|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перерезающее тэсудзи
- У одного или нескольких разрезающих камней противника должно быть два дама. - Разрезающие камни противника пытаются убежать с помощью косуми. - Используя силу своих окружающих камней первый ход всегда играется, как цуке к камню косуми. - Следующим ходом нужно играть перекрестное разрезание, загоняя разрезающие камни противника в дамвдзумари. Здесь возможны два основных варианта.
Д.30. Ход черных. Как захватить два разрезающих камня белых?
Д.31. Первый ход - прилипание ч.1, на б.2 черные играют перекрестное разрезание 3. Если б.4, то ч.5 загоняет два белых камня в дамадзумари, если – б."А", то черные - "В". Это первый основной вариант. Д.32. Если на ч.1 белые играют 2, то это будет второй основной вариант. Обычно его играют тогда, когда пытаются ослабить одну из черных групп в данном случае три черных камня в углу. Ч.3 - единственный правильный ответ. Его стоит запомнить. На б.4 черные играют атари 5 и после ч.11 белые пойманы в гэта. Заметим, что если бы в "А" был белый камень, то перерезающее твсудзи не работало бы.
При решении этого тэсудзи читатель обязан просчитывать два варианта. Подобным образом читатель может занести в свою картотеку тэсудзи любые типовые тэсудзи. Для этого надо занести в картотеку название тэсудзи, теорию и все основные варианты. Физическая скорость расчета вариантов зависит от способности к расчету конкретного человека. У одних людей эта способность выше, у других - ниже. Это зависит от природы человека. Однако физическую способность к расчету вариантов можно развивать. Для этого надо каждый день решать 5-10 задач, Автор еще раз хочет подчеркнуть, что класс игрока непосредственно зависит от комбинационного зрения. Поэтому требуется ежедневно совершенствовать комбинационное зрение. Предела для совершенства здесь нет.
Совершенствование комбинационного зрения предполагает совершенствование по пяти основным направлениям:
- Полнота построения дерева расчета - Мгновенное видение слабостей формы - Знание теории и основных вариантов типовых тэсудзи - Повышение физической скорости расчета вариантов - Мысленное видение конечной позиции после разыгрывания комбинации без выставления камней на доску.
Для любителей можно считать неплохим достижением, если тэсудзи типа С читатель может решить в пределах 10 секунд, любой тэсудзи типа В - за 60 секунд, любой тэсудди типа А - за'120 секунд.
# 2. Сентэ-ходы на службе у тесудзи
Сентэ - это ход без потери темпа. Например, если ход читателя, вы играете сентэ ход, противник отвечает и очередь хода снова остается у вас. В противоположность сэнтэ, готэ - это ход с потерей темпа. Например, если ход читателя, вы делаете готэ ход, противник не отвечает на него и очередь хода переходит к нему. Сэнтэ является фундаментальным понятием игры Го. Более того, можно смело утверждать, что без сэнтэ-ходов нет Го. Сэнтэ-ходы встречаются на всех стадиях игры: в начале партии (фусэки), середине партии (тюбан) и в окончании партии (ёсэ), Нас будут интересовать сэнтэ ходы на стадии середины партии. Сантэ встречается во всех без исключения элементах техники Го: в цумэ-го (когда нужно занять одну критическую точку в сэнтэ, а другую - в готэ), в сэмэай (когда при помощи сэнтэ- ходов нужно привести ситуацию на доске к одной из типовых позиций сэмэай), в борьбе (когда нужно использовать слабость форм), в уменьшении больших и малых территориальных образований (когда нужного применить сабаки-технику, ёсэ - миру технику, технику кэси и так далее). В данном параграфе нас интересует сентэ-ходы на использование слабостей форм. Прежде всего определимся: чем решение тэсудзи отличается от атаки форм? По конечному результату решение тэсудзи и атака форм одинаковы. И то и другое предполагает захват камней, разделение группы камней на две части и так далее. Значит они отличаются по количеству форм, участвующих в решение тэсудзи. При атаке форм всегда атакуется слабость одной конкретной формы. В решении тэсудзи участвуют, как правило, несколько форм. Техника решения тэсудзи здесь следующая: - сначала при помощи сентэ ходов атакуются слабости вспомогательных форм с целью получения необходимых камней, а затем, используя полученные камни, проводится матовая атака слабостей основной формы. Возможна другая схема решения тэсудзи: - сначала при помощи сэнтэ-ходов загоняем камни противника в плохую форму, а затем проводим матовую атаку с использованием знаний, полученных в главе 2.
Д.1. Ход черных. Как используя пленный камень, выжить черной группой в углу?
Д.2. Два белых камня находятся в "кукле". Согласно правилу, изложенному в главе 2, нужно атаковать "куклу" с помощью атари, либо с бамбовых точек. В данном случае играем сэнтэ 1,б.2 и черные отыгрывают сэнтэ 3. Если б.4, то после 5 черные выживают в углу. Если вместо 4 белые играют в 5, то черные играют атари 4, а затем соединяются в "А", заедая все белые камни в углу. Ходы черных 1 и 3 подготовили основу для матовой атаки трех белых камней в углу.
Д.З. Ход черных. Как выжить пятью черными камнями в центре доски?
Д.4. Ч.1 загоняет в "куклу" два белых камня слева и три белых камня справа. На б.2 при помощи сэнтэ-ходов 3 и 5 атакуем плохую форму справа. Сэнтэ-ходы 3 и 5 создали основу для матовой атаки двух белых камней справа. Наб.6 отыгрываем сентэ 7, а затем играем сагари 9, создавая дамэдзумари с двух сторон.
Д.5. Ход черных. Как используя свой камень @, получить выгоду в данной позиции?
Д.6. X.1 загоняет два белых камня в "куклу". Если б.2, то ч.З атакуем белую "куклу" с бамбовой точки и одновременно угрожает отрезать белую группу на левой стороне. Далее, если б.4, то ч.5 захватывает два белых камня, объединяя черных в единое целое в сэнтэ, так как белые должны сыграть в 6. Если вместо 4 белые сыграют в 5, то черные играют в 4 и отрезают шесть белых камней на правой стороне.
Д.7. Если на ч.1 белые играют в 2, то ч.З убивает белую группу на нижней стороне, Д.8. Ход черных. Как отрезать четыре белых камня в углу?
Д.9. Три белых камня находятся в "большой кукле". Это вспомогательная форма, так как ее съесть не возможно. Атакуем ее в сэнтэ ходом 1 при помощи уменьшения степеней. Белые отвечают 2, затем атакуем еще одну вспомогательную плохую форму из двух белых камней при помощи сентэ обмена ч.З - б.4. В результате атаки вспомогательных плохих форм были поставлены в сэнтэ два черных камня 1 и 3. Теперь, используя их, проводим матовую атаку ходом 5, отрезая белые камни в углу/ Белые не могут отрезать два черных камня из-за дамэдзумари. Результатом решения тэсудзи, как атаки формы, является развал формы. Обычно это достигается ударом в слабое место формы. Однако, ударом в слабое место формы противника можно получить или совершенствовать свою форму. Это очень важный элемент техники Го. Сильные любители и профессионалы применяют этот прием всегда, как только представляется возможность. Д. 10. Ход черных. Белые ходом 1 пытаются выбить базу из-под двух черных камней. Как черным получить хорошую форму?
Д. 11. Черные в сентэ играют прилипание 1, угрожая захватить белый камень. Если белые оттягиваются назад ходом 2, то ч.З строит идеальную форму • "цапля".
Д. 12. Если на ч.1 белые играют 2, то ч.З строит идеальную форму - "скобка", так как после обмена б. "А", ч."В" у белых нет разрезания в "С" из-за слабости в "D".
В большинстве случаев хорошую форму получают благодаря жертве камней. При этом надо знать правило: сколько степеней у пожертвованных камней, сколько ходов (не считая атари) можно сделать без потери темпа.
Д.13. Ход черных. Как черным усовершенствовать свою форму?
Д.14. Черные ходом 1 жертвуют камень. Далее, черные играют сентэ-обмен ч.3-б.4 для того, чтобы дать атари 5. Теперь у двух черных пожертвованных камней имеется две степени. Значит, черные могут сыграть два хода без потери темпа. Окончательно, черные играют сентэ-обмен 7-8, оставляя на будущее ход в "А". Теперь форма черных намного превосходит первоначальную.
Д. 15. Ход черных. Как черным получить форму для своих пяти камней на нижней стороне? Это фрагмент партии между профессионалами 7 и 9 данами в отборочном турнире Кисей-94.
Д. 16. Сэнтэ-ходами, как правило, являются атари, угроза разрезания камней (нодзоки), угроза захвата камней (например гэта) и прилипание. Естественно, черные играют прилипание 1. Белые играют 2 и черные имеют два хода в сентэ, так как у пожертвованного камня ч.1 имеется две степени. После сэнтэ 3 и 5 черные получают идеальную форму поннуки и поэтому ходом 7 они вторгаются в самую большую зону белых.
Не всегда сэнтэ-ходы являются лучшими. Хочу читателя предостеречь от игры так называемых "спасибо-ходов". На шахматном жаргоне это звучит примерно так: "Пижон увидел шах, пижона шах пленил". Точно также и в Го, сентэ-ход еще не означает, что это лучший ход.
Д.17. Ч.1 на этой диаграмме является сэнтэ-ходом. на него белые отвечают ходом 2 немедленно. Однако, это - "спасибо-ход". И за него противник должен сказать вам спасибо. Почему? Во-первых, у черных камней стало на одну степень меньше. Во-вторых, черные потеряли эдесь одну ко-угроз у. В-третьих, что самое главное, черные потеряли здесь адзи, связанное с ходами черных "А" и "В". Например...
Д.18. Черные играют 1. Если белые не отвечают, то при определенных условиях ход черных в "А" создает угрозу белой группе и углу.
Д. 19. Ход 1 па этой диаграмме, также является "спасибо-ходом". Белые с удовольствием соединяются ходом 2, получая великолепную форму "скобка", в то время как черные должны потратить еще один ход 3 на завершение формы.
Д.20. Черным лучше сразу сыграть ход 1, оставляя белым слабость в пункте "А". Вот, если бы у белых был камень в "В", то ход черных 1 на Д. 19 был бы необходимым, так как он нагонял бы их в плохую форму - "пустой треугольник".
Д.21. Фора - 9 камней. В левом верхнем углу разыграна цукэ-ноби дзесэки. Здесь показана очень характерная ошибка для начинающих. На ход белых 1 черные играют сэнта-ход нодзоки 2, На этот ход белые с большим удовольствие соединяются на 3, получая идеальную форму. Японская поговорка гласит; "не играй нбли-чи пючик рняреяания'. Нужно черным бежать в центр, например, в пункт "А", сохраняя точку разрезания белых для будущего использования.
#3. Задачи Задача 1. Ход белых. Как белым захватить два черных разрезающих камня? Это тэсудэи типа С.
Задача 2. Ход черных. Как черным захватить разрезающий камень @? Это тэсудзи типа С.
Задача 3. Ход черных. Как черным захватить два разрезающих белых камня? Это тэсудзи типа В.
Задача 4. Ход черных. Как черным спасти пять камней в центре? Это тэсудзи типа В.
Задача 5. Ход черных. Как черным объединить две свои группы в центре? Это тэсудзи типа А второго рода, то есть содержит несколько тэсудзи в тэсудзи.
Задача 6. Ход черных. Как черным выжить в левом нижнем углу? Это тэсудзи типа А первого рода, то есть содержит много ветвей с различными результатами.
Задача 7. Ход черных. Как спасти четыре камня на нижней стороне?
Задача 8. Ход черных. Как черным объединить две группы в центре и на нижней стороне?
Задача 9. Ход черных. Как черным получить форму для двух камней на нижней стороне?
Задача 10. Ход черных. Как черным получить хорошую форму в левом нижнем углу для атаки одиночного белого камня на левой стороне?
Ответ на задачу 1. Д1. Два черных камня находятся в "кукле". Атакуем "куклу" с бамбовых точек, либо даем атари. При построении дерева расчета первый ход всегда делается исходя из слабости формы. Значит первый ход – это атака с бамбовой точки 1. Это нужно видеть мгновенно. Ход 1 угрожает захватить два черных камня. Черные могут попытаться отразить эту угрозу ходами в 2, "А" и "В". Значит дерево должно будет иметь три ветви. Если на б.1 черные играют "А", то белые дают атари "В" и 4 захватывает черные камни. Если на б.1 черные играют "В", то б. "А" и б.4 вновь захватывают черные камни. Это были не основные варианты, но проверять их, хотя бы на интуитивном уровне, все же надо. Основной вариант - один. На б.1 черные соединяются в 2. Это - ситё-тэсудзи. По теории окруженная группа белых должна иметь не менее трех степеней, поэтому б.3 нужно делать автоматически. Далее, ходы до б.9 - форсированные. В итоге, черные камни захвачены. По всем ветвям в наличии - благоприятный результат, значит тасудзи решено верно. Ответ на задачу 2. Д.2. Белый камень @ находится в "малой кукле". Поэтому атакуем его с помощью атари 1. Если б.2, то черный 3 – лобовое тэсудзи. На б.4 черные удаляются на 5 и выигрывают сэмэай. На самом деле, если б.6, то ч.7-13 заставляет белых капитулировать. Если на ч.З белые сыграют в "А", то после хода в "В" черные легко выигрывают сэмэай. Это – второй основной вариант. Д.З. Если на ч.1 белые ходом 2 пытаются встать на ко, у них из этого ничего не выйдет. Ч.3 дает двойное атари. Если б.4, то-ч.5. На б.6 черные дают атари 7 и после ч.9 белые захвачены. Ответ на задачу 3. Д.4. Два белых камня находятся в "кукле". Атакуем ее с бамбовых точек 1. У белых имеется два хода на отражение угрозы черных в 2 и 15. Если б.15, то ч,"А" забирает белые камни в сите. Поэтому остается рассмотреть один основной вариант - ход белых 2. Следуют форсированные ходы и после ч.15 видно, что белые камни захвачены.
Ответ на задачу 4. Д.5. Сначала проведем сентэ-обмен ч.1-б.2, загоняя белые камни в "куклу". Далее, атакуем "куклу" с бамбовой точки 3, одновременно подчеркивая слабость кайма. Белые могут попытаться отразить угрозу ходами в 4 и 6. Если б.4, то ч.5 и после формированных ходов б.6 - ч.13 белые камни захвачены. Если белые ходом 4 играют в 6, то черные отвечают в 7 и вновь белые камни захвачены. Ответ на задачу 5 Д.6. Черные играют сентэ 1 заставляя белых отвечать 2. Если белые играют в 10, то после ч.2 белые камни захвачены. Далее, черные играют тэсудзи - жертву 3, загоняя белых в плохую форму с помощью сентэ ходов 4-8. Затем следует тэсудзи гэта 9, Ходы 10-16 являются вынужденными. И окончательно, черные ходами 17-21 загоняют белых в сите, благоприятное для черных. Это очень типично для тэсудзи типа А - после серии формированных ходов следует тэсудзи и так далее.
Ответ на задачу 6. Д.7. Черные играют прилипание 1, пытаясь использовать слабый пункт белых "А". Защититься от этой угрозы они могут тремя способами: в 2, "В" и "А". Если - 2, то в результате вынужденных ходов 3-7 черные могут выжить в углу на ко. Это лучший для белых результат.
Д.8. Если на ч.1 белые играют 2 здесь, то черные легко выживают в углу без ко к ходу 7. .
Д.9 Если на ч.1 белые играют 2 здесь, то черные ходом 3 перерезают, пытаясь использовать слабость белых. Белые вынуждены сыграть 4 и после хода 7 черные отрезают два белых камня в углу. Это типичный пример тесудаи типа А, который имеет много вариантов с различными конечными результатами, В этом случае задачей игрока является нахождение всех этих многочисленных вариантов, увидеть все конечные результаты, и выбрать тот результат, который более всего подходит для данной позиции. Эта задача под силу только большому мастеру Го. Ответ на задачу 7. Д. 10. Читатель может видеть, что пять белых камней находятся в "кукле". Значит на атаке ее можно поставить белый камень в сэнтэ. Задача состоит в том, чтобы выбрать место для черного камня. Обычно "куклу" надо атаковать при помощи атари или с бамбовых точек. Желательно одновременно атаковать две группы или две слабости противника. Поэтому ходом 1 черные атакуют "куклу" и одиночный белый камень. Далее, получив ч.1 в сентэ, черные проводят матовую атаку на три белых камня слева. После вынужденных ходов 3- 7 белые не могут соединяться в "А" из-за дамэдзумари. Ответ на задачу 8. Д.11. Черные при помощи сентэ-ходов 1-5 загоняют два белых камня в "куклу". На б.6 черные атакуют "куклу" с помощью атари 7, белые - 8, а затем играют сагари 9, образуя дамэдзумари с двух сторон. Это другой пример использования сентэ-ходов при решении тэсудзи, когда при помощи сентэ камни противника загоняются в плохие формы, а затем проводится матовая атака этих камней. Ответ на задачу 9. Д.12. Форму можно образовать, если поставить несколько белых камней в сэнтэ. Наиболее типичным сэнтэ-ходом является прилипание 1. Если б.2, то черные на атаке одиночного белого камня (кстати имеющего форму "малой куклы) получают форму ходами 3-9.
Д. 13. Если на черный 1 белые играют 2, то черные получают форму ходами 3-7. Заметим, что если не играть ч.1, а сразу играть 3-7, то белый камень @ будет очень сильным так как он может выжить в углу, или разрезать в "А". Ответ на задачу 10. Д. 14. Очень распространенный прием получения формы является жертва камней. При этом, сколько дамэ у пожертвованных камней, столько ходов можно сделать без потери темпа. Черные играют 1, жертвуя два камня. Белые вынуждены играть 2, черные 3 и белые - 4. Теперь у двух черных камней - два дамэ. Значит черные имеют два хода без потери темпа. Они играют 5 и 7, получая очень крепкую позицию в углу, а затем атакуют одиночный белый камень ходом 9, выталкивая его на полученную хорошую форму "стена".
Резюме:
Для решения тэсудзи нужно построить дерево расчета. Первый ход всегда делается исходя из слабости формы. Сколькими способами можно отразить эту угрозу, столько ветвей будет у дерева расчета. Если по каждой ветви будет благоприятный результат, то тесудзи решено верно. Если хотя бы по одной ветви имеется неблагоприятный результат, то нужно заново искать первый ход. Старайтесь ежедневно совершенствовать свое комбинационное зрение по пяти основным направлениям. Старайтесь загонять камни противника при помощи сентэ в плохие формы для матовой атаки. При решении тэсудзи старайтесь атаковать плохие формы противника с целью получения камней в сентэ, которые помогут читателю провести матовую атаку основной плохой формы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.) |