АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Земельное право. В начале XX века французский ученый и мыслитель Марк Блок задался тривиальным вопросом: зачем нужна история?

Читайте также:
  1. Авторское право.
  2. Административное право. Учебник
  3. Арбитражное соглашение - понятие, виды, применимое право.
  4. Брачно-семейное право. Наследование.
  5. Брачное и семейное право.
  6. Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо. Верно ли это?
  7. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства
  8. Вопрос: Предмет и метод правового регулирования. Частное и публичное право. Материальные и процессуальные отрасли права. Соотношение национального и международного права.
  9. Вчення Аристотеля про державу та право.
  10. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
  11. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
  12. Земельное право как наука и учебная дисциплина.

В начале XX века французский ученый и мыслитель Марк Блок задался тривиальным вопросом: зачем нужна история? Этот вопрос он сделал основным для своего известного труда «Апология истории»[1]. Судьба Марка Блока повторяет судьбу многих жертв двух мировых войн, которые он прошел в звании капитана. Участник французского сопротивления, он был арестован и стойко принял смерть от палачей гестапо. Пережив трагические коллизии истории, он как историк и человек имел право поставить данный вопрос. Вместе с этим каждый мыслящий человек прикасающейся к истории и отвечая на этот вопрос, в конечном счете, отвечает на другой – зачем нужен человек и его жизнь? Ответы на них сложны, размышляя над ними нам попутно придется затронуть и другие важные и не простые аспекты бытия человека, ведь он и в прошлом и в будущем представляется удивительным калейдоскопом загадок и трагедий.

Начнём с того, что история это сам процесс жизни, процесс её течения в прошлом во всем бесконечном многообразии. История это и рассказ о жизни в прошлом – нарратив, повествование[2], как говорят историки. Начиная с XIX века, в европейской традиции, история это наука, учебная дисциплина.

Итак, зачем нужна жизнь и зачем нужен рассказ о ней? Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся простыми. Например, жизнь нужна чтобы любить! А рассказ, чтобы было интересно и не скучно жить! Но не все так просто! Уже не одно тысячелетие люди, разных рас и народов, на разных континетах передают из поколения в поколения предания о прошлом. Можно проследить, как историческое знание аккумулируется в разнообразных легендах, сказаниях, эпосах и летописях. В них отразилась причудливая, трагическая и поучительная история стран и народов. Однако на определенном этапе размышлений уже недостаточно опысывать события как поучительный и занимательный рассказ о минувшем. В результате аналитического осмысления прошлого перед нами возникает череда важнейших вопросов: «почему события случились именно так, а не иначе?»; «были ли у них какие-либо альтернативы и почему они не случились?»; «откуда и куда ведет история человеческий род?»; «есть ли в ней смысл или она бессмысленна?»; «каково предназначение человека и человечества в истории?»; «кто или что управляет историей?» «существует ли прогресс в истории?», «чем закончится наша история?» Великие умы прошлого не одно столетие размышляли над этими вопросами, и каждая новая эпоха, каждое новое поколение отвечало на них по-своему.

Если посмотреть на историю в самом широком смысле, как на процесс жизни в то вполне очевидно, что у всех вещей, явлений и процессов во вселенной есть прошлое, а стало быть, и история. Если охватить мироздание беглым взглядом, то после некоторых блужданий он упадет на нас самих. Из всех загадок мироздания загадка человека одна из самых невероятных и удивительных, поэтому самопознание вообще необходимо признать самой высшей формой познания мира.

У человечества есть свой длительный и сложный исторический путь, который однажды где-то начался. Как появился человек? Эта закадка досих пор остается самой таинственной, до сегодняшнего дня. Свои объяснения имеются у религии, философии, науки, есть и необычные паранаучные гипотезы, например версия палеоконтакта. Согласно последней, человечество зародилось благодаря вмешательству инопланетных цивилизаций[3]. А почему бы и нет!? С этой гипотезой отчасти согласуется и религиозная трактовка, которая утверждает, что человек не смотря на свое органическое и естественное, в физическом смысле происхождение есть существо сверхъестественное для нашей планеты. Поэтому он так активно и неутомимо проявляет свое творческое, божественное по сути начало. Он не только плодится и размножается как все другие существа, он наделен способностью активно преобразовывать природу, приспосабливая её для своего удобства, зачастую в ущерб соседям что рано или поздно приведет к гибели всей планеты.

Являясь разумным, творческим существом человек стремится преодолеть свою физическую ограниченность. На разных планах и в идеях и в практике, везде и всегда он противопоставляет себя природному, создавая на планете вторую природу, то есть культуру. Человек, например, создает такие неестественные для планеты среды, как техника и киберпространство, которые с одной стороны упрощают жизнь, однако со временем подчиняют её себе настолько, что человека становится зависимым от них (стоит представить на мгновенье нашу сегодняшнюю жизнь без техники, интернета и мы поймем какие мы беспомощные и слабые).

Странное поведение человека объясняется и тем, что он наделен двумя неестественными для существ этой планеты аспектами – это разумом и верой. Они вечно спорят в самом человеке, увлекая его за пределы видимого мира, от того в нём постоянно бушую непостижимые для него самого процессы, которые запускаютя из вне, некоторые даже из миров которые современной физике еще предстоит открыть. Почему в человеке кипят страсти, на которые животные просто не способны? Почему он постоянно мечется между тем, что должен и тем, он хочет сам? Почему в нем борятся рациональные и иррациональные[4] начала в нём самом? Почуму человеком постоянно манипулируют? Какова природа и закономерности сознание человека? Кто управляет психикой человекой, кроме него самого? Приблизиться к пониманию сущности истории человеческой цивилизации без размышлений над этими вопросами представляется затрудтительным.

Нельзя отрицать, что человек на протяжении всей своей истории в своих самых высоких устремлениях пытается улучшить этот мир, чего не делают животные. Техника и технология появилась как раз по этой причине. Но улучшения иногда превращаются в противоположность, как говорится «лучшее – враг хорошему»!Может ли техника сделать человека по-настоящему счастливым? Разрешить противоречия жизни? Может ли она остановить человеческие страдания? Может ли помочь человеку стать лучше? Может ли она уничтожить лень, ложь, завить, алчность, злобу, ненависть, насилие – все эти вечные спутники человеческой истории? Конечно же – нет! Развитие техники и технологии вообще не может служить интегральным критерием общественного прогресса. Техника увлекает человека в мир комфорта и удобства, не решая основные проблемы человеческой жизни! Техника, какой бы совершенной она не была, не в состоянии раскрыть тайну бытия человека и настоящее предназначение его!

Думаю, вы согласитесь, что на примере развития всей ощемировой культуры и цивилизации проявляется странная особенность «смертного» человека, – он редко удовлетворен достигнутым, он идет дальше и дальше! Но почему? Что заставляет человека искать новые идеи, создавать новые формы их воплощения? Дело, в том, что так проявляет себя бессмертное сознание человека! Современные материалистически настроенные ученые с упорством слепцов утверждают, что человеческое сознание есть читая функция мозга, а человеческая личность затухает, как свеча после его физической смерти. Однако сегодня наступает время, когда факт бессмертия сознания становится не только религиозной истиной. К такому заключению сегодня приходят все больше и больше экспертов-эксперментаторов в области человеческой психики и мозга[5].

Наука, своим черепашьим шагом медленно, неуверенно, но все же идет по пути выявления и объяснения закономерностей психики человека. Одним из закономерных поворотов в этой области во второй половине ХХ века стало постепенное развенчание механистичесго взгляда на природу сознания. Известно, что традиционная психиатрическая и психоаналитическая модель строго персоналистична, однако современные исследования открывают в ней неизвестные уровни и измерения. Новейшие исследования в области психологии обнаруживают, что наша психика по своей сущности соразмерна всей Вселенной и всему сущему.

Исследователями-первооткрывателями сегодня делаются открытия, разрушающие фундаментальные, материалистические представления о человеке. За последние десятилетия возникла целая волна различных научных изысканий, так или иначе сталкивающихся с феноменом бессметности сознания человека, трактующих и объяснеющих его природу с новых позиций.

В этой связи нельзя не обратить внимание на научные труды чешского ученого Станислова Грофа, которые революционизировали современное понимание человеческой психики, психопатологии и психотерапевтических процессов [6]. Значение некоторых его наблюдений, как считает сам автор «выходит за пределы психологии и психиатрии и представляет собой серьезный вызов общепринятой ньютоно-картезианской парадигме западной науки. Они могут решительно изменить наши представления о природе человека, о культуре и истории, о реальности в целом»[7].

Другой исследователь Майкл Ньютон вплоную занялся изучением феноменов сознания взникающих в резульате применения, так называемого регрессивного гипноза[8]. В своих разработках он доказывает явление бессмертия человеского сознания, его способность к путешествиям в иных пространствах и историчских эпохах[9].

В эмпирическом аспекте интересными представляются исследования доктора Реймонд Моуди опубликовавшего в 70- 80 х-годах XX века серию исследований посвещенных феномену жизни после жизни[10].

Материалистическая наука сегодня неохотно, но все же сдаёт позиции в вопросе объяснения феноменальных явлений психики. В результате накопленных учеными данных перед нами сегодня встает вопрос об актуальности древних представлений о духовном бессмертии нашей личности. Интересной в этой связи представляется концепция квантовой природы сознания. В её основе лежит предположение о том, что его невозможно объяснить на уровне классической механики. Рааскрыть эту тайну можно лишь с привлечением постулатов квантовой механики[11]. Так, ученые из США Аризоны (Department of Anesthesiology and Psychology at the University of Arizona) Роджер Пенроуз и Стюарт Хамерофф создали в 1994 году «Нейрокомпьютерную Orch OR модель сознания», на основе которой была разработана «Теория квантового нейрокомпьютинга», получившая название «Теория Хамероффа-Пенроуза». В рамках этой теории работа мозга воспринимается и анализируется как квантовый процесс, основные компоненты которого подчиняются законам квантовой физики. Основной вывод исследователй таков – что сознание человека не растворяется без следа после смерти мозга, а буквально всасывается в ткань Вселенной. При этом механизм для реализации данного процесса встроен в нервную систему каждого живого человека[12].

Как видно на этих примерах мы видим, что современные пионеры науки как когда-то первые алхимики и естествоиспытатели разрушают отжившие представления о человеке. Перед научным прогрессом невозможно поставить преград, тем более, если они выстроены устарешими концепциями. Наука сегодня медленно, но как никогда уверенно движется в глубь неизведанного и я уверен, что в скором будущем нам станут известны невероятные явления бытия человека, свидетельствующие не только о бессмертие его сознания, но раскрывающие факты существования миров, в которых человек пребывает после физической смерти мозга[13].

Однако догадаться о бессмертии нашего «Я» можно по ходу логического размышления. Посмотрим на историю человечества. В ней отчетливо видно, как человек из своей бессмертной сущности постоянно извлекает нескончаемые бессмертные идеи, бессмертные художественные образы, находит воистину неиссякаемые силы в самопознании своего бессмертия в рамках тех же религий.

Существуют разные философские доказательства бессмертия человеческой души[14]. На мой взгляд, интересным, чисто логическим доводом нашего с вами бессмертия является принципиальная непознаваемость вселенной. В непознаваемости мира нет ничего ужасного. Напротив, это увлекает, держит в тонусе ум и сознание, рождая чувство великой радости и восхищения перед красотами иного, еще непознанного бытия! Однако именно в этой особенности мироздания и нашего её восприятия сокрыто зерно буквального бессмертия. Только бессмертное существо может охватить восторг и трепет перед открытым звездным небом! Вспомните это ощущение бездонности, бесконечности и непостижимой красоты, которое рождается в этот момент в нашем сердце.

Человек принадлежит как минимум двум пластам бытия – временному и вечному, что проявляется в человеческой психике весьма определенно – человек постоянно присутствует во времени, возвращается в прошлое, однако мечты, действия и потребности, например, часто направлены в будущее, в бесконечность! Бессметный дух человека закован в грубую, смертную, материальную оболочку физического тела, поэтому он неосознанно переносит качество духа, на качество физического тела и часто ведет себя так, как если оно было вечным, но вечно не физическое тело, а сознание!

Подумайте, может ли конечное, смертное встать вровень с вечным или хотя бы мыслить, мечтать о нём? Может ли конечное и предельное существо творить для вечности, не содержа каким-то образом это в себе? В этой связи речь идет не о человеке в потоке вечности, а вечности в самом человеке – вот принципиальный момент для современного понимания истории и бытия человека в ней.

В историческом знании нашему интеллектуальному взору и сегодня доступна довольно-таки интересная картина, на которой можно увидеть, как возникла и развивалась человеческая цивилизация. На данный момент времени мы знаем некоторые детали этого грандиозного процесса, исследователям доступна информация как зарождалась и текла социальная жизнь в древних обществ, как она меняла свои формы, как усложнялись материальная и духовная культура, как мир легко превращался в войну, как исчезали народы и цивилизации.

Фактов скопилось внушительное количество, немало и версий их объясняющих. Однако нужно признать, что полной картины прошлого нет. Есть тайны и загадки, которые еще ждут своих первооткрывателей.

Одним из таких таинственных явлений можно считать исторю Жанны Дарк. В её судьбе заключена разгадка того, кто творит историю помимо мужчин. И речь тут конечно идет, не только о женщинах, как наиболее прозорливых и тонко чувствующих существ, способных в неменьшей степени на героизм и отвагу. Речь здесь идет о тех метаисторических сущностях, которые помогают людям выполнять те или иные судьбоностные исторические миссии. Приключения Жанны в этом смысле удивительный пример манифестации потусторонных участиков мировой истории. Воодушевив своих соотечественников и приведя к власти французского дофина путем блестательных побед над англичанами, она смогла сделать то, что не было под силу осуществить другим более влиятельным и могущественным людям эпохи столетней войны. Перечитайте её биографию[15] и оцените, каково это было осуществить совсем еще юной девушке? Думаю, одна бы она вряд ли справилась. Как говорила сама Жанна, ей помогали таинственные соратники, котрые вовсе не были людьми.

Еще в детсве Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита. Вот как сама Жанна описывает эти явления «Мне было тринадцать лет, когда мне было откровение от Господа, через Голос, который учил меня, как я должна себя вести. Первый раз я очень испугалась. Голос пришел около полудня, летом, когда я была в саду моего отца. В тот день был пост, а накануне я не постилась. Я услыхала голос справа, со стороны церкви. Я редко слышу его без света. Свет бывает с той же стороны, с которой слышен Голос; и тогда бывает обыкновенно сильный свет... После того как я слышала его три раза, я узнала, что это голос ангела. Я увидела перед своими глазами архангела Михаила. И он был не один, его сопровождали ангелы небесные»[16]. Однажды к ней обратился Архистратиг Михаил дал ей такое послание: «Жанна, ты должна переменить свой образ жизни и совершить важные деяния, так как Небесный Царь избрал тебя для спасения Франции, на помощь и поддержку королю Карлу, изгнанному из своих владений. Ты облечешься в мужскую одежду, возьмешь оружие и будешь предводительствовать войсками – ты будешь управлять всем…»[17].

Эти потусторонние личности подсказывали ей те или иные способы достижения нужных результатов, можно сказать – руководили её действиями. Её собственная убежденность в этом факте стала не последним обвинительным доводом на инквизиционном судебном процессе, приговорившем Жанну к соженнию на костре[18].

Современные историки факт видений если и замечают, то стараются на этом не заострять внимание, оставляя эту область за психиатрией. Любое предположение, что видения Жанны явления отражающие не бредовую реальность больного мозга, душевнобольной девушки, а действительность метаисторического плана, рушит привычное материалистическое, рациональное понимание мира и истории.

Подобно инквизиторам судившим Жанну, историки не могут набраться смелости, чтобы хотя бы допустить реальность существование метаисторических персонажей, помогавшей этой национальной героине. Обычным аргументом является, что история не занимается тем, чего невозможно доказать научно. Даже если ангелы спустятся перед этими историками и заговорят с ними, и те удостоверятся в их существовании, то и тогда они скажут, что – «как люди мы их видим и слышим,– но как учёные ничего сказать не можем». Историческая наука, базируясь на общенаучных принципах и методах действительно, не занимается необъяснимыми, паранормальными явлениями такого рода и не потому, что их нет, а потому, что у науки нет необходимых когнитивных инструментов и теоретических подходов к подобного рода феноменам. Гносеологическая установка ученых диктует им следующий алгоритм рассуждений: «каков мир, таков и человек; в нем не может быть ничего такого, чего не было бы в актуальном мире. Научная рациональность, используя эту схему требует соблюдение таких принципов, как наблюдаемость, воспроизводимость, повторяемость, экспериментальная проверка гипотезы и т.д. При этом существует требование не вводить в научное познание представлений, не соответствующих понятию «естественного», т.е., содержание которых не может быть проверено с помощью естественно-научных средств проверки» [19]. Другими словами, даже если у исследователей косвенных данных будет предостаточно, научное сообщество до последнего будет игнорировать иные улики.

Между тем проблема мистической интуиции представляет собой сложнейшую философскую, познавательную проблему[20]. Как правило, подобное сверчувствование проявляются у людей в периоды тяжелых испытаний, в эпоху смутных времен, когда духовные силы народов особенно напряжены и сквозь толщь нашего мира в сознания людей сквозят отблески метаисторических битв. Например, в российской истории, таким временем было начало XVII века, когда российская государственность переживала распад, а общество сотрясала гражданская война. Именно в этот период видения в России имели массовый характер, о чем свидетельствуют дошедшие до нас исторические источники»[21].

Образованному человеку в наше время сложно пока даётся понимание, что различные видения ангелов, голоса, интуитивные предчувствия, предвидение будущего есть не просто бредовое и болезненное состояние сознания, а его особое, изменное состояние, расширяющее спектр восприятия мира. Проблема здесь даже не в скептицизме и материализме людей, хотя необходимо признать, что многое зависит от того какой угол зрения мы выбираем в процессе конструирования своей реальности (кстати, многим ученым ничто не мешает верить в Бога). На самом деле проблема находится в той модели мира, которая сегодня господствует в науке и образовании, а так же в используемой гносеологической установке. Фундамент современной модели стоит на признании, что наш мир – это в первую очередь вместилище пространства, с элементами фундаментальных носителей массы и протяженности. Однако, не для кого не секрет, что вещественно-полевая материя, развиваясь, породила химическую, биологическую, а затем и социальную материю. (Почему и на каком основании мы должны утверждать, что нет более высоких по организации материальных и энергетических структур вселенной?) Так вот, если пристальнее взглянуть на самые необъяснимые феномены ставящие науку в познавательный тупик, то мы без труда увидим, что они связаны преимущественно с человеком.

В последнее несколько десятилетий мы наблюдаем острый познавательный кризис, который обусловлен в сильном отставании познания человека от познания природы. При этом этот кризис усиливается нарастающим конфликтом научного и ненаучного познания. Перед взором современного человека в различных сферах его существования и деятельности проявляются разнообразные необъяснимые наукой феномены, например, такое как явление экстрасенсорика. Кстати, наличие у научной общественности неоднозначного мнения по поводу природы этого феномена отнюдь не мешает спецслужбам активно вербовать и использовать носителей таких навыков в своих целях[22].

Удивительным в этой связи примером можно считать открытие и применение методики «биокомпьютера» В.М. Бронникова. Своим запатентованным методом[23] он позволяет развить у незрячих от рождения детей сверхспособность видеть и воспринимать предметы за гранью физических возможностей обычного человека[24]. Подобные явления принято называть областями неопределенности, так как, с одной стороны, они не могут быть в полной мере объяснены с позиций современной науки, а теоретические объяснения, которые даются данным феноменам со стороны паранаук, не могут быть приняты академической наукой.

Осознание этой проблемы является первым шагом к поиску решения когнитивных трудностей академической науки. Учитывая, что в человеке сложность мира проявляется глубже, ярче и разнообразнее, чем в других природных объектах, наука со временем вынуждена постепенно выработать новые познавательные установки. Как не странно, но один из путей решения этой проблемы нащупали физики. Речь идёт об открытии так называемого антропного принципа[25]. В его основе лежит предположение, что наблюдаемые в наше время законы природы не являются единственными реально существующими, другими словами должны быть реальны Вселенные с иными законами физики[26].

Предвосхищая этот новейший интеллектуальный поворот, известный отечественный поэт и мыслитель Даниил Андреев[27] ещё в середине прошлого века раскрыл невероятную панораму многослойности миров и пространств[28]. Трактуя исторические коллизии прошлого в контексте трансфизического и метаисторического методов познания он вызвал широкий резонанс среди культурологов и философов современности[29].

Одним из принципиальных аспектов в концепции Даниила Андреева является утверждение, что на ход исторических событий влияет не только природная среда – климат, ландшафт, солнечная активность, лунные фазы или уровень развития производительных сил, человеская личность. На каждого из нас в той или иной степени оказывают постоянное влияние различного рода грандиозные по своей природе и формам инстанции. Раскрывая закономерности и ход всей мировой истории, её основные движущие силы, Даниил Андреев невероятно расширяет горизонт исторического знания. Он вводит понятие метаистория и метаисторический метод исторического познания, что ключивым образом меняет когнитивный потенциал историознания в целом. С его точки зрения то, что скзвозит и проникает через религиозное сознание на протяжении всей мировой истории определяет характер развития духовной и материальной культуры всех человеческих сообществ. Религия подключает общество к куда более могучим инстанциям, чем природа или капитал.

Идея значимости религии как важного двигателя исторического прогресса подхвачена зарубежными историками. Например, известный британский мыслитель, философ истории Арнольд Джозеф Тойнби считает, что история ведет нас от примитивных обществ к цивилизациям, порождающим высшие религии, через которые человек способен остро ощущать существование иного, небесного мира. «Озарение душ светом высших религий определяет духовный прогресс земной жизни человека, – пишет Тойнби. – Мирные завоевания высших религий значат в истории человечества значительно больше, чем все, что знала история до их появления. Духовный прогресс определяется фразой из христианской молитвы: “Да будет воля Твоя”. Спасение тех, кто максимально использовал свои духовные возможности для устройства лучшей жизни на Земле, станет той благодатью, которую Господь ниспошлет христианам, молящим его: “Да приидет царствие Твое”»[30]. Даже сторонники секулярной модели истории полагают, что «религия представляет собой однин из мощных ферментов, кристаллизирующихся те или иные типы ментальности и связанные с ними долговременные установки и презумпции массового сознания»[31].

Можно сказать, что события, происходящие в сфере духовной, религиозной жизни человека, по-своему статусу самые значимые события прошлого, поскольку именно они в значительной степени определяют ход будущего. Признавая в этом смысле движущим фактором исторических событий сферу бессознательного мы должны серьзнее отнестись к таким иррациональным категориям как вера, мистический, сверхчувственный опыт, пассионарность[32]. Однако хотелось бы заметить, что любой мыслитель, вводя в ход своих рассуждений эти понятия и осмысливая феномены за ними стоящие, как правило, идёт в этом направлении вслепую, наталкиваясь не только на «рациональные заграждения» классических представлений, но и на несовершенство испльзумого когнитивного аппарата[33]. Исключением в данносм случае можно считать феномен Даниила Андреева, поскольку его творчество выступает результатом уникального сверчувственного, говоря его теримнами трасфизического и метаисторического опыта.

На данном этапе академическая наука, опираясь на свои принципы и специальные методы на протяжении уже некоторого времени пытается осмыслить и объяснить только в явные, рациональном смысле прозрачные исторические явления прошлого. Сегодня в арсенале ученых есть две основные модели объяснения движения исторического процесса – линейная (стадиальная) и волновая (циклическая). Они по-разному определяют вектор движения истории. Первая модель утверждает, что вся история всего человечества движется по определенным стадиям, определенными механизмами от менее совершенных к более совершенным формам, то есть по пути неминуемого прогресса, до неминуемого конца. Но поскольку про конец думать обычные историки не могут, ведь это прерогатива является философов истории и футурологов, то сегодня для многих исследователей более удобна волновая (циклическая), она более оптимистична.

Согласно ей, прогресс в истории неоднозначен, он не имеет всеобщего значения для человечества в целом. В рамках этой модели историки могут увидеть, как на планете рождаются и гибнут различные цивилизации, развитие которых определяет, например природно-географический фактор. Считается, что климат влияет не только на уровень благосостояния региона, скорости его развития, но и на характер народов проживающих на них. К слову, островные и горные народы более замкнуты и агрессивны по отношению к своим соседям, упомянем здесь англичан, японцев, корсиканцев, чеченцев. Жителей равнин быстрее идут на компромиссы, проявляют большую терпимость (толерантность), но и их часто подчиняют более агрессивные соседи или свои собственные государства. Климатически суровые и протяженные регионы, такие например, как Россия сплачивают народы, здесь процветает дух братства, общинности, ведь иначе выжить здесь сложно. К иным внутренним факторам влияющих на ход исторического процесса можно отнести, мотивацию людей, и то, что влияет на неё, например религиозную веру, разнообразные психокомплексы, такие как страх и т.п.

Если учитывать все бесчисленные нюансы истории как процесса, то нужно признать что она, как и сама жизнь, явление настолько грандиозное и масштабное, что проникнуть в него целиком вряд ли под силу обычному человеку. На это не способны даже профессионалы, ученые в силу того, что история не есть простая последовательность однозначных фактов или связей, возникающих между ними. Это не физика, не химия и даже не биология. В историческом процессе, в событиях, которые наступают или вот, вот наступят, нет четкости, здесь сложно строить прогнозы. Здесь принципиально невозможен эксперимент, каждое новое событие уникально! А все потому, что в истории действует множество активных субъектов, действующих не запрограммированно. Каждый из них обладает свободной волей и поступает в соответствии с ней на свой страх и риск, часто не логично и часто во вред себе. Постигнуть всю многообразность и парадоксальность этого процесса, синтетически проникая в нелинейность и запутанность исторических сюжетов и коллизий, просто нереально! Наш разум на это неспособен, в силу непознаваемости мира вообще и ограниченности познавательных возможностей человека.

Конечно, от того что мир не познаваем не следует что познавать его не следует. Возможно, познание для нас это самое удивительное и увлекательное занятие, какое можно только себе представить. Способность узнавать новое и удивляться даже самым, казалось бы, простым вещам делает нашу жизнь наполненной, насыщенной, яркой! Однако, как сказано от многих знаний – многие печали, поэтому как говорится – меньше знаешь, крепче спишь! В то же время мы просто обречены к бесконечному поиску истин, ведь иначе мы приостановим своё развитие.

Что же касается постижения истории, мне хочется задать один провокационный вопрос. Как вам кажется, стоит ли познавать логическими и научными методами то, что по своей природе нетолько непозноваемо, но и нерационально? История ведь нелогична и противоречива, как и сам человек! Он изминчив и непостоянен, настолько, что с ним в этом не сравнится ни одно явление природного мира. К тому же события и процессы прошлого удалены от нас во времени, что делает познание прошлого иногда вовсе невозможным. К этому прибавим фактор постоянного искажения, возникающего в следсжсвие разнознохарактерных интерпретаций, говоря обычным языком – сколько людей столько и мнений.

Возьмём пример войн. Война как социальное и историческое явление, казалось бы, вполне конкретное и понятно явление, но сдругой стороны совершенно безумное. Для одних она – «лекарство против морщин», как поет Виктор Цой, проявление доблести и героизма, мужества, для других это источник наживы и карьеры, а для третьих бедствие и ужас, смерть. Вспомним поговорку – «кому война, а кому мать родна». Как, например, интерпретировать объективное значение Второй Мировой войны, разным её участникам. Для немецкого народа это позорное явление, для нас и союзников героическое сопротивление агрессору, здесь всё понятно. Мы победили, они проиграли. Но при этом как оценить, как взвесить на весах здравого смысла судьбу отдельного человека, не немца, ни русского, ни поляка, а простого ЧЕЛОВЕКА? Ведь мы, прежде всего люди, которые хотят быть счастливыми, любить и рожать детей, строить планы на будущее и лишь потом фашисты, коммунисты, бендеровцы. Мы поинмаем, что и в Германии и в СССР тоталитарные по своей сущности государства, диктующиие, навязывающие людям жестокие правила выживания, провоцирующие здоровых в психическом смысле людей совершать абсолютно безумные, дикие преступления против человечности. В итоге мы приходим к пониманию не только к противоречивости самой войны, но и неоднозначности различных её трактовок, особенно в контексте того, что «историю пишут победители».

Еще один пример из XX века. Для многих и сегодня И. Сталин «великий» ученик Ленина, эффективный менеджер, который по выражению И. Черчиля, «взял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Для других интеллектуальная посредственность, губитель миллионов жизней и тиран, стремившийся к мировому господству, державший в страхе народы нашей страны, не одно десятиление. Садист, по желанию которого творились великие преступления XX века, да к тому же мстительные и изощрённый манипулятор, вершивший свою политику уголовными методами.

Если на историю смотреть через призму политики, то там истины и того меньше. По образному выражению британского историка Эдварда Фримана (1823-1892): «История есть политика прошлого, а политика — история настоящего». Действительно, в этом заключена разгадка многих неразрешимых противоречий между историками и государством, между истиной и ложью. История всегда была служанкой государства, эффективным и тонким инструмомент в деле идеологического «оболванивания» масс. Кто находится у власти тот и заказывает прошлое у историков, которые и рады стараться. В Германии в 1933 году к власти пришли фашисты и народ, воспитавший на своей земле Гёте, Шиллера, Беховена, обогативший мировую культуру величайшими произведениями драматургии, музыки, философии весь как один дружно начал строить Drittes Reich[34], опираясь на исторические примеры величия их государства в прошлом. Если мы возьмем в руки немецкие учебники истории рубежа 30-40-х годов прошлого века, то мы без труда найдем там упоминания и о выдающихся предшественников Адольфа Гитлера, и факты успеха немецкого оружия как доказательство неизбежности грандиозных побед в будущем[35]. При этом переписываение истории было связано с фактами позорных поражений германских княжеств и государств. Не только учебники по истории, но и популярные книги, газеты, телевиззионные и радиопередачи, фестивали, песни, – буквально вся духовная сфера переполнялось патриотической пропагандой сходной по тональности с той, что царила в этот период и в нашей стране[36].

Говоря языком науки – история погружена в интеллектуальное и духовное пространство субъективного, интерпретационного, в этом заключена ахилесова пята истории как науки. В этом скрыта одна из причин её многоликости и неоднозначности. Единого и всем выгодного взгляда на историю, на те или иные исторические события прошлого быть не может! Государство изощренно использует историю как свою «служанку», для манипулирования общественным сознанием[37], поскольку это фундамент идеологического каркаса, объеденяющего людей в единый социокультурный, политический организм. Что сначала пишут в учебниках истории, то рано или поздно становится реальностью в гооловах. Великий дух однажды прошедший земную жизнь в облике Махатмы Ганди однажды сказал, – «Ваши убеждения станут вашими мыслями. Ваши мысли станут вашими словами. Ваши слова станут вашими действиями. Ваши действия станут вашими привычками. Ваши привычки станут вашими ценностями. Ваши ценности станут вашей судьбой»[38]. Я задаюсь вопросом, – стоит ли целиком доверять свою судьбу безрассудным политикам и политическим элитам, мене всего стремящимся к всеобщему благу? Можем ли мы реально оценить внешнюю для нас угрозу, о которой нам заявляет государство, имманентно ведущего противостояние с себе подобными монстрами? Могли ли европейские народы, накануне мировых войн реально понимать все риски на, которые их обрекли главы государств? Патриотический угар имеет обыкновение рассеиваться и в этот момент здравый смыл не в состоянии постичь ради чего, ради каких ценностей гибли миллионы людей на полях безумных братоубийственных сражений. Необходимо понимать, что любая пропаганда и прославление войны, идеализация солдатской смерти работает против природы человека. В этом ли должен проявляться человек разумный? «Войны уродуют человека, калечат его душу, порождают жестокость и алчность, вероломство и месть; обесценивают жизнь, множат людские пороки, приносят беды, нищету, голод, болезни. Скрытой сутью пропаганды войны является стремленеи подменить в человеке понятие о труде, убедить в том, что труд человека ничего не стоит. Пропаганда делает из человека запуганного, парализованного раба»[39].

Выгодная для государства трактовка исторических событий в той или иной степени влияет на современность. Во что верить людям, в каком направлении развивать современную культуру, экономику, политику для государства важнейшие проблемы, которые оно решает руками историков, хотят ли они этого или нет. Поэтому познание прошлого таким, каким оно было на самом деле, представляется интересным только историкам, но поскольку государство оплачивает им их деятельность, историки с легостью находят выгодный для политиков ракурс прошлого, тем более что вариантов интерпретаций предостаточно.

Нельзя сбрасывать со щитов и тот факт, что проблема познания прошлого как оно было на самом деле невероятно сложна, сама по себе, даже если не брать в рсчет политические желания государства. События и явления, которые историки пытаются изучить удалены в прошлое и чем дальше, тем всё запутанне клубок истории.

Так можно ли историю как жизнь в самом широком социальном смысле постичь лишь научными, это прежде всего жизнь. Попробуйте пересказать какой-нибудь важный эпизод своей жизни, используя научные понятия, отстраняясь от свое го мнения, то есть объективно? Как можно рассказать о реальной истории сухим языком? Я думаю, что эта особенность истории как знания лишает историю научности. Современной истории как науке присуща необходимая ей наукообразность, однако чем больше в ней чистых фактов, тем, увы, меньше в ней реальной жизни. История как наука, в этом смысле, вообще под впросом, ведь она однажды возникла из литературы и туда она постоянно возвращается. Историю, как и жизнь, следовало в большей степени не столько рационализировать, сколько созерцать и переживать. Это можно сделать через литературу, поэзию, философию, искусство в целом, через веру, наконец. Эти формы общественного сознания в постижении истории, на мой взгляд, наиболее ценные инструменты. В них историческая реальность проникает в сознание катарстически, то есть напрямую, через сердце, а значит через сопереживание. Какой смысл формально фиксировать и заучивать сухие цифры событий, в чем смыл коллекционирования в голове фактов, это знание мертво! Такая история нужна только отрывавшимся от жизни историкам-буквоедам, предлагающих вам выгодную государству трактовку событий. Такое знание не может будоражить наши сердца, оно не может сделать нас лучше! Поэтому я призываю постигать историю не из учебников истории. Даже самый хороший учебник не даст вам то, что даст свидетельство могих участников тех событий. Созерцайте и переживайте историю через первоисточники, артефакты, мемуары, письма тех лет сопоставляйте, анализируйте и сами делайте выводы. Я призываю вас – любить историю, так как вы любите жизнь, ведь без любви нет самого главного – смысла!

Что же можно сказать про историю точно и определенно? История, по мнению современной науки объективный процесс, то есть хотим мы того или не хотим она просто есть как факт отмахнуться от которого невозможно. Этот протяженный процесс обусловленый физическими параметрами нашего мира, у которого всего лишь три пространственных координаты и – для истории фатальная – одна временная. Смею предположить, что есть миры, которые обладают, куда большим числом этих координат, а значит там возможены реальные путешествия во времени. Ключевым же аспектом нашей истории, на мой взгляд, является не только растянутость во времени, сколько предельность, смертность всего. В этом физическом мире все имеет как начало, так и конец. Для понимания этой довольно неприятной на первый взгляд очевидности, совершенно не нужно прибегать к астрологам, футурологам, предсказателям и пророчествам священных книг. Однако необходимо отметить, что эту принципиальную конечность истории, в европейской традиции впервые узрели древние еврейские пророки, а им в след вторят современные христиане и мусульмане. Именно древние евреи одни из первых осознали пределы исторического времени, разомкнув, таким образом, первобытное представление о циклическом вечном возвращении во «оные» времена первопредков[40]. Жгуче переживая исторические катаклизмы, этот народ не мог более выносить обрушившийся на него немыслимый «ужас истории». Враги, болезни, голод бесконечные мытарства, которые периодически обрушивались на евреев, были поняты как сигнал к покаянию и праведной жизни. В один момент в их сердцах поселилась надежда, если Бог любит их, а это безусловно так, то именно поэтому он не только избрал евреев к многим страданиям, он приготовил им и избавленеи от истории, в грядщем апокалпсисе, который навсегда поставит точку всем бедствиям и кошмарам! Возможно, это стало причиной их неутолимого стремления в обретении согласия и смирения с ходом своей истории, которую они узко-националистически принимают за доказательство своей великой избранности.

Да и мы согласны терпеть многое, но лишь при условии, что все это однажды закончится. Как однажды подметил Ницше самое страшное для людей это не страдание само по себе, а то, что страдание бессмысленны[41]. Действительно, мы готовы вынести многое при условии, что все наши муки не просто так: в них должен быть смыл и соответственно какие-то временные границы. А между тем терпеть бедствия, страдания человечество принуждено терпеть от самых первых истоков исторического бытия до сего дня, так что порой создается впечатление бессмысленности и абсурдности этих испытаний.

Так почему же мы должны любить историю, если она так ужасна? Возможно, кто-то скажет: ведь только это и привлекает к ней многих; мало кому история была бы интересна, если бы не была «так ужасна». Действительно интерес к ужасам истории, казням, войнам, катаклизмам и т.д. весьма завлекает сознание. Известно, что сама смерть во все времена наводила особый трепет на людей. Созерцание её действия, воистину, отвратительное, но в то же время завораживающе, иррациональное, я бы сказал, мистическое. Неслучайно публичные смертные казни в древности или средневековье притягивали к себе толпы зевак. Можно вспомнить публичные казни современности, например в США. Смерть мощно привлекает сознание, неслучайно на психокомплексе страха смерти сконструированы драматические принципы литературы и кинематографа. Однако мало кто из нас сейчас решится перенестись еще раз в те времена, когда пылали костры инквизиции, скрипели помосты виселиц и пылали пожары войн.

Неужели обозревая всю трагическую историю человечества мы, находясь в здравомыслии, не захотим счастливого ее разрешения?! Неужели не захотим вырваться за круг «исторической сансары», где более нас не будут мучить «проклятые вопросы истории»? Мне могут возразить: не стоит все драматизировать и заниматься пространными мистификациями. Зачем видеть в истории только трагизм и ужас? Наверняка были и счастливые страницы. Соглашусь. Наверное и так. Наверное, правы и те, кто утверждает, что человек рожден для счастья. Однако давайте посмотрим на многовековую судьбу, например, нашей страны. В какое столетие или даже в правление каких государственных деятелей не шли войны? Они шли всегда. Вспомним бесконечные усобицы первых великих киевских князей, войны со степными соседями – печенегами, половцами, монголами, с северными и южными соседями – шведами, немцами, французами, поляками, турками. Не углубляясь в давние времена посмотрим на современные события. В 80-е – Афганистан, в 90-е войны – Чечня, в нулевые – Грузия, буквально на наших глазах развернулась гражданская война на братской нам Украине. По существу, неважно в какие это были войны, внешние или гражданские, оборонительные или захватнические, все они по своей природе порождение хаоса и иррациональных инстинктов государств. По отношению к человеку, его ценностям, его жизни – любая война сама страшная несправедливость. Для любой страны войны, это гибель значительного количества мужчин и женщин, страдания мирного населения, экономические потери, надрыв психического здоровья народов, то есть всё то, что сегодня принято называть гуманитарной катастрофой. Шрамы войны не скоро рубцуются в исторической памяти. Если вскрывать причины каждой конкретной из войн, сотрясавших с древнейших времен мир или нашу отчизну, то мы обнаружим массу различных причин для их начала, однако это никак не снижает их негативные последствия для всех их непосредственных участников, за чей счет реализуются политические цели государства. Именно этот монстр, выполняя важные защитные функции, становится для людей самым коварным и противоречивым спутником, который провоцирует и организует войны, от самых мелких до мировых. Оглядываясь на историю последних несколько тысяч лет, я убеждаюсь в том, какими бы целями не руководствовались государства у них нет морального оправдания начинать войны и жертвовать людьми ради даже самых благих целей. Даже самая «справедливая» война, ведущаяся в защиту своей собственной страны или какой-то другой страны всегда оборачиается несправедливостью для простого человека.

Природа войн не измена со времен возникновения этих хищных чудовищ, живущих по жестоким законам, проецирующих на людей свои импульсы великодержавности, ненависти, взаимоуничтожения. Эти навязанные нам демонические по своей природе сущности уже со времен Древней Вавилонии искажают высшее предназначение человека и человечества. Вместо кропотливого преображения жестоких законов мироздания, вместо любви ко всему живому, вместо сотрудничества людей и народов человечество вовлечено в безумное братоубийственное противостояние самому себе. Не забудем упомянуть так же хаос революционных смерчей, поглощающих пространства стран временно свободных от контроля ослабленных или уничтоженных государств.

Но даже если не брать в расчет кровавые войны и революции, а вспомнить, например, такое явление в нашей истории как крепостное право, то мы опять наткнемся на очередное социальное уродство. Как, скажите нам, оправдать, как объяснить, как принять всю дикость нравов дворян, помещиков, этих «слуг государевых» разных рангов и званий, зверства которых над крестьянами доходили порой до таких мерзостей, от которых кровь в жилах стынет?! Как тут не вспомнить Путешествие из «Петербурга в Москву» Радищева! Продолжать и умножать примерами мои размышления можно и из истории любой страны мира, но им не будет числа. Где же оно сокрыто, это счастье человека? Почему же нет нравственного прогресса? Почему солнце Правды и Истины не воссияет над человечеством до сих пор?! Когда же наступит это время всепрощения и великой радости избавления от злодейств, обид, скорби и болезней? И возможно ли такое, мыслимо ли оно? Видимая неразрешимость этих вопросов приводила и приводит незрелые, мятущиеся умы к бунту к призывам социального переустройства через революцию. По мнению этих сторонников «призыва к топору», чтобы добиться счастья большей части населения планеты необходимо другую часть уничтожить и сгноить в лагерях. Но мы современные поколения пережившие ужасы тоталитаризма ХХ века не должны идти по ложному пути. Но какой же есть выход. Основным я считаю путь, предложенный Ф.М. Достоевским, он состоит в повседневном и тяжелейшем подвиге – в любви и прощении человека. Это самая сложная задача, которая стоит перед каждым из нас. Федор Михайлович призывает нас любить не абстрактно все человечество, ради счастья которого революционеры всех мастей пытались в прошллом уничтожить миллионы «эксплуататоров и мироедов», а конкретного, ближнего, которым мог оказаться кто угодно, даже самый лютый враг. Именно к этой милосердной любви призывают нас и буддизм и христианство и ислам. Здравый смысл и современный светский гуманизм так же не противоречат этому постулату. Ведь все тайны, все вопросы бытия и истории, всё счастье и страдание сокрыто только в одном человеке, то есть в каждом из нас. Мы начало и конец истории, мы её творцы, она свершается каждый день нашим нравственным выбором. Мы капли, в которых отражается весь океан. Поэтому живя по принципу, не делай другим того, чего себе не желаешь – мы идем в нужном направлении.

Но что значит любить человека? Настоящая любовь деятельна и самый главный акт любви, с чего она начинается – прощение. Каждый из нас мог бы вспомнить можем ли обидеться на свою маму, самого дорого для нас человека на земле? Конечно же нет! А между тем это высшее проявление любви! Пока мы не научимся прощать мы не научимся и любить! Это очень тяжелый и часто мучительный шаг, ведь нам так хочется справедливости. Обида это всегдаа жалость к самому себе. Она есть самое гнустное и низкое чувство, которое мы можем только испытывать к себе. Именно из обиды растут многие другие мерзкие проявления человеческой натуры – злость, жестокость, садизм. Наступили на ногу – как же себя не пожалеть, наступлю в ответ и сильнее – пусть знают, я себя в обуду не дам! Обманули в отношениях, соврали в глаза – несомненоо себя жалко, потеряно достоинтсво – ну я этого так не оставлю – отплачу с лихвой, моло не покажется! К чему нас толкает такая логика? Мы хотим справедливости? Справедливость, которую мы ищем, таким образом, может лкегко превратиться в источник глубокого конфликта и в причину братоубийственных, кровавых разборок по принципу «глаз за глаз, зуб за зуб».

Нужно понять, что ничто в этом мире не случайно, и елсли с нами произошла неприятность и беда, нанесенная другим человеком – значит, мы этого заслужили, нам вернулось то мы, когда-то сделали сами. На санскрите это понятие звучит как карма, то есть действие. Наша беда это следствие наших поступков в прошлом. Поэтому потятие справедливость в этом значении, не равнозначно истине и правде в их высшем, объективном, если хотите, в божественном смыле.

Однако, что же реально произойдет, если искренне простить другого за обиду, за боль, за то чему, казалось бы, нет прощения? Что произойдет, если это сделает каждый из нас, не поддаваясь на провокации голоса убеждающего мстить? Что произойдет, если каждый начнет слушать голос своей совести и своего сердца? Первое, что мы почувствуем это внутренне освобождение от злобы, тревоги, ненависти, внутреннего напряжения очень разрушительных, по своей природе и для тела и для психики. Если мы прощаем искренне наше сердце возможно не сразу, не сразу, но обязательно наполнится спокойствием и теплом, нежностью и умиротворением! В этот момент кому-то захочется заплакать и этих слез не стоит сдерживать!

Прощение такой маленький шаг для человека и гигантский прыжок для человечества и всей истории. Вот что реально может изменить ход грядущего! Но можем ли мы реально это сделать? Что нам мешает? Если мы посмотрим на весь известный нам сегодня ход мировой истории от первых цивилизаций на берегах Тигра и Ефрата, Нила и Хуанхэ до современных развитых стран, можно засомневаться, способен ли человек мирно жить и счастливо трудиться. Давайте задумаемся, на что способен каждый из нас. Можем ли мы с вами позавидовать, нахамить, обмануть, оболгать, предать, украсть, убить? Думаете, нет? Думаете, мы не способны на эти мерзости? Спешу огорчить – можете! И не потому, что мы плохие люди, а просто любой человек это может сделать в принципе, в потенциале. Еще раз вспомним Ф.М. Достоевского… “ Кто испытал раз эту власть, это безграничное господство над телом, кровью и духом такого же, как сам, человека…. кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо, носящее на себе образ божий, тот уже поневоле как-то делается не властен в своих ощущениях. Тиранство есть привычка; оно одарено развитием, оно развивается, наконец, в болезнь. Я стою на том, что самый лучший человек может огрубеть и отупеть от привычки до степени зверя. Кровь и власть пьянят: развивается загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления. Человек и гражданин гибнут в тиране навсегда, а возврат к человеческому достоинству, к раскаянию, к возрождению становится для него уже почти невозможен. К тому же пример, возможность такого своеволия действует и на все общество заразительно: такая власть соблазнительна. Общество, равнодушно смотрящее на такое явление, уже само заражено в своем основании… Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке. Странное дело, сколько мне ни случалось видеть палачей, все они были люди развитые, с толком, с умом и с необыкновенным самолюбием, даже с гордостью. ”[42] В этой же связи вспомним один эксперимент, который проводили американские криминологи уже в наше время. “В 1973 г. группа криминологов-экспериментаторов решила провести опыт с целью выяснить, как будут вести себя обычные добропорядочные граждане, если их поставить в тюремную обстановку, дав одним роль «надзирателей», а другим – «заключенных». Добровольцев набралось 75 человек. Из них отобрали 21 человека, стабильных в физическом и психическом отношениях, социально зрелых и с отсутствием предрасположенности к антисоциальным действиям. В результате уже через три дня «надзиратели» вошли во вкус, стали помыкать «заключенными», унижать их и всячески третировать. Те, в свою очередь, столь же быстро смирились с отведенной им ролью, сделались покорными, пассивными и беспомощными. Они начали терять уверенность в себе и независимость, и в итоге впали в состояние депрессии. Эксперимент пришлось досрочно прекратить, так как оскорбления и издевательства так называемых тюремных «надзирателей» над «заключенными» достигли такой степени, что стали невыносимы для последних. Инициаторы эксперимента были удивлены тем, как мало потребовалось времени для того, чтобы психически нормальные люди вошли во вкус и стали не на шутку помыкать другими. Исследователи пришли к выводу, что агрессивность «надзирателей», поскольку она не вытекала из патологии их психики, была следствием той роли и той власти, которые были им предоставлены. Этот эксперимент подтверждает слова Достоевского из приведенного выше отрывка. Экспериментаторы получили то, что и должны были получить и что здравомыслящий человек должен был бы знать заранее без сомнительного опыта”[43]. Другими словами, если обстоятельства переменятся кардинально, то есть некоторая вероятность того, что мы чисто психологически будем вынуждены адаптироваться к этим новым условиям. Уверяю вас, что в определенных обстоятельствах, скорее всего, экстремальных, и как нам кажется, фантастичных, но хотя бы один пункт из списка будет возможным нашим действием. Избавлены ли мы сами от пороков? Достигли мы с вами уровня праведников? Можем ли мы, в таком случае внутренне осуждать других, если и сами способны на многое. Мы можем ужаснуться, можем пожалеть безумцев совершающих зло или мстящих за него, но за что осуждать слепцов, которые итак в глубокой яме?

Представте, что самые мерзкие поступки мы делаем вместе, просто потому что так делают все. Представьте, что мы живем в обществе, где действует особая, вывернутая на изнанку, квазимораль. Если мерзость и низость будут приняты в обществе за норму и дозволено буде все, в смысле абсолютно все! Вы скажете – у нас всегда есть выбор – соглашусь, но добавлю, что его в этих обстоятельствах нам подскажет только голос нашего высшее Я.

Я озвучиваю эти малоприятные мысли оттого, что вижу все это в себе, добропорядочном и среднестатистическом человеке современности. Отсюда и движение моей мысли и об истории и нравственном прогрессе в ней и всем ином, о чем еще не сказано мной.

Совершенно очевидно, что каждый из нас не лучше и не хуже другого. Буддисты, иудеи, христиане, мусульмане, язычники, атеисты, татары, башкиры, чуваши, русские, евреи – представители всех религий и народов все мы при разнообразных особенностях нашего интеллекта, менталитета, дарований, в сущности, одинаковы, в нас бушуют страсти, и ум наш мечется. Нам хочется лучшей доли и простого человеческого счастья.

Почему не только человечество в целом, но и отдельно взятый народ или человек, стремясь к счастью, часто не достигает искомого? Почему на нашем пути иногда вырастают непреодолимые препятствия нашему национальному и лично человеческому счастью? Если исключить сугубо религиозную или чисто историческую трактовку, а остановится на психологических причинах, то на этот вопрос можно ответить следующим образом. Возможно, это происходит потому, что мы хотим счастья преимущественно для себя, для своего народа, для своей страны, для себя лично. Изначально мы не можем оценить счастье других как свое, счастье американца наверно иное, чем счастье россиянина или араба, что хорошо для одних не годится для других, как говорится «своя рубашка ближе к телу». Мы конечно понимаем, что есть другие страны, народы, люди и они наверно хотят примерно это же, что и мы, любить, созидать, строить свою жизнь, но все же на мир мы смотрим из глубины своей пещеры, этот взгляд обусловлен традициями, менталитетом, историей и даже личным характером каждого из нас! Однако внутри нам кто-то шепчет, что мы достойны большего, лучшего. Мы вообще лучше, чем они! Мы достойны, а они нет! На этом противоречии «мы и они» выстроены фундаменты всех политических систем, на этом покоятся все идеологии, все государства и даже религии. Спросите у мусульманина или христианина, чем лучше его вера и его религия и он приведет кучу аргументов доказывающие это. Спросите у американца или араба, северного корейца или китайца, почему их страна лучше, чем любая другая страна? Ответ будет аналогичен! Государства, народы и люди строят свои планы с гордо поднятой головой, иногда с фанатичной уверенностью в том, что им должны больше, чем они должны другим. Быть кому-то должным вообще кажется каким-то унижением, от этого веет рабством. Но разве мы рабы? «Мы не рабы – рабы не мы!». Любая политическая, экономическая, социальная и вообще любая иная зависимость воспринимается преимущественно как тормоз в развитии, как проблема, которую нужно решать в первую очередь! Мы во всём стремимся полагаться на чувство и понимание справедливости, в основе которой заложена простая симметрия – «ты мне – я тебе». В результате возникает такая схема: «Я люблю того, кто любит меня, я даю тому, кто даёт мне, я общаюсь с тем, кто меня понимает и ценит, я готов идти на компромисс с теми, кто делает такие же шаги навстречу мне, ведь иначе любые отношения теряют смысл и превращаются с одной стороны в паразитизм, а с другой в мазохизм.» Всё так и есть, нам невыносима мысль, что наши мечты и чаяния на простое и естественное национальное и личное счастье несправедливо кем-то попираются и игнорируются. Однако, справедливости ради, нужно заметить, что всему есть своя цена и любые страдания какими бы они не были, есть или выплата какого-то исторического или судьбоносного долга, либо кредит, который мы на неопределенный долг выдаём кому-то. Всё что происходит не случайно! Во всем есть смысл! Поэтому чем выше доверие к своей исторической и личной судьбе, которую мы проживаем, чем выше доверие к другим странам, народам, людям, чем выше доверие к Творцу, тем безропотнее и в итоге справедливее наша реакция на те, казалось бы, несправедливые вещи, которые, как нам кажется, усложняют и ухудшают нашу жизнь. Чем выше наше бескорыстие и милосердие, проявленное к оппонентам, чем безусловнее и бескорыстнее наша любовь каждому человеку на этой планете, тем крепче связь с историей и Творцом! Таким образом, мы приближаемся своему первоначалу Истоку из, Которого мы однажды появились во вселенной и истории.

Поэтому я возвращаюсь к уже известной мысли сказанной выше, единственно верное решение, которое мы можем принять в любой самой сложной, самой критической ситуации лежит в глубине нашего сознания, нашего высшего Я, которое способно к великому действию, если хотите, к подвигу, главным из которых я вижу прощение. Прощения себя, прощение другого, как самого себя. К сожалению, к такому типу взаимоотношений пока не способно государство с его демоническим кредо – «кто сильнее тот и прав». Прощение, увы, пока ему не доступно. Но это не значит, что в недалёком будущем этого не произойдет. Одна из ближайших задач человечества – преобразование государства в гуманный и светлый социальный институт. Именно в России, переболевшей самой страшной формой тоталитаризма, с её мирно соседствующими народами и величайшей культурой должна появится сеть общественных организаций, которая посредством этического контроля станет сдерживать неистребимые великодержавные импульсы государства. Именно в нашей стране, как сказал Ф.М. Достоевский стране «всемирной отзывчивости» парадоксально заключена совесть всего человечества.

Так исторически сложилось сегодня страны запада (северная Америка и западная Европа) задают темп всему мировому техническому и экономическому, правовому прогрессу. В политических и социальных аспектах сегодня западный мир так же проявляет себя как локомотив истории, и это факт[44]. Однако весь западный мир сегодня переживает глубокий духовный кризис. Он возник не на пустом месте, а вследствии чрезмерного внимания к внешним, материальным аспектам мира. Что стало идолом современных успешных западноориентированных людей по всему миру – успех, материальная обеспеченность, комфорт и наслждение. На этих четырех принципах-мотиваторах покоится вся современная западная модель развития. Но проблема даже не в этом, а в том в парадигме современного капитализма сегодня господствует и реализуется принцип «человек – средство!». Хотя стоит признать, что ничего нового в этом нет, человевека во все эпохи государство испльзовало в мирное время как «винтик» экономической системы, как «пушечное мясо» во время войн. Печально, но пока видимых изменений в сторону прогресса сегодня мы не наблюдаем!

Вгдядываясь в современность порой задаешься вопросом – неужели, пройдя столь длительный и тяжелый исторический путь современная европейская цивилизация со всеми ее достижениями все ещё не достигла желамемого уровня социальных благ, комфорта, благостостояния? Я полагаю что достигла. Куда же развиваться цивилизации дальше? В современных условиях глобализации материальный достаток и благополучие не должны оставаться прераготовой только передовых, так называемых развитых стран. В недалёком будущем оно должно равномерно распространяться на всех жителей планеты без исключения! Это ближайшая цель мировой экономики и мрового сообщетсва.

Однако для решения этой глобальной задачи нужно высвободить огромные экономические средства, которые сегодня идут на оборону и вооружение всех стран. Вы только предствавте, какие возможности ждут нашу планету, когда на ней не останется ни одной армии! Какие средства получит наука, медицина, образование, культура! Речь идет даже не о милиардах, а о триллионах долларах. Поэтому усилиями всех народов нужно постепенное прекращение всяких международных конфликтов, которые чаще всего происходят из-за территориальных и экономических претензий, соседних друг другу государств.

Самыми острые и актуальные из них сегодня это арабо-израильский и российско-украинский крнфликты. Современным государствам и их лидерам давно бы пора понять, что на нашей планете сегодня безрассудно делить территорию на свою и чужую. В условиях современной интеграции отторжения каких-либо территорий соседних государств – средневековая дикость. Планета Земля – общаяя и все люди имеют на ее ресурсы одинаковое право! А если у кого-то руки чешутся то, то для начала ему необходимо вспомнить важнейшие основы межгосударственных отношений под названием международное право. Необходимо посоветоваться с налогоплательщиками, согласны ли они терпеть международные санкции? А потом взвесить свои силы и учесть что весь цивилизованный мир сильнее, чем отдельно взятая обиженная историей страна. Мы не должны жить как в осажденной крепости! Прошли эпохи завоеваний, а высокий рейтинг внутри страны не означает, что наш вождь ведет нас всех в светлое будущее! Сегодня любые территориальные притензии решать следует за столом переговоров, не прибегая к разжиганию военного противостояния на территории братских стран, даже если оно в интересах исторической справедливости и государственной безопасности! Я понимаю, что любому государству, любому народу хотеся повкуснее и поудобнее приспособиться к условиям этого несовершенного мира. Но неизбежногрядет эпоха, когда не будет понятия своей и чужой территори, когда мир станет единым не только в экономическом сысле.

Как бы фантастично это не звучит сегодня, но именно России предстоит со временем возглавить широкое духовное движение во всем человечестве, направленное на появление всемирного брастсва. То, что не смогли реализовать большевики, проповедовавшие марксизм с его коммунизмом в планетоарном масштабе будет достигнуто теми, кто, приняв все исторические уроки, поймет истинное предназначение человека на планете.

Именно российская нация, воспитавшая в себе особый тип человека ищущего высшую справедливость, откликающегося на чужую боль как на свою собственную подскажет всему мировому сообществу духовную основу мировой интеграции. Россия, преодлев в себе комплес обженной страны в недалеком будущем объединит усилия всех стран и народов на пути преобразования планеты в сад. Россия встанет во главе политического процесса создания Всемирной федерации государств, а затем во Всемирное Братство. Это важнейшие задачи нашего ближайшего будущего, ведь к этому история вела Россию не одно столетие!

Пусть эти идеи к


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)