|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДОВЕРИЕСТЫД И ЧУВСТВО ВИНЫ У бывших участников культов, как правило, сильны чувства стыда ивины. Я чувствовал себя полным идиотом, когда осознал, что произошло,и поначалу бросился скрывать свое мунистское прошлое. Я такжечувствовал себя виноватым во всей лжи, которую я произносил в качествевербовщика, чувствовал свою вину перед завербованными мной людьми. Мнебыло тяжело столкнуться с тем, сколько боли я причинил своей семье идрузьям. Бывших культистов необходимо заверить, что совершеннонормально сожалеть об участии в таких пагубных и незаконных действиях,как обман, воровство, мошенничество и проституция, однако не стоитпреувеличивать масштабов собственной вины. Им следует также понять, что это обычное явление - сожалеть онекоторых сторонах жизни в группе, будь то оставшиеся там друзья, иливитавший над всем ореол "особенности", исключительности. Желаниепомогать людям, оставшимся в группе, должно быть уравновешенопотребностью продолжать собственную жизнь. Бывшим культистамнеобходимо создавать в душе мощное обоснование своей правоты, чтобыуже ничто не могло затянуть их обратно.СТРАХ Некоторые культы приучают своих приверженцев к мысли, что люди,покинувшие группу, являются врагами и им нужно причинять вред. Хотяподобный шантаж и нужно принимать всерьез, реальные случаи насилияредки. Боязнь плохой славы обычно удерживает группу от мести. Бывшимадептам необходимо реалистично оценивать потенциал культа и егореальную способность к возмездию. Здесь можно опереться на обсуждениефобий в главе 10. Кроме того, я рекомендую прочесть книгу Гэвина ДеБеккера "Дар страха". (De Becker Gavin. The Gift of Fear. Dell Books,1999.) Автор, эксперт по насилию и проблемам безопасности, учитоценивать предупреждающие сигналы в опасных ситуациях и рекомендуетлюдям обращать внимание на интуицию "страха". "ПЛАВАНИЕ" ("FLOATING") Царящий внутри личности хаос, который вызван пребыванием в культе,может годами преследовать бывшего адепта, вызывая срывы в прошлое, впродолжение которых человек "плывет" назад, к периоду своегопребывания в группе. Стимул, служивший орудием манипулирования, - ввиде образа, звука или запаха, - может в одно мгновение "включить"культовую личность. В течение первого года жизни вне культа (1976 г.) слово "луна"(moon) вызывало у меня обычную ассоциацию с Отцом, заставляло видетьобраз Сан Мьюнг Муна (Moon, фамилия Муна, по-английски означает"луна". (Прим. перев.)) и начинать размышлять с позиции культовойличности. Это диссоциативное состояние, известное как "плавание", можетоказаться существенным препятствием для бывших культистов. Периодынепроизвольного "плавания" наиболее широко распространены среди техлюдей, которые подвергались воздействию методик, вызывавших состояниетранса (монотонное скандирование, медитация, "говорение на языках")."Плавание" особенно тревожит тех, кто недостаточно разбирается вконтроле сознания. Это переживание нередко приводит в замешательство ипугает людей, покидающих культы без консультирования. Они начинаютиспытывать иррациональные чувства вины и страха из-за того, что ушлииз группы.ДЕМОНТАЖ "ПУСКОВЫХ МЕХАНИЗМОВ" Частично снять первоначальную панику, вызванную столкновением с"плаванием", можно твердым напоминанием самому себе, что это -естественный симптом контроля сознания, который поддается лечению.Чтобы добиться контроля над "плаванием", человеку следует сначалаопределить спусковой механизм ("триггер"), который может быть каквнутренним (мысль или мысленный образ), так и внешним (человек илиместо). Следующий шаг заключается в обучении новой реакции на действиепускового механизма путем систематического вызова данного стимула исоздания другой ассоциативной связи. Например, мне нужно было вновь ивновь повторять слово "луна", мысленно представлять себе луну иговорить самому себе: "У Земли имеется только один естественныйспутник, Луна". Подкрепляя реальное значение слова "луна", а некультовые коннотации, я сумел нейтрализовать триггер, заставлявшийменя "плавать", и связал его с другой ассоциацией. Триггер - это якорь опыта; он может включать в себя одно илинесколько чувств. К счастью, сознание способно обучиться с однойпопытки, и бывшие культисты могут использовать эту способность, чтобыдемонтировать культовые триггеры. Все, что им нужно, - это простоосознать, как они обрабатывают информацию при помощи пяти чувств: 1. Визуальные образы могут быть ассоциированными (включенноеучастие) или диссоциированными (наблюдение со стороны). Их можновидеть как цветные или черно-белые, сфокусированные или нечеткие,двух- или трехмерные, отличающиеся различной перспективой - больше(ближе), меньше (дальше), снизу, сверху. Чтобы нейтрализоватьвизуальный триггер, например фотографию лидера культа, бывший адептможет вообразить себя смотрящим на нее (диссоциированный образ), а несмотреть на нее непосредственно (ассоциированный образ). Можно такжепрактиковаться в подборе цвета, фокусировки и размера. 2. Слуховая информация включает слова, громкость, тон, скоростьречи, тембр голоса. Некоторые бывшие культисты не могут слушатьотдельные музыкальные произведения, например сонаты Моцарта, которыеиграли на занятиях в группе. Еще некоторое время после ухода отмунистов я не мог слышать корейский акцент в речи собеседника, невыходя из душевного равновесия. Ключ к уничтожению слуховых триггеровзаключается в том, чтобы, во-первых, осознать их, а во-вторых, строитьна их основе здоровые ассоциации, например, сходить на концерт Моцартас хорошими друзьями или поговорить с корейцами, которые не имеютотношения к культовым группам. 3. Кинестетическая информация (информация от внутренних ощущений)отмечается как удовольствие или боль, жара или холод, гладкое илишероховатое, внутреннее или внешнее. Кинестетическим триггером можетоказаться поясной поклон или молитва на коленях. Это может быть что-тоиз йоги, например, когда человек сидит в позе лотоса. Путем осознанияи формирования новых ассоциаций-выполнения тех же действий в новойокружающей обстановке и с иной установкой сознания - можнонейтрализовать и такие триггеры. 4. Обонятельная информация (запах) может быть положительной илиотрицательной, в более частном случае - острой или пресной, сладкойили кислой, и т. д. Обонятельные триггеры включают в себя запахпищевых продуктов, благовония (фимиам, ладан), ароматизированныесвечи. Если участник культа работал на заводе по переработке рыбы, этоможет быть запах рыбы. 5. Вкусовая информация (вкус) может быть положительной илиотрицательной, в частности ароматной, пряной или успокаивающей,мягкой, сладкой или кислой. Участники культов часто проявляютотвращение к пищевым продуктам, которые они обычно ели в периодпребывания в группе. Для меня это продукты забегаловок, вроде"бит-маков" из Макдоналдса и корейских блюд типа ким чи.Идентифицировать обонятельные и вкусовые триггеры и создавать новыеассоциации можно так же, как и с первыми тремя ощущениями. Техника демонтажа "триггеров" особенно важна в применении ккультовому "передернутому языку". Порекомендуйте близкому человекузаписывать наиболее часто встречающиеся культовые слова, которые ониспользует. Затем попросите его обратиться к хорошему словарю ипрочитать реальные определения этих слов. (Для бывших сайентологовпоиски слов в словарях могут сыграть роль негативного триггера,поскольку ритуал поиска слов в словаре является частью применяемогоэтой группой метода реорганизации мышления. Я убедился тем не менее,что для исцеления сайентологов абсолютно необходимо поощрять ихстремление вернуться к использованию нормативного языка.) Бывшиекультисты освободятся гораздо скорее, если смогут создавать новыеассоциации, а не просто избегать "проблемных" слов "новояза".Нейтрализация культовых терминов и использование нормальных слов дляописания "реальности" поможет ускорить процесс исцеления тех, ктопробыл в культах многие годы. Бывшим участникам культов полезно также стараться сознательноприменять конструктивные высказывания. Даже полный лучших побужденийвнутренний диалог, такой, например, как: "Не думай, что ты глуп" или"Не бойся, что тебя хотят схватить", - может породить противоположныйэффект в зависимости от формулировки. Более эффективный подход состоитв том, чтобы мыслить позитивно, вспоминая, к примеру, о своихинтеллектуальных достижениях или подбадривая себя знанием навыковсамозащиты.КАК ПРЕОДОЛЕТЬ "ЧЕРНО-БЕЛЫЙ" БЕСКОМПРОМИССНЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |