|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психогенные классификацииНо наибольшую, пожалуй, популярность получила классификация психологических типов, предложенная Карлом Юнгом. От перечис-ленных выше она отличается, прежде всего, тем, что строится не на соматических, а исключительно на психологических основаниях. Все люди, по мнению Юнга, делятся на интровертов и экстравертов. Он пишет: “Интроверсия и экстраверсия как типы установок обознача-ют диспозицию, обусловливающую в значительной степени весь ду-шевный процесс, поскольку они характеризуют предрасположенное реагирование и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации” (Юнг К., 1994, с. 101-102). Как видим, основанием для выделения того или иного психологического типа Юнг считает способ привычного реагирования человека на ситуацию. Он зависит от внутренней пред-расположенности (диспозиции) индивида, которая определяет тип его психической установки. Предрасположенность, таким образом, явля-ется центральным звеном всего психического процесса, так как, с од-ной стороны, она регулирует внешнее поведение, а с другой — оказывает влияние на формирование специфического опыта индивида. Иначе говоря, определенное поведение человека, принесшее ему те или иные результаты, затем осмысливается им, благодаря чему у него появляется опыт, который, в свою очередь, вновь оказывает влияние на поведение. Так формируется привычный способ реагирования. При этом у каждого индивида свои предрасположенности и диспозиции. Так, например, человек с интеллектуальной предрасположенностью, поскольку интеллектуальная функция у него наиболее развита, реагируя на ситуацию, будет полагаться именно на интеллект, а не на физическую силу или какие-то иные факторы. Более того, он будет стараться попасть именно в такие ситуации, где имеется возможность интеллектуального реагирования. И напротив, тот, у кого иная, скажем, агрессивно-силовая предрасположенность, а физическая функция лучше всего развита, будет реагировать, опираясь не на интеллект, а на силу. То же самое можно сказать относительно хитрости, подлости, изворотливости, честности, открытости и т. д. Одним словом, К.Г. Юнг полагает, что в борьбе за существование “каждый человек инстинктивно использует свою наиболее развитую функцию, которая в результате становится критерием привычного способа реагирования” (Юнг К., 1994, с. 104). В соответствии с этим критерием Юнг выделяет несколько пар противоположных психологических типов: · экстравертированный — интровертированный; · мыслительный — эмоциональный; · ощущающий — интуитивный; · рациональный — иррациональный. Следует помнить, что данное деление довольно условно, и в “чистом виде” ни один психологический тип не встречается, поскольку каждый человек несет в себе признаки различных психологических типов. Поэтому корректно говорить о доминировании признаков того или иного психического склада. Экстраверт — его отличает повышенный интерес к происходящему в окружающем мире, он ориентирован на внешние объекты. В зависимости от того, какая психическая функция наиболее развита у индивида — мышление, чувство, ощущение или интуиция, таким способом и будет реализовываться его эстравертная установка. Если у человека развито мышление, то его интерес к внешнему миру будет осуществляться посредством осмысления этого мира, если чувство — то через его эмоциональное переживание, если ощущение — через нюансировку перцепции объектов, интуиция — через интуитивное постижение происходящего вокруг. Таким образом, экстраверта занимают внешние, объективные события, но только те, разумеется, которые его касаются. Он чутко реагирует на происходящее вокруг. Отсю-да его активность, инициативность. Он легко контактирует с другими людьми, быстро осваивается в новой обстановке. Интроверт — преимущественно занят своим внутренним миром. Причем его способ самопостижения также зависит от того, какая из психических функций у него наиболее развита. Поведение интроверта впрямую мало зависит от внешних событий, поскольку объективный мир имеет для него второстепенное значение. Самоцентрированность индивидов такого типа проявляется в молчаливости, задумчивости, сосредоточенности, внешнем спокойствии. У интровертов узкий круг общения, они трудно заводят новые знакомства, не любят шума, сутолоки, парадности, помпезности и празднеств. Им претит все демонстративное, показное, напускное. Мыслительный тип (как экстраверт, так и интроверт) характеризу-ется тем, что стремится все разложить по полочкам, систематизиро-вать, обнаружить законы и выявить закономерности. Одним словом, он полагается на логику и анализ. Поэтому все его оценки соот-ветствуют критерию разумности/неразумности. По многим причинам людям этого типа сложно говорить о чувствах, которые у них устой-чивы, малоподвижны. Эмоциональный (чувствующий) тип, напротив, отличается высокой подвижностью чувств. Люди этого склада, пишет Юнг, “стойко про-водят политику чувств”. Они либо вообще не способны задумываться, либо требуются чрезвычайные обстоятельства, чтобы это произошло. К.Г. Юнг отмечает, что психологический тип человека не может быть в одинаковой мере мыслительным и эмоциональным, поскольку эмоциональность и мышление в значительной степени взаимоисклю-чают друг друга, они — антагонисты. Поэтому отчетливо выраженная мыслительная функция предполагает слабую эмоциональность. И наоборот. Такое же противопоставление справедливо и в отношении другой пары психологических типов — ощущающего и интуитивного. Ощущающий (Юнг специально подчеркивает его отличие от чув-ствующего) — характеризуется тем, что хорошо схватывает детали, оттенки. В силу повышенной способности к перцепции он чуток к мелочам, наблюдателен. Поэтому хорошо ориентируется либо в своем внутреннем, либо во внешнем мире. Отсюда его активность и практич-ность. Поскольку он живет восприятием сиюминутных ощущений, то есть в мире повседневных реалий, то и не склонен заглядывать в будущее и вообще что-то загадывать наперед. Область его существо-вания — “здесь и теперь”. Кроме того, его ощущения, т. к. они не осмысливаются, а воспринимаются как данность без истолкования и оценки, характеризуются бессознательностью. Интуитивный тип также отличается преобладанием бессознатель-ного, т. е. интуиции, которую К.Г. Юнг определяет как “восприятие через бессознательное”. Для людей этого типа характерно безотчетное восприятие как прошлого, так настоящего и будущего. Способность интуитивно воспринимать будущее предопределяет их повышенный интерес ко всему новому — к новой деятельности, новым людям, новым задачам. Они постоянно пытаются как бы опередить время. Отсюда их раздвоенность, метание между настоящим и будущим, сомнения, колебания в намерениях. Еще одним критерием для деления психологических типов у Юнга выступает степень участия сознания в психической жизни индивида. Другими словами, речь о преобладании рациональности либо ирра-циональности. Сам Юнг полагал в этой связи: “Иррациональность — это то, чего не хватает мышлению и чувству, рациональность — то, чего не хватает ощущению и интуиции” (Юнг К., 1994, с. 108). Рациональный тип, таким образом, представлен через мыслительный и эмоциональный. Под углом зрения этого деления люди раци-онального типа склонны к размеренности, планомерности. Им свой-ственны точность, пунктуальность, взвешенность. Они дисциплиниро-ванны и придерживаются установленных правил. Иррациональный тип представлен ощущающим и интуитивным. Для него характерны импульсивность, даже хаотичность, порыв, что противоположно расчету и пунктуальности. Еще одна черта данного склада — это нежелание и неумение завершать начатое, необязатель-ность. Интерес к новому и отсутствие планирования приводят к тому, что большую роль в их жизни играет случай. Типология К. Леонгарда, изложенная им в книге “Акцентуированные личности”, хотя и повторяет во многом идеи К. Юнга, но вместе с тем выделяет такие аспекты и характеристики человеческой индиви-дуальности, которые не были отражены в классификации Юнга. Так, например, говоря об экстравертированных и интровертированных типах личности, Леонгард подчеркивает такие характеристики, как зависимость и самостоятельность, легкомыслие и глубина, порывис-тость и медлительность. Кроме того, Леонгард отмечает такие типоло-гические особенности характера, как демонстративность и сосредоточенность, педантизм, возбудимость и застревание. Что касается перво-го деления, то демонстративному типу присущи выраженный эгоизм, жажда признания со стороны окружающих, которое проявляется в самовосхвалении (саморекламе — об этой стратегии саморепрезентации речь пойдет в разделе “Социальное влияние”), жалость к себе (часто она выражается с чрезвычайной назойливостью), умение приспосабливаться и играть ту роль, которую ведет партнер по общению. Педантичный тип отличается нерешительностью, аккуратностью, доб-росовестностью, повышенным вниманием к своему самочувствию и здоровью в целом. Описывая возбудимость и застревание, Леонгард делает упор не столько на характеристике протекания эмоциональных процессов, сколько на социальных качествах личности (Леонгард К., 1995). Обычно проблема психологической типологии рассматривается в курсе общей психологии. Но дело в том, что темперамент, характер, склонности, черты, психологический склад индивида, т. е. все те аспек-ты индивидуальности, которые классифицируются в типологиях (с наиболее известными из них мы только что кратко ознакомились) в значительной мере предопределяют более общее, и сложное, образова-ние — человеческую личность. Это, так сказать, ее биопсихические детерминанты. Наряду с ними личность обусловливается также и соци-альными факторами. Но даже наличия биопсихических и социальных факторов недостаточно для того, чтобы сформировалась личность. При всем многообразии подходов в трактовке личности большин-ство авторов теорий личности соглашаются в одном — личность формируется тогда, когда у человека формируется Я-сознание, Я-осознание, самосознание или Я-концепция. О личности и пойдет у нас разговор в следующей главе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |