АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОГО ТЕАТРА

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I.4. Источники римского права
  3. III. Методологические основы истории
  4. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  5. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  6. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  7. А. Суворин — театральный критик.
  8. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  9. Аксиология в истории методологической мысли
  10. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  11. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  12. Антропогенное воздействие на атмосферу. Источники и последствия загрязнений.

 

Имеется два рода основных источников по истории античного театра: 1) письменные источники и 2) памятники изобразительного искусства.

 

1. Письменные источники. Важнейшими источниками для истории античного театра являются прежде всего сами пьесы античных авторов. Не считая отрывков, до нас дошли семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать трагедий Еврипида; кроме того, сохранилась сатировская драма 1 Еврипида «Киклоп» и часть сатировской драмы Софокла —«Следопыты».

 

От Аристофана дошло одиннадцать комедий. Таким образом, от великих драматургов V в. до н. э. (деятельность Аристофана обнимает и начало IV в.) имеется всего сорок три полных пьесы.

 

От других греческих драматургов этого периода остались лишь ничтожные отрывки, а от некоторых — одни лишь имена. Об этом приходится только пожалеть, так как среди утерянных пьес были и такие, которые иногда конкурировали с драмами Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Из трагедий первой половины IV в. сохранилась лишь одна —«Рес», принадлежащая неизвестному автору. От трагедий же эллинистической эпохи — лишь жалкие фрагменты. От греческой комедии IV в. дошло только несколько пьес Менандра, причем лишь одна из них сохранилась полностью.

 

Из римских комедий сохранились двадцать одна пьеса Плавта и шесть пьес Теренция. От римских трагедий,— за исключением девяти пьес Сенеки, относящихся уже к I в. н. э.,— остались лишь ничтожные фрагменты.

 

Таким образом, на основании самих пьес мы можем судить не обо всех периодах развития античного театра и вынуждены пользоваться сообщениями других письменных источников. На первом месте здесь должна быть поставлена «Поэтика» Аристотеля. Аристотель дает в ней сведения о возникновении и развитии трагедии и комедии и сообщает ряд других ценных данных по истории греческого театра.

 

Сведения по истории театра содержатся и в другом сочинении Аристотеля — в его «Риторике». Сводные сочинения александрийских грамматиков (так называли ученых филологов) о представлениях драм и составлявшиеся ими списки пьес, которые исполнялись, исчезли. Остатки этих исследований имеются в виде большей частью анонимных изложений содержания пьес, в виде схолий2 к сохранившимся или потерянным пьесам, в биографиях великих трагиков и в позднейших словарях, дающих ряд сведений о древних писателях и о самом театре.

 

Современник Цезаря и Октавиана Августа римский архитектор Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» описывает устройство греческого и римского театра. Во II в. н. э. греческий лексикограф Полидевк (Поллукс) в словаре, предназначенном для императора Коммода, поместил свой знаменитый каталог масок и собрал все известные ему сведения о частях театра, устройстве сценической площадки и о костюме актеров. Ряд сведений по драматургии и театру имеется также и в сочинениях греческого грамматика II в. н. э. Афинея и знаменитого греческого писателя и философа, сатирика Лукиана Самосатского (II в. н. э.), от которого также сохранился имеющий важное значение трактат «О пляске».

 

Отдельные сообщения по театру мы находим, кроме того, и у других писателей — философов, поэтов, историков — у Платона, Плутарха, Цицерона, Тита Ливия, Горация. Ряд сведений, касающихся театра, дают в своих сочинениях и христианские писатели, обличающие языческие зрелища, например Тертуллиан (ок. 160— после 220) и Августин (354—430 гг.).

 

Третьим видом письменных источников являются надписи. Особенно важны для нас «списки победителей» и «дидаскалий»— протоколы театральных состязаний, происходивших в Афинах, с обозначением времени состязания, имен поэтов, места, занятого ими на конкурсе и т. п. Впервые свод таких дидаскалий составил Аристотель, но его свод до нас не дошел. Кроме афинских дидаскалий у нас есть списки победителей из Дельф, с острова Теоса, из Магнесии — а также многочисленные посвятительные надписи из Афин, Оропа, Дельф, с острова Делоса и ряда других местностей.

 

2) Памятники изобразительного искусства. Из памятников монументального изобразительного искусства на первом месте следует поставить сохранившиеся до наших дней руины античных театров. Раскопки театральных зданий ведутся систематически лишь с 80-х гг. XIX в. Большая заслуга принадлежит здесь известному немецкому археологу и архитектору Вильгельму Дёрпфельду. Несмотря на ряд поправок, которые были внесены в построения Дёрпфельда, значительная часть его выводов остается в силе и по настоящее время. Результаты своих раскопок и исследований он изложил в уже упомянутом фундаментальном труде («Греческий театр», 1895), составленном им совместно с Э. Рейшем. И хотя до настоящего времени археологами раскопано более полутораста театральных зданий, но, по образному выражению одного ученого, какой-то злой рок тяготеет над этими материалами. От тех времен, к которым относятся дошедшие до нас драмы, не сохранилось никаких монументальных памятников изобразительного искусства.

 

И, наоборот, эпоха, от которой дошли до нас театральные руины (для Греции IV, III вв. до н. э. и последующие века), оставила нам, за исключением одной цельной драмы, лишь фрагменты. Все это сильно затрудняет работу современного исследователя. К тому же почти до самого конца XIX в. классическая археология и классическая филология (а в нее обычно включали и историю античного театра) работали изолированно одна от другой. И все же в настоящее время историки античного театра в значительной мере опираются в своих построениях на данные, добытые археологами.

 

В числе других памятников изобразительного искусства, которыми необходимо пользоваться при изучении истории античного театра, следует еще упомянуть рисунки на вазах, стенную живопись в Помпеях и других римских городах, статуэтки из терракоты и слоновой кости, геммы 3, а также рисунки в рукописях Плавта и Теренция. Рисунки на вазах дают представление о театральном костюме и даже позволяют судить об устройстве сцены.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)