|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Суть вероучения при этом не затрагивалосьТут же возникло движение противников реформ Никона — старообрядцы или раскольники (т. к. русская православная церковь раскололась на сторонников и противников реформ). Но поскольку суть вероучения не затрагивалась, раскольников нельзя назвать еретиками (хотя их сжигали на кострах за ересь в соответствии с «Уложением Алексея Михайловича»). Формы движения раскола: 1) Вооруженное противостояние. Соловецкое восстание 1668-76 гг. Монахи соловецкого мнастыря отказались принять новые книги и иконы и «затворились». Взять штурмом крепость было невозможно, осада также была бесполезна, так как Соловецкий монастырь — богатейший феодал русского севера и запасов еды в нем было лет на 50. Только предательство (потайной ход) через 8 лет осады способствовало проникновению царских войск в монастырь. К соловецкому восстанию примкнуло много разинцев. Также раскольники участвовали в «хованщине» 1682 г. Протопоп Аввакум, вождь раскольников, был сожжен после долгих преследований, ссылки в Сибирь, был сожжен в срубе в Пустозерске за причастность к «подметным письмам», распространявшимся во время медного бунта. Он стал для раскольников мучеником и пророком. Широкое распространение получила его «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - автобиография, написанная в полемике с Никоном. 2) Уход за Волгу — на Север, в Сибирь, основание скитов, вера в град Китеж, в Беловодье. Проповедовали уход Бога из мира и близкий конец света. 2) Отрицание церковной иерархии — беспоповство. «Выгорецкое общежитие», «Федосеевское согласие». 3) Прекратили молитвы за царя с 1674 г. 4) Проповедь аскетизма. 5) В годы правления Петра I - «гари» - коллективные самосожжения в ответ на жесткую политику власти по отношению к раскольникам. Причины раскола: - форма социального протеста в условиях патриархального религиозного сознания, неприятие церкви официальной, огосударствленной, ее вмешательства в духовную жизнь и вековые традиции (формы осуществления реформ — сожжение книг, разрушение икон — шокировали верующих). вместе с тем раскол нес в себе консерватизм, неприятие светской культуры, внешний изоляционизм. Последствия раскола: 1) Подрыв позиций РПЦ, которая в XVIII веке полностью огосударствливается, становится частью гос. аппарата; 2) Рост социальных волнений, раскольники были идеологами стрелецких восстаний; 3) Раскол оставил глубокий след в культуре; 4) Раскольники сохраняли и прятали старые книги. Начиная с 19 века в районы проживания раскольников организуются специальные археографические экспедиции, в результате которых были добыты для науки многие ценные памятники письменности; 5) Из среды раскольников вышли многие предприниматели 19 века. Идеалы взаимопомощи, аскетизма, нестяжательства привели к тому, что русская буржуазия осуществила свою культурную миссию, занимаясь меценатством (вкладывая деньги в создание музеев, финансирование театральных постановок, издание журналов, а не в прожигание жизни, пьянство, обжорство и предметы роскоши). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |