|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мышление и язык
План 1. Понятие о мышлении. Типы мышления. Формы абстрактного (логического) мышления. 2. Знаковые основы абстрактного мышления. Система языковых знаков как базовая знаковая субстанция абстрактного мышления. 3. Понятие о внутренней речи. Вопрос об авербальности абстрактного мышления. 4. Понятие о нейролингвистике и психолингвистике (самостоятельно). 5. Понятие о концепте. Языковая картина мира (ЯКМ) как система языковых средств реализации концептосферы народа. 6. Семантическая система языка (ЯКМ) и проблема отражения действительности. Вопрос о влиянии языка на мышление.
1. Понятие о мышлении. Типы мышления. Формы абстрактного (логического) мышления. Мышление представляет собой один из компонентов сознания человека. Под сознанием понимают всю психическую деятельность человека, - деятельность коры больших полушарий его головного мозга. Сознание человека включает в себя три компонента: это его мышление, эмоциональная сфера и воля (волевые импульсы). Таким образом, мышление представляет собой один из компонентов сознания, причем основной компонент. Мышление – это свойство высокоорганизованной материи – головного мозга человека, - сложившееся в процессе длительного развития человеческого общества и человека как социального существа. Сущность мышления составляет различное по степени абстракции отражение головным мозгом человека реальной действительности. Способность мозга объективно отражать внешний мир делает возможными правильную ориентацию человека в этом мире и преобразование его в интересах общества. В современной науке существуют различные типологии мышления. В зависимости от характера отражения мышлением действительности различается несколько его (мышления) типов. Мы с вами рассмотрим четыре основных типа – практическое, наглядно-образное, абстрактное, технологическое. Первые два типа – доязыковые, вторые два – осуществляемые на базе языка или других знаковых систем. 1) Практическое, или предметно-действенное, мышление проявляется в виде целенаправленного оперирования предметами (лев догоняет лань; человек вдевает нитку в иголку; нажимает тормоз в машине для ее остановки и т. д.). 2) Наглядно-образное мышление – это отражение мозгом человека предметов и явлений объективного мира в форме конкретно-чувственных образов – восприятий и представлений. Восприятия и представления образуются в результате воздействия предмета, явления на органы чувств человека и синтеза, объединения получаемых при этом ощущений в целостный образ. Что такое восприятие и представление – роза, музыка. Восприятие – конкретно-чувственный образ, возникающий в сознании при непосредственном воздействии предмета на органы чувств человека. В восприятии людьми мира доминируют зрительные и слуховые образы. Каждый такой конкретно-чувственный образ отражает отдельный, единичный, конкретный предмет. Представление – это конкретно-чувственный образ, воспроизводимый по памяти. Наглядно-образному мышлению свойствен пассивно-констатирующий и непосредственный характер. Это значит, что отражение предмета, явления в конкретно-чувственном образе не опосредовано активной деятельностью мозга человека, работой по решению умственных задач. Наглядно-образное мышление, как и практическое мышление, свойственно и человеку, и высокоорганизованным животным и осуществляется без участия языка. 3) Абстрактное (логическое) мышление – свойственно только человеку. Это одно из социальных свойств, сложившихся в процессе становления и развития человеческого общества, человека как социального существа. Абстрактное мышление – это отражение человеком окружающего мира в обобщенных образах, это способность мыслить обобщенными образами. А.Н. Леонтьев, имея в виду абстрактное мышление, писал: «Мышление – это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от «явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия, то есть процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложное, опосредованное отражение действительности» [Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы философии. 1964. № 4]. [Обратим внимание на слова о непрямом, опосредованном отражении мира абстрактным мышлением.] В этом состоит секрет единства языка и абстрактного мышления. Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Что это такое – понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это отвлеченная, абстрактная и обобщенная мысль о предмете. Понятие отражает предмет, отвлекаясь от его несущественных, индивидуальных свойств и объединяя в себе основные свойства предмета, общие у всех предметов одного класса. Понятие характеризуется опосредованным отражением мира. Формы наглядно-образного мышления фиксируют и главные, и второстепенные свойства предмета. Понятие опосредованно, через отвлечение и обобщение фиксирует только основные, сущностные свойства предмета. Такая отвлеченная и обобщенная мысль о предмете не может сформироваться на базе конкретно-чувственного образа. Чтобы понятие сформировалось и существовало, необходима иная основа, ею является звуковая оболочка слова. Понятие – базовая единица абстрактного мышления. Оно служит базой образования суждений и умозаключений. Поэтому абстрактное (логическое) мышление называют также понятийным. Суждение – это форма абстрактного мышления, отражающая путем утверждения или отрицания предметы и явления внешнего мира в их связях и отношениях. Компонентом суждения является понятие. Суждение формируется из понятий. Суждение также имеет опосредованный характер. Формы наглядно-образного мышления фиксируют целостный образ идущего человека. Суждение отделяет абстрактное действие от самого предмета, утверждает или отрицает связь этого действия с предметом, его наличием. В суждение сейчас включают также вопрос и побуждение. Суждение имеет форму утверждения или отрицания, вопроса, побуждения. Суждение формируется и воплощается в простом предложении. Умозаключение – вывод из двух или нескольких суждений. Пример. Все металлы электропроводны. Алюминий – металл. Следовательно, алюминий проводит электричество. Умозаключение формируется и воплощается в нескольких простых предложениях или в сложноподчиненном предложении с придаточными причины или условия. В отличие от наглядно-образного мышления, абстрактное (понятийное) мышление является активным и опосредованным способом отражения мира: [ибо] образование его форм – понятий, суждений, умозаключений – опосредуется активной деятельностью мозга по решению умственных задач (см. выше высказывание А.Н. Леонтьева). [Пояснить.] Как абстрактный и опосредованный способ отражения мира абстрактное мышление существует прежде всего и главным образом на базе языка, или, точнее, знаковая сторона языка является первичной и основной базой осуществления процессов абстрактного мышления и закрепления его результатов (см. второй вопрос темы). 4) Технологическое мышление. Как сами процессы абстрактной мыслительной деятельности, так и закрепление их конечных результатов может осуществляться на базе не только языка (языковых знаков), но и других знаковых систем – на базе так называемых символических языков, например, химических и математических знаков, в различных формулах, чертежах, графиках, шахматных комбинациях и т. д. Символические языки создаются и существуют на основе звукового языка (см. первую тему), являются вторичными по отношению к нему. Мышление с помощью символических языков представляет собой специфическую умственную деятельность, свойственную не всем людям (не все занимаются математикой, химией, играют в шахматы и пр.). Таким образом, как видно из сказанного, технологическое мышление – это одна из разновидностей абстрактного мышления, специфика которой состоит в том, что она реализуется на базе неязыковых знаков. Процесс мышления синкретичен: он обычно включает в себя элементы нескольких типов мышления, и прежде всего наглядно-образного и абстрактного (подробнее об этом см. дальше – о мышлении и языке с позиций когнитивной лингвистики).
2. Знаковые основы абстрактного мышления. Система языковых знаков как базовая знаковая субстанция абстрактного мышления. Наглядно-образное мышление как чувственное отражение мира осуществляется в конкретно-чувственных образах, непосредственно отражающих отдельные конкретные реалии в единстве их свойств, лежащих «на поверхности» - без разграничения их на главные и второстепенные. Абстрактное мышление отражает действительность в формах понятий, суждений, умозаключений, имеющих опосредованный абстрактный и обобщенный характер в силу того, что образование этих форм опосредуется решением умственных задач по абстрагированию от … и обобщению … Пояснение. Образование понятия предполагает умственную работу по выделению класса однородных предметов, выявлению их свойств, разграничению этих свойств на главные, общие и второстепенные, индивидуальные, абстрагированию от второстепенных свойств и обобщению их общих, главных, качественно определяющих свойств, характерных для целого класса однородных предметов; образование суждения осуществляется посредством умственной работы по обнаружению отношений, связей между различными предметами и явлениями; умозаключение предполагает необходимость сопоставления содержания суждений – посылок и вывод из них. Процессы и формы и наглядно-образного, и абстрактного мышления как идеальные сущности могут осуществляться и существовать при условии их овеществления, объективации, воплощения в определенной субстанции. Для наглядно-образного мышления такой субстанцией, средством овеществления служит сама чувственная природа его образов: конкретно-чувственные образы – восприятия и представления – это не только формы наглядно-образного мышления, но и субстанция, посредством которой оно овеществляется, на базе которой осуществляются его процессы и в которой воплощаются его результаты. Для объективации, овеществления форм абстрактного мышления (и прежде всего его базовой формы – понятия) необходима субстанция, соответствующая отвлеченной и обобщенной природе этого – абстрактного – типа мышления, т. е. субстанция, способная фиксировать общие (основные, существенные) свойства класса однородных предметов в отвлечении от их индивидуальных, второстепенных, несущественных свойств. Такой субстанцией является субстанция знака, обозначающего, как мы знаем, предмет или явление на основе условной и произвольной связи с ним (звонки; светофор; химические, математические знаки; топографическое обозначение территорий, поросших лиственными растениями; огонь сигнальной ракеты в условиях фронта и т. д.). Именно поэтому знак никак не соотносится со свойствами обозначаемого предмета, абстрагирован от них. Это делает субстанцию знака «нечувствительной», «невосприимчивой», «безразличной» к индивидуальным различиям однородных предметов одного класса и – соответственно – дает ей возможность служить средством, делает ее удобным средством объективации, овеществления, фиксации только общих, основных признаков этих предметов. Таким образом специфический характер форм абстрактного мышления (прежде всего понятия) создает такое положение, при котором средством их объективации, овеществления, воплощения может служить только знаковая субстанция, т. е. знаки, связанные с отражаемыми мышлением предметами условной и произвольной связью. «Абстракция должна быть овеществлена, символизирована, реализована в знаке», - указывали К. Маркс и Ф. Энгельс. «Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материи жеста, внутреннего слова) сознание – фикция», - подчеркивал М.М. Бахтин [Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1928: 107]. Такой первичной и основной знаковой базой абстрактного мышления является звуковая материя языка – звуковые оболочки языковых единиц, т. е. его знаковая сторона. «Мысль не выражается, но совершается в слове», - писал по этому поводу Л.С. Выготский. Понятие формируется, воплощается и существует на базе звуковой оболочки слова, суждение – на базе простого предложения, умозаключение воплощается в нескольких простых предложениях или в сложноподчиненной конструкции с придаточными причины или условия. Поскольку абстрактное мышление требует для своего осуществления знаковой субстанции в широком смысле слова, оно может реализоваться на основе и иных знаковых систем. В этом нас убеждает технологическое мышление. Сложившееся на высоком уровне развития абстрактного мышления как одно из его проявлений, оно объективируется с помощью иных, чем язык, неязыковых искусственных знаковых систем – так называемых символических языков (химических и математических знаков, формул, чертежей, графиков, шахматных комбинаций и т. д.). Но эти символические языки являются подсобными, вспомогательными, вторичными по отношению к звуковому языку, и само технологическое мышление – это как бы вспомогательная форма реализации абстрактного мышления, главным способом бытия которого является его языковая форма. В последнее время актуальным в науке стал вопрос о конкретно-чувственных образах как знаковой основе абстрактного мышления. Как мы знаем, конкретно-чувственные образы являются формой и субстанцией наглядно-образного типа мышления. В этой роли конкретно-чувственный образ служит отражением, «индивидуальным портретом» отдельного, единичного, конкретного предмета или явления. В единстве всех его «лежащих на поверхности» свойств – без разграничения их на существенные и несущественные, главные и второстепенные. Оказалось, однако, что конкретно-чувственные образы в процессах мышления «про себя» (в так называемой внутренней речи) способны выступать во вторичной, знаковой, функции (способны выполнять и функции знака), а именно в функции знака, или прототипа понятия. Канонической, типизированной знаковой основой понятия (как формы абстрактного мышления), мы знаем, является звуковая оболочка слова. Но во внутренней речи роль знаковой основы понятия может выполнять его прототип – типизированный образ одного из класса отражаемых понятием, связанных с ним однородных предметов. Понятие университет, например, может быть представлено в сознании студента знаком-образом внешнего вида здания университета, в котором он учится; образом входной двери или двери деканата; видом коридора; образом аудитории, где проходит большинство лекций и т. д. Понятие религия может объективироваться, репрезентироваться в нашей мысли конкретно-чувственным образом какого-либо конкретного храма, его куполов; образами библии, евангелия, молящихся людей и т. д. Понятие собака может репрезентироваться в нашей мысли конкретно-чувственным образом определенной известной нам собаки; но при этом такой образ выступает в роли знака любой собаки, собаки вообще («Ивановы хотят завести собаку»). Но в каких бы многообразных формах ни реализовалась знаковая субстанция абстрактного мышления, основой для него была и остается знаковая субстанция языка. Возникает вопрос: почему же язык явился исконной, первичной и продолжает оставаться основной знаковой субстанцией абстрактного мышления, основным знаковым способом объективации, овеществления его процессов и форм? Иными словами, чем обусловливается единство языка и абстрактного мышления? Это объясняется тем, что само абстрактное мышление возникло в ходе общественно-исторического развития человечества в процессах коммуникации при использовании языка в качестве ее основного орудия. Сам обобщенный характер человеческой коммуникации вызвал к жизни обобщенное, абстрактное мышление, и знаковая субстанция языка явилась материальной основой его формирования и развития. Конкретизируем это положение, рассмотрим его более детально. Центральным элементом языковой системы является слово. Слово – это номинативная единица языка. Слова называют предметы и явления окружающего нас мира. Эффективное использование слова как единицы языка в актах коммуникации возможно лишь при условии, если словом будет обозначаться не отдельный предмет, а целый класс однородных предметов. Ибо, во-первых, невозможно дать имя каждой отдельной реалии, каждому отдельному конкретному предмету, явлению, процессу – для этого язык не располагает – и тем более не располагал в филогенезе – достаточным количеством материальных ресурсов (звуков, звукосочетаний). Во-вторых, если бы слова служили названием отдельных предметов, то словарный состав языка стал чрезмерно большим и овладеть таким языком было бы невозможно, такой язык был бы неподвластен человеческой памяти, находился бы за пределами человеческих возможностей запоминания. «Для того, чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу, к известной группе явлений, а это <…> непременно требует обобщения. <…> Таким образом, высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления может обобщенно отражать действительность» [Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956: 51]. Очевидно, что в процессе становления языка современного типа с самого начала первичные слова уже служили орудием обозначения классов однородных предметов. Слово как название включало в себя не только звуковую оболочку, но и значение слова. Лексическое значение слова отражает обозначаемый предмет. Очевидно, что слово может стать орудием обозначения класса однородных предметов лишь при условии отражения в его значении общих свойств этих предметов. Если бы в значении слова отражались индивидуальные свойства предмета, слово становилось бы названием только одного предмета. Необходимое условие использования слова в актах коммуникации – отражение в его значении общих свойств однородных предметов одного класса. Мысль, отражающая общие свойства однородных предметов одного класса, - это понятие. Таким образом, формирование понятия происходит в актах коммуникации на базе слова как орудия обозначения класса однородных предметов. Вот почему мы говорим о том, что абстрактное мышление, и прежде всего его базовая единица – понятие – сложилось в процессе и из потребностей коммуникации формировавшихся людей современного типа. Вот чем обусловливается приоритетное положение языка как знаковой основы абстрактного мышления, или то, что принято называть единством языка и мышления. Абстрактное мышление сформировалось на базе языка, его знаковой стороны и продолжает существовать в неразрывной связи со знаковой стороной языка. Органическое единство языка и абстрактного мышления проявляется и в филогенезе (историческом развития человечества), и в онтогенезе (развитии отдельной личности). Данные филогенеза свидетельствуют о том, что формирование языка и абстрактного мышления происходило исторически одновременно в процессе становления и развития человека как социального существа на базе общего материального субстрата – новых участков коры левого полушария головного мозга человека. В период перехода от неандертальца к кроманьонцу (50-40 тыс. лет назад) происходил процесс локализации центров наглядно-образного мышления ранее осуществлявшегося обоими полушариями головного мозга человека (у животных и сейчас) в правом полушарии; новые же участки коры левого полушария формировались у человека как субстрат, материальная основа языка, языковых функций и абстрактного мышления. Это так называемый процесс дифференциации функций больших полушарий головного мозга человека. Тем самым в плане филогенеза язык и абстрактное мышление оказываются объединенными единством процесса эволюции, происходившего на базе общего для них материального субстрата при ведущей и определяющей роли языка как орудия коммуникации (В.З Панфилов «Философские проблемы языкознания»). Данные онтогенеза также свидетельствуют в пользу положения о языке как главной субстанции, основном средстве овеществления обобщенного, абстрактного мышления, о единстве языка и мышления. Во-первых, эти данные показывают, что развитие языка и абстрактного мышления в онтогенезе, как и в филогенезе, происходит параллельно: так пик языковой способности наступает у ребенка в 4-5-летнем возрасте (обучение иностранным языкам в этот период наиболее успешно); в то же время, по данным некоторых исследователей, первые четыре года жизни формируется до 50 % интеллекта человека. Во-вторых, в онтогенезе, как и в филогенезе, язык формирует у человека самую способность к абстрактному мышлению. Обобщенный характер языковых – лексических и грамматических – значений и соответственно обобщенный характер человеческой коммуникации в целом вырабатывает у человека, прививает человеку способность мыслить абстрактными и обобщенными ментальными формами, единицами, категориями. Осознавая, например, что слово стол обозначает каждый предмет класса столов (любой стол), ребенок овладевает понятием стола. Усваивая грамматические значения предлогов в, на, над, под ребенок осознает типы, обобщенные разновидности пространственных отношений. Овладевая грамматических значением союзов потому что, так как человек приобщается к понятию и пониманию причинно-следственных отношений и т. д. У детей с отклонениями от нормального языкового состояния нарушается и способность к абстрактному мышлению. Задержка в языковом развитии ребенка отрицательно сказывается на его умственном развитии. В этом отношении показателен пример, приводимый нейропсихологами А.Р. Лурией и Юдовичем о двух близнецах. Необученным глухонемым детям свойственна в основном только способность к практическому (предметно-действенному) и наглядно-образному мышлению. На основе осуществляемого с XVIII века обучения глухонемых детей дактилологии – воспроизведению движениями пальцев буквенных оболочек слов и на этой базе – обучения чтению и письму – у них вырабатывается способность к понятийному, абстрактному мышлению. Необученные слепоглухонемые лишены человеческой психики вообще: они отражают мир только посредством ощущений (на уровне дождевых червей). Разработанная отечественными учеными Соколянским и Мещеряковым методика обучения слепоглухонемых детей общению и соответственно восприятию мира с помощью кинетических знаков (жестов), а затем и языковых знаков также способствует формированию у них способности к абстрактному мышлению, приобретению ими способности к абстрактному мышлению. Методика обучения глухонемых и слепоглухонемых детей. Слепоглухонемому ребенку сначала прививают способность к практическому мышлению (держать вилку и т. д.). 1) Мимико-жестикуляторная речь – жест-понятие. На базе жестов формируются первые понятия. Прикосновение определенным образом сложенных пальцев становится знаком конкретного предмета. Но эта речь не позволяет сформироваться способности к абстрактному мышлению с высоким уровнем абстракции. Например, глагол бежать в этой системе отсутствует: мальчик бежит и заяц бежит – разные жесты. Такие понятия носят конкретный характер, что обусловливает необходимость наличия в этой системе очень большого количества жестов. Затем это прикосновение заменяется буквенным изображением слова. 2) Д а ктильная речь (дактилос – палец (греч.) – это изображение пальцами очертаний букв и составление из этих букв слов. Тем самым базой для дальнейшего развития системы понятий у детей служат буквенные оболочки слов. Это большой шаг вперед в развитии, но и эта речь не обеспечивает должного уровня абстракции. Например, глагол чистить употребляется только в двух значениях (чистить зубы и картошку); глагол резать – только в значении резать хлеб ножом (приближено к конкретным предметам). Но, овладев дактильной речью, ребенок с течением времени приобретает способность читать. Процесс чтения дает возможность в полной мере овладеть абстрактным мышлением. Слово в контексте – на этой основе ребенок осознает значение слова в полном объеме. Понятие формируется на базе слова. На этой основе учат пользоваться речью, учат говорить. Ребенка обучают выделять из буквенных обозначений слов отдельные буквы – он осваивает азбуку Брайля (буквы обозначены выпуклыми точками). Дети изучают различные школьные предметы. У них формируется способность к абстрактному мышлению – понятие, суждение, умозаключение. Далее формируется способность произносить звуки речи и их сочетания. Об определяющей роли языка в приобретении человеком указанной способности свидетельствуют многочисленные естественные эксперименты, когда дети оказывались вне человеческого общества с раннего возраста до 5-10 и более лет (так называемые дети-«Маугли» - более 40 случаев воспитания детей в среде животных). Вновь попав в человеческую среду, такие «Маугли» в лучшем случае усваивали лишь отдельные слова человеческого языка, и уровень развития их интеллекта, несмотря на постоянные контакты с людьми, оставался чрезвычайно низким. Часто такие дети оказывались нежизнеспособными.
3. Понятие о внутренней речи. Вопрос об авербальности абстрактного мышления. Внешняя звуковая речь обычно служит орудием коммуникации. Мыслить человек также может на базе внешней, звуковой речи. Но обычно мыслительные процессы осуществляются человеком «про себя», на основе внутренней речи. Внутренняя речь – это способ, механизм осуществления мыслительных процессов, мыслительно-познавательной деятельности людей. Внутренняя речь подверглась исследованию в трудах психологов А.Н. Соколова («Внутренняя речь и мышление». М.,1968) и Н.И. Жинкина («Механизмы речи» 1958; «О кодовых переходах во внутренней речи» // ВЯ. 1964. № 6; «Язык – речь – творчество». М.: «Лабиринт», 1998). Как показали наблюдения А.Н. Соколова, в осуществлении внутренней речи деятельное участие принимают элементы языка. Пользуясь сложной и тонкой аппаратурой, он установил, что в процессе внутренней речи (мыслительного процесса «про себя») мозг человека посылает в речевой аппарат нервные импульсы, и органы речи совершают незаметные, редуцированные артикуляционные движения. Журналист В. Бонч-Бруевич в своей статье в «Комсомольской правде» (14.07.1962) так рассказал о методике работы А.Н. Соколова: «Мы спускаемся в подвальный этаж небольшого здания, стоящего в глубине университетского двора. Здесь, под землей, куда не проникает шум, находится лаборатория Института психологии Академии педагогических наук. Экранированная кабина. Она защищена уже не только от шума, но и от посторонних источников тока. В кабине – кресло. Я сажусь в него, откидываюсь на подушку. Свет гаснет, мне неудержимо хочется спать. К нижней губе приклеивают лейкопластырем электроды. Провода от них уходят в соседнюю комнату. - Задания, которые вы получите, нужно выполнять в уме, только в уме, предупреждают меня. Несколько минут тишина, а затем из соседней комнаты слышу вопрос: - На каком мы этаже? Соображаю, что лаборатория в подвале. Через некоторое время меня снова спрашивают о том же. Стараюсь мысленно ответить двумя словами: «В подвале». - Сколько будет 6 умножить на 9? - 54. - А 353 умножить 4? Здесь уже приходится долго считать: четырежды триста – 1200, еще двести и 12. Ответ – 1412. Опыт закончен. Рассматриваем осциллограммы. Соколов поясняет: - Когда вас первый раз спросили, на каком вы этаже, потребовалось некоторое умственное усилие, чтобы ответить на этот вопрос. Видите, как взлетела и забилась дрожью линия. Второй раз черта сделала лишь небольшой скачок - ответ у вас был готов. Сигналы утихают при автоматизации мышления. Зато при сложной задаче сигналы усиливаются. Пока вы умножали 353 на 4, самописец нарисовал целый горный хребет с вершинами и перевалами. Итак, «услышать» или, точнее, увидеть беззвучную речь можно». О том, что в процессе внутренней речи участвуют элементы языка и происходит их скрытое артикулирование, свидетельствуют многие факты. Например, известный отечественный ученый Сеченов указывал: «Я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора» (скрытыми артикуляциями). По его мнению, исключение речедвижений в процессе внутренней речи затрудняет запоминание речи. Пример с глухонемыми: воспроизведение букв слов (=фонем) комбинациями пальцев рук является аналогом артикулирования звуков речи. Но не следует думать, что внутренняя речь – это просто перенесенная в мозг, в сознание внешняя речь со всеми ее структурными характеристиками. Это не так. По своей структуре внутренняя речь существенно отличается от внешней речи. Это речь сокращенная, редуцированная, фрагментарная, отрывочная, прерывистая. Основу ее составляют слова-предикаты (именные и, главным образом, глагольные сказуемые). Подлежащие и зависимые от них слова опускаются. Последовательность предикатов – это вехи развертывания мысли. Словарь внутренней речи предельно индивидуализирован и субъективен. А.Н. Соколов отмечает факт необычайного расширения значений слов и предложений, которыми мы пользуемся во внутренней речи. Наблюдается фонетическая редукция внутренней речи – выпадение фонем, преимущественно гласных. Внутренняя речь прерывиста, поэтому говорят, что она служит «квантовым механизмом» мышления. Этим (прерывистостью внутренней речи) создается возможность одновременного развертывания нескольких мыслей, из которых одна может контролировать другую // с контролем одной мысли другой. Немецкий физиолог Э. Поппель, изучая записи речи на 14 языках, обнаружил, что говорящий делает краткие паузы каждые три секунды. Этот ритм не изменяется даже при чтении стихов разного размера и не связан с ритмом дыхания. Лишняя секунда у человека, считает исследователь, уходит на вербальное (словесное) оформление переживаемого или делаемого. Человек как бы проговаривает про себя в подсознании все увиденное. У детей, глухих от рождения и потому не овладевших языком, ритм пауз такой же, как у обезьян (одна пауза не в 3, а в 2 секунды). Некоторое представление о внутренней речи дают наблюдения над речью интеральной. Это фрагменты внутренней речи, которые непроизвольно проговариваются вслух либо из-за трудности мыслительной задачи, либо из-за волнения, либо по каким-то иным причинам. Например, выполняя трудный чертеж, школьник помогает себе словами и некоторые из них непроизвольно выговаривает: «так…, теперь так, … хорошо, … ну вот…, эх, не так…, балда!» и т. п. Но оказалось, что структура внутренней речи не исчерпывается вербальными элементами – словами-предикатами. Как показал Н.И. Жинкин, в ее осуществлении, наряду с речедвигательным кодом (т. е. с редуцированно артикулируемыми элементами, единицами языка) принимают участие единицы универсального предметного кода (УПК) (иначе – предметно-изобразительного или предметно-схемного кода) – наглядные конкретно-чувственные образы, очень индивидуализированные. При этом они выступают во внутренней речи не только и не столько в своей прямой, первичной, сколько во вторичной функции – в функции знаков – прототипов понятий, в функции знаковой основы абстрактного мышления. Комбинируя их, тоже можно осуществлять мыслительный процесс. Канонической, типизированной знаковой основой понятия (как формы абстрактного мышления), мы знаем, является звуковая оболочка слова. Но во внутренней речи роль знаковой основы понятия может выполнять его прототип – типизированный образ одного из класса отражаемых понятием, связанных с ним однородных предметов. Понятие университет, например, может быть представлено в сознании студента знаком-образом внешнего вида здания университета, в котором он учится; образом входной двери или двери деканата; видом коридора; образом аудитории, где проходит большинство лекций и т. д. Понятие религия может объективироваться, репрезентироваться в нашей мысли конкретно-чувственным образом какого-либо конкретного храма, его куполов; образами библии, евангелия, молящихся людей и т. д. Понятие собака может репрезентироваться в нашей мысли конкретно-чувственным образом определенной известной нам собаки; но при этом такой образ выступает в роли знака любой собаки, собаки вообще («Ивановы хотят завести собаку»). Понятие роман как жанр может объективироваться в нашей мысли образом какого-либо конкретного романа – Сомерсет Моэм «Луна и грош», Голсуорси «Сага о Форсайтах». Единицы УПК – конкретно-чувственные образы – представления – в роли знаков в их вторичной функции (как знаки – прототипы понятий) могут быть связаны с замещаемым ими понятием условной и произвольной связью. Зарубежные ученые пишут, например, о знаках-образах, связанных с замещаемыми предметами условной и произвольной связью – это знаки-образы – бесформенные разноцветные пятна: перемещая их в пространстве сознания, ученый замещает этим картину перемещения самих научных объектов. Эти пятна используются также как знаки целых блоков информации и как средство ее запоминания и хранения. Существенной чертой внутренней речи как основного фактора мышления является постепенное сокращение речевых операций по мере выработки интеллектуальных навыков. По мере развития интеллектуальных навыков (чтения, письма, мыслительных операций) внутренняя речь превращается в очень сокращенный и обобщенный код – последовательность «семантических комплексов», которые представляют собой редуцированные речевые высказывания в сочетании с наглядными образами. Осуществление внутренней речи посредством редуцированных речевых высказываний (слов-предикатов) и наглядных образов в их первичной и вторичной, знаковой функции, посредством семантических комплексов ускоряет процесс мышления. Наличие «семантических комплексов», редуцированность внутренней речи объясняет тот факт, что мы думаем быстрее, чем говорим. Сокращенная форма внутренней речи, т. е. мышление намеками слов, возникает только на основе словесного мышления. В результате человек пользуется аналогами слов, которые и нужны лишь для того, чтобы уяснить нечто для себя. Это понимали уже древние китайцы: «Слова нужны – чтоб поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают» (из книги «Чжуан-цзы»: Поэзия и проза древнего Востока. – М.,1973). Кроме того, использование наглядных образов в качестве знаков предметов и явлений, знаков каких-то блоков информации о предметах и явлениях позволяет запоминать мысль без запоминания слов, которыми она была выражена: мысль сохраняется, а ее речевая форма может быть заменена новой (бесформенные цветовые пятна как знаки предметов и целых блоков информации, страницы книги И.Л. Андреева). Идея «семантических комплексов» хорошо связывается с экспериментально подтвержденными наблюдениями: запоминание мысли не обязательно связано с запоминанием слов, которыми она была выражена. Память на мысли прочнее памяти на слова, мысль сохраняется, а ее речевая форма может замениться новой (Рубинштейн Основы общей психологии: В 2-х т. М.,1989. – С. 400). Внутренняя мысль принципиально диалогична – средство общения человека с самим собой. Таким образом, внутренняя речь – это комбинации речедвигательного кода и УПК, вербальных элементов и наглядных образов. Образование семантических комплексов во внутренней речи ускоряет мыслительные процессы и обеспечивает запоминания мысли без слов у разных людей. Активное участие в абстрактных ментальных процессах «про себя» конкретно-чувственных образов, и прежде всего в их вторичной, знаковой, функции, делает актуальным вопрос об авербальном характере абстрактного мышления, о возможности его осуществления лишь на базе конкретно-чувственных образов без участия языковых элементов. Все это очень субъективно. Например, Верещагин и некоторые зарубежные ученые полагают, что редуцированное артикулирование связано с другими явлениями, а не с внутренней речью: 1) артикулирование – при восприятии речи собеседника и подготовке человеком речевой форме своего высказывания; сам процесс мышления – между этими точками – без движения органов речи; 2) артикулирование связано с производством бессмысленных звукосочетаний и вызывается: а) ауторитмами, б) реликтовыми «стадными шумами» животных, в) служит проявлением эмоций. Соответственно, сама внутренняя речь осуществляется на базе лишь образов первичной и вторичной функции знаков. Об этом же пишут ученые. А. Эйнштейн: «Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности (Entities), служащие элементами мышления, - это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и комбинированы… обычные и общепринятые (conventional) слова с трудом подбираются лишь на следующей стадии, когда упомянутая ассоциативная игра достаточно устоялась и может быть воспроизведена по желанию» (Эйнштейновский сборник. 1967. М., 1967: 6, 28). Известный французский математик Жак Адамар посвятил специальное исследование проблеме творческого мышления (1970). Он пишет: «Я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я думаю… Все слова исчезают точно в тот момент, когда я начинаю думать, слова появляются в моем сознании только после того, как я окончу или заброшу исследование». А.Н. Леонтьев: «Языковая форма выражения первоначально внешнепредметной формы познавательной деятельности создает условие, позволяющее впоследствии выполнять отдельные ее процессы уже только в речевом плане. Так как речь утрачивает при этом свою коммуникативную функцию и выполняет лишь функцию познавательную, то ее произносительная, звуковая сторона постепенно редуцируется и соответствующие процессы все более приобретают характер внутренних процессов, совершающихся «про себя», «в уме». Между исходными условиями и практическим выполнением действий теперь включаются все более и более длинные цепи внутренних процессов и мысленного сопоставления, анализа и т. д., которые наконец приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности». (Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – с. 40). С. Лем: «Я не обладаю воображением, которое было бы неязыковым, нелингвистическим, несловесным воображением. Все, что я написал, не было переводом каких-то картин, каких-то видений на слова и фразы, но строилось исключительно внутри самого языка. Из фраз, которые я заношу на бумагу, построены все созданные мною миры». Сеченов: «Я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». М.М. Бахтин: «Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова) сознание – фикция» (первичной и основной базой абстрактного мышления является звуковая материя языка, его знаковая сторона; М. и Э.). Очевидно, индивидуально: у кого-то – и образы, и слова-предикаты, у кого-то – только образы как знаки предметов или комплексов мыслей или только вербальные элементы. Вот что такое внутренняя речь. Итак, возникнув и развиваясь на первых этапах на базе знаковой материи языка, абстрактное мышление с развитием общества и человека как социального существа стало использовать и другие виды знаковых систем в качестве своей основы: технологическое мышление (в символических языках), внутренняя речь (в образах в их вторичной, знаковой, функции). Впрочем, существует и обратная точка зрения (И.Н. Горелов) – о том, что образы – первичный способ осуществления абстрактного мышления, а язык возник лишь для общения (точка зрения когнитивной лингвистики). Отсюда – вопрос об авербальности мышления: и не только во внутренней, но и во внешней речи. А.Т. Кривоносов «Мышление – без языка?» //ВЯ, 1992, № 2. Существуют языковые конструкции, которые косвенно, самой своей структурой указывают на подразумеваемую мысль. Эти конструкции косвенно отсылают к подразумеваемой мысли: часть информации передают языковыми средствами, а часть - подразумевается и является производной от языковой конструкции: а) односоставные предложения: Гроза. Вечер. Тишина. Светает. Морозит; б) простые предложения с ВЧП, каждому из которых соответствует особое (подразумеваемое) суждение: При посадке в Ереване потерпел аварию транспортный самолет: самолет прилетел в Ереван; самолет транспортный; он потерпел аварию; это произошло при посадке; в) умозаключения-энтимемы: Все металлы электропроводны. Алюминий – металл. Следовательно, он проводит электричество. Т. е. если алюминий - металл, то он проводит электричество. Шолохов: Он говорил зычно, т. к. был туговат на ухо. (Все туговатые на ухо говорят зычно. Он был туговат на ухо, поэтому говорил зычно.) Куприн: Глаз не было видно, потому что он их все время держал опущенными (Глаз, которые опущены, не видно.) Чехов: Оттого нам не весело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда. (Весело всем, кто знает труд – мы не знаем труда – поэтому нам не весело, и мы мрачно смотрим на жизнь.) г) сюда же можно отнести конструкции с опосредованными отношениями (Колосова, Ширяев): Если вы хотите есть, то столовая налево. Кривоносов пишет, что в подобных конструкциях подразумеваемая информация осуществляется не на знаковой основе – она непосредственно воплощается в физико-химических процессах головного мозга, о чем мы пока ничего не знаем. = Чистое мышление? Выводы. 1) Единство языка и мышления справедливо в том отношении, что язык всегда связан с абстрактным мышлением, но абстрактное мышление далеко не всегда осуществляется в языковом и вообще в знаковом воплощении. 2) Все это свидетельствует только об одном: логико-лингвистический эксперимент показал, что теория о «неразрывном единстве» мышления и языка – это вчерашний день языкознания. Сегодня необходимо говорить не только о возможности, но и о неизбежности, наряду с языковым, также безъязыкового мышления» (с. 79). Можно возразить: языковая форма конструкций, сигнализирующих о подразумеваемой части информации, и есть знаковая основа этой информации. Но вообще – проблема сложная и до конца не решенная. Внутренняя и внешняя речь неразрывно связаны между собой. Внутренняя речь возникла на базе внешней, она стала возможной на известном этапе развития внешней речи (ребенок: сначала только звуковая коммуникация, потом мышление вслух, а затем уже про себя. – Выготский). В то же время между этими видами речи существует и «обратная связь»: внутренняя речь является средством, орудием планирования внешней речи: прежде чем высказать свою мысль вслух, вы облекаете ее в форму внутренней речи, используя и языковые единицы, и образы. Таким образом, связь между внешней и внутренней речью прослеживается и в филогенезе, и в онтогенезе.
4. Понятие о нейролингвистике и психолингвистике Нейролингвистика – это относительно молодая область науки. В нашей стране она оформилась в послевоенный период. Создателем ее справедливо считается выдающийся отечественный ученый Александр Романович Лурия – специалист в области физиологии высшей нервной деятельности, последователь И.П. Павлова. В широком плане нейролингвистика изучает функции различных участков и отделов больших полушарий головного мозга человека. Так, в рамках этой науки было установлено наличие специализации больших полушарий головного мозга человека, которая отсутствует у животных. Оказалось, что правое полушарие «заведует» образным мышлением человека и его ориентацией в пространстве. На деятельность правого полушария опирается интуиция. Левое полушарие заведует абстрактным (логическим) мышлением и языком. В более узком, собственно лингвистическом плане нейролингвистику можно назвать языковой топологией мозга. Нейролингвистика изучает распределение, локализацию центров языковой деятельности человека по различным участкам больших полушарий его головного мозга. Иными словами, она рассматривает, какие участки головного мозга «ответственны» за усвоение и использование тех или иных элементов языка. Материал для нейролингвистики начал накапливаться еще со второй половины XIX века. В 1861 г. французский врач анатом Пьер Брок а установил, что поражение [задней трети] нижней лобной извилины левого полушария головного мозга влечет утрату человеком способности произносить членораздельные звуки. В 1864 г. немецкий психиатр физиолог Карл Верн и ке установил, что поражение [задней трети] верхней височной извилины левого полушария приводит к утрате человеком способности воспринимать речь. В дальнейшем изучение больных с нарушением речи (различного рода афазиями) стало важным нейролингвистическим методом выяснения того, с какими участками головного мозга связаны различные стороны языковой деятельности человека. Специалисты по нейролингвистике установили, что височные отделы левого полушария – зона Вернике – обеспечивает восприятие речи; заднелобные отделы левого полушария – зона Брока – обеспечивают построение речи; теменно-затылочная часть левого полушария связана с семантикой речи, обеспечивает порождение логически и грамматически правильных высказываний. Здесь же у «правшей» находится центр, управляющий движениями правой руки человека, т. е. его главного рабочего инструмента. Данное обстоятельство является одним из свидетельств происхождения языка и абстрактного мышления в процессах труда. Характерно, что (как следует из сказанного) акустический и семантический коды языка – звуковые оболочки слов и их значения – существуют раздельно на основе различных участков головного мозга: звуковые оболочки слов (- представления о них, акустические образы) заложены в зоне Вернике, а их семантика связана с теменно-затылочной областью левого полушария. Это один из доводов, выдвигаемых против тезиса о единстве языка и мышления. Руководство всеми участками мозга, как речевыми, так и неречевыми, осуществляют передние отделы мозга с лобными долями. На них приходится ¾ всего объема коры головного мозга. Это аппарат формирования и сохранения намерений, программ и планов действия, их выполнения и контроля. Эти отделы мозга выполняют функцию обучения, в них совершается интеллектуальная работа, носящая творческий, нестереотипный характер. Поражение передних отделов мозга убивает в человеке личность, способность строить планы действий. С нейролингвистикой тесно связана психолингвистика. Ее становление произошло в США в середине 50-х годов прошлого столетия, когда вышла коллективная работа под названием «Психолингвистика». С середины 60-х она интенсивно развивается и в нашей стране. Ведущими учеными в этой области у нас является доктор филологических и психологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев. Психолингвистика изучает процессы речеобразования, изучает мозговые механизмы и процессы, посредством которых на основе знания языковой системы осуществляется порождение и восприятие речевых произведений (текстов). В рамках психолингвистики главным образом на основе исследований А.Р. Лурия и А.А. Леонтьева выявлены и описаны основные этапы порождения и восприятия речи. Эти этапы представлены в следующей схеме:
Мотив ¯ Мысль (речевая интенция) ¯ Внутренне программирование ¯ лексическое развертывание и грамматическое конструирование (механизм выбора слов) (механизм выбора синтаксических конструкций и словоформ) ¯ Моторная реализация ¯ Внешняя речь
Расшифруем содержание каждого из этих этапов. Мотив – это фактор, побуждающий человека осуществить речь (желание рассказать подруге о кинофильме). Под влиянием мотива возникает интенция – речевое намерение, намерение высказать мысль. Речевое намерение в то же время – образный зародыш мысли говорящего, возникающий на основе элементов предметно-изобразительного кода, т. е. на основе наглядно-чувственных образов и схем, которые носят очень субъективный, индивидуальный характер (УПК, предметно-изобразительный код - Жинкин). Речевое намерение порождает программу высказывания – осмысление последовательности этапов изложения мысли. Внутреннее программирование также осуществляется на базе элементов предметно-изобразительного кода, на основе наглядных образов. На этапе внутреннего программирования человеческая мысль, опираясь на образное содержание, определяет субъект, объект и предикат будущего высказывания. Здесь же намечается актуальное членение высказывания (тема – известное и рема – новое). Этот этап дает импульс следующему этапу, который уже является собственно языковым (речедвигательный код – Жинкин) и включает в себя два одновременных, параллельно осуществляющихся процесса. Программа реализуется в выборе лексики и грамматических конструкций. Поясним. Это лексическое развертывание, т. е. поиск и отбор необходимых для выражения мысли слов. Одновременно, параллельно с лексическим развертыванием осуществляется грамматическое структурирование синтаксических конструкций и словоформ, в которые ставятся отобранные лексические единицы. По мере осуществления этих процессов их результаты воплощаются в звуках речи - моторная реализация. В результате моторной реализации формируется внешняя речь. Учеными установлено, что осуществление каждого этапа порождения речи производится работой особых механизмов мозга, так что за разные этапы этого процесса несут ответственность разные механизмы головного мозга. Все эти механизмы объединяются в два больших типа. 1) Механизмы поиска и отбора необходимых единиц (образов – на этапе речевой интенции, слов – на этапе внутреннего программирования, звуков – на этапе моторной реализации). Эти механизмы размещаются в задних отделах коры больших полушарий. Повреждение этих отделов приводит к тому, что человек строит грамматически безупречные конструкции, но абсолютно бессмысленные по содержанию (бесцветные зеленые идеи безрадостно спят). 2) Механизмы, которые заведуют сочетанием, комбинированием разных единиц при построении высказывания (на каждом этапе). Эти механизмы размещаются в передних отделах коры больших полушарий головного мозга человека. Их повреждение приводит к тому, что человек утрачивает способность строить предложения, испытывает затруднения при составлении слов из звуков речи. Восприятие речи осуществляется по той же схеме только в обратном порядке. Человек своим органом слуха воспринимает внешнюю речь говорящего (звуковые оболочки слов), при этом можно наблюдать моторную реализацию речи (непроизвольное проговаривание про себя). В результате собеседник воспринимает лексическое и грамматическое содержание речи, в его сознании выделяются субъект, объект и предикат высказывания и осуществляется тема-рематическое членение речи, в результате чего происходит перевод вербальной формы сообщения в элементы предметно-изобразительного кода. При этом речевая интенция говорящего (образный зародыш его мысли) и предметно-изобразительный результат восприятия мысли собеседником может реализоваться в разных образах, но образах однотипных, что составит основу понимания речи. Психолингвистические исследования позволили открыть в языковых единицах ряд свойств, связанных с их речевой реализацией. Например, психолингвистическая теория слова свидетельствует в частности о том, что слову свойственны два семантических состояния: внеситуативное, или системное, и ситуативное. 1. Внеситуативное семантическое состояние слова связано с обозначением словом предмета вне конкретной ситуации (Человек – это звучит гордо; Всякий человек должен знать об этом). 2. Ситуативное семантические состояние слова связано с обозначением словом определенного предмета в конкретной ситуации (В комнату вошел человек среднего роста в сером костюме). Больные некоторыми видами афазии неспособны понимать слова в их внеситуативном употреблении, но воспринимают в ситуативном употреблении. Результаты психолингвистических исследований широко используются во многих областях деятельности общества. Это обучение родному и иностранным языкам. Использование данных психолингвистики позволило разработать ряд методических приемов, обеспечивающих эффективное обучение учащихся иностранному языку. Это речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; лечение центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия – прагматики, в пропаганде, в деятельности СМИ; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика (например, опознание людей по особенностям их речи); проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т. д.
5. Понятие о концепте. Мышление и язык с позиций когнитивной лингвистики. Языковая картина мира (ЯКМ) как система языковых средств реализации концептосферы народа Сложный, комплексный характер человеческого мышления, тесное взаимодействие в нем форм наглядно-образного и абстрактного мышления (конкретно-чувственных образов-представлений и понятий) обусловили обращение ученых к явлению, понятию концепта. До последнего времени стремление подчеркнуть качественно различную природу наглядно-образного и абстрактного (логического, понятийного) мышления приводили к тому, что в научных трудах на первый план выдвигались их различные, специфические стороны. Обусловленное задачей создания искусственного интеллекта и другими подобными задачами более глубокое проникновение в сущность ментальной, мыслительной деятельности человека привело ученых к осознанию того, что мышление человека есть мышление концептами, посредством концептов, в которых в органическом единстве представлены, слиты наглядно-образные (конкретно-чувственные) и абстрактные (ментальные, мыслительные) сущности. Термин концепт был введен в нашу науку Д.С. Лихачевым. Проблемой концепта, концептосферы народа и ее отражения, воплощения и выражения в языке занимается когнитивная лингвистика. Концепт – это глобальная ментальная (мыслительная) единица, квант структурированного знания. Мышление есть оперирование концептами. Человек мыслит концептами, их последовательностями и комбинациями. Концепты как идеальные сущности формируются в сознании человека следующими путями (5). 1. Из непосредственного чувственного опыта – восприятия действительности органами чувств (формирование конкретно-чувственных образов, наглядно-образное мышление). 2. Из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности (практическое, предметно-действенное мышление). 3. Из мыслительных операций человека с уже существующими в его сознании, известными ему концептами – такие операции могут привести к возникновению новых концептов (Косарев «Философия мифа» - новые научные идеи рождаются путем сопоставления уже существующих в науке положений). 4. Из языкового общения: концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме, например, в учебном, образовательном процессе - лекции преподавателя. 5. Из самостоятельного познания человеком значений языковых единиц, например, посредством словаря. Таким образом, язык является лишь одним из способов формирования концептов в сознании человека (3, 4, 5 пути формирования концептов осуществляются на основе языка). Концепт рождается в сознании человека как конкретно-чувственный образ, но, появившись, он развивается, продвигается по ступеням абстракции, т. е. становится все более абстрактным. И постепенно превращается из чувственного образа в образ собственно мыслительный (ментальный), отвлеченный и обобщенный, т. е. превращается из представления – в понятие. У ребенка, у которого концептосфера только формируется, концепт тождествен (равен, идентичен) обычно конретно-чувственному образу. Например, для ребенка Джерри, собака, колли и животное – это один предмет. И все эти слова обозначают для него (представляют в его сознании) один чувственный концепт – образ его собственной, конкретной собаки, которая живет в его семье. Впоследствии каждое из этих слов (каждая из этих лексем) будет представлять для него разные, хотя и иерархически связанные между собой концепты: Животное (высокий уровень абстракции) ¯ собака ¯ колли ¯ Джерри (низкий уровень абстракции)
Высшие животные также мыслят при помощи (с помощью) концептов; но их концепты носят преимущественно конкретно-чувственный, образный характер (Каштанка). Чувственные концепты играют заметную роль и в мышлении человека. Однако принципиальное отличие мышления человека от мышления животных состоит в том, что наряду с чувственными, человеку свойственны и абстрактные концепты. Впрочем у интеллектуально малоразвитых людей концепты мало чем отличаются от исходного, начального, конкретно-чувственного, эмпирического образа (мыслят на уровне высокоорганизованных животных). Как уже было сказано, концепт рождается в сознании человека как наглядный, конкретно-чувственный образ, который остается его ядром, ядром концепта. Ядро постепенно, по мере интеллектуального развития человека, обрастает (окутывается, окружается, обволакивается) слоями концептуальных признаков – от ядерного, предельно наглядного, до периферийных признаков, слоев высокой степени абстракции. Слои концептуальных признаков находятся друг к другу в отношениях производности, возрастания абстрактности каждого последующего слоя, уровня. Это увеличивает объем концепта и насыщает его содержание. Соответственно концепт как квант структурированного знания приобретает определенную, хотя и не жесткую структуру. Например, животное: сначала это образ собственной собаки Джерри, затем слой концептуальных признаков, включающих признаки ее породы собак, собак разных пород, - и, наконец, слой концептуальных признаков, выделяющих в собаке признаки, свойственные всем животным.
Признаки собственной собаки Джерри ¯ Признаки ее породы ¯ Признаки собаки вообще ¯ Признаки, свойственные всем животным
В современной науке разрабатывается типология концептов. Ознакомимся с двумя их основными типами. I. По признаку стандартизованности, обработанности концепты подразделяются на следующие типы: 1) общеэтнические (общенациональные, общенародные); 2) групповые (гендерные, возрастные, социальные); 3) индивидуальные. Общеэтнические концепты В концептуальной сфере разных народов, особенно близких по уровню социально-экономического развития, наблюдается значительное сходство. Этим обеспечивается возможность перевода с одного языка на другой. В то же время денотативно сходные (= сходные по отражаемому предмету, явлению) концепты могут обладать национально-культурной спецификой. Например, для русских концепт болото – символ рутины, косности, застоя. Поэтому у А. Вознесенского болотам – «предательским и рутинным» - противопоставлен полет: «Если хочешь полета – учти болота», - пишет поэт («Испытание болотохода»). Напротив, финны оценивают болото положительно: это место, где длительное время сохраняются сучья, ветви, стволы деревьев. Они живут в лесистой местности и для них это актуально. Концепт береза ассоциируется у русских с Родиной (символ Родины), получает оценки «нежная», «женственная». У норвежцев же береза ассоциируется со стойкостью и выносливостью (суровый климат). В этом отношении очень показательно высказывание узбекского писателя Тимура Пулатова, указавшего на специфические национальные черты концептов солнце и луна в русском языковом сознании, с одной стороны, и языковом сознании народов средней Азии – узбеков и таджиков, с другой стороны. «Солнце по-русски - это совсем не то, что куёш по-узбекски, и уж совсем не то, что офтоб по-таджикски. В какие отношения - дружелюбные или тягостные,- человек вступил с небесным, светилом, так их и выразил язык и произнес. Ведь узбек, живущий большую часть года под его палящими лучами, никогда не скажет ласково-уменьшительное «солнышко», так же как и у русского нет ощущения того, что солнце может быть не только плодонесущим и землеобновляющим, но и враждебным. Зато к луне, этому ночному светилу, несущему прохладу и умиротворение, у узбека совсем иное отношение - все красивое и желанное он называет «луноликим», «луноподобным», да с такой интонацией, что для русского слуха это может показаться по меньшей мере вычурным» (Т. Пулатов. Язык, автор, жизнь. // Лит. обозрение, 1976, № 8, с. 109). В «Толковом словаре живого велико русского языка» В.И. Даля очень точно определено то отношение к солнцу, которое веками формировалось в народном сознании и не могло не найти своего отражения в концептах народной культуры, в частности в фольклорной модели мира. «Солнце, солнышко,… величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготения, светом и теплом над всеми земными мирами, планетами. Как свет и тепло, солнце представитель истины и блага…» [Даль 1995:IV,265]. Обнаруживаются концепты, свойственные одному народу и отсутствующие у других. В этом отношении показателен, например, грузинский концепт ртвели. «Затрудняюсь объяснить русскому читателю, что такое «ртвели»". Если очень коротко, то это несколько недель в сентябре-октябре, когда в виноградарских деревнях Грузии собирают и перерабатывают урожай. Одни называют «ртвели» работой, другие - праздником, но, наверно, это и то, и другое. Короче и проще объяснить не могу, боюсь так разольюсь в описаниях, что и о главном, пожалуй, не скажу. ... Как объяснить, что такое грузинская деревня без «ртвели»? Но прежде – как объяснить "ртвели"? Сказать, что это пора сбора винограда, работа от зари до зари, а ночью - костер, отблеск пламени на человеческих лицах, искры в кромешной темени вина, уставшая за день долина выдыхает жар, посеребренные ранним октябрьским снегом горы струят неземной свет на виноградники. Зачем тебе "ртвели"?... Тебе нужна прозрачная ясность этой поры, та ее неизбежная ясность, в которой всегда зрим итог пути. Тебе нужен самый воздух этого времени, растворенное в нем чувство... блага жизни, осознание ее смысла и цели. И сильнее, чем когда-либо, ощущаешь, что и сам принадлежишь этой земле. В эту пору грузинской жизни, когда даль прояснена до конца, когда открыты связи между земным и возвышенным, зримым и потаенным, личным и общинным, скоротечным и вечным, лишь тот несчастлив, кто отстранен от праздника неистовой работы». (Т. Мамаладзе. Несокрушимый Давид? // Лит.газ., 1982. 24 марта) Академик Д.С. Лихачев в «Записках о русском» приводит в качестве примера специфически русских, а потому не переводимых на другие языки концепты-слова воля, удаль, тоска: Воля ¹ свобода; воля = свобода + простор; тоска = – пространство, теснота; удаль ¹ храбрость; удаль = храбрость × простор; воля @ удаль @ пространство ¿ «… Воля вольная – это с Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.063 сек.) |