АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х и с т о ч н и к о в. Августин(354 – 430) – 1. «Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен

Августин (354 – 430) – 1. «Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошлого, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание» (Августин Аврелий. Исповедь./ Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992. – С. 170).

2. «Можно еще, пожалуй, при желании сказать, что «земля и небо» обозначают невидимую и видимую природы еще до получения ими совершенной формы. Когда читаем: «в начале Бог создал небо и землю», то этими словами называется еще бесформенный набросок мира, материя, способная принять форму и послужить материалом для творения: мир уже был в ней, но в состоянии хаотическом, без различия в качествах и формах: упорядоченный и стройный, он и называется небом и землей: первое – мир духовный, вторая – телесный» (Там же, с. 188).

3. «Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь (ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может), однако если достаточно утвердишь себя в любви к ней и очистишь себя, то дух твой после жизни, т.н. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею» (Августин. Против академиков. Антология мировой философии. Т.1. С. 593).

Фома Аквинский – (1225 – 1274) – «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом. Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение» (Фома Аквинский. Сумма теологии. /Цит. по: Антология мировой философии. Т. 1. – М.: Наука, 1969. – С. 824).

 

Таблица 2. Средневековая философия

Этап Основные авторы Главные положения и итоги
Патристика (II – IV вв.) Блаженный Августин Люди обладают свободой воли, реализуют свою историю
С х о л а с т и к а
Первая фаза (VI – IX вв.) Боэций Эриугена Создание корпуса учебников Попытка вывести религию из философии
Вторая фаза (X – XII вв.) Ансельм Кентерберийский Пьер Абеляр Нельзя допускать отклонение свободной воли от доброй Теория концептуализма, придание схоластическому методу характера языковой игры
Третья фаза (XIII в.) Фома Аквинский Возрождение аристотелизма. Придание философского веса проблеме существования
Четвертая фаза (XIV в.) Уильям Оккам Концепция номинализма

(Канке В. Философия. – М., 2004. С. 316)

 

**************************************

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)