АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РОЛЕВАЯ ИГРА

Читайте также:
  1. Имидж — это долговременная коммуникативно-ролевая маска человека.
  2. Имитативное исследование (ролевая игра)
  3. Рационально-эмотивная ролевая игра
  4. Ролевая игра
  5. Ролевая система
  6. Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении
  7. Ролевая структура Я-концепции
  8. Ролевая теория
  9. Системно-ролевая модель формирования личности
  10. Статусно-ролевая концепция личности
  11. Сюжетно-ролевая игра

 

Когнитивный терапевт прибегает к ролевой игре во многих случаях и с раз­личными целями. Описания этой широко распространенной техники приведе­ны в разных главах этой книги. С помощью ролевой игры терапевт выявляет автоматические мысли пациента, помогает ему сформулировать адаптивный ответ, а также изменить глубинные и промежуточные убеждения. Ролевая игра полезна при обучении пациента социальным навыкам и их отработке.

У некоторых пациентов социальные навыки выражены слабо. Другим, в со­вершенстве освоившим единственный тип общения, не удается менять его в зависимости от требований ситуации и особенностей собеседника. Салли, на­пример, неплохо удавалось заботиться об окружающих и проявлять эмпатию. Но она не умела отстаивать свое мнение в разговоре и легко теряла уверен­ность в себе. Улучшение этого навыка было одной из целей Салли, поэтому терапевт разыгрывал с ней множество ролевых игр, постепенно укрепляя ее чувство уверенности в себе.

П: Даже не представляю, как мне заговорить с преподавателем.

Т: Вы хотите, чтобы он помог вам разобраться в теме, не так ли? Как вы могли бы попросить его?

П:...Я не знаю.

Т: Давайте разыграем ролевую игру. Я буду представлять вас, а вы - своего преподавателя. Вы можете сделать его поведение совершенно лишенным логи­ки, необъяснимым.

П: Хорошо.

Т: Я начинаю. Кх... Профессор X, разрешите к вам обратиться. Не могли бы вы помочь мне разобраться в этой теме?

П: (Грубо.) Я, кажется, на прошлой неделе объяснял это на лекции. Вы при­сутствовали?

Т: Да. Но я не поняла...

П: (Прерывает.) Тогда прочитайте главу в учебнике.

 

 

260 Глава 12

 

Т: Я уже прочитала. Но это не помогло. Поэтому я обращаюсь к вам.

П: И что вам непонятно?

Т: Прежде чем прийти к вам, я пыталась сформулировать конкретный во­прос, но у меня ничего не получилось. Я хотела бы обсудить с вами эту тему в целом.

П: Знаете, я сейчас очень занят. Обратитесь-ка лучше к кому-нибудь из ва­ших товарищей.

Т: Я решила обратиться прямо к вам. И поэтому пришла сюда, в ваше при­емное время. Но я могу прийти в четверг, когда у вас снова будет приемный день.

П: Но это же очень простая тема. Вы действительно могли бы обратиться к вашим товарищам...

Т: Я уже пробовала. Но мне необходимо больше помощи. Я приду к вам в четверг....Все, игра закончена. Давайте проанализируем ее, а затем поменяемся ролями и сыграем еще раз.

Прежде чем обучать пациента социальным навыкам, терапевт оценивает уровень их развития. Многие пациенты точно знают, что им нужно делать или говорить, но из-за своих негативных предположений затрудняются исполь­зовать эти знания на практике (например, "Если я выскажу мнение, мне при­кажут замолчать", "Если я стану настаивать на своем, собеседник обидится / разозлится / подумает, что я сумасшедшая"). Чтобы оценить развитость соци­альных навыков пациента, терапевт предлагает ему представить позитивный исход ситуации: "Если бы вы наверняка знали, что помощник преподавателя охотно вам поможет, как бы вы к нему обратились?", "Если бы вы были увере­ны в том, что у вас есть право получить эту помощь, как бы вы действовали?", "Если бы вам было известно, что профессор успокоится и осознает, что он был не прав по отношению к вам, что бы вы ему ответили?".

Другой признак того, что проблема в большей степени связана с дисфунк­циональными убеждениями, а не с недостатком навыков, — использование этих навыков пациентом в ином контексте. (Например, пациент может быть вполне уверен в себе на работе, но не с друзьями.) В этом случае терапевту нет необходимости проводить ролевую игру, обучая пациента уверенности в себе. С другой стороны, он может применить ролевую игру, чтобы помочь пациенту выявить его автоматические мысли в состоянии уверенности в себе или пред­угадать мысли и чувства другого человека при смене ролей.


 

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 261

ТЕХНИКА "ПИРОГА"

В некоторых случаях пациентам полезно представить свои идеи в наглядной форме, например с помощью техники "пирога", или круговой диаграммы. Этот метод обладает широким спектром применения. Так, он позволяет пациентам определить цели или свою долю ответственности за тот или иной исход собы­тий. Оба примера проиллюстрированы ниже.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)