешения таких конфликтов». „А что учинится между нами, князьями, каково дело, - сказано в договоре Дмитрия Донского с великим князем тверским Михаилом Александровичем в 1368 году, - ино съедутся на рубеж, да меж нас поговорят, а не уговорятся, ино едут на третьего на великого князя Олега (рязанского): на кого помолвит — виноватый перед правым поклонится, а взятое отдаст. А чьи судьи на третьего не поедут... — то правый может отнять, а то ему не в измену". В некоторых случаях „третьим" был митрополит, в других спорящим сторонам предоставлялось право „ехать им на третий, кого себе изберут, там, ехав, перемолвятся". Порядок избрания „третьего" устанавливается в договоре великого князя Василия Дмитриевича с Федором Ольговичем рязанским. „А рати не замышлять, а третий меж нас — кто хочет, тот называет трех князей христианских, а на кого идут, тот себе изберет из трех одного". В том же договоре великий князь берет на себя функции исполнителя постановления третейского судьи по спорам между рязанскими князьями». Таким образом, арбитрами на Руси в XIII и XIV веках выступали представители высшего духовенства и князья. С. Доброклонский указывает, что царь Иван Васильевич в 1494 году заключил мирный договор с Литвой. Стороны условились „высылать в случае обид общих судей на границу". В 1517 году при заключении с Швецией перемирия на 40 лет постановлено „быть съезду в четырех человеках судей с обеих сторон... для положения рубежей (т. е. демаркации границ. - С Л.) и для учинения после бывшей войны в обидных делах управы". Е. А. Коровин также говорит, что спор о лапландской границе (XVI в.) разбирался „обоюдными межевыми судьями" [28. C. 59]. Представляется, что эти так называемые „порубежные судьи" были чем-то средним между третейскими судьями и смешанными комиссиями для разбора пограничных конфликтов. Скорее всего, они тяготели к последним. Об этом свидетельствует эволюция данного института, который в современной дипломатической практике стал институтом пограничных комиссаров — специфическим видом согласительных комиссий. Все эти многочисленные примеры международного арбитража в средние века, когда третейские судьи разбирали всякого рода дела: распри между государем и его сыном или между королем и его подданным, споры светской власти с духовной, территориальные вопросы и т. д., — достаточно доказывают, что в этот период о третейском разбирательстве между государствами нельзя уже говорить как о каких-то исключительных, единичных фактах. Все государства того времени (на севере и на юге, на западе и на востоке) постоянно прибегали к третейскому разбирательству споров. Конечно, в средние века институт международного третейского суда отличается еще известной неопределенностью. „Третейское разбирательство, может быть, еще не окончательно отграничено от посредничества и добрых услуг", - отмечает М. А. Таубе. Международный арбитраж в собственном, современном смысле слова, считает он, смешивается в средние века с третейским разбирательством в вопросах внутренней государственной политики и права, личных интересов правящих династий Л. А. Камаровский подчеркивает, что „третейские решения встречались часто, но отмечались отсутствием организации". Нельзя не согласиться и с высказыванием Ф. Ф. Мартенса, который пишет, что „если в средние века... международные споры иногда решались третейским судом, то все-таки он нимало не устранял войну... Мирный путь суда составлял исключение". „Но все же не подлежит сомнению, — пишет даже скептически настроенный к роли третейского разбирательства в средние века В. В. Тенишев, - что идея международного третейского суда жила среди средневековых народов". И с этим выводом тоже нельзя не согласиться. Идея международного арбитража нашла свое отражение и в сочинениях средневековых авторов. Кроме уже упоминавшегося Данте необходимо отметить сочинение французского юриста Пьера Дюбуа (1250—1321 гг.) „Открытие Святой земли", в котором предлагалось создать всемирную организацию христианских государств. По замыслу Дюбуа, войны между членами этой организации должны быть поставлены вне закона, а решения по спорам должны выноситься третейским судом. Эти решения могут быть обжалованы перед папой. Стоит указать на сочинение чешского короля Йиржи Подебрапа (1420—1471 гг.), содержащее проект общеевропейского союза христианских государств против турок с третейским судом для разрешения их споров. На этом проекте следует остановиться более подробно, так как, по словам В. М. Корецкого, „проект вновь и вновь призывал к правосудию, которое должно было обеспечить мир". Н. Н. Ульянова говорит, что „проект привлекает... основными идеями... о разрешении споров мирными средствами". В первой статье проекта содержалось решительное требование не прибегать к оружию для решения споров. Основное внимание было сосредоточено на мирных средствах урегулирования разногласий. Ввиду того что в те времена существовала практика использования арбитража для вмешательства, проект предусматривал возможность лишь уговорить спорящие стороны избрать арбитров, и, как отмечает Н. Н. Ульянова, „самим сторонам надлежало определить, кто будет арбитром". Этот проект, который Подебрад выдвинул в июне 1464 года, не был осуществлен. Но он стал определенной вехой в становлении принципа мирного разрешения споров, отказа от применения силы, оружия в различных конфликтных ситуациях и спорах. Весь проект пронизан идеями мира. То значение, которое придавал Подебрад миру, безопасности, правовым средствам решения споров, явствует из следующего положения проекта: „Но так как поддержание мира... без правосудия и правосудие без него не может существовать, и правосудием мир рождается и охраняется, и ни мы, ни наши подданные не можем существовать без правосудия, поэтому мы правосудие связываем с миром". Арбитраж занимал в проекте чешского короля важное место и потому, что Подебрад сам выступал третейским судьей в целом ряде споров. Так, В. М. Корецкий упоминает, что он был арбитром в спорах между Бранденбургом и Польшей. О той роли, которую Подебрад отводил международному арбитражу, говорит и его предполагаемая компетенция. В проекте предусмотрено, что „обязательная юрисдикция суда относится прежде всего и главным образом к вопросам, связанным с обеспечением всеобщего мира и безопасности". Генеральный секретарь ООН X. Перес де Куэльяр, выступая в Карловом университете в Чехословакии, так охарактеризовал этот проект: Дель – этого предложения состояла в том, чтобы отойти от системы международных отношений, построенной на силе, и заменить ее новой системой, основанной на справедливости и взаимном уважении. Оно предусматривало создание в Европе такой международной организации, которая представляла бы собой светскую ассоциацию суверенов, включая императора и папу римского, входящих в нее на равных условиях. Оно предполагало запрещение применения оружия и наказание тех, кто нарушает мир. Наконец, в этом предложении провозглашался принцип обязательного и мирного урегулирования споров и с этой целью предусматривалось создание трибунала". Согласно закону материалистической диалектики, „чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия". Рост числа обращений к третейскому разбирательству межгосударственных споров привел к выработке в средние века основных принципов международного арбитража как института международного права, хотя пока еще только в самой примитивной форме. Но структура института уже начала принимать соответствующие черты и формы: более определенно можно говорить о понятии международного арбитража, юридическом основании третейского разбирательства межгосударственного спора, личности арбитра и составе третейского суда, его полномочиях. Начала складываться определенная процедура: разбирательство дела, решения арбитра, исполнение третейского решения и даже гарантии этого исполнения. М. А. Таубе определяет международный арбитраж как „основанное на формально выраженном соглашении спорящих сторон решение их спора третьей, незаинтересованной стороной, приговору которой они обязуются беспрекословно подчиниться... В таком виде и понимают третейское разбирательство в средние века" [29. C. 63]. В основе международного арбитража лежит компромисс, то есть удостоверенное специальным юридическим актом соглашение спорящих сторон подвергнуть их конфликт третейскому разбирательству и решению особо выбранного лица или лиц. Акт компромисса должен заключать в себе точное обозначение лиц, его заключивших, и лица, избранного третейским судьей, порядок разбирательства и решения спора (время, место и пр.) и, наконец, обязательство сторон подчиниться решению арбитра. Все это и составляет содержание компромисса. Что касается формальной стороны компромисса, то он бывает или в форме специально (ad hoc) заключенного договора, или включается в другой общий международный трактат или какое-либо иное соглашение по другим вопросам, или основывается на протоколе, подписанном уполномоченными обеих сторон, что бывает в разных мелких, второстепенных случаях арбитража. Ю. Я. Баскин и Д. И. Фельдман справедливо указывают, что „большая часть арбитражей носила характер ad hoc". По поводу личности третейского судьи М. А. Таубе замечает, Разбирательство дела велось в форме состязательного процесса. На основе всех данных третейский судья выносил свое решение; если спор рассматривался третейским судом, состоявшим из группы лиц, то решение выносилось большинством голосов, в письменном виде в форме грамоты, патента или же, в малозначительных случаях, в форме простого протокола, По существу, исполнение третейских приговоров зависело исключительно от добросовестности государств, добровольно заключавших между собой договор о мирном третейском разбирательстве их спора. Гарантии исполнения третейского решения были нескольких видов. М. А. Таубе выделяет три вида) гарантий. Первый — присяга, клятва именем бога; второй - материальные гарантии, например территориальный залог или денежная неустойка, передаваемая арбитру; третий - поручительство третьих лиц, как правило, крупных вассалов договаривающихся сторон. В этих случаях поручившиеся вассалы имели „право и обязанность восстания" против своего собственного сюзерена, если тот нарушал или отказывался исполнить третейское решение. В средневековье было также общепризнано, что в случае подкупа арбитра решение признавалось недействительным, хотя Дж. Ралстон указывает, что такие случаи практически не известны истории. Как отмечалось, в средние века встречались и соглашения более общего характера, предусматривавшие создание постоянных третейских судов: между Генуей и Венецией (1235 г.), королем Франции и графом Генегау (1304 г.), Торунский договор Польши с Литвой, с одной стороны, и Тевтонским орденом — с другой (1411 г.) и т. д. Дж. Ралстон, ссылаясь на Сакса, упоминает образование в 1210 году лиги между Любеком и Гамбургом, которая в 1360 году включала уже 52 города и в XV веке — 80 городов Балтики, Рейна и Фландрии. Начиная с 1418 года все споры, возникающие между городами, разрешались в лиге с помощью арбитража. Е. А. Коровин отмечает, что „некоторые договоры предусматривали даже генеральный арбитраж, т. е. по всем могущим возникнуть спорам". Таким образом, с определенностью можно сделать вывод, что в средние века арбитражное разрешение межгосударственных споров складывается в самостоятельный институт международного права и занимает достойное место среди других мирных средств разрешения международных конфликтов и разногласий. В период абсолютизма международный арбитраж как мирное средство разрешения межгосударственных споров почти исчез. Л. А. Камаровский пишет по этому поводу: „Третейские решения, постановляемые часто... в средние века, исчезают почти совсем в тот период новой истории, который известей под именем абсолютизма и династической политики". В. В. Тенишев высказывает мысль, что „идея мирного разрешения международных столкновений совершенно утратила свое значение в первые века новой истории". С этим замечанием автора можно согласиться только в отношении „идеи" арбитражного разбирательства межгосударственных споров, так как другие мирные средства, например дипломатия, непосредственные переговоры, получили свое дальнейшее развитие. Да и сам В. В. Тенишев далее указывает только на арбитраж: „Начиная с XVI столетия, третейское разбирательство почти совершенно исчезло в европейской международной практике и не возобновлялось до конца ХVIII столетия". Этому есть и свои причины. На смену феодальной раздробленности пришло время централизованной и неограниченной власти абсолютной монархии. Представляется, что арбитражное разрешение споров выглядело в этот период ограничителем власти и прав суверена, абсолютного монарха, и поэтому было неприемлемым. Непрерывные войны также не способствовали развитию третейского разбирательства. „Право, как во внутренней, так и во внешней жизни народов, существовало гораздо более на бумаге, нежели в действительности", - писал Л. А. Камаровский. Международный арбитраж как юридический способ разрешения споров основывается в первую очередь на международном праве. В этом, с нашей точки зрения, также причина того, что международный третейский суд, выражаясь словами Л. А. Камаровского, „не получил полного осуществления и в новое время". „Несмотря на неуклонное развитие международного права в течение XVI—XVIII веков, за этот период можно отметить мало случаев арбитража...", - говорит Л. Оппенгейм. Д. Б. Левин справедливо подчеркивает, что в XVII веке „только в виде довольно редких исключений в международные договоры включается оговорка об арбитраже, в XVIII веке (точнее, на протяжении первых трех его четвертей) значение арбитража в международной практике еще более падает". Арбитраж в эпоху абсолютизма если и имел место, то только между малыми странами, например между швейцарскими кантонами. Э. Ваттель писал, что швейцарцы всегда были готовы применить арбитраж как мирный способ решения своих споров. „Отдельные случаи третейского решения в новой истории, - отмечает В. В. Тенишев, - между крупными державами замечались гораздо реже, чем в средние века". В качестве довольно редкого примера оговорки об арбитраже в международном договоре можно привести англо-голландский договор 1654 года, в котором оговорка об арбитраже сопровождалась следующим предписанием относительно его процедуры: „Арбитры должны быть помещены в комнату, изолированы от всех других лиц и лишены огня, свечей, напитков и каких-либо других припасов, пока они не придут к соглашению". Дж. Ралстон упоминает Вестминстерский договор 1655 года, восстановивший мир между Францией и Англией, который „закрепил в ст. 24, что Республика Гамбург займет место отношении своих взаимных требований, но тем не менее желают укрепить или восстановить мир, они иногда доверяют решение спорного дела арбитрам, избираемым по взаимному согласию". По его мнению, „арбитраж представляет собой весьма разумное средство". Русской правовой мысли этого периода также не были чужды идеи мира и третейского суда. Так, перу выдающегося русского просветителя В. Ф. Малиновского принадлежит наиболее значительное из сочинений этого времени „Рассуждения о мире и войне", которое написано в основном в 1790 году. „Мы должны совсем оставить войну..." - говорит автор, считая, что необходимо „решать... споры народов по установленному порядку". По его мнению, „независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда". В. Ф. Малиновский подчеркивает, что „европейские державы, христианские области обязаны всемерно стараться миролюбиво оканчивать свои ссоры". Автор указывает на необходимость мирного разрешения межгосударственных споров путем посредничества и третейского суда. Причем юридическому способу решения конфликтов, то есть третейскому суду, по нашему мнению, он отдает приоритет: „Наблюдение правосудия между целыми народами столь же необходимо, как и между частными лицами; ненаблюдение такого между народами причиняет более бед, нежели между частными людьми". Э. А. Араб-Оглы, оценивая значение работ В. Ф. Малиновского, отмечает, что они „способствовали развитию прогрессивных традиций в русском международном праве". В ХVII - XVIII веках, несмотря на то что на практике арбитражное разрешение, межгосударственных споров применялось в очень незначительных размерах, теоретическая мысль как раз и стала той основой, на которой третейский суд получил в XIX веке значительное развитие. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |