|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфические черты средневековой философии
6). Аврелий Августин (354 – 430 гг.) Философ и теолог. Самый известный представитель ранней патристики. Его философские идеи изложены в произведениях: «Исповедь», «О граде Божьем» (или «Два града»), «О свободной воле». Эти произведения вплоть до XII – XIII вв. оставались главным источником философской мудрости. Родился Августин в Северной Африке, в г. Тагаста. Учился в школе риторики. В 383 г. отправился в Рим, потом в Милан, где познакомился с епископом Амвросием и в 387 г. принимает христианство. Возвратившись на родину, становится активным деятелем христианской церкви, неумолимым гонителем язычников и «еретиков». В 396 г. стал епископом. Религиозно-философская система Августина это соединение библейского мировоззрения и неоплатонизма. На ее примере можно рассмотреть характерные черты средневековой философии. Идея Бога – главенствующая идея, поэтому средневековое мировоззрение теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, причина любого существования и всех изменений в мире. Античный космоцентризм сменяется средневековым теоцентризмом. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. На место дуализма, характерного для античной философии, приходит монистический принцип. В связи с проблемой креационизма Августин рассматривает проблему времени. Время сотворено Богом и является достоянием души. Время это способность души разлагать события на «до», «сейчас» и «после». Ожидание – Внимание – Память Будущее – Настоящее – Прошлое. Откровение – Бог сам открывает людям то таинственное знание (божественные истины), которое необходимо для их спасения. Постигается оно не разумом, а сердцем и душой. Процесс познания есть богоуподобление, отказ от Я. Разумом постигаются истины природы. Антропология. В контексте религиозного мировоззрения утверждалась исключительная роль человека среди творений Бога. Высокий статус человеческого бытия определяется формулой «человек – образ и подобие Бога». Божественные качества человека – это разум и воля. Августин говорит о свободе воли. Разум дан человеку, дабы различать добро и зло, а воля – чтобы делать выбор между тем и другим. Философия истории. Провиденциалистское понимание истории – как проявление воли Бога. Философия истории Августина неразрывно связана с эсхатологией – учением о конце света. Поскольку история имеет конец, возникает вопрос о смысле истории. Августин интересовался не хронологией, а логикой истории. Произведение «Град Божий» – это первый грандиозный опыт универсальной теории о человечестве и его судьбах как единого, Богом управляемого целого. В нем Августин противопоставляет два вида человеческой общности: «град земной» – государственность, основанную на любви к себе, и «град Божий» – духовную общность (церковь), которая основана на любви к Богу. Августин проводит идею теократии: власть церкви выше власти светской. Проблема теодицеи – необходимость оправдание Бога в связи с существованием в мире зла и несправедливости. Откуда же зло? Зло на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. Свободная воля толкает человека на путь греха. Августин завершил утверждение теологии как философии, а философии как «служанки теологии». 7). Фома Аквинский (1225 – 1274) Знаменитый представитель схоластической философии, и ее систематизатор. Родился в семье графа Аквинского. В Неаполитанском университете изучал Аристотеля и семь наук: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19 лет вступил в орден доминиканцев. В 30 лет получил звание профессора в Парижском университете. Преподавал теологию в различных школах.
В 1259 г. папа Урбан IV поручил ему труд: дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Это была реакция церкви на широкий интерес к философии Аристотеля. И Фома прекрасно справился с поставленной задачей. С тех пор Аристотель объявляется не еретиком, а составляет философскую основу католической теологии. В XIV в. Фома был причислен к лику святых, а в XIX в. его учение официально было признано религиозной философией католической церкви под названием «Томизм». Основные труды: «Сумма философии», «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |