АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медицина в христианской культуре

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. Авиакосмическая и экологическая медицина. — 1999. — Т. 33, № 2 - С. 22-26
  3. АЙЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
  4. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА
  5. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  6. Богословские споры в раннехристианской церкви
  7. Богословские споры в раннехристианской церкви.
  8. Врачевание и медицина в древней Греции
  9. Вы можете использовать эту встречу для того, чтобы дать христианскую литературу тем подросткам, которые заинтересованы узнать больше об Иисусе или о христианской вере.
  10. Глава 4. Лекарства и научная медицина с точки зрения Йога-терапии
  11. Глава двенадцатая. Мысли великих писателей и философов о Библии и христианской морали
  12. Глава четвертая. О гуманизме христианской морали

В христианской культуре сформировалось представление о том, что Бог карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, напоминая тем и другим о бренности земного бытия. Влияние богословских текстов и терминов на разные аспекты европейской культуры, в том числе и на развитие медицинских представлений, часто бывает неявным и раскрывается лишь при внимательном прочтении. Приведем несколько примеров. До настоящего времени словом «плацебо» называется безвредное вещество (например, дистиллированная вода), которое иногда предлагается в качестве лекарства. Его эффективность зависит от веры больного в исцеление. Слово «реанимация» происходит от латинского «animatio», что значит «оживление», оно пришло в медицину из богословия. В XIV в. во время эпидемий в Европе стали задерживать людей и товары на пограничных пунктах в течение
40 дней. В результате появился термин «карантин» (от итал. «quaranta gironi» — «сорок дней») в память о 40-дневном пребывания Христа в пустыне. Еще в XVII столетии в Англии эпидемию чумы называли «visitation», что значит «испытание», «кара Господня».

Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только утешения и помощи, но и исцелений.

Это интересно. В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь. Если странника не удавалось вернуть к жизни или в горах находили тело умершего, его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах. В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников их пришлось расширить. Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали в монастырских садах лекарственные растения. Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где больные из окрестных деревень могли получить совет и помощь.

Успехи профилактической медицины в средневековье связаны прежде всего с санитарным состоянием городов. Средневековые города возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них начали сооружать лишь несколько столетий спустя. Мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали на улицу, низкий уровень гигиены способствовал распространению инфекций и эпидемий. Общественных бань западное средневековье не знало до XIII в.

Улицы в дождливую погоду превращались в болото, а в жаркую — покрывались пылью. Во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Средневековая Европа пережила две колоссальные эпидемии чумы: «чуму Юстиниана», которая в VI в. пришла из Египта и в течение почти 60 лет опустошала страны Средиземноморья; и «черную смерть» 1346-1348 гг., завезенную с Востока через Италию. Смерть наступала через несколько часов после заражения. В Генуе умерло
50 % населения, в Венеции — 70 %, в Лондоне — 90 %.

Это интересно: Знаменитый хирург Ги де Шолиак оставил подробное сообщение об эпидемии чумы в Авиньоне 1348 г., которая длилась 7 месяцев. Помогая больным, он сам заразился и болел шесть недель. Врачу удалось вылечить себя с помощью лекарства сложного состава из 20 различных веществ, среди которых основными считались ароматические травы и драгоценные камни. Подобные лекарства рекомендовали и врачи эпохи Возрождения.

По улицам европейских городов ходили процессии людей, которые занимались покаянием и самобичеванием, призывая соотечественников последовать их примеру. Лечению заразных болезней во многом способствовало изучение медицинских трактатов арабских авторов: врачи и хирурги начинают практиковать прижигание язв и вскрытие чумных нарывов.

Разумеется, успешная борьба с такими эпидемиями была непосильной задачей для средневековой медицины, и все-таки практика предупреждения болезни достигла успехов. Это показали тяжелые времена эпидемии чумы XIV в. С самого начала ее принимали строгие меры для изоляции больных; появились десятки трактатов, посвященных чуме. В течение десятилетий в европейских странах создана целая система мер борьбы с чумой: закрывали гавани; устраивали изоляционные пункты для больных и ухаживающего персонала; о каждом заболевшем обязаны были сообщить; сжигали все, что было в соприкосновении с больным и не могло быть дезинфицировано.

Специальной дезинфекции с помощью серных окуриваний подвергались письма и деньги, которые участвовали в торговом обороте. Учения о чуме, холере, проказе, чесотке, трахоме, дифтерии, сибирской язве и другие заразных болезнях были включены в XIV в. в особый канон новых учений о «заразных болезнях» (лат. «morbi contagiosi»).

В санитарном отношении средневековые европейские города весьма уступали античным. Хотя мыло было изобретено уже в древности, многие народы в эпоху средневековья продолжали при умывании пользоваться глиной, бобовой мукой или ячменной закваской. Авиценна рекомендовал мыло только для удаления перхоти, при кожных заболеваниях и для обмывания прокаженных. Здоровые люди, по его мнению, должны были применять глину, которая хорошо очищает тело. В 1399 г. король Генрих V основал орден, особой привилегией членов которого считалось мытье в бане с мылом.

Постепенно формировалась система медицинских учебных заведений в странах Западной Европы. Наибольшую известность получили представители Салернской врачебной школы Мавр и Урсо. Первому принадлежит лучшее и наиболее обстоятельное изложение учения Салернской школы об исследовании мочи, а также сочинение о кровопусканиях.

Это интересно: В европейской медицине XII—XV вв. осмотр мочи был одним из основных средств постановки диагноза. Изображение уржария — сосуда для сбора мочи, становится в это время одним из символов медицины.

В эпоху позднего средневековья составлялись многотомные трактаты по уроскопии — искусству обследования мочи на глаз. В XIII—XIV столетиях различали несколько сот разновидностей мочи, из них 20разновидностей по цвету (различали, например, 6 оттенков белого цвета), несколько десятков разновидностей — по количеству плавающих примесей и так далее. Уринарий рассматривали как аналог организма человека: в верхней трети искали следы присутствия болезней в области головы; в средней — в области туловища; в нижней — болезней нижней части тела. Рассматривая мочу, врачи пытались не только поставить диагноз и составить прогноз лечения болезни, но определить возраст, пол и характер больного. Часто врач отказывался от осмотра больного. Достаточно было того, что кто-нибудь из его родных или знакомых приносил мочу в дом врача.

Урсо, серьезный врач и мыслитель, рассуждает в своих сочинениях о гуморальной теории, о действии качеств (теплое, холодное, сухое и влажное) на процессы в природе вообще и на человеческий организм в частности. Его перу принадлежат «Афоризмы» — сборник собственных мыслей о врачебном искусстве.

Арнольд из Виллановы известный врач и алхимик, магистр медицины в Монпелье, составил сборник мудрых советов и наставлений, известный как «Салернский кодекс здоровья». В него вошли медицинские стихи, написанные в Салерно и других медицинских школах.

Урок 4.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)