|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наиболее распространенные свойства мединских айатов и сур1.удлиненность большинства сур и айатов, подробное изложение тем, спокойный и взвешенный тон законоположений; 2.расширенная и детальная аргументация доказательств и доводов, касающихся религиозных истин. Эти тематические свойства и признаки, которые в целом можно назвать особенностями стиля и манеры изложения, позволяющими провести разделительную черту между мекканскими и мединскими айатами и сурами, – вне зависимости от того, являются ли они незыблемыми или просто распространенными, – отражают для нас магистральную линию, методы и формы исламского призыва в законоуложениях. Так, в Коране обращения, например, к жителям Медины, с точки зрения формы и стиля явственно отличаются от аналогичных обращений к жителям Мекки, так как новая среда и атмосфера Медины требовала большей детализации и более широкого толкования исламских законоположений. Поэтому от краткости и лаконичности речей, обращенных к жителям Мекки, Коран переходит к более подробному разъяснению и широкому комментированию исламских заповедей в обращениях к обитателями Медины, особенно концентрируя их внимание на возможных труднопонимаемых пунктах айатов и сур. Далее, говоря о свитках и списках Корана и их порядке, мы постараемся предоставить в распоряжение уважаемых читателей соответственно еще более обширную информацию. Однако, подытоживая здесь в конце нашу дискуссию о мекканских и мединских сурах и айатах, полагаем уместным привести в связи с этим высказывание Ибн Хассара и стихи, сложенные им на эту тему. В своей книге «Ан-Насих ва-л-мансух» он пишет, что, согласно единодушному мнению ученых, двадцать сур являются мединскими, а относительно мекканского или мединского происхождения двенадцати других сур высказаны весьма противоречивые суждения. Остальные же суры, по единогласному утверждению ученых, являются мекканскими. Эти очень любопытные нижеследующие стихи он привел в той своей книге: О спрашивающий авторитетного знатока о Книге Божьей И о порядке и последовательности чтения её сур! Как она была принесена избранным из племени Музар? Да благословит Господь того избранного из племени Музар! Какие её суры снизошли ему до его переселения, А какие низошли позже в пустыне или городах? Знаток этот должен знать отмененные и утвержденные айаты, Подтверждать это решением, датой истории и теорией. Разноречивы рассказы о Матери книг, но ведь Полна смысла сура «Аль-Хиджр», напоминающая о ценностях. Мать всех книг низошла в Матери городов И не осталось от пяти истуканов ни следа после «Аль-Хамда», А после отъезда из Мекки наилучшего из людей низошло Двадцать сур Корана, добавившись к десяти иным. Четыре длинных суры из семи в их начале И пятая из пяти других о военных трофеях полна притч. Сура «Покаяние» Аллаху, если счесть ее, то она – шестая, А суры «Свет» и «Партии» заслуживают почитания. Затем сура «Железо», за которой следует «Взывающая», Потом «Переселение» и «Испытание» Аллаха для людей. Сура, в которой Аллах изобличает «Лицемеров», И сура «Собрание», ниспосланная для поминающего. И для «Развода» и «Запрета» суры силу имеют, И «Победа» и «Помощь» напоминают о благотворении. Во всем этом единодушны равии (чтецы) этих сур Корана. Однако сведения, передаваемые о других сурах, противоречивы. О том, когда ниспослана сура «Гром», разное говорят, Но большинство утверждает, что сура «Гром» низошла тогда же, что и «Луна». Так же и сура «Милосердный», чему свидетельство то, что составлено из рассказов о джиннах в преданиях. Известной стала сура о двенадцати апостолах, об «Утратах и приобретениях», от «Плутовства» предостерегающая. И «Ночь Всемогущества» низошла на наш народ И не случалось после нее «Землетрясения», учти это. И «Скажи: Он – Аллах» стало образом Творца нашего, И два призыва упования (аузу би-л-лахи) на Аллаха убережет от бедствия и придаст «Мощи». То, в чём противоречат друг другу равии о разночтениях, Никогда не будет противоречием между людьми. Не всякому противоречию следует придавать значение, А только тому, что позволяет родиться истине.[166] ГЛАВА ПЯТАЯ Сура Лингвистическое значение слова «сура». Существует ряд значений этого слова, основывающихся на производных от его корня и имеющих некоторое отношение к понятию суры, употребляемому в Коране. 1. Некоторые языковеды считают её упрощенной и облегченной формой слова «су’ра», произносимого с хамзой, и означающего «объедки» «остатки пищи в посуде». Поскольку сура Корана считается как бы отдельным его куском или отдельной частью, потому она названа так, то есть сурой, и лишь для облегчения произношения не выговаривают хамзу, и это слово звучит как «сура». 2. Предполагается, что сура происходит от корня «сур», означающего ограждение и крепостную стену. Суру принимают за стену, прочно ограждающую айаты и объединяющую их в единое целое. Под этим словом понимают также мощные и высокие городские стены. 3. Считается также, что слово «сура» происходит от слова «са вар», являющегося арабизированной формой персидского слова «даствара – дастбанд» («браслет»), ибо сура, подобно браслету, плотно облегает айаты Корана. 4. Словом «сура» обозначают и высокий статус, высокопоставленное положение. Так, древний арабский поэт Набига аз-Зубйани говорит: «А лам тара анна-л-Лаха а'така суратан Тара кулла малькин дунаха йатазабзабу»[167]. Разве не видишь, что Аллах даровал тебе суру, Смотри, ведь без неё любая мощь колеблется. Поскольку Божественное слово даже в пределах одной суры обладает высочайшим положением и авторитетом, его и назвали сурой. 5. «Сура» может быть производной и от слова «тасаввур», означающего «подъем», «восхождение», как, например, в айате «Из тасаввару-л-михраба…»[168] («И когда восходят на святилище...»), где подразумевается именно это значение. Сурой в этом смысле свод айатов называют потому, что словно наложенные друг на друга, они последовательно поднимаются вверх.[169] Абу-ль-Футуху ар-Рази принадлежат замечательные слова, которые, на наш взгляд, весьма уместны в данном случае. Он пишет: «Знай, что сура обладает значением, достойным высочайшей чести. Свидетельством тому служат изречения ан-Набиги в его стихах «А лам тара анна-л-Лаха а'така суратан...» («Разве не видишь, что Аллах даровал тебе суру») Городскую стену оттого называют тоже сурой, что она высока и величественна. В этом значении данное слово употребляет тот, кто произносит его без хамзы. А в том случае, когда его произносят с хамзой, то, значит, оно происходит от выражения «су’р ул-ма’», что означает «остаток воды».[170] Терминологическое значение слова «сура». Аль-Джа‘бари говорит: «Раздел Корана, включающий айаты, имеющие начало и конец, называется сурой». Другие считают, что сура является разделом из коранических айатов, располагающихся между двумя «бисмила».[171] Наименьшее число айатов (три айата) содержится в суре «Аль-Каусар», а наибольшее число айатов (двести восемьдесят шесть) содержит сура «Аль-Бакара». Но не следует забывать, что само слово «сура» и его форма множественного числа «сувар», как и слово «айат» (мн. число – «аййат»), употреблены во многих местах Корана. Порядок сур Корана. В одной из наших прошлых бесед мы сделали краткий вывод, что существующий порядок коранических сур, начинающихся с суры «Аль-Хамд» («Хвала») и завершающихся сурой «Ан-Нас» («Люди»), абсолютно не зависит от порядка их нисхождения. Отсюда возникает вопрос: на чем был основан порядок низошедших айатов и сур в теперь уже записанном Коране? Ведь согласно всем преданиям, передаваемым суннитскими и шиитскими мухаддисами, Священный Коран низводился не в том порядке, в каком существует сейчас, а в следующем: сура «Аль-Аляк», сура «Нун», сура «Аль-Музаммил», сура «Аль-Муддасир» и т.д.[172] Если, согласно некоторым хадисам, мы признаем суру «Аль-Хамд», первой сурой, ниспосланной в Мекке, то сура «Аль-Бакара» и большинство прочих длинных сур, содержащихся в первой половине Корана, непременно являются мединскими, подобно тому, как короткие суры в большинстве своем являются мекканскими. По всей видимости, существующий в Коране порядок айатов и сур обратно противоположен порядку их нисхождения. Вопрос состоит в том, произведена ли эта перемена айатов и сур Корана с ведома и веления самого Пророка (С) или же вкусы и пристрастия его сподвижников как-то воздействали на сложение ныне существующего порядка в Коране? То есть при сборе и классификации айатов и сур и их расположении действовали ли сподвижники по указанию Пророка (С) или распоряжались ими сообразно своим вкусам и по своему усмотрению и сами упорядочили его? Другими словами, является ли нынешний порядок айатов и сур Корана результатом решения каких-либо авторитетных знатоков его или внушением свыше? Для ответа на данный вопрос мы вынуждены будем сначала вкратце изложить суждения и мнения мусульманских ученых по поводу существующего порядка сур в Коране, а затем представить уважаемым читателям собственное мнение. Доводы о том, что порядок сур Корана является плодом решения авторитетов. Большинство ученых в области коранических наук сходятся в том, что ныне существующий порядок сур в Коране является результатом решения авторитетных знатоков и этот порядок устроен сподвижниками Пророка (С) после его кончины в соответствии с их собственными вкусами и желаниями. Кади Абубакр аль-Бакиллани в одном из своих высказываний отдает предпочтение именно этому предположению. А Ибн Фарис говорит, что в благоустроении и упорядочении сур Корана заметны два варианта. В первом варианте порядок айатов и сур внушен свыше и осуществлен по указанию самого Пророка (С). Во втором варианте упорядочение сур взяли на себя сподвижники Пророка (С), которые расположили их сообразно своему собственному видению и разумению. Доводом в пользу этого предположения служат различия в списках Корана, подготовленных сподвижниками. Эти списки отличаются в плане расположения сур. Некоторые сподвижники располагали айаты и суры в порядке их нисхождения, как, например, это сделано в списке Повелителя правоверных Али (Мир ему!), где суры идут в следующей последовательности: «Икра’», «Аль-Мудассир», «Нун», «Аль-Музаммиль», «Таббат», «Ат-Такуир» и т.д. В данном случае в списке Али (Мир ему!) мекканские суры идут впереди мединских, тогда как в списке Абдуллаха ибн Мас‘уда они следуют так: «Аль-Бакара», «Али Имран», ««Ан-Ниса’» (Женщины)» и так далее, что сильно отличает его от списка Али (Мир ему!) Точно такого же рода отличия наблюдаются и между списками других сподвижников Пророка (С), что свидетельствует о том, что порядок сур установлен в результате общепринятого решения людей сведущих, а мнение и видение Пророка (С) не было причастно к этому. Аз-Заркаши также входит в число ученых, которые полагают, что порядок сур в Коране установлен на основании дискуссии знатоков и по их заключению, а доказательством тому служат разночтения в коранических списках сподвижников Пророка (С).[173] Даже Аль-Аштах в своей книге «Аль-Масахиф» утверждает, что «семь длинных» сур расположены в порядке, установленном Усманом, и потому сура «Аль-Анфал» и сура «Ат-Тауба» оказались размещенными в числе «семи длинных» сур рядом друг с другом и неразделенными «бисмилой».[174] Покойный Мухаддис Нури пишет, что одним из свидетельств свободного авторитетного заключения относительно порядка айатов и сур существующего Корана является список Повелителя правоверных Али (Мир ему!), расположившего в нем мекканские айаты перед мединскими и отмененные айаты перед отменяющими.[175] Эти доводы и свидетельства наряду с прочими признаками, которые мы не стали упоминать полностью ввиду необходимости соблюдения краткости изложения, показывают, что порядок сур в существующем Коране установлен согласно взглядам и разумению сподвижников Пророка (С). Но разве можно, не исследуя и не рассматривая доводы противоположной стороны, принять на веру данную гипотезу? Разумеется, нет. И потому ниже мы рассмотрим гипотезу других ученых вкупе с их аргументами. Доводы о том, что существующий порядок сур Корана ниспослан свыше. Следующая гипотеза о порядке сур Корана настаивает на том, что он ниспослан внушением свыше. Как говорит аль-Кирмани в своем сочинении «Аль-Бурхан», порядок сур Корана в нынешнем виде был уже записан так на божественной скрижали и именно в такой последовательности Пророк ислама (С) перечитывал Коран перед Джабраилом. В год своей кончины Пророк (С) дважды перечитывал полностью Коран перед Джабраилом именно в таком порядке. Последним айатом, ниспосланным Пророку (С), был, как известно, айат «Ва иттаку йауман турджа'уна фихи ила-л-Лах» («Бойтесь Дня, когда вы возвращены будете к Аллаху»), который Джабраил велел расположить между айатами «Ад-Дайн» и «Ар-Риба».[176] Ан-Нишапури в своём тафсире еще яснее высказывается о том, что Коран был собран воедино уже во времена Пророка (С), ибо не было айата, который по велению Пророка (С) не был бы поставлен в Коране туда, куда он конкретно указал писцам Откровения. А также не было такой суры, о которой он не говорил бы писцам Откровения: «Расположите её рядом с такой-то сурой». Как говорит по этому поводу Ибн Аббас, после нисхождения каждой суры Пророк (С) приглашал человека, записывавшего Откровение, и просил его поместить эту суру в том месте Корана, на которое он сам указывал или просто называл это место. Даже ан-Нишапури, убежденный в том, что сбор и приведение в порядок Корана состоялись еще при жизни Пророка (С), наконец, высказывается, что суры не были ниспосланы в один раз и единовременно в виде готового списка. Он же заявляет, что каждый, кто думает, что существующий порядок сур Корана есть дело рук Усмана, тот сомневается в достоверности Корана и признает допущение в нем ошибок и искажений.[177] В некоторых источниках по кораническим наукам даже более громким и категоричным тоном изъявляется согласие с вышеприведенным мнением в том смысле, что айаты и суры Корана упорядочены во времена Пророка (С), и потому данный порядок следует признать внушенным Всевышним, а не установленным людьми, пусть даже весьма авторитетными. Ведь, без сомнения, Коран был собран при жизни Пророка (С), ибо сам Пророк (С) первоначально и его ближайшие соратники читали некоторые из сур Корана в своих молитвах. Пророк (С) излагал даже свое мнение по поводу полезности и благости чтения большинства сур в разных ситуациях и конкретизировал процесс и сроки, в которых должно завершаться полное перечитывание Корана, что является показателем упорядочения сур в эпоху Пророка (С), хотя и тогда Коран еще не был оформлен в самостоятельный список. Уже позднее, когда чтецы и декламаторы Корана нередко стали нарушать установленные правила чтения Корана, Усман был вынужден заняться составлением единого списка и расположением в нем сур Корана в порядке, установленным еще при жизни Пророка (С). И здесь в источниках сделана небольшая приписка, гласящая о следующем: «Те, кто заявляет, что в текстах списков Корана, составленных сподвижниками Пророка (С) есть различия, являются так называемыми нововведенцами, которые хотели бы постановкой такой новой темы, приобрести популярность и прославиться». Следующим доказательством ниспосланности Всевышним существующей последовательности сур Корана может служить рассказ Убайя ибн Ка’аба, который говорил: «Как-то Пророк Божий (С) призвал меня к себе и сказал: «Джабраил обязал меня передать тебе приветствие и пожелание здоровья и велел мне прочесть тебе Коран». Убай, смутившись, молвил: «Заклинаю тебя именем отца и матери моей, – да будут они жертвами твоими, – расскажи мне о праведности и достоинствах Корана». Тогда Пророк (С) начал излагать ему благость чтения сур Корана и стал читать их с суры «Аль-Фатиха», продолжал разъяснять ему благость чтения их и так до последней суры «Ан-Нас».[178] Из современных ученых, наиболее рьяно защищающих и отстаивающих идею ниспосланности существующего порядка сур Всевышним, можно назвать Субхи Салиха, приводящего множество доводов и свидетельств в пользу этой идеи и аргументированно опровергающего мнения и высказывания своих оппонентов.[179] Третий взгляд на существующий порядок сур Корана или мнение автора этих строк. К этим двум гипотезам можно, наверное, прибавить и третью теорию о порядке сур Корана, которая призвана быть срединной или компромиссной между двумя первыми. Она заключается в том, что существующий ныне порядок преимущественного большинства сур ниспослан Всевышним, и порядок лишь мизерной их части устроен сообразно мнениям и авторитетным заключениям сподвижников Пророка (С). Ибн Атийа пишет: «Порядок большинства коранических сур, подобно «семи длинным сурам», «Ха-Мим» и «Аль-Муфассаль», был определен уже в эпоху Пророка (С). Порядок же остальных сур был передан на усмотрение самих мусульман.[180] После изложения сути вышеупомянутых теорий необходимо рассмотреть еще один вопрос, не лишенный связи с предметом нашего исследования. Он заключается в том, что порядок сур в существующем Коране более или менее отражает тот порядок, который был установлен в период жизни Пророка (С), ибо множество материалов, исходящих от суннитских и шиитских источников в общем-то подтверждает это. В хадисах можно наблюдать немало указаний на то, что Пророк самолично подсказывал такой порядок в отношении многих сур Корана. Итак, можно утверждать, что в отличие от порядка айатов порядок не всех сур является внушенным свыше. Напротив, в установлении порядка некоторых сур, по всей видимости, не обошлось без участия сподвижников. Другой фактор, подтверждающий невмешательство авторитетных знатоков в установление последовательности сур Корана, заключается в том, что Священный Коран в нынешнем виде воспринимался и сподвижниками, и шиитскими имамами. К тому же все мусульманские секты и в практической жизни, и в процессе декламации Корана строго придерживались и продолжают придерживаться именно этого порядка. Если бы существовал некий иной порядок, отличный от настоящего, то Пророк (С) непременно бы отметил это, и хоть какой-нибудь след от него по сей день бы остался. Или же мусульманские ученые, безусловно, обратили бы наше внимание на другой Коран с другой последовательностью сур. Кроме того, среди всех списков Корана, существующих до сих пор и сохранившихся с первых веков ислама до наших дней, нет ни одного, в котором суры были бы расположены иначе, чем в нынешнем Коране, и которому мы были бы обязаны следовать. Вдобавок ко всему этому многие суннитские и шиитские комментаторы дискутировали друг с другом по этому поводу, что свидетельствует об установлении именно такого порядка большинства сур еще со времен самого Пророка (С).[181] Мы хотели бы привести несколько примеров, отчетливо и наглядно показывающих древность и исконность существующей последовательности коранических сур, установившейся еще во времена Пророка (С). Пророк Аллаха (С) говорил: «Всевышний вместо Торы даровал нам «семь длинных сур» от «Аль-Бакара» и до суры «Ат-Тауба», вместо Псалмов – «Миайн» (суры от «Бану Исраил» и до суры «Аль-Му'минун») в нынешней последовательности, а вместо Евангелия – «Маин», то есть суры, расположенные после «Миайн». Всевышний Господь удостоил меня большей честью, нежели других, тем, что даровал «Аль-Муфассаль», то есть все суры, начинающиеся с «Ха-мим».[182] Упомянутые в этом хадисе суры и в существующем Коране расположены друг за другом. Одним из следующих свидетельств, доказывающих ниспослание Всевышним нынешнего порядка большинства сур Корана, является то, что все суры цикла «Аль-Муфассаль» – «хавамим» и «тавасин» размещены последовательно, тогда как в сурах цикла «Аль-Мусаббахат» такой последовательности не наблюдается. Напротив, между ними занимают место совершенно другие суры. Также и «Та-син-мим» в суре ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)» и «Та-син-мим» в суре «Аль-Касас» разделены сурой «Та-син», хотя последняя гораздо короче тех двух сур. Между тем суры «Та-син» по всем видимым признакам суры цикла «Аль-Мусаббахат» должны были следовать друг за другом без всяких вставок между ними, а «Та-син» расположиться после тех двух «Та-син-мим», то есть вслед за сурой «Аль-Касас». Кроме всего изложенного, в предании, переданном Зайдом ибн Сабитом, рассказывавшим, что как-то, будучи у Посланника Аллаха, они составляли Коран из кусков бумаги и лоскутов кожи, есть еще один фактор, всецело доказывающий упорядочение сур Корана уже во времена Пророка (С), а также невмешательство и непричастность человеческих взглядов, мнений и вкусов к упорядочению всех сур Корана. Однако в установлении порядка пусть небольшого количества сур, по всей вероятности, без человеческого участия все же не обошлось. Ведь неслучайно говорят, что в эпоху Пророка ислама (С) суры и айаты Корана уже имели определенный порядок, за исключением суры «Аль-Анфаль» и суры «Аль-Бара’ат», которые по велению Усмана были расположены рядом друг с другом, отчего получили название «Аль-Каринатайн» («Подруги»).[183] Количество сур Корана. Коран состоит из ста четырнадцати сур, а по другой версии – из ста тринадцати сур. Правда, есть и такие авторы, которые показывают меньшее или большее число сур, и это на том основании, что некоторые говорят о ста тринадцати сурах в Коране исходя из того, что суры «Аль-Анфаль» и «Аль-Бара’ат» они воспринимали как одну суру, ибо между ними не было разделительной «Бисмилы». Противоречия относительно количества сур порождены отличиями в коранических списках. Так, например, пишут, что в списке Абдуллаха ибн Мас‘уда в начале суры «Аль-Бара’ат» «Бисмила» стояла, и что этот список содержал всего сто двенадцать сур, ибо суры «Аль-Му‘аввазатайн», то есть сура «Аль-Фалак» и сура «Ан-Нас» отсутствовали. Некоторые авторы пишут также, что, кроме сур «Аль-Му‘аввазатайн», Абдуллах ибн Мас‘уд не ввел в свой список и суру «Аль-Фатиха», ибо знал и утверждал, что она полностью заучена людьми наизусть и хранится в их памяти и никогда не сотрется из нее.[184] А что касается списка Убаййа ибн Ка’аба, содержавшего сто шестнадцать сур, то о нем говорят, что составитель включил в него дополнительно суру «Аль-Хафд» и суру «Аль-Хала’». Пишут также, что эти две суры присутствовали в списках отдельных сподвижников и даже сам Омар ибн аль-Хаттаб после коленопреклонения в конце молитвы после кунута читал эти две суры, предваряя их «Бисмилой». Эти две суры приведены и в списках Абдуллаха ибн Аббаса и Абумусы аль-Аш‘ари. В разных источниках сура «Аль-Хала'» приводится в следующем виде: «Бисмиллахи-р-Рахмани-р-Рахим! Аллахумма, Инна наста‘инука ва настагфирука ва нусни ‘алайка [185] ва ла нукфирука, ва нахла’у ва натруку ман йафджурука». А сура «Аль-Хафд» зафиксирована в следующей форме: «Аллахумма, ийака на'буду ва лака нусалли ва насджуд, ва илайка нас'а ва нахфад. Нарджу рахматака [186] ва нахша азабака, Инна азабака би-л-куффари мулхак».[187] Однако, учитывая то, что в списке Убаййа ибн Ка’аба суры «Аль-Фил» и «Ли Илафи» приведены вместе без разделения их «Бисмилой», так как Убай воспринимал эти две суры как одну, нужно сказать, что с добавлением двух сур – «Аль-Хала'» и «Аль-Хафд» – в списке Убаййа общее количество сур достигает ста пятнадцати сур, а не ста шестнадцати.[188] Как бы то ни было, один из ученых пятого века хиджры (XI в.), изучив список Убаййа и других сподвижников, отметил, что если Убай счел обращения в кунуте (то есть «Аль-Хафд» и «Аль-Хала'») за две отдельные суры Корана – если, вообще, эта информация верна, – то это вызвано не тем, что он записал эти два обращения как часть Корана. Он, вероятнее всего, зафиксировал их в своем списке для того, чтобы люди, читая их в кунуте молитвы, хранили их в своей памяти и не забывали. Он слышал эти обращения в кунуте молитвы «витр» Пророка Аллаха (С). Таким образом, они представляют собой лишь воззвания к Аллаху (ду'а), а не две отдельные суры Корана. Поэтому, когда речь заходит о количестве сур Корана, мы встречаем цифры 112, 113, 114, 115, 116. Однако наиболее известной и общепринятой среди выдающихся и знаменитых мусульманских ученых является число 114, которое, по убеждению ас-Суйути и других ученых, есть наиболее достоверное и приемлемое.[189] Предание, которое мы приведем сейчас со слов Божьего Пророка (С), еще раз подтверждает это число сур Корана. Пророк ислама (С) изволил сказать: «Общее количество сур Корана составляет сто четырнадцать сур (114). Количество айатов Корана составляет шесть тысяч двести тридцать шесть (6236) айатов. Количество всех букв в Коране – триста двадцать одна тысяча двести пятьдесят (321250) букв. Выучить Коран имеют желание и способны лишь счастливцы. Кроме приближенных к Милостивому, никто не может взвалить на себя благое бремя правильного чтения Корана».[190] Прежде чем приступить к нашей беседе о названиях сур небесполезно напомнить, что самой краткой сурой Корана является сура «Аль-Каусар», состоящая всего из трех айатов, а самой длинной – сура «Аль-Бакара», содержащая двести восемьдесят пять (285) или двести восемьдест шесть (286) айатов. Наименования сур Корана. По этому поводу аз-Заркаши пишет: «Относительно числа названий сур Корана необходимо провести исследование, дабы выявить, ниспосланы ли эти названия свыше или, иначе говоря, даны ли эти названия сурам по указанию Творца самим Пророком ислама (С), или же они даны в соответствии с какими-то случаями или по некоему признаку, присущему этим сурам». Если исходить из второго мнения, то из каждой суры можно извлечь множество разнообразных названий, что, конечно, нецелесообразно и потому неприемлемо. А аз-Заркаши далее пишет: «Нужно исследовать и то, почему каждая сура Корана известна под одним или несколькими специфическими названиями?» И сам же отвечает: «Без сомнения, арабы равно как и неарабы обращают пристальное внимание на какие-то особые и удивительные свойства, черты и признаки вещей, предметов, событий и явлений и, весьма тонко их подмечая, дают им соответствующие названия. Поэтому какую-либо проповедь, выступление или длинную касыду они нарекают, исходя из того признака или свойства, которое в них наиболее привлекательно, заслуживает наибольшего внимания. Наиболее вероятно, что именно в силу своих каких-либо наиболее выдающихся свойств и черт эти суры получили свои названия. К примеру, сура «Аль-Бакара» («Корова») названа так потому, что речь в ней идет о теленке племени Израилева и эта легенда представляет для людей наибольший интерес среди прочих рассказов и сюжетов, изложенных в данной суре. Сура «Ан-Ниса’» («Женщины» или «Девы») получила свое название из-за тех положений в отношении женщин, которые разработаны в Коране весьма детально и тщательно. Мы знаем, что слово «Ан-Ниса’» многократно использовано в различных сурах Корана, но в этой суре в разных ситуациях оно повторяется столь часто и столь много и в ней столь обширно обсуждаются проблемы, касающиеся женщин, сколько не наблюдается во всех иных сурах вместе взятых. То же можно сказать о суре «Аль-Ан'ам» («Скот»), где рассматривают, и довольно подробно, вопросы с ним связанные, отчего она и получила свое название. Хотя само слово «аль-ан'ам» не раз встречается и в других сурах, но в этой суре о скоте Всевышний говорит очень обширно и подробно, чего не встретишь в прочих сурах. Так, например, он говорит о нем, начиная с айата 142 этой суры «Ва мин аль-ан'ами хамулатан ва фаршан...» («Среди скотины есть предназначенная для перевозки и не предназначенная для этого») и до половины 144 айата «Ам кунтум шухада» («Или же вы присутствовали») А в суре «Аль-Маида» упоминается само это редкое слово-название, которое в других сурах более не встречается. Вместе с тем возникает следующий вопрос. В суре «Худ» упоминаются имена таких пророков, как Ной, Салих, Ибрахим, Лот, Шу'айб и Моисей. Так почему же, несмотря на обилие в ней столь славных и известных имен, сура получила название «Худ», а не прозвана именем кого-либо из поименованных в ней пророков и легендарных личностей, при том, что предание о Ное, например, занимает в данной суре гораздо больше места, нежели рассказ о самом Худе? В ответ на этот вопрос некоторые говорят, что предания об этих пророках в сурах «Аль-А'раф» «Худ» и ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)» представлены во много крат шире и подробнее, чем в остальных сурах, но ни в одной из этих трех сур имя Худа не упоминается столько, сколько в самой суре «Худ», ибо в ней оно упоминается четырежды. Частое и повторное упоминание какого-либо имени или явления и стало важнейшей причиной, обусловившей названия сур. Если вдруг кто-нибудь скажет, что имя Ноя употреблено в суре «Худ» в шести случаях и почему тогда она не названа его именем? В ответ надобно сказать, что преданию о Ное и его соплеменниках в Коране специально отведена отдельная сура, в которой к этому преданию о Ное более ничего не примешано. Потому именно данная сура заслуживает того, чтобы называться его именем, а не всякая сура, в которой, между прочим, повествуется предание о Ное и остальных пророках. Есть здесь еще одна сложная проблема, требующая к себе особого внимания. Многие суры Корана, в которых рассказываются предания пророков или упоминаются какие-либо имена, этими же именами и прозваны. Например: сура «Нух», сура «Худ», сура «Ибрахим», сура «Йунис», сура «Али Имран», сура «Та-син-Сулейман», сура «Йусиф», сура «Мухаммад» (С), сура «Марйам», сура «Лукман», сура «Аль-Му’минин» и другие. Кроме того, есть суры, в которых повествуются предания о других различных народах и которые прозваны именами этих народов, племен или родов и групп. Например: сура об иудеях «Бану Ис-раил», сура об обитателях пещеры «Аль-Кахф», сура «Аль-Хиджр», сура о сабеинах «Ас-Саба», сура об ангелах «Аль-Малаика», сура о джиннах «Аль-Джин», сура о лицемерах «Аль-Мунафикун», сура об обмеривающих «Аль-Мутаффифин» и другие. Но, вместе с тем, нет в Коране суры с именем Моисея, хотя оно довольно часто встречается в нем. Некоторые даже утверждают, что почти весь Коран повествует о нем. В принципе, первой сурой, которая должна была бы быть названа именем Моисея, это сура «Та-Ха» или сура «Аль-Касас», или сура «Аль-А'раф», ибо легенда о нем рассказывается в этих трех сурах довольно развернуто и пространно, чего нет в других сурах. То же самое касается легенды об Адаме, о которой говорится в различных сурах, но ни одна из сур в Коране не носит его имени. Утверждается, что о нем особо упоминается в суре «Аль-Инсан», но даже относительно самого слова «инсан» высказываются весьма противоречивые взгляды.[191] Легенда о принесении в жертву Исмаила является одной из интереснейших в Коране, однако сура «Ас-Саффат», где приведена эта легенда, почему-то не получила названия от жертвы или жертвоприношения. То же можно сказать относительно легенды о Давуде в суре «Сад», но ведь эта сура не прозвана его именем. Таким образом, касательно наименования коранических сур мы неизбежно приходим к выводу, что этот процесс также был внушен Всевышним и осуществлялся по велению Пророка (С), тем более что некоторые ситуации, события и явления, нашедшие отражение в Коране, позволяли делать это и даже того требовали. И только в книге «Джамал ул-курра’» ас-Сахави указывается, что суру «Та-ха» иногда называют сурой «Аль-Калим», а аль-Хузали называет ее «сурой Моисея», подобно тому, как суру «Сад» иногда именуют «сурой Давуда». Из слов аль-Джа‘бари тоже вытекает, что суру «Ас-Саффат» нередко называют «сурой жертвы». В любом случае эти наименования, как мы уже отметили, основываются на повествованиях и легендарных источниках.[192] По мнению автора этих строк, каждая сура Священного Корана получила свое название уже во времена самого Пророка (С) и названия этих сур были ниспосланы ему свыше посредством Откровения в конкретно сформулированном виде. После смерти Пророка (С) с течением времени каждая сура и даже многие из айатов вследствие своих особенностей и явных признаков, а также содержащихся в них тем и сюжетов получили свои названия, которыми их нарекли мусульманские ученые. К примеру, в исламской теологии и юриспруденции многие айаты обрели уже свои особые названия и обозначения и несколько их образцов мы продемонстрируем: 1. Айат «Отвержение пути»: «Ва лан йадж'ала-л-Лаху ли-л-ка-фирина ала-л-му'минина сабилан»[193] («Аллах не откроет неверующим пути против верующих»). 2. Айат «Весть»: «Йа аййуха-л-лазина аману, ин джа'акум фа-сикун бинабаин, фа табаййану ан тусибу кауман биджахалатин фа тусбиху ала мА фа'алтум надимин»[194] («О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном.»). 3. Айат «Выступление»: «Ва ма кана ал-л-му'минуна мийанфи-ру каффатан фа лавла нафара мин кулли фиркатин таифатун ли йатафаккаху фи-д-дин ва ли йунзиру каумахум иза раджа'у илай-хим, ла'аллахум йахзарун»[195] («Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться»). 4. Айат «Вопрос»: «Фа-с'алу ахла-з-зикри ин кунтум ла та'ламун» (Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания).[196] 5. «Скрытие»: «Инна-л-лазина йактумуна ма анзална мин ал-баййинати ва-л-худа мин ба'ди ма баййаннаху ли-н-наси фи-л-ки-таб улаика йал'анухуму-л-Лаху ва йал'анухум ал-ла'инун»[197] («Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие»). 6. Айат «Подтверждение»: «Ва минхум ал-лазина йу'зуна-н-на-бийа ва йакулуна хува узунун, кул узуну хайрин лакум йу'мину би-л-Лах ва йу'мину ли-л-му'минин»[198] («Среди них есть такие, которые обижают Пророка и говорят: «Он есть ухо (выслушивает любые новости)». Скажи: «Он слушает только то, что лучше для вас. Он верует в Аллаха и доверяет верующим»). И, наконец, на протяжении всей истории ислама многие суры и айаты, как видно из источников рациональных исламских наук, обрели некие специфические названия и обозначения. Но мы не должны забывать, что все суры Корана уже при жизни Пророка (С) имели свои особые названия и символические обозначения, четко определенные посредством ниспосланного Откровения. Многообразие и многочисленность названий сур Корана. Некоторые суры Корана имеют по одному названию, а некоторые другие имеют по два-три или несколько названий. Конечно, в Коране больше сур, имеющих по одному названию, но часть этих сур обладает несколькими названиями. В качестве примера мы приведем здесь названия нескольких сур. Так, сура «Аль-Хамд» имеет более двадцати названий, которые мы и приведем в нижеследующем порядке: сура «Аль-Хамд» («Хвала»), «Фатихат ул-Китаб» («Открывающая Книгу»), «Умму-л-Китаб» («Матерь Книги»), «Фатихат ул-Кур’ан» («Открывающая Коран»), «Ум мул-Кур’ан» («Матерь Корана»), «Аль-Кур’ан ал-азим» («Великий Коран»), «Ас-Саб' ул-масани» («Семь вторичных»), «Аль-Вафийа» («Верная»), «Аль-Канз» («Сокровище»), «Аль-Кафина» («Достаточная»), «Аль-Асас» («Основа»), «Ан-Нур» («Луч»), «Аш-Шукр» («Благодарение»), «Аль-Хамд ал-ула» («Первое восхваление»), «Аль-Хамд аль-кусра» («Краткое восхваление»), «Ар-Ракийа» («Возвышенная»), «Аш-Шифа» («Исцеление»), «Аш-Шафийа» («Исцеляющая»), «Ас-Салат» («Молитва»), «Ад-Ду'а» («Зов»), «Ас-Суал» («Вопрос»), «Та'лим ул-мас'ала» («Обучение прошению»), «Аль-Мунаджат» («Воззвание»), «Ат-Тафуиз» («Обязанность»). Сура «Аль-Бакара» имеет еще и такие названия: «Фустат аль-Кур’ан» («Кров Корана») «Аль-Фирдаус» («Рай»), «Синам аль-Кур’ан» («Горб Корана»). О суре «Али Имран» говорят, что в Торе она известна под названием «Ат-Таййиба», и её вместе с сурой «Аль-Бакара» именуют «Аз-Захравайн».[199] Точно так же и прочие суры Корана имеют многочисленные и разнообразные названия, возникшие на протяжении многих веков истории в связи с отображенными в них ситуациями, обстоятельствами, событиями и явлениями. Наименования различных частей сур Корана. Иногда несколько сур Корана объединены одним общим названием, о появлении которого рассказывают разные легенды. На основании хадиса, передаваемого и суннитскими, и шиитскими толкователями, Коран делится на четыре раздела, каждый из которых носит свое особое название. Пророк Аллаха (С) говорил: «Вместо Торы Всевышний облагодетельствовал нас «Семью длинными сурами», вместо Псалтыря – сурами «Аль-Мийан», а вместо Евангелия – «Семью вторичными». Я же обрел преимущество и превосходство благодаря «Аль-Муфассалю».[200] Из этого хадиса следует, что каждые несколько сур Корана имеют свои собственные названия, которые мы постараемся здесь пояснить. «Ас-саб' ут-тивал» – название семи длинных сур Корана, состоящих из сур «Аль-Бакара», «Али Имран», ««Ан-Ниса’» (Женщины)», «Аль-Маида», «Аль-Ан'ам», «Аль-А'араф», «Аль-Анфаль» и «Ат-Тауба».[201] Они именуются длинными потому, что представляют собой соответственно самые большие по объему суры. «Аль-Миайн» – название группы сур, следующих в Коране с интервалом после «Ас-Саб' ут-тивал» и каждая из которых включает сто айатов или чуть меньше или больше того. Таких сур в Коране семь: «Бану Исраил», «Аль-Кахф», «Майрам», «Та-ха», «Аль-Анбийа», «Аль-Хадж» и «Аль-Му'минун».[202] Абулфутух ар-Рази высказывает мнение, что эта группа сур начинается с суры «Йунис» и, будучи расположена непосредственно следом за сурой «Ат-Тауба», доходит до суры «Аль-Му'минун».[203] В целом данная группа включает четырнадцать сур. «Аль-Масани» – группа коранических сур, относительно которой высказываются самые разные мнения. Она включает суры, стоящие за «Аль-Миайн» и занимающие следующую за ней ступень после, конечно же, «Ас-Саб' ут-тивал». А поскольку группа сур «Аль-Миайн» считается первичным основанием, то следующая за ней группа сур получила название «Аль-Масани», то есть «вторичные».[204] По этому поводу аль-Фарра говорит: «Аль-Масани» – это суры, количество айатов в которых меньше ста. Они потому названы «вторичными», что более близко отстоят друг от друга, нежели «Ас-Саб' ут-тивал» и «Аль-Миайн», или же потому, что содержат больше поговорок, рассказов и притч. Покойный ат-Табарси говорил об этой группе сур следующее: «Аль-Масани» состоят из сур, располагающихся после «Ас-Саб' ут-тивал». Он добавляет, что, с точки зрения некоторых ученых, «Аль-Масани» включают все суры Корана независимо от их длины и краткости, чему свидетельством служит айат «...Китабан муташабихан масани»[205] («...Писание, аяты которого сходны и повторяются»). В рассказе, передаваемом со слов Ибн Аббаса, это утверждение тоже находит свою поддержку. Согласно последнему мнению, причина прозвания всех айатов Корана «Аль-Масани» состоит в том, что Господь разместил в Коране пословицы и поговорки, определения, права и обязанности, различные предписания в мудрой последовательности и очередности, как бы приложив их друг к другу и соединив вместе.[206] Аль-Муфассаль значит «Разделенный». Об этом цикле сур ат-Табарси говорит, что он состоит из всех сур, начинающихся с «Ха-мим», а также охватывает все короткие суры Корана. Причина названия этого цикла сур «Аль-Муфассаль» заключается в том, что в силу краткости сур между ними часто используется «Бисмилла», разделяющая и отчуждающая друг от друга их айаты.[207] В книге «Джамал аль-курра’» отмечается, что «Аль-Муфассаль» есть цикл сур, в которых легенды и предания расположены одна вслед за другой. Кроме того, одни считают все суры, а иные только суру «Аль-Фатиха», входящими в цикл, называемый «Аль-Муфассаль».[208] Ас-Суйути пишет, что «Аль-Муфассаль» состоит из всех коротких сур Корана, расположенных после «Аль-Масани», упоминая при этом высказывание ат-Табарси. При этом он добавляет, что некоторые ученые говорят по данному поводу, что, поскольку отмененных айатов в этих сурах не столь много, их называют также устойчивыми, что подтверждается и рассказом Саида ибн Джубейра.[209] О начале и конце сур, известных как «Аль-Муфассаль», иногда звучат разные мнения, и для большей наглядности[210] мы воспользуемся сведениями из сочинения Абулфутуха ар-Рази о названиях сур и заодно рассмотрим отдельные мнения об определении терминов-названий указанных циклов и их количестве. Всевышний облагодетельствовал нас семью длинными сурами: «Аль-Бакара», «Ал Имран», ««Ан-Ниса’» (Женщины)», «Аль-Маида», «Аль-Ан'ам», «Аль-А'раф» и «ат-Тауба». Вместо Псалтиря он даровал «Аль-Миайн», то есть цикл сур, состоящих из около ста айатов: «Йунис», «Худ», «Йусиф», «Бану Исраил», «Аль-Кахф» и им подобные. Вместо Евангелия он дал «Аль-Масани», то есть суры, количество айатов в которых менее ста. Их потому он назвал «Аль-Масани», что они идут вторыми за «Аль-Миайн» по той причине, что этих сур вдвое меньше, чем в «Аль-Миайн», а вместе они оба находятся после «ас-Саб' ут-тивал». Хасан Аль-Басри утверждал, что под «Аль-Масани» подразумевается первая открывающая Коран сура «Фатихат ул-Китаб». Кроме того, Пророк (С) подчеркивал, что его предпочли благодаря «Аль-Муфассалю», то есть ничего равного и подобного ему другим пророкам, обладателям Писания – ниспослано не было». Комментаторы выражали относительно «Аль-Муфассаля» весьма противоречивые мнения. Одни из них заявляли, что этот цикл включает суры, начиная от суры «Мухаммад» (С) и до конца Корана, а Абдуллах ибн Аббас же утверждает, что с суры «Аз-Зуха» и до конца Корана. Одни говорят, что этот цикл назвали «Аль-Муфассаль» из-за того, что суры часто отделены друг от друга «Бисмиллой», другие, что необходимо было отделять две рядом стоящие суры каким-либо такбиром, но это уже наблюдается только в варианте рецитации Ибн Касира. Обо всем этом некий поэт сказал в нескольких бейтах: «Я поклялся «семью [сурами]», которые длинны, И «Миайном», утвердившимся за ними. И «Аль-Масани» удвоенным и повторяющимся. И сурами «Тавасин», следующими третьими, И «Аль-Хавамимом», насчитывающими семь сур, И «Аль-Муфассалем», коему дано предпочтение»[211]. В книгах по тафсиру и кораническим наукам встречаются и другие названия и обозначения для различных разделов и групп сур Корана, которые мы рассмотрим в нижеследующих пояснениях. «Хавамим»:[212] Это – суры «Ха-Мим», «Аль-Му'минун», «Аз-Зухруф», «Ас-Саджда», «Ха-Мим-Айн-Син-Каф», «Аль-Ахкаф», «Аль-Джасия» и «Ад-Духхан»; «Аль-Мумтаханат»:[213] суры «Аль-Фатх», «Аль-Хашр», «Ас-Саджда», «Ат-Талак», «Ан-Нун ва-л-калам», «Аль-Худжурат», «Табарак», «Ат-Тагабун», «Аль-Мунафикун», «Аль-Джум'а», «Ас-Сафф», «Аль-Джинн», «Нух», «Аль-Муджадила», «Аль-Мумтахана», «Ат-Тах-рим»; «Алиф-Лам»:[214] суры «Аль-Бакара», «Ал Имран», «Аль-А'раф», «Аль-Ан-кабут», «Ар-Рум», «Лукман», «Ас-Саджда»; «Аль-Мусаббахат»:[215] суры «Аль-Исра», «Аль-Хадид», «Аль-Хашр», «Ас-Сафф», «Аль-Джум'а», «Ат-Тагабун», «Аль-А'ла». «Аль-Хамд» или «Аль-Хамидат»:[216] суры «Фатихат ул-китаб», «Аль-Ан'ам», «Аль-Кахф», «Саба», «Аль-Фатир»; «Аль-Итак»:[217] суры «Аль-Исра'», «Аль-Кахф», «Майрам», «Та-ха», «Аль-Анбийа»; «Аль-Азаим»:[218] суры «Ас-Саджда», «Фуссилат», «Ан-Наджм», «Аль-‛Алак»[219]; «Кул»:[220] суры «Аль-Кафирун», «Аль-Ихлас», «Аль-Фалак», «Ан-Нас»; «Тавасин»:[221] суры ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)», «Ан-Намл», «Аль-Касас»; «Аз-Захраван»:[222] суры «Аль-Бакара», «Ал Имран»; «Аль-Каринатайн»:[223] суры «Аль-Анфаль, «Ат-Тауба»; «Аль-Му‘аввазатайн»:[224] суры «Аль-Фалак», «Ан-Нас»[225]. Многие из перечисленных сур Корана имеют и другие названия. В книге «Джамал ул-курра» отмечается, что некоторые предшественники утверждали, что в Коране существуют и такие любопытные названия и символические обозначения, как «Аль-Майадин», «Аль-Басатин», «Аль-Макасир», «Аль-Араис», «Ад-Дабабидж», «Ар-Рийад» и прочие. Ниже мы попытаемся их пояснить. Майадин ул-Кур’ан – суры и айаты, начинающиеся с сокращенных букв «Алиф-Лам-Мим». Майадин – форма множественного числа употребительного в арабском языке персидско-таджикского слова «майдан» («поле», «площадь»). Басатин ул-Кур’ан – суры, начинающиеся с сокращенных букв «Алиф-лам-мим-ра». Басатин – форма множественного числа употребляемого в арабском языке персидско-таджикского слова «бустан» («сад»). Макасир ул-Кур’ан – суры, начинающиеся словами, производными от корня «хамд». Макасир – форма множественного числа слова «максура» в значении «купол», «арка», «свод». Араис ул-Кур’ан – суры группы «Аль-Мусаббахат», то есть суры, начинающиеся словами, производными от слова «субх». Араис – форма множественного числа арабского слова «арус» («невеста»). Дабабидж ул-Кур’ан – это сура «Ал Имран». Дабабидж – форма множественного числа слова «дибадж», арабизированной формы персидско-таджикского слова «диба» («шелк»). Рийаз ул-Кур’ан – группа сур, объединенных общим названием «Аль-Муфассаль». Рийаз – форма множественного числа арабского слова «рауза» («сад», «цветник»). Со слов Ибн Мас‘уда передают, что суры группы «Хавамим» называют «Дабабидж ул-Кур’ан», то есть «Шелками Корана». В таком случае, согласно этому преданию, «Дибадж ул-Кур’ан» – это не только сура «Ал Имран». Кавари' аль-Кур’ан. Согласно утверждению ас-Сахаи, это – айаты, благодаря которым человек оказывается под защитой и сенью Аллаха. Их называют «кавари'» потому, что они внушают страх сатане, упреждают и отгоняют вынашиваемое им зло. Это – суры «Айат ул-курси», «Аль-Му‘аввазатайн» и им подобные. В заключение нашей беседы уместно упомянуть о том, что в книге «Аль-Муснад» Ахмада ибн Ханбала со ссылкой на хадис Ма' аза ибн Анаса отмечается, что айат «Аль-Хамду ли-л-Лахи-л-лази лам йаттахиз валадан...» имеет также название «Айат ул-изз».[226] Смысл деления Корана на суры. Некоторые ученые выражают твердое убеждение в том, что целью и смыслом деления Корана на суры является доказательство чудесного знамения и божественного происхождения этих сур и айатов. Это является также показателем оригинального и самобытного стиля каждой суры, самостоятельности многих их тем и сюжетов. Так, сура «Йусиф» основывается на предании об Иосифе Прекрасном, сура «Ибрахим» – на предании об Аврааме и его злоключениях, сура «Аль-Бара’ат» рассказывает о положении лицемеров и их тайных замыслах и так далее. Все суры Корана, будь то длинные, короткие или средние, обладают чудодейственной силой. Конечно, фактором чудодейственности не является их объем, то есть долгота или краткость. Сура «Аль-Каусар» состоит всего из трех айатов, но по силе воздействия равняется той же самой большой суре «Аль-Бакара». Другой аспект, привлекающий внимание, возможность обучения сурам детей, ибо заучивание сур они могут начать с самых коротких и постепенно шаг за шагом переходить к более длинным и со временем им удастся выучить весь Коран наизусть. В своем сочинении «Аль-Бурхан» аз-Заркаши задается вопросом: почему другие небесные книги, поделённые на главы, не разбиты на части или айаты? Ответ на этот вопрос сам он предлагает двоякий: во-первых, потому, что эти книги не обладали столь изумительно ясным и четким делением, стройностью и упорядоченностью, доведенными до чудного совершенства, а, во-вторых, именно поэтому заучивание их наизусть и сохранение их в памяти не представлялось возможным. Однако аз-Замахшари, в корне не соглашаясь с постановкой вопроса аз-Заркаши, резонно возражает ему и говорит, что другие небесные книги, вроде Торы, Евангелия, Псалтыря и им подобных божественных писаний, как и Коран, тоже были поделены на суры, как делят писатели свои сочинения на главы, разделы и части. В этом заложен большой смысл и преследуются довольно мудрые цели. Во-первых, если в каком-нибудь сочинении под одним общим заглавием имеются главы, разделы и параграфы, выделяемые тематически, то оно воспринимается лучше и приятнее, нежели то, что выглядит как одна нудная единообразная глава. Во-вторых, если читатель, прочитав одну суру или одну главу какой-нибудь книги, перейдет к другой суре или главе, то не почувствует себя утомленным. Напротив, приступая к иной теме, он почувствует в себе пробуждение интереса к новому и с еще большим усердием примется за чтение. Ведь и странник, проделавший долгий путь, останавливается на привал и отдых, после чего вновь продолжает свой путь. Ведь длинная и нескончаемая дорога изнуряет путника. Именно поэтому Коран поделен на суры и части, дающие отдохновение читателю. В-третьих, если кто-то стремится выучить Коран наизусть и сохранить в памяти заучиваемую суру, то он уверится в том, что усвоил часть Корана. Эта уверенность придаст ему силы и прибавит самоуважение. Со слов Анаса ибн Малика передают, что всякий, кто декламировал суры «Аль-Бакара» и «Ал Имран», уставал и потому выдерживал между ними паузу и делал небольшую передышку. Поэтому чтение одной суры в молитве более благотворно, нежели беспрерывная рецитация двух или нескольких сур подряд. Ас-Суйути, считая мнение аз-Замахшари более предпочтительным, чем мнение аз-Заркаши, пишет: «Истина состоит в том, что и другие небесные писания были поделены, как и Коран, на суры. Ибн Абухатим приводит в своей книге предание со слов Катады, в котором он говорит: «Мы как-то сидели, обсуждая эту тему, и соглашались, что Псалтирь содержал сто пятьдесят сур, которые всецело были связаны с проповедями, назиданиями, нравоучительными наставлениями и восславлением Аллаха. Но не было в нем темы богоугодного и греховного, обязанностей и пределов дозволенного для уверовавших. А об Евангелии говорят, что оно содержит суру, носящую название «Притчи».[227] Таково краткое изложение взглядов и мнений знатоков коранических наук о смысле и цели деления Корана на суры. Далее мы хотели бы остановиться на проблеме начал сур Корана, занимающей значительное место в коранической науке и истории Корана. ГЛАВА ШЕСТАЯ Введения сур и сокращенные буквы Корана Предисловие. Введения сур, являющиеся вступлениями и началами всех сур Корана, представляют собой одну из проблем, которая с давних пор занимает умы ученых, специализирующихся в области толкования Корана и коранических наук. Поэтому данной проблеме, наряду с другими, в книгах по тафсиру и иным кораническим наукам отводятся отдельные и специальные разделы. Все суннитские и шиитские комментаторы и ученые-богословы занимались изучением этой проблемы и, основываясь на хадисах, преданиях, различных мнениях и высказываниях о введениях сур, то есть сокращенных буквах Корана, излагали собственные точки зрения. Хотя суть мнений и высказываний этих двух групп относительно толкования сокращенных букв Корана неимоверна близка и схожа, тем не менее иногда между ними наблюдаются некоторые расхождения. Несмотря на то, что проблема изучения сокращенных букв Корана имеет довольно долгую историю и даже в исследованиях и изысканиях, связанных с кораническим образованием, нередко служила поворотным моментом, все же мы до сих пор не стали-таки свидетелями её окончательного разрешения. Ученые, занимающиеся кораническими науками и комментированием Корана, до сих пор высказываются по этому поводу весьма осмотрительно и со всей предосторожностью. Эта действительность показывает, что нам необходимо тщательнее и пытливее вглядываться во все неизведанные грани Священного Корана – этого Божественного Слова и Небесного Изречения – и прилагать еще большие усилия, чтобы осознать всю его глубину и извлечь из его бескрайних глубин созидательные жемчужины истин. Они неисчерпаемы, и потому никогда никаким ученым не под силу будет достать их все. Напротив, чем глубже мы будем погружаться в этот беспредельный океан, тем больше мы будем находить эти сверкающие жемчужины, которые ярче будут озарять темные уголки нашего разума и мышления. Нам следует знать, что на протяжении всей истории ислама исследование проблемы сокращенных букв Корана не останавливалось. Изыскания в этом направлении продолжались и продолжаются поныне, причем уже с использованием новейших технических средств и компьютеров. Применяя методы математических исчислений, ученые подвергают эти сокращенные буквы Корана всестороннему анализу и даже говорят, что уже близко подступились к порогу раскрытия некоторых их тайн. В этом направлении уже предприняты попытки, во-первых, собрать и систематизировать все мнения и высказывания по этому поводу, начиная с древнейших времен до настоящего времени, а во-вторых, отобрать из них наиболее разумные и приемлемые и самые рациональные. Поэтому и мы начнем свою следующую беседу о сокращенных буквах в начале сур Корана с рассказа ас-Суйути. Введения или начала сур. Ас-Суйути пишет: «Ибн Абулис-би' написал отдельную книгу о началах сур, озаглавленную «Аль-Хаватир ас-саваних фи асрар аль-фаватих» («Случайные мысли о тайнах начал»), содержание отрывков из которой с добавлением высказываний других авторов я здесь вкратце изложу. Всевышний Господь начинает суры Корана десятью видами вступлений и выражений, и каждая сура начинается с одного из этих вступлений и выражений: 1. Восславление Аллаха. В началах сур Корана хвалы возносят Аллаху в двух формах, первая из которых состоит в подчеркивании похвальных качеств, а вторая – в выражении чуждости ему отрицательных качеств. Первая выражается тахмидом, то есть восхвалением, в следующих пяти сурах: «Аль-Хамд», «Аль-Ан'ам», «Аль-Кахф», «Саба'» и «Аль-Фатир». С табарак же начинаются две другие суры – «Аль-Фуркан» и «Аль-Мульк», а вторая выражена тасбихом, то есть благословением, с которого начинается семь сур. Аль-Кирмани в своей книге «Муташабих аль-Кур’ан» поясняет, что тасбих есть слово, которое Всевышний предпочел среди всех родственных по значению слов и его однокоренной производной предварил суру «Бану Исраил». Поскольку корень слова является основой и источником прочих слов, например, имен существительных, прилагательных, глаголов и иных частей речи, то и в Коране использованы различные слова, происходящие от одного корня. Так, Всевышний сказал, употребив тасбих в следующем виде: «Субхана-л-лази асра би абдихи» («Благословенен тот, кто перенёс раба своего»). Кроме того, глагол, производный от этого слова, но в прошедшем времени («саббаха»). Он использовал в начале сур «Аль-Хадид» и «Аль-Хашр». Прошедшее время предшествует всем остальным временам, отчего глагол настоящего-будущего времени «йусаббиху» Он употребил в начале сур «Аль-Джум‘а» и «ат-Тагабун», а повелительную его форму «саббих» – в начале суры «Аль-А'ла». В итоге Он не оставил без внимания ни одного слова, происходящего от этого корня, и которое Он не употребил бы в сурах. 2. Буквы алфавита. Это сокращенные буквы, которыми начинаются двадцать пять сур Корана, и о них нам еще предстоит поговорить. 3. Восклицание. С него начинается десять сур Корана, в пяти случаях из которых восклицание обращено к Пророку Аллаха (С), в том числе в сурах «Аль-Ахзаб», «Ат-Талак», «Ат-Тахрим», «Аль-Музаммиль» и «Аль-Мудассир», а в остальных пяти случаях оно обращено к людям, а именно в сурах ««Ан-Ниса’» (Женщины)», «Аль-Маида», «Аль-Хадж», «Аль-Худжурат» и «Аль-Мумтахана» (Испытуемая). 4. Повествовательные предложения, подобные этим: 1 - «Воспрошают они тебя о трофеях на войне» (Сура «Аль-Анфаль»); 2 - «Уведомление от Аллаха пришло» (сура «Ат-Тауба»); 3 - «Пришло повеление Аллаха» (сура «Ан-Нахл»); 4 - «Все близится к земному люду час расчета» (сура «Аль-Анбийа»); 5 - «Восторжествуют те, кто уверовал» (сура «Аль-Му'минун»); 6 - «Мы ниспослали суру» (сура «Ан-Нур»); 7 - «Ниспослание Писания» (сура «Аз-Зумар»); 8 - «Те, кто богохульствует» (сура «Мухаммад»); 9 - «Воистину, мы открыли» (сура «Аль-Фатх»); 10 - «Близится Час» (сура «Аль-Камар»); 11 - «Милостивый обучил Корану» (сура «Ар-Рахман»); 12 - «И услышал Господь» (сура «Аль-Муджадила»); 13 - «Неотвратимость, что есть неотвратимость» (сура «Аль-Хака»); 14 - «Спрашивает некто вопрошающий» (сура «Аль-Ма'аридж»); 15 - «Воистину, мы послали Нуха» (сура «Нух»); 16 - «Не буду я клясться Днем воскресенья» (сура «Аль-Кийама»); 17 - «Не буду клясться я сим городом святым» (сура «Аль-Балад»); 18 - «Пророк нахмурился и отвернулся» (сура «Абаса»); 19 - «Воистину, Мы ниспослали его» (сура «Аль-Кадр»); 20 - «Не отделились те, кто не уверовал» (сура «Аль-Байина»); 21 - «День бичевания» (сура «Аль-Кар'а»); 22 - «Страсть к накоплению вас отвлекает» (сура «Ат-Такасур»); 23 - «Все блага даровали Мы тебе» (сура «Аль-Каусар»). В целом двадцать три вышеперечисленных суры начинаются с повествовательного предложения. 5. Клятва и заклинание. В пятнадцати сурах Корана Всевышний Господь начинает свою речь с заклинаний и клятв различными вещами, предметами и существами. В суре «Ас-Сафат» Он клянется ангелами, в сурах «Аль-Бурудж» и «Ат-Тарик» – планетами. В шести других сурах Он клянется атрибутами, связанными с планетами и звездами, например, в суре «Ан-Наджм» - звездой, в суре «Аль-Фаджр» – началом дня, в суре «Аш-Шамс» – признаком дня, в суре «Аль-Лайл» – частью времени, в суре «Ад-Духа» – частью дневного времени, в суре «Аль-Аср» – другой частью дня или, вообще, временем, в сурах «Аз-Зарийат» и «Аль-Мурсалат» – воздухом, являющимся одним из четырех первоэлементов, в суре «Ат-Тур» – почвой или землей, являющейся еще одним из первоэлементов, в суре «Ат-Тин» – растением, в суре «Аль-Адийат» – животными и скотом. 6. Условные фразы. Они встречаются в начале семи сур Корана: «Аль-Ваки'а», «Аль-Мунафикун», «Ат-Такуир», «Аль-Инфитар», «Аль-Иншикак», «Аз-Зилзила» и «Ан-Наср». 7. Повелительная форма: «Скажи»: «Открыто мне...» (в суре «Аль-Джинн»); «Скажи: «О неверные...» (в суре «Аль-Кафирун»); «Скажи: «Он - Аллах - един» (в суре «Аль-Ихлас»); «Скажи: «Ищу спасенья я у Аллаха рассвета» (в суре «Аль-Фалак»); «Скажи: «Ищу спасенья я у Аллаха людей» (в суре «Ан-Нас»). 8. Вопросительная форма: «Неужто не прошел...?» (сура «Аль-Инсан»); «О чем они друг друга вопрошают?» (сура «Ан-Наба'»); «Дошел ли до тебя.?» (сура «Аль-Гашийа»); «Разве не раскрыли мы грудь твою?» (сура «Аш-Шарх»); «Разве не видал ты...?» (сура «Аль-Филь»); «Видал ли ты его...?» (сура «Аль-Ма'ун»). 9. Проклинание: «Проклятие плутам!» (сура «Аль-Мутаффи-фин»); «Будь проклят всякий клеветник и злословящий!» (сура «Аль-Хумаза»); «Проклятие рукам Абу Лахаба!» (сура «Аль-Ма-сад»). 10. Призыв и пожелание: «Для единенья курейшитов» (сура «Курейш»). Абу Шама подытоживает свои суждения о началах сур следующим образом. По его мнению, айаты, упомянутые в параграфе «Проклинания», можно было бы отнести и к числу повествовательных предложений, подобно тому, как хвалы и восславления можно было бы также включить в их число, кроме «саббих», которое безусловно принадлежит повелительной форме, а «Субхана» поместить между повествовательной и повелительной формами, ибо слово «Субхана» может быть причастием страдательного залога от «саббих» (в изъявительном наклонении) или «саббих» (в повествовательном предложении). Затем Абу Шама суммарно вместил некоторые начала сур в следующие два бейта: Восславил он Себя, Благословенный, утверждением «Аль-Хамда» и заклинаниями, начиная суры Повелением, условием, пожеланием, клятвою и прошением. Сокращенными буквами, вопросом и изъяснением.[228] Сокращенные буквы Корана. Одной из проблем в Коране, постоянно притягивающей к себе внимание, весьма сложной, запутанной и трудной, является проблема расшифровки значения и смысла сокращенных букв, своеобразных аббревиатур. Поэтому ученые в области коранических наук выделяют дискуссию об этих сокращенных буквах в начале сур Корана в отдельные главы.[229] Конечно же, эта дискуссия имеет непосредственное отношение к истории нисхождения и составления Священного Писания. В действительности, теории и гипотезы о смысле этих аббревиатур, например, об «Алиф-лам-мим», «Алиф-лам-ра», «Каф», «Нун», «Ха-мим-айн-син-каф» и им подобных, встречающихся в началах двадцати пяти или двадцати девяти сур Корана,[230] столь разнообразны и разноречивы, что побуждают и других исследователей высказать о них также свои соображения в своих работах по истории Корана и кораническим наукам, выделив их в специальные разделы,[231] как сделал это ас-Суйути, отведя этой теме сорок третью главу своего труда. Прежде чем приступить к рассмотрению мнений мусульманских ученых по этой проблеме, считаем необходимым сказать предварительно несколько слов о различных структурах и формах данных сокращенных аббревиатур. В Коране эти буквы в начале многих сур встречаются в разных формах. В некоторых случаях – это лишь одна буква, к примеру, «сад» (сура 38), «каф» (сура 50), «нун» (сура 68), а в других случаях – только две буквы, которыми начинаются десять сур, из которых семь начинаются с «ха-мим»: сура 40-я «Гафир», сура 41-я «Фуссилат», сура 42-я «Аш-Шура» (в последней суре к «Ха-мим» добавлены буквы «‘Айн-син-каф»), сура 43-я «Аз-Зухруф», сура 44-я «Ад-Духхан», сура 45-я «Аль-Джасия», сура 46-я «Аль-Ахкаф». В восьмом, девятом и десятом случаях суры, начинаются с двух букв, соответственно ими являются суры 20-й «Та-ха», суры 27-й «Та-син», суры 36-й «Йа-син». Сур, начала которых образованы из трех букв, в сумме насчитывается тринадцать, и шесть из них начинаются с «Алиф-лам-мим», а именно: «Аль-Бакара» (2-я), «Ал Имран» (3-я), «Аль-Анкабут» (29-я), «Ар-Рум» (30-я), «Лукман» (31-я), «Ас-Саджда» (32-я). Пять других начинаются с «Алиф-лам-ра»: «Йунис» (10-я), «Худ» (11-я), «Йусиф» (12-я), «Ибрахим» (14-я), «Аль-Хиджр» (15-я). Две суры начинаются с «Та-син-мим»: «Аш-Шуара» (26-я), «Аль-Касас» (28-я). Отдельные суры начинаются с четырехбуквенной аббревиатуры, в том числе две суры, одна из которых (7-я) «Аль-А'раф» («Алиф-лам-мим-сад»), а следующая (13-я) «Ар-Ра'д» («Алиф-лам-мим-ра»). Сура «Марйам» (19-я) является единственной в Коране сурой, начинающейся со следующих пяти сокращенных букв: «Каф-ха-йа-айн-сад». Если мы примем «Ха-мим-айн-син-каф» в суре 41-й («Фуссилат») за одно буквосочетание, то вполне можем утверждать, что в начале двух сур Корана имеем пятибуквенное сочетание. И тогда, согласно этой теории, общее количество сокращенных буквосочетаний, с которых начинаются коранические суры, составит двадцать девять сочетаний, выражающихся в тринадцати формах. Как было показано ниже, употребленные в сочетаниях буквы следуют в таком порядке: алиф, лам, мим, ха, ра, син, та, сад, ха, йа, ‘айн, каф, каф, нун. Если не принимать в расчет повторяющиеся из них, то всего в этих сочетаниях мы насчитаем всего четырнадцать букв, которые составляют ровно половину арабского алфавита.[232] Мнения ученых о значениях аббревиатур и смысле начала сур. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.063 сек.) |