АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Патриарх Никон и его реформы. Социо-культурный феномен раскола

Читайте также:
  1. I. Феномен стадности
  2. II.12.4.Феноменология
  3. III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  4. Баланс доминирования. Патриархат и матриархат
  5. Баланс доминирования. Патриархат и матриархат.
  6. БИЛЕТ 19 ФЕНОМЕНОЛОЛГИЯ
  7. Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
  8. Влияние подвига патриарха Ермогена
  9. Внутренняя и внешняя политика России в 80-90-е гг. XIXв. Контрреформы.
  10. Встраиваемый миниконтроллер нижнего уровня I-7188
  11. Высшее управление в Патриархатах
  12. Глава 10. ЛИЧНОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН

Патриарх Никон — в миру Никита Минов, черносошный крестьянин из-под Нижнего Новгорода (земли мордвы). Постригся в монахи в Соловецком монастыре, потом стал игуменом в Кожеозерском монастыре близ Каргополя. В один из визитов в Москву — представлен Алексею Михайловичу. Произвел на царя такое впечатление своей ученостью и благочестием, что тот сделал его игуменом Новоспасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. С 1648 г. - Новгородский митрополит. В 1650 г. в Новгороде случился хлебный бунт. Архиепископ вышел навстречу мятежной толпе и, призывая громы небесные на головы восставших, один силой духа остановил их и вынудил разойтись. Убедил Алексея Михайловича перенести мощи патриарха Филиппа в Москву и принести перед ними покаяние от лица власти. Второй грандиозный проект, на который он выбил деньги у власти — Новоиерусалимский монастырь на Истре, с

Воскресенским храмом, в форме перевернутой чаши, как храм Гроба Господня в Иерусалиме.

В 1652-58 гг. - патриарх Всея Руси.

В 1640-е годы в Москве сложился кружок ревнителей Древнего благочестия, который порицал недостатки современной церковной службы — накопилось много разночтений в книгах, служба была очень длинной, ее читали одновременно с нескольких мест (многоголосие), ничего было не разобрать, поэтому люди в церкви занимались мирскими беседами. Они считали, что надо привести книги к единому канону по древнерусскому образцу. Членами кружка были протопоп из Юрьевца Аввакум, дьякон Вонифатьев, Иван Миронов и Никон.

Но когда Никон стал патриархом к России присоединилась Украина (1654 г.) где была униатская церковь. Там книги очень сильно различались, и замена книг на древнерусские могла бы оскорбить чувства украинцев. Поэтому Никон решил заново перевести книги с новогреческого и сделать единые тексты для России и Украины. К тому же Никон хотел таким образом упрочить свое влияние среди южных славян и на Балканах. Но это вызывало неприятие «ревнителей», так как они считали, что после падения Константинополя в 1453 г. греческое православие нельзя считать истинным.

Перед взором Никона возникла перспектива объединения под своей властью православных народов восточной Европы и Балкан на основе единства веры. Но если при этом взять за образец московские обряды и навязать их другим народам, это могло их оттолкнуть от обьединения с Московией. Поэтому Никон предпочел изменить все обряды по новогреческим образцам. Этот вариант был компромиссом в плане большой политики Никона, но при этом он жестоко навязывал новые книги и обряды своей собственной стране. Повсюду запылали костры из «неправильных» книг и икон, изъятие старых книг сопровождалось подавлением сопротивления противников реформ, которых ссылали и отлучали от церкви. Историяк Р. Скрынников считает, что причина ярости грекофилов (сторонников реформ по греческому образцу) не в преклонении перед эллинистической культурой и византийским наследием, а в «провинциализме патриарха, выбившегося из низов в главы вселенской церкви».

Суть реформы Никона:

- исправление книг по новогреческому образцу, замена старых богослужебных книг на новые;

- Унификация обрядов (трегубая «аллилуя», троеперстие, крестовый ход «посолонь» - по часовой стрелке, написание «Исус» вместо «Иисус» и т. п.);

- отлучение от церкви и преследование «ревнителей древнего благочестия» и других противников реформ.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)