АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические и социальные проблемы инфляции при переходе к рыночным отношениям в России, РБ

Читайте также:
  1. B. Неэкономические блага
  2. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. I. Определение проблемы и целей исследования
  4. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  5. I. Современное состояние проблемы
  6. II. Возможные проблемы пациента.
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  9. II. Экономические институты и системы
  10. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
  11. IV. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
  12. V2. Макроэкономические показатели

Cпецифика переходного периода в Республике Беларусь может бытьвыражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса.

Проявления этого системного кризиса можно расценивать как специ­фические особенности переходной экономики нашей республики. Основные из них:

1. Длительный экономический спад. Несмотря на прирост ВВП за 5 последних лет на 36 %, преждевременно делать вывод о переломе тенденции нарастания этого кризиса.

Во-первых, ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9 % от уровня 1990 г.

Во-вторых, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу, существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики помимо стоимости произве­денной и реализованной продукции также стоимости нереализованной про­дукции.

В-третьих, наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от валового внут­реннего продукта).

И, наконец, увеличение объемов производства в республике в 1996—2000 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльно­сти, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудше­нием состояния реального сектора экономики: в рейтинге стран по критерию эффективности экономики Беларусь занимает лишь 136 место из 165.

2. Углубление структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных пред­приятий над средними и мелкими.

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентра­ции и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спро­воцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завя­зано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный за­вод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйст­венных машин и пр.).

В настоящее время все они занесены в Государственный реестр предпри­ятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонополь­ного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательст­вом.

3. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %.

Если в постсоциалистических Польше и Словакии инвестиции состав­ляют 50 долл. на человека, в Чехии и Эстонии — порядка 100 дол. на человека, то в нашей республике — лишь 1 долл. на человека. При такой скудости объемов инвестирования в последние 10 лет в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13—15 %, в сельском хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству на начало 1999 г. выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношен­ности активной части основных фондов в республике составляет порядка 75—80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.

4. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к ча­стной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осозна­нии оправданности существования двух форм собственности — частной и го­сударственной — в действующем законодательстве республики вновь фикси­руется наличие в Беларуси устоявшихся трех.

Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвест­но, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед кем он не­сет ответственность.

Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время со­ставляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней).

5. Падение жизненного уровня населения при декларировании соци­альной ориентированности реформ. Рост доходов населения страны неста­билен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.

Доминирующими в структуре доходов населения республики остаются продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения Беларуси к структуре доходов на­селения слаборазвитых стран.

Падает средняя продолжительность жизни: если в конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.

6. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благода­ря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются госу­дарством и рядом общественных организаций посредством вычетов из дохо­дов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой под­ход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.

7. Значительные масштабы государственного регулирования пере­ходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большин­ство промышленных предприятий находится в государственной собственно­сти. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы.[1]

Ситуацию в экономике осложняют крупные расходы на социальные нужды, в том числе на чернобыльскую программу. Правительство, стремясь решить одну из наиболее острых проблем — жилищную, выделяет крупные кредиты на инди­видуальное и кооперативное строительство.

Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей рес­публике сыграли следующие факторы:

ü наличие доиндустриальных, индустриальных, постиндустриаль­ных подсистем производительных сил;

ü система производственных отношений, которая находилась в свое­образном «переходном» состоянии;

ü процессы свертывания общественного разделения труда и перехо­да к натурализации производства.

Существенной чертой переходной экономики является социально-эконо­мический кризис. Он возникший как результат краха командно-администра­тивной системы.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чер­тами:

1) наиболее заметной чертой экономического кризиса является длитель­ный обвальный спад, последствия которого сохраняются до настоящего време­ни. Он особенно ощутим в таких областях, как реальное потребление населе­ния, инвестиции и т.д.;

2) углубляющаяся структурная диспропорциональность;

3) сохраняются высокие темпы инфляции;

4) значительный дефицит государственного бюджета;

5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестицион­ный кризис;

6) продолжается падение курса белорусского рубля;

7) остается относительно низким жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации его по уровню доходов;

8) значительных масштабов достигла скрытая безработица.

Для перехода к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовалось ре­формировать всю систему цен.

Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изме­нение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в ап­реле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не обла­гались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и ком­пенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предпри­ятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть на­рождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значитель­ными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуа­цию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Ис­ключение составили товары первой необходимости и особо важные матери­альные ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешне­торговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца воз­росли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводя­щих реформу (табл.1).

Таблица 1. [2]

Страна, год Рост цен, %
Россия(1992)  
Болгария(1991)  
Чехословакия(1991)  
Венгрия(1991)  
Польша(1990)  
Румыния(1991)  

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к мате­риальным ресурсам.

В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у на­селения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале рефор­мы.

Однако на пути успешного проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протека­ет очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если ли­берализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко деста­билизируется положение предприятий, нарушается система платежных от­ношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обост­ряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает ре­зультаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих об­стоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая ин­фляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ре­сурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Инфляция как таковая - это безусловно денежный феномен, озна­чающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возни­кать в результате повышения совокупного спроса, которое является следст­вием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответст­вующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства(например, при инфля­ционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восста­навливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, на­чинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние де­нежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпы­вается лишь названными процессами, получившие название «инфляцией спроса». В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отрас­лях экономики становится возможным длительное завышение цен на их про­дукцию. При использовании такой продукции для производства других това­ров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным про­должение производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате про­изводство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы(повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организа­цией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в эконо­мике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)