|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С момента распада Римской империи (IV-V вв.) начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века и продолжавшийся до XV вНа смену античным, языческим религиям народов Европы приходит христианство, которое в дальнейшем становится основой мировоззрения всей европейской цивилизации. Поэтому философия в эпоху Средних веков существует, прежде всего, как христианская философия. Христианство возникло в первой пол. I в. на Ближнем Востоке. Оно выросло из недр религии древних евреев – иудаизма. Священной книгой христианства считается Библия (от древнегреч. biblia – книги). Важнейшими религиозно-философскими идеями Библии являются: 1) идея единого Бога (монотеизм); 2) теоцентризм (единый Бог является центром всего в мире); 3) идея творения (Бог творит мироздание из ничего и присутствует в каждом его движении; все, что происходит в мире, есть Промысел Божий), эта точка зрения получила название креационизм (от лат. «творение», «создание»); 4) идея откровения (любое знание, доступное людям, есть Божественное откровение); 5) идея грехопадения (нарушение данных Богом заповедей); 6) учение о конце мира (Апокалипсис); 7) идея о Богочеловеческой природе Иисуса Христа; 8) любовь как высшая духовная ипостась человека (соблюдение десяти христианских заповедей): 1. Возлюби Господа Бога твоего. 2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. 3. Не произноси напрасно имени Бога. 4. Следи за праздничными днями. Шесть дней трудись, а седьмой посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца и мать. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй (не развратничай). 8. Не кради. 9. Не произноси и не верь ложному свидетельству. 10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего). 2. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм. 25 мин. Выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграли мыслители, произведения которых были позднее признаны религиозно-философской базой христианского учения. Их стали называть отцами церкви, а период разработки и защиты «отцами церкви» основ христианской догматики называется патристикой (от лат. pater – отец). Важнейшей проблемой патристики стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего философии, и христианского вероучения. Один из первых «отцов церкви» Тертуллиан (ок.150-222 гг.) заявил: «Верую, ибо абсурдно». Развивал идеи о превосходстве веры над разумом, принижал знания и разум, философию и возвеличивал слепую веру. Ориген (185-254 гг.) считал, что христианство является логическим завершением античной философии и изучение философии необходимо, чтобы полностью понять христианские истины. Предпринял попытку систематизировать христианские догматы, на их основе создал учение о человеке. Согласно Оригену, человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит человеку, он дарован Богом и устремлен к добру и истине. Душа составляет наше собственное «Я», является в нас началом индивидуальности, выбирает между добром и злом, т.к. свобода воли составляет важнейшее определение человеческой сущности. Душа подчиняется духу, а тело – душе. В силу двойственности души низшая ее часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. Зло исходит от человека, от злоупотребления им божественным даром – свободой. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики, наиболее выдающимся из отцов церкви является Аврелий Августин (354-430 гг.), прозванный «Блаженным». Он разработал основы первого систематического христианского вероучения. Провозгласил принцип: «Верю, чтобы понимать». Его богословские труды признаются как основополагающие в римско-католической и православной церквах. Является автором сочинений «Исповедь», «О Граде Божием» и др. Августин строил свою философию на базе мистико-идеалистического неоплатонизма. Для него путь философии, тождественной теологии, лежит через мистическое самопознание. Августин все надежды возлагал на христианскую церковь. Вне церкви спасения нет. Вся история, по Августину, это борьба между приверженцами Бога, укрепляющими «Град Божий», и сторонниками сатаны, организующими «град земной». Августин рекомендовал «любить только то, что не может быть отнято», т.е. Господа Бога. Августин проповедует аскетизм, презрение к плоти, к материи. Греховной и временной жизни земной он противопоставляет вечное и блаженное потустороннее существование. Человек – временный путник на земле, реальная жизнь – лишь подготовка к загробной. Чем скорее человек освободится от ее цепей, тем скорее он достигнет блаженства. На основе трудов отцов церкви происходит рационализация хрис-тианского вероучения, обоснование догматов веры с помощью науки, прежде всего, философии. Так возникла схоластика. Слово «схоластика» происходит от греческого «sholia» – школа. Поэтому схоластику называют «школьной философией». Другое значение термина – символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Философскими источниками средневековой схоластики выступают идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля, приспособленные к обоснованию догматов религии. Характерной чертой средневековой философии является полемика реализма и номинализма. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы эмпирического мира. Общие понятия существуют до вещей, они представляют собой мысли, идеи в божественном разуме. Следуя платоновскому пониманию идеи, реалисты признавали приоритет разума над волей, но саму веру ставили выше разума. К реалистам относятся последователи Аврелия Августина – Иоанн СкотЭриугена (ок.815-877), Ансельм Кентерберийский (1033-1189). Номинализм (от лат. «имя») – учение, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют только в уме, отражая некоторые свойства реально существующих единичных вещей. Номиналисты подчеркивали приоритет воли над разумом. Например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех, а именно: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно номиналистам, универсалии существуют после вещей. Номинализм представляет материалистическую тенденция в средневековой философии. Представители номинализма – Иоанн Росцелин (ок.1050 – ок.1112), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (ок.1214-1294), Уильям Оккам (ок.1300-1350). Систематизатором средневековой схоластики является Фома Аквинский (Томас Аквинат – 1225-1274). Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века и было официально признано римской церковью. Это учение возрождается в ХХ веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе. Аквинский христианизировал Аристотеля. Является автором «теории двух истин» (веры и разума), обосновал принцип гармонии веры и разума. Согласно этой теории, цель познавательной деятельности человека – постижение Бога. Существуют два способа постижения бытия – вера и разум. Посредством веры человек постигает истины божественные, посредством разума – материальный мир. Философия соединяет веру и разум, теологию и науку, дает рациональное обоснование бытия Бога. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Наука ставится на службу христианству, научное познание направлено на познание Бога. Аквинский считал, что материя создана Богом из ничего; каждому предмету присущи сущность и существование (бытие), (сущность – это то, что есть в вещах божественное, сущность и существование совпадают в Боге). Гносеология включает в себя три ступени познания: чувственное, интеллектуальное, ангельское (опосредованное) познание, осуществляемое самим Богом. Используя категориальный аппарат философии Аристотеля, Фома Аквинский разработал «космологические доказательства» бытия Бога. Эти пять доводов изложены им в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников»: 1) Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к «перводвигателю» (Богу). 2) Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» (Бог). 3) Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной (Богом). 4) Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать мерило всех совершенств (Бог). 5) Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит, должна существовать изначальная и главная цель (Бог). Номиналисты предприняли критику томизма. Например, Оккам разработал метод, получивший название «бритва Оккама»: без необходимости не следует утверждать многое; то, что можно объяснить посредством меньшего, не нужно объяснять посредством большего. Таким образом, выделим характерные черты средневековой философии: 1) теоцентризм средневекового мышления (все сущее определяет Бог); 2) в основе христианского монотеизма лежат два принципа: идея творения в онтологии и идея откровения в гносеологии; 3) природа и человек есть творение Бога; 4) зависимость философии от теологии, средневековых институтов – от церкви; 5) средневековое мышление определяли две традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия (в ее идеалистическом варианте – Платон, Аристотель), с другой; 6) полемика реализма и номинализма; 7) новое воззрение на природу, она лишается самостоятельности и перестает быть важнейшим предметом познания; основное внимание сосредоточивается на познании Бога и человеческой души; 8) проблема человека основывается на двух тезисах: библейском определении сущности человека как «образа и подобия Божьего» и понимании человека как «разумного животного». Двойственная оценка человека: он занимает первое место в природе как ее царь, но в качестве образа и подобия Бога выходит за пределы природы, становится над нею. Бог наделяет человека разумом и свободной волей, т.е. способностью суждения и различения добра и зла. Это и есть сущность человека, образ Божий в нем; 9) интерес к проблемам истории; сакрализация (священность, производность от Бога) исторического бытия, история включена в рамки «священных событий». В целом для средневековой философии характерен теоцентризм: основные понятия мышления соотнесены с Богом и определяются через него. 3. Гуманизм в Италии и заальпийских странах. 20 мин. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Из-за различий, существовавших в экономическом, политическом и культурном развитии городов феодальной Европы Ренессанс возникает сразу не во всех странах, а, прежде всего, в самых развитых. Его колыбелью является Италия. Почти весь первый период своего развития Ренессанс был «итальянским явлением», и лишь во втором периоде он приобретает европейский характер. Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви (антиклерикализм), дворянства и всех феодальных порядков. Термин «ренессанс» происходит от франц. renaissance – возрождение, т.е. новый расцвет античной культуры, науки и философии. Для эпохи Ренессанса решающей тенденцией является переход от теоцентризма к антропоцентризму. На первый план культуры Ренессанса выступает гуманизм, признание творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает освоение достижений прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию (Платону, Аристотелю, неоплатоникам, стоикам, эпикурейцам и др.), которое рассматривается в историческом контексте. Для Ренессанса характерно свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизменных истин. Гуманизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека (физического и духовного), культа красоты. Эпоха Возрождения – это эпоха художественно-эстетическая, важнейшей чертой мировоззрения этого времени является ориентация на искусство, символом Ренессанса становится фигура художника-творца (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.). Мыслители Ренессанса по-новому понимают проблему Бога и природы. На смену теоцентризму приходит пантеизм – философское учение, признающее слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. Природа обожествляется, божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в человеке. Для эпохи Возрождения характерно стремление управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Оккультизм – учение, признающее существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку. Первому, раннему периоду Возрождения (XIV-XV вв.) присущ «гуманистический» характер и сосредоточенность в Италии. Для второго периода (XVI–XVII вв.) характерна главным образом естественнонаучная направленность, гуманизм в этот период переходит в другие европейские страны. Гуманизм (лат. humanus – человеческий) в широком смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные социально-исторические предпосылки, гуманизм всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. В узком смысле слова гуманизм – идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический. Начало итальянскому гуманизму положил Данте Алигьери (1265-1321), последний поэт средневековья и первый поэт Нового времени, автор бессмертной «Комедии». Принимая христианскую догматику как неизменную истину, он дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Эти начала он видит во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, Богом, с другой – природой. К блаженству ведут два пути: философское поучение, т.е. человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от святого духа. Гуманизм Данте полон веры в силы человека. Человек сам ответственен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества. Задачей человечества является реализация возможностей теоретического разума, воплощение их в практической деятельности. Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные дела – удел людей (стремление к счастью, блаженству, миру). Основополагающая идея концепции Данте: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму. Франческо Петрарка (1304-1374) считается «первым гуманистом», «отцом гуманизма», автор работы «Моя тайна». Великий пропагандист античной культуры, его собрание классических латинских текстов было в свое время уникальным. К античной культуре и образованию он подходил исторически, признавал авторитет Аристотеля, критиковал схоластику как надуманный способ ведения споров. Развивал идею активной самореализации человека, исследовал этические проблемы, внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается земным характером, полным пониманием радостей и страстей человека. Джованни Боккаччо (1313-1375) способствовал развитию гуманистичесикх традиций в итальянской культуре, автор «Декамерона», высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм. Для итальянского гуманизма характерна ориентация на Платона, представление Платона в некоем христианизированном смысле в духе воззрений средневековой философии. Видной фигурой среди платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1422-1495), переводчик Платона и неоплатоников. Автор труда «Платоновская теология о бессмертии души». Платонизм Фичино направлен против томистской схоластики. Философия не служанка теологии, а ее сестра; философия совершенствует теологию, она является «ученой религией». Вопрос об отношениях Бога и мира он решает с позиций мистического пантеизма: Бог – первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир. В мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их посредстве. Разработал учение о всеобщей религии: все религиозные культы и религиозно-философские учения – проявления общей религии. Идея Бога является врожденной, все происходит от единого совершенного бытия, поэтому должен существовать один культ и одна религия. Решающее значение придается христианству как наивысшему «законодательству» в этическом плане. К центральным категориям платонизма Фичино относится «душа». Она обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и телам движение. В гармонической иерархии мира человек занимает первое место. Задача человека – совершенствоваться и возноситься к Богу. Одним из самых важных моментов этой человеческой деятельности является стремление к свободе. Пико делла Мирандола (1463-1495) развивает пантеистическое понимание мира: Бог постоянно присутствует в природе. Мир устроен иерархически, состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Разработал учение о фортуне. Судьба является следствием естественной свободной активности человека. Человек – творец своего счастья, он собственной волей и свободным выбором творит свою личность. На рубеже XV–XVI вв. гуманизм захватывает заальпийские (северные) страны – Англию, Нидерланды, Германию, Швейцарию, Польшу, Венгрию. Большую роль в гуманизме заальпийских стран играет логика, методология, философия государства и права. Видным представителем заальпийского гуманизма является голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), написавший труд «Похвала Глупости». Критиковал паразитический образ жизни духовенства и церковные бесчинства, требовал возврата к истинной христианской морали. Христианство должно избавиться от догматизма. Смысл жизни состоит в использовании жизненных благ, аскетизм и отказ от даров земной жизни аморален. Философия должна заниматься основными вопросами естественной жизни человека. Полагал, что гуманизация общества и церковных отношений могут быть достигнуты под руководством просвещенного правителя. Великим французским гуманистом является Мишель де Монтень (1533-1592). Характерной чертой мышления Монтеня является скептицизм в духе любви к жизни (в процессе познания следует избегать фанатических страстей, слепого поклонения авторитетам, опираться на собственный разум). Этическое учение Монтеня является натуралистическим. Он выдвигает гуманистический идеал яркой, любвеобильной, умеренной добродетели, соответствующей природе. Человек является частью природы, в своей жизни он должен руководствоваться тем, чему его учит природа. Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности. К Богу относится скептически: Бог непознаваем, он не имеет никакого отношения к делам человеческим. Философия должна выступать в роли наставницы, вести к правильной, естественной жизни. 4. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание. 25 мин. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардода Винчи (1452-1519), Н.Коперника (1473-1543), И.Кеплера (1571-1630), Г.Галилея (1546-1642). Важнейшим объектом интереса данных ученых была астрономия. Н.Коперник основывает принципиально новую астрономическую картину мира. В центре конечного космоса античной и средневековой науки находилась неподвижная Земля, т.е. для аристотелевско-птолемеевской картины мира был характерен геоцентризм. Коперник создает гелиоцентризм, пользуясь принципом относительности. Его система основывается на двух постулатах: 1) Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звезд; 2) Земля вращается вокруг Солнца, помещенного в центр мира. Коперник отвергает представление о конечности космоса и считает, что Вселенная безгранична. В философии эпохи Возрождения анализируются проблемы диалектики. Бог рассматривается как единство актуального (природа) и потенциального (бесконечность). Природа есть проявление божественного. Например, Н.Кузанский (1401-1464) растворяет природу в Боге. То, что в природе относительно, не завершено, в Боге абсолютно и завершено. Природа изменчива, подвижна; Бог неизменен и неподвижен. Бог – целое, природа – часть. Из Бога возникает природа, Бог есть сущность, свертывающая в себе все вещи. Кузанский делает вывод: существует всеобщая связь вещей в природе, единство противоположностей. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. Представителем магически-мистической философии природы оккультного типа был врач, ученый, «чудотворец» Парацельс (1493-1541). Природа трактуется им пантеистически: как живое целое, пронизанное магическими силами. Природа должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов – ртути, серы и соли. Ртуть соответствует духу, сера – душе, соль – телу. В человеке всем «управляет» душа; в каждой части природы находится некое одушевленное начало. Для овладения силами природы необходимо постигнуть его, войти с ним в магический контакт и научиться им управлять. Дальнейшее развитие пантеистическая философия природы получила у Дж. Бруно (1548-1600). Он отождествил космос (природу) и Бога, движение и материю. Считал, что природа едина, в ней форма и материя, возможность и действительность неразрывны. Нет границ между творцом и творением. Природа есть «Бог в вещах». Учение Бруно было осуждено церковью как еретическое, а сам он сожжен на костре. Пантеизм Бруно связан с материализмом. 5. Социальные теории эпохи Возрождения. 10 мин. Поворот Ренессанса к человеку и его культуре был заметен и в области социально-политических учений. Новые концепции государства и права исходили из положения о естественном характере человека, о его земных интересах и потребностях. Складывается идеология централизованного государства. Центром социальных теорий было государство, в котором прогрессивные силы общества рассматривались как главное орудие против церкви, как средство для реализации своих политических и экономических интересов. Авторами этих теорий были итальянец Н.Макиавелли и француз Ж.Боден. Потребность в сильном государстве выразил Никколо Макиавелли (1469-1527), автор трактата «Правитель». Центральное место в его философии занимает идея «фортуны» (судьбы, счастья), как необходимого естественного хода вещей, имеющего божественный характер. Человек может использовать «фортуну» и достичь успеха в зависимости от того, как ее приспособит и как сможет ей противостоять. Это оптимистическая, гуманистическая позиция, отрицающая фатализм. Политика является воплощением свободной человеческой воли в рамках «фортуны» (необходимости). Политику определяет практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Правитель должен руководствоваться моралью силы этого мира. Человек должен рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы. Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец «циничности» и аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Представителем политической теории абсолютизма был Жан Боден (1530-1596). Он выразил потребность в сильной государственной власти, ставил интересы государства выше религиозных. Основой государства считал семью и частную собственность. Боден дал натуралистическую (географическую) типизацию государств: тип государства зависит от климатических условий. Для умеренного пояса типично государство разума, живущие здесь народы имеют чувство справедливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиниться лишь сильному государству. В эпоху Возрождения складывается концепция «естественного права», согласно которой право имеет человеческое происхождение, но, несмотря на это, оно необходимо, потому что его сущность вытекает из общей человеческой природы. Одним из сторонников такого понимания права был голландский юрист, историк и политик Гуго Гроций (1583-1645). Утопические учения XVI в. связаны с трудами английского гуманиста Т. Мора и итальянского монаха Т.Кампанеллы. Томас Мор (1479-1555) в труде «Утопия» рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Идеальное государство, по Мору, основано на общественной собственности, высокоорганизованном производстве, целесообразном руководстве, гарантирующем справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т.д. Мор был одним из основателей утопического социализма. Полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. Томмазо Кампанелла (1568-1639) изложил свое социальное учение в работе «Город Солнца». Он выражает мысль о необходимости общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Пытался на практике осуществить свои идеи, за что был осужден на пожизненное заключение, провел в тюрьме 25 лет. Философские идеи Мора и Кампанеллы позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения.
Дата написания: Доцент Бордак Станислава Николаевна
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |