АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.Бурилова - зав.отделом истории ХКМ

Читайте также:
  1. III. Методологические основы истории
  2. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  3. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  4. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  5. Аксиология в истории методологической мысли
  6. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  7. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  8. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  9. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ ПО ИСТОРИИ КНИГИ
  10. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  11. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.
  12. Билеты по истории.

 

Сравнение Религиозно-философское направление Естественнонаучное направление
Сторонники В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский Н.Ф.Федоров, Н.А.Умов, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и К.Э.Циолковский
Главная идея Принцип космоцентризма или антропокосмизма – идея глубокого смысла Вселенной, космической миссии человека, восприятия его как органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в творческом преобразовании мироздания
Человек и человечество   Видели в человеке высший замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении мира (концепция «обожения Вселенной») Преобразующая деятельность человечества – планетарная сила. По В.И.Вернадскому, она приведет к переходу от биосферы к ноосфере– «сфере разума», в возникновении которой решающая роль принадлежит науке. По К.Э.Циолковскому, миссия человечества – в познании и освоении Вселенной. Н.Ф.Федоров в концепции «философии общего дела» утверждал конечной целью науки победу над смертью и воскрешение умерших
  Общие идеи Идея всеединства, наиболее развитая В.С.Соловьевым, и в концепции В.И.Вернадского (тезис о глобальном единстве косного и живого вещества). Незавершенность развития мира и человека представляет собой возможность, оставленную Богом или природой, для дальнейшего совершенствования. Идея единства микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), восприятие человека как космиурга, художника, творца, преображение мира как смысл человеческого бытия
Определение человека Космистам определение человека только как «homo sapiens» представлялось недостаточным. Н.А.Умов предложил понятие «homo sapiens explorans» – «человек разумный исследующий», В.Муравьев – «homo creator» – «человек творящий», В.И.Вернадский – «homo faber» – «человек умелый». Человек представлен как активный устроитель и организатор Вселенной (В.С.Соловьев), перед человеком стоит глобальная задача перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого (В.И.Вернадский)

 

Легальный марксизм. П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановский. Это направление 90-х годов XIX века выступило против народничества в легальной печати (отсюда и его название), используя отдельные идеи марксизма. П.Б.Струве выступил с обоснованием прогрессивной миссии капитализма в России, и либерально-буржуазных преобразований, связанных с его развитием (лозунг «пойдем на выучку к капитализму»). Легальные марксисты отрицали необходимость социализма, антагонистические противоречия и кризисы, обострение классовой борьбы в условиях капитализма и считали капитализм в его историческом развитии безграничным. В этой же связи отвергалась марксистская теория пролетарской социальной революции и диктатуры пролетариата.

Ортодоксальный марксизм. Этонаправление возникло в 90-е годы XIX века и стремилось развить идеи исторического материализма К.Маркса применительно к историческим условиям развития России начала ХХ века.

 

Сравнение Г.В.Плеханов В.И.Ленин
Мировая социалистическая революция Может произойти только в развитых капиталистических странах и при этом должна приобрести всемирный масштаб Не обязательно должна сразу приобрести мировой масштаб, может произойти в отдельно взятой стране, а затем распространиться на весь мир
Социалистическая революция в России Без формирования необходимых экономических предпосылок переход к социализму невозможен: капитализм в России находится в стадии становления, революция преждевременна, и если произойдет в данных исторических условиях, может иметь опасные последствия Социалистическая революция возможна в стране, которая является «слабым звеном» мирового капитализма. В России она имеет большие шансы на успех именно в связи с отставанием развития капитализма: можно сначала изменить политическую «надстройку» общества, а затем под нее «подтянуть» экономический базис

 

К.Маркс считал движущей силой социалистической революции пролетариат, крестьянство же – это косный социальный слой. По В.И.Ленину, учитывая, что Россия в начале ХХ века была крестьянской страной, социалистическая революция может быть осуществлена пролетариатом в союзе с трудовым крестьянством.

Интуитивизм. Н.О.Лосский и С.Л.Франк. Они стремились увязать интуицию, играющую ведущую роль в познании, с религиозной верой, признанием трансцендентного и возможности непосредственного общения с ним.

Н.О.Лосский считал задачей философии построить «теорию о мире как едином целом» на основе религиозного опыта. Центральным элементом мира он понимал личность как вневременный субъект творчества. Познание начинается, когда на объект направляется серия «интенциональных», целевых актов (осознание, внимание); в зависимости от характера объекта он познается с помощью различных видов интуиции– чувственной, интеллектуальной, мистической.

С.Л.Франк стремился примирить рациональную мысль и религиозную веру. В его концепции«онтологической гносеологии» признается особая роль интуиции, выдвигается идея восполнения рационального знания религиозным «знанием-жизни» как формы целостного существования человека. Подлинная реальность и «глубина» бытия открываются человеку лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется не через активность познающего субъекта вовне, а в акте самоуглубления – через активность, направленную на «абсолютное», «абсолютно-непостижимое» начало бытия – Бога.

Экзистенциальная философия. Н.А.Бердяев и Л.И.Шестов. Им был присущ интерес к смысложизненным проблемам существования человека в мире.

По Л.И.Шестову, необходимо переместить точку зрения с мироздания на субъект; он считал бытие человека трагически абсурдным (в западном экзистенциализме ту же мысль обосновал А.Камю) и выдвинул образ обреченного, но требующего своих прав «героя», бросающего вызов Вселенной («философия трагедии»). Он отрицал диктат разума над сферой жизненных переживаний, гнет безлично-всеобщего над личностно-единичным. Жизнь имеет божественный источник, и человеческое бытиеоправдывается только верой. Рациональному умозрению он противопоставил религиозное откровение, используя метафору Тертуллиана «Афины или Иерусалим». Познание – это грехопадение человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин».

Философия Н.А.Бердяева. Его учение характеризуется как экзистенциальный персонализм. Ключевой принцип – это картина реальности, в которой противопоставлены два ряда начал. Это свобода, дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я») – с одной стороны, и необходимость, мир, феномен, объект – с другой стороны. Оба ряда характеризуют различные виды реальности, взаимодействующие между собой. Ноуменом или «вещью-в-себе» является у Н.А.Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности (persona) заключена непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.

 

СФЕРА Понятия Главная идея
  Бытие     Свобода Объективация Творчество   Первоисток бытия – безосновная, безначальная свобода, существующая до времени и бытия, «ничто», превращающееся в «нечто». Бог не сотворил свободу и вынужден считаться с ней при творении мира и человека. Объективация – это «ниспадение» свободы в необходимость при ее проявлении в земном бытии. В «падшем» мире результаты самовыражения духа становятся мертвыми объектами, отчужденными от субъекта и подчиняющимися необходимости. Мир объектов лишен духовности, основан на зле и страдании. Объективации противостоит творчество, преодолевающее отчуждение: акт творчества – это всегда акт свободы, прорыв духа за пределы необходимости
Человек   Свобода Личность Творчество Духовность · Человек сознает себя и природным, и духовным существом, сотворенным Богом, тайна человека раскрывается только во внутреннем существовании, он не принадлежит целиком объективному миру, имея собственный мир; · Человеку присуща способность к творчеству, в этом подобие его Богу, акт творчества – это выход человека за пределы самого себя, когда дух господствует над природой, творчество предполагает свободу, только из свободы, не детерминированной бытием, может быть объяснен творческий акт; · Личность противоположна индивиду, являющемуся частью природы и общества, подчиненной им; личность не может быть частью, она – целое, противоположное миру объектов. Личность творится Богом и творит себя, реализуясь в творчестве (свободе), быть личностью – тяжелое, необходимое бремя; · Человек обладает тройственным составом – тело,душа,дух: тело и душа принадлежат природе, дух соединяет человека с Богом; подлинная личность–этоцелостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, и тем самым, соединены с высшим, сверхличным бытием
Общество   Объективация Соборность В обществе происходит конфликт между личностью и объективацией, которая стремится сделать личность частью общества. Однако человек – творение Бога, а не общества, независим от него в своей целостности. Преодоление объективации – приоритет личного над коллективным, но это не означает индивидуализма, ибо личность входит в общность с другими (общество – часть личности). «Соборность» – свободная социальность, положенная личностью изнутри; принудительная социальность воплощена в порожденных объективацией социальных институтах – государстве, классах, партиях, Церквах
История     Эсхатология Эон Смысл истории – в избавлении от объективации: разделение на прошлое, настоящее, будущее – распад времени как ее проявление, который в здешнем мире неустраним. Достижение смысла истории – это ее завершение, радикально иной мир за пределами времени (эон) – царство Божие, метаисторический мир свободного духа. Он не находится в будущем, но существует извечно, может соприкасаться со здешним миром. Эти соприкосновения совершаются в актах творчества, выражающих суть истории как творческого процесса

Евразийство. Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.Ф.Флоровский, Л.Н.Гу-милев. Россия представляет собой уникальный многообразный этнографический мир, особую цивилизацию, занимающую «срединное» положение между Европой и Азией. Историческая миссия России состоит в том, чтобы стать своеобразным «мостом» между цивилизациями Запада и Востока, в то же время не принадлежа ни к одной из них и сохраняя свое национальное своеобразие. Условием могущества России евразийцы считали союз православной Церкви и государства, единство светской и духовной власти в достижении общих целей.

 

Философ Главный труд Чему посвящен труд
А.Шопенгауэр «Мир как воля и представление» Учение и Мировой воле и ее проявлениях
  С.Кьеркегор «Страх и трепет» «Экзистенция» – бытие единичного индивида. Концепция отчаяния и абсурда в бытии человека. Смерть как исток философствования
«Понятие страха»
«Болезнь к смерти»
Ф.Ницше «Антихрист» Критика христианства как «религии слабых»
«Так говорил Заратустра» Идея Сверхчеловека и «вечного возвращения»
А.Бергсон «Творческая эволюция» Учение о космическом «жизненном порыве»
Л.Витгенштейн «Логико-философский трактат» Отрицание философии как формы познания мира
«Философские исследования» Философия как «лечение» языка от высказываний, не соответствующих единичным вещам
Э.Гуссерль «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» Исследование «чистого сознания», его основополагающих характеристик – интенциональности и др.
З.Фрейд «Я и Оно» Концепция бессознательной психики человека
Э.Фромм «Иметь или быть» Выбор ценностей, отчуждение человека в обществе
М.Шелер «Место человека в космосе» Человек как особая, целостная форма бытия
М.Хайдеггер «Время и бытие» Человеческое бытие – единственно подлинное
Ж.-П.Сартр «Бытие – ничто» Специфика человеческой реальности как «ничто»
«Экзистенциализм – это гуманизм» Учение о свободе, выборе и ответственности
Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс» Учение о тотальном «омассовлении» общества
А.Камю «Миф о Сизифе» Идея абсурдности бытия человека в мире
«Бунтующий человек» Бунт как протест против абсурдности бытия
Х.Г.Гадамер «Истина и метод» Философская герменевтика – о смысле бытия
М.Фуко «Слова и вещи» Исследование систем высказываний – «эпистем»
«Рождение тюрьмы» Учение об универсальном характере власти
П.Я.Чаадаев «Философические письма» Размышления о России и другие темы
А.С.Хомяков «Записки о всемирной истории» Пути развития человечества, место в нем России
В.С.Соловьев «Чтения о Богочеловечестве» Концепция «всеединства» бытия
В.И.Вернадский «Научная мысль как планетное явление» Концепция перехода биосферы в ноосферу как новый виток эволюции жизни
Н.А.Бердяев «Философия свободы» Учение о свободе как фундаменте бытия
«Проблема человека» Учение о личности, духе, творчестве, свободе
«Смысл творчества» Оно преодолевает раздвоенность природы человека
«Смысл истории» Учение о творчестве в истории и ее завершении

 

М.Бурилова - зав.отделом истории ХКМ

Материалы предоставлены
Хабаровским краеведческим музеем им. Н.И. Гродекова.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)