АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос о священстве и царстве

Читайте также:
  1. I. Перечень вопросов и тем для подготовки к экзамену
  2. II. Вопросительное предложение
  3. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  4. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  5. Аграрный вопрос
  6. Болгарский вопрос. Соборы на Западе на Востоке. Окончательное разделение 1054 года
  7. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  8. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  9. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 1 страница
  10. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  11. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 10 страница
  12. Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника. 11 страница

Если по вопросу о реформах церкви Алексей Михайлович всецело поддерживал Никона и карал его врагов, то по вопросу о священстве и царстве, т. е. соотношении власти монарха и патриарха, они существенно разошлись, что что стало причиной низложения и ссылки Никона.

Претензии Никона на светскую власть начались с недовольства Соборным уложением 1649 года, по которому ограничивались права церкви в области управления церковными землями, все земли, кроме патриарших, передавались в управления государственного учреждения — Монастырского приказа. Во время перенесения мощей митрополита Филиппа в Москву Никон заставил впечатлительного Алексея Михайловича принародно каяться перед покойным и бить поклоны (будто в гибели Фидлиппа был виноват он, а не Иван Грозный).

Но особо Никон «распоясался» после 1654 г., когда Алексей Михайлович отправился на войну с Польшей и оставил вместо себя комиссию из бояр во главе с Никоном. Никон вел заседания Боярской Думы, приговоры которой теперь начинались с формулы «Святейший патриарх указал и бояре приговорили». Царь это терпел, пока не стал получать указы с подписью «государь всея Руси...Никон». Алексей Михайлович письмом попросил Никона не использовать титул государя при живом царе. Реакция Никона была парадоксальной — он удалился в свое детище — Новоиерусалимский монастырь — и заявил, что если ему не оказывают должного почтения, то он слагает с себя титул патриарха. Использование царского титула он объяснял тем, что, по его мнению «священство превыше царства», т. е. власть светская должна подчиняться власти духовной. Это крайне нетипично для русской православной церкви и характерно для западной католической церкви в лице папской курии. Однако РПЦ всегда была опорой власти московских государей. Особенно роль церковных иерархов в политике возросла в годы Смуты (вспомним роль патриархов Гермогена и Филарета). Наконец, церковь была богатейшим феодалом, и все это позволило ее честолюбивому главе выдвинуть самостоятельные претензии на власть. Никон был уверен, что Алексей Михайлович прибежит к нему мириться. Но советники отговорили его, справедливо указав, что это будет оскорбительно для царского титула. И Алексей Михайлович принял отставку Никона. Тогда Никон заявил,что предаст анафеме всякого, кто дерзнет занять патриарший престол. Патриарх из мордовских крестьян нагнал такого страху на всех, что целых восемь лет ни один священнослужитель не рисковал принять сан патриарха. Понадобилось созвать в Москве вселенский церковный собор из представителей всех православных церквей в 1566 г. чтобы низложить Никона и избрать нового патриарха. В результате терпение Алексея Михайловича лопнуло, и он сослал Никона в Ферапонтов монастырь на севере. Там он оставался до смерти А.М.

- Таким образом теократия как историческая альтернатива развития страны была отвергнута, как и претензии РПЦ на светскую власть.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)