АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформы

Читайте также:
  1. Внутренняя и внешняя политика России в 80-90-е гг. XIXв. Контрреформы.
  2. ИВАН IV И ЕГО РЕФОРМЫ.
  3. Отмена крепостного права. Предпосылки, сущность и значение аграрной реформы.
  4. Патриарх Никон и его реформы. Социо-культурный феномен раскола.
  5. Понятие реформы. Реформы в России в XX-XX1 вв
  6. Создание армии и флота при Петре 1. Результаты и значение военной реформы.
  7. Третьеиюньская монархия. Столыпинские реформы.

Административная. Направлена на подрыв силы родовой аристократии. До этого – деление на филы и фратрии (т. е. по родовым общинам), причём центром каждой филы было поместье знатного рода, вокруг которого группировались более бедные граждане. Голосование по филам => определяет всё именно знать. Клисфен хочет перемешать роды. Вся Аттика разделена на 10 фил, каждая из которых не компактна, а состоит из 3 удалённых друг от друга областей (область триттия. Фила формирует городской, приморской и внутренней триттии). Каждая область включает в себя несколько демов. Следствие – голосование уже не по родам, где всё определяет знать, а рассеяно. Решающая сила теперь – большинство.

Социальная. Дабы ослабить роль аристократии – увеличивает число граждан за счёт торговцев и ремесленников – метеков и вольноотпущенников (ранее – неравноправных жителей Афин).

Аграрная. После выигранной войны с Халкидой (полис на Эвбее – острове недалеко от Афин), Афины получают территории на острове, куда выселяется клерухия в 4 тысячи бедняков => уменьшение социальной напряженности + укрепление слоя средних землевладельцев (зевгитов).

Политическая. Вместо совета 400 – совет 500 (буле). Формируется выборами 50 человек от каждой филы на год. Постоянный орган, платится жалование. Функции: подготовка повестки для народного собрания, текущее управление. Ареопаг теперь – только судебная власть. Формируется из аристократии кооптацией (введением в него кандидатов без выборов). Новые выборные магистратуры – 10 аподектов (сборщиков взносов) и 10 стратегов (война). Наряду с этим – старая коллегия 9 архонтов. Формируется выборами на год. Функции – жреческие, влияет на военные решения. Но центр тяжести – на стратегах.

Остракизм. Черепки, надпись. 6000 голосов = изгнание.

Последствия. Оформление демократического устройства, победа демоса и т. д.

20. Экономика Греции в V - IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.

1. Общая тенденция. Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого – подъем экономики и усиление рабовладения.

2. В связи с этим ведущие полисы в V-IV в. – торгово-ремесленные. Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, - Афины.

3. Сельское хозяйство.

3.1. Основные производительные ячейки.

3.1.1. Небольшой участок (3-5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1-2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд одной семьи.

3.1.2. Поместье (15-25 га), возделываемое рабами (15-25 чел.). Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. – «Экономика» Ксенофонта.

3.2. Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры. Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений – не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нуна много рабов.

3.3. Скотоводство. Не играет особой роли, т.к. нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых.

4. Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии. Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Затем – сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. Каменная архитектура. Строительство флота. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работате вместе с рабами. Специализация производства. Тесная связь с рынком.

5. Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема. Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому – торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло. Покупают сырье для ремесла. Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты – Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Это вызывает появление трапезитства. Появляются купеческие корпорации – фиасы.


21. Афинская демократия как политическая система в V - IV вв. до н.э. Формирование гражданства как политической категории.

Важность проблемы. По Афинам – наибольшее количество источников. Яркий пример полиса. Но не классического!

Политика.

Народное собрание. Экклесия. Коллектив граждан – суверен => важность гражданства. Остракизм. Выбор архонтов. Постепенное введение платы за посещение Народного собрания с целью привлечь к власти низшие слои.

Буле (50х10). Годичность. Создано Солоном (400), дополнено Клисфеном (500).

Ареопаг. Аристократия. Пожизненно. Уголовный суд.

Гелиея. Суд присяжных. 6000 (500+100х10). Возрастной ценз (30). Дела – по жребию. Состязательтность (отсюда важность устного слова). Графэ парномон.

Высшие магистратуры. Архонты (9) и стратеги (10). Годичность. Коллегиальность. Отчетность по истечении срока.

Более мелкие магистратуры – гиппарх, филарх, таксиарх, казначеи, полеты аподекты, логисты.

Социум. Граждане (18 лет – эфеб, 2 года на посту). Метеки. Рабы.

Гражданство. Поскольку гаржданский коллектив – суверен, институт гражданства основополагающий для самого полиса. Триединая сущность гражданства (Гоплит-землепользователь-гражданин). Мама-папа – афиняне. Замкнутость гражданского коллектива Право на свободу. Право на гос-помощь. Соответственные обязанности.


22. Классово-сословная структура Греции V - IV вв. до н.э. Основные признаки классического рабства.

1. Классово-сословная структура Греции V – IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них – мужчины).

2. Господствующий класс.

2.1. Экономика. В экономическом отношении - частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно – община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично. К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса.

2.2. Социум и политика. Наименьшая часть полиса. В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике – олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы). К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами – и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс – это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более – метеков!).

3. Свободные мелкие производители (средний класс).

3.1. Экономика. В экономическом отношении – владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3-5 га, работают сами + 1-2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом). Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб.

3.2. Социум и политика. Большая часть населения полиса. В социальном отношении – свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике – умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция – экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом.

4. Рабы. Классическое рабство.

4.1. Социальный статус классического раба. Более жесткая эксплуатация по ср. с патриархальным рабством. Снижение соц. статуса рабов: орудие, наделенное речью (Аристотель). Хоть хозяин и имел абсолютную власть над рабом, он не стремился его замочить, далее по тексту. Рабов становится много, они четче отделяются от прочего населения => выделение рабов в отдельный класс. Обостряется классовый антагонизм «раб-господин», появляется опасность восстания рабов (восстание илотов 464). Однако, то, что рабы были из разных мест, занимались разными делами и т.д. не позволяло им объединиться и поднять крупное восстание. Отличие раба от илота (пенеста, войкея, кларота, мариндина): раб – это ЧС одного человека. Собственность на илота напоминает античную форму собственности на землю: верховная собственность – у государства, но работает илот на одного спартиата. Спартиат не имеет права замочить илота (не считая криптий).

4.2. Кто такие рабы и чем они занимаются. Вторая по численности часть полиса. Рабы – это преимущественно мужчины, в основном негреческого происхождения (Сев. Причерноморье, Фракия, М. Азия), хотя в IV в. обращали в рабство и плененных в ходе междуусобиц греков. Классическое рабство развилось в осн. в торгово-ремесленных полисах (пример – Афины). Источники получения рабов: войны, самовоспроизведение, продажа скифской и фракийской знатью в рабство своих соплеменников и родственников (для предотвращения заговоров). Рабы продаются на спец.-рынках. Существовала возможность выкупиться на свободу. Работают в эргастериях и поместьях. Существовала практика отпуска раба на оброк: хозяин выделяет рабу отдельное жилье, немного денег, позволяет завести семью. Раб открывает свою мастерскую, хозяину платит оброк. Раба можно также сдать в аренду.

5. Деклассированные элементы.

5.1. Кто такие? Разорившиеся люди (например, не выдержавшие конкуренции с рабским трудом, применявшимся в крупных мастерских), которые не хотели наниматься в эргастерии (такой труд стал считаться уделом рабов, был непрестижен) или получить новый земельный надел, а перебивались случайными заработками. Главный признак: сочетание полной нищеты со всей полнотой гражданских прав. Полис старался им помочь: организовывались хлебные раздачи, была установлена плата за простое посещение народного собрания. Эта людская взрывоопасна. К примеру, могут служить наемниками, чем подстегивают нарастающие в IV в. усобицы.


23. Архитектура и скульптура V - IV вв. до н.э. Ансамбль афинского акрополя.

1. Архитектура V-IV вв.

1.1. Концепция регулярного города (Гипподам из Милета).

1.2. Ордерная система. Ионический и дорический сформировались уже в VII-VI вв., коринфский – позже. Часто смешиваются. Все параметры храма рассчитываются исходя из радиуса колонны. Количество колонн в периптере вычисляется по формуле 2х+1. Вся архитектура – в храмах. Типы греческих храмов по количеству и расположению колонн:

1.3. Составные части ордера и их соотношение:

1.4. Основные храмы. Парфенон (Иктин и Калликрат, 448-432). Зевса в Олимпии (Либон, 465-456). Эрехтейон. Аполлона в Дельфах.

2. Скульптура V-IV вв. Используется в интерьере храмов и как самостоятельное произведение. Обнаженные, радостные, спокойные и здоровые люди/боги – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины. К IV в. видна тенденция к очеловечиванию. Умение передать движение в статике. Материалы: бронза, известняк, мрамор, глина, дерево, слоновая кость. Основные скульптуры: «Дискобол» (Мирон), «Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Парфенос», фриз Парфенона (Фидий), «Копьеносец-Дорифор», «Раненая Амазонка» (Поликлет), «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» (Пракситель), «Аполлон Бельведерский» (Леохар), Апоксиомен, портреты Александра Македонского (Лисипп).

3. Афинский Акрополь. Акрополь был во многих городах, но особенно известен афинский. Параметры: 170х300х156 м. Около 510 г. до н.э. Дельфийский оракул «велел» посвятить Акрополь богам и тот был застроен. Но во время Греко-персидских войн ансамбль был разрушен. Греки поклялись восстановить все как было. В сер. 40-х гг. V в. под руководством Фидия началась новая масштабная застройка, результатом которой стал тот Акрополь, который существует сегодня. Застройка оказалась возможно в основном благодаря перенесению в Афины казны архэ. Цель – не только украсить город, но и создать рабочие места.

4. Материал. Основной материал застройки – твердый мрамор (до Перикла – из известняка). Способность его светиться. В древности был ярко раскрашен (в осн. голубой и пурпурный цвета) – не только для красоты, но и для защиты от влаги.

5. Композиция. Подчинена линии движения Панафинейской процессии и раскрывается постепенно. Также связана с ландшафтом.

6. Пропилеи (Мнесикл, 437-432). 5 ворот, смешение дорического и ионического ордеров. Перекрытие крышей из белого мрамора. По флангам – две конные статуи дилскуров. Внутри: Пинакотека, уменьшенная копия троянского коня, статуя Артемиды, хранилище рукописей и помещение для привратников.

7. Храм Ники Аптерос (Калликрат, 424). Справа от Пропилей. Сейчас на реставрации. В плане – квадрат (по четыре колонны). Фризы: собрание богов и персомахия. Эгей бросился в море со стены именно этого храма.

8. Статуя Афины Промахос (Фидий). Между Пропилеями и Эрехтейоном. Выплавлена из оружия побежденных при Маоафоне персов. Высота 17 м. Отовсюду была видна, служила маяком.

9. Эрехтейон (421-415, 409-406). Посвящен Эрехтею (ввел в Афинах культ Афины) и Посейдону, но при этом является основным святилищем Афины. Последняя постройка классического периода на Акрополе. Ионический стиль. Несимметричный план, 3 разноуровневых портика: Афины Полиады, Эрехтея и Кариатид (о Кариатидах - Витрувий). Источник Посейдона и Олива во дворике. Внутри также светильник Афины (Каллимах).

10. Парфенон (Иктин и Калликрат, 447-438). 70х31 м, 8х2+1. Дорический облегченный ордер. На метопах архитрава (сохр. 41 из 92) – сцены амазоно-, кентавро- и атлантомахии + сцены из троянской войны. На фризе – панафинейская процессия из 400 фигур, на востоке встречающаяся с богами. В древности храм был раскрашен и позолочен. В опистодоме с 454 – казна архэ. В целле храма – Афина Парфенос (Фидий, 447-438). Высота – 12 м.

11. Реставрация Акрополя началась в 1834, а в активную стадию вошла незадолго до WWII.


24. Греческая трагедия V в. до н.э. (Эсхил, Софокл, Еврипид). Греческий театр и его значение в общественной и культурной жизни.

1. Эсхил (525-456). Отец трагедии. Жил в период г-п войн. Сам воевал при Марафоне, Платеях, Саламине. Автор ок. 90 трагедий, сохранилось 7. Наиболее известные: «Персы» (472), «Прикованный Прометей» (470), «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Прославление полиса, героев, готовых на агон с богами, бесстаршия греков в г-п войнах.

2. Софокл (496-406). Автор ок. 120 трагедий, сохранилось 7. Основные: «Царь Эдип» (429-425) и «Антигона» (442). Вопрос о месте чела в этом мире. Эдип – игрушка в руках богов, повержен, но не раздавлен (агон). Человек – мера всез вещей, он могущественен.

3. Эврипид (480-406). Автор 92 пьес, сохранилось 18. Медея (431). Медея обуреваема страстями, и к чему приведет эта борьба страстей – это зависит не от нее.

4. Греческий театр и его значение. Театр вырос из религиозных действ. Потом религиозный аспект отошел на зданий план. Первоначально – хор и 1 актер, затем – еще 2 актера. Реквизит (котурны, маски, подкладки, машины), части театра (театрон, орхестра, скена, проскениум). Размеры – неск. десятков тыс. мест. Тетр – любимое развлечение греков, его важность («театральные деньги» и их неприкосновенность).

Бондаренко say:

Основные идеи – классическая работа профессора С.И. Радцига «История древнегреческой литературы».

1. Особенности «драмы». «Драма» буквально значит «действие». По Аристотелю, «воспроизведение идёт не рассказом, а действием». К тому же обязателен хор, музыкальный аккомпанемент и мимические танцы.

2. Происхождение драмы. Из лирической поэзии, где были элементы диалога. Там где пели поочерёдно (свадебные песни). Такие черты есть и в «Илиаде». Представления давались на Дионисиях (в марте, конце января, иногда на малых Дионисиях в декабре). Из дифирамб – хоровых песен в честь Диониса. Из особенностей его культа: вино - веселье – игры – песни – драма. Дионис «страдающий бог», поэтому это хороший материал, пища для «действия». Спутники Диониса – сатиры, они в виде козлов. Отсюда «трагедия» – «песнь козлов» («трагос» – козёл, «оде» – песнь»). От сюжетов про Диониса к сюжетам вообще. Хор сатиров заменялся хором людей. Три рода представлений: трагедия, комедия, сатировская драма (нечто среднее, быстро умерло, как самостоятельный жанр). Самое общее – движение к абстракции, изменение роли хора: у Эсхила – главный герой, у Софокла – вспомогательный, у Еврипида – уже просто музыка, без роли в сюжете. Язык хотя и становится проще, но далёк от разговорного: много патетики, архаизмы и ионизмы.

3. Первые трагики. Структура драмы. Первым называют Феспида. От его трагедий осталось только 4 отрывка. Он сам играл в них все роли. Более известен Фриних, автор знаменитого «Падения Милета» (милетское восстание против персов). На премьере зрители плакали. Брали за основу современность (греко-персидские войны). Эсхил добавил второго актёра, Софокл третьего. На этом развитие остановилось. Играют, естественно, только мужики. Составные части: А) начальная часть до вступления хора – пролог

Б) песнь хора, идущего в орхестру – парод

В) диалогические части – эписодии

Г) хоровые партии, их разделяющие – стасимы

Д) после последнего стасима, хор удаляется из орхестры – эксод.

4. Организация представлений. Основные трагедии ставились в марте на Великих Дионисиях. Начиная с 508 года, всё проходило в агоне. Соревновались 3 трагедии, 3 автора, 3 первых актёра. Отчёты о победителях – дидаскалии (первый их свод составил Аристотель, но он не сохранился).

5. Устройство театра. Актёры и публика. 3 части: орхестра (круглая площадка с жертвенником в середине, там – хор), «театр» (зрительские места) и скена (туда складывали весь реквизит). Особенное устройство – отличная акустика (вспомни Эпидавр и Вадима). Всякие смешные приспособления, самое известное от Эсхила deus ex machina. Играли в масках. Они показывали изменение состояния. Например, ослеплённый Эдип в «Царе Эдипе». Театральные представления как религиозные действа должны были быть доступны всем. Но со временем расходы привели к появлению платы в 2 обола. Беднякам раздавали театральные деньги.

По личностям:

Эсхил.

Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)