АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Своєрідність французького реалізму

Читайте также:
  1. І. Сутність і своєрідність заробітної плати в освіті
  2. Своєрідність правової системи Шотландії
  3. Своєрідність предмету філософії
  4. Своєрідність системності мови. Співвідношення системних і несистемних явищ у мові. Система і норма
  5. Своєрідність філософії українського духу

Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап - становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) - представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

Становление реализма как метода происходит во второй половине 20-х годов, т. е, в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь П. Мериме, Ф. Стендаль, О. де Бальзак. После революции 1830 г. (Июльская революция — восстание 27 июля 1830 года против действующей монархии во Франции, приведшее к окончательному низложению старшей линии династии Бурбонов и установлению либерального королевства со значительными властными полномочиями буржуазии), явившейся значительной вехой в истории Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит отражение в их полемике начала 30-х годов. Свое первенство в литературном процессе романтизм будет вынужден уступить реализму как направлению, наиболее полно отвечающему требованиям нового времени.

Между французским реализмом первого периода — и в этом одна из его специфических особенностей - и романтизмом существует сложная «родственная» связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т. д.). В те времена еще не произошло размежевания терминов «романтизм» и «реализм». На протяжении всей первой половины XIX в. реалисты почти неизменно именовались романтиками. Лишь в 50-е годы - уже после смерти Стендаля и Бальзака - французские писатели Шанфлери и Дюранти в специальных декларациях предложили термин «реализм». Первые реалисты позаимствовали множество достижений романтиков. Вот почему важнейшая из установок - воссоздание жизни в формах самой жизни - отнюдь не исключает для Бальзака, Стендаля, Мериме таких романтических приемов, как фантастика, гротеск, символ, аллегория, подчиненных, однако, реалистической основе их произведений.

Реализм второй половины XIX в., представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декларированный уже в романе «Мадам Бовари» (1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остается буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы ее изображения. На смену ярким индивидуальностям героев реалистического романа 30-40-х годов приходят обыкновенные, мало чем примечательные люди. Многокрасочный мир поистине шекспировских страстей, жестоких поединков, душераздирающих драм, запечатленный в «Человеческой комедии» Бальзака, произведениях Стендаля и Мериме, уступает место серой обыденности, самым примечательным событием в котором становится, например, супружеская измена.

Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он живет и который является объектом его изображения. Если Бальзак, Стендаль, Мериме проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, т. е. чувствовали себя художниками, глубоко вовлеченными в жизнь современности, то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него буржуазной действительности. Однако одержимый мечтой порвать все нити, связующие его с «миром цвета плесени», и укрывшись в «башне из слоновой кости» (Иносказательно: мир высоких чувств и творческих устремлений, далеких от приземленного, суетного мира, мира практических расчетов и житейских забот), посвятить себя служению высокому искусству, Флобер почти фатально прикован к своей современности, всю жизнь оставаясь ее строгим аналитиком и объективным судьей.

Жизнь и творчество Стендаля. Творчество Стендаля открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы - период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма.

Родился Анри Мари Бейль в 1783 г. Атмосфера времени пробудила первые порывы свободолюбия в мальчике, который рос в состоятельной буржуазной семье. Его отец был адвокатом при местном парламенте, мать умерла рано. Благотворную роль в воспитании будущего писателя сыграл его дед, Анри Ганьон, широко образованный человек, благодаря которому будущий писатель пристрастился к чтению. В 1796 г. Стендаль был отдан в Центральную школу Гренобля. Среди других наук он особенно увлекся математикой. В 1799 г., успешно выдержав выпускные экзамены, Стендаль уезжает в Париж для поступления в Политехническую школу, однако предпочитает ей Школу изящных искусств и стезю писателя. Влиятельный родственник будущего писателя определяет юношу на военную службу. В начале 1800 г. Стендаль отправляется в поход с армией Наполеона в Италию, но уже в конце следующего года подает в отставку и возвращается в Париж. 1802 – 1805 годы, проведенные по преимуществу в столице, стали «годами ученья». В 1806 г. Стендаль снова поступает на военную службу. С 1805 г. Наполеон ведет непрерывные войны. Стендаль – их участник. Именно этот личный опыт и позволит Стендалю позже создать в романе «Пармская обитель» бессмертные картины битвы при Ватерлоо, восхищавшие Бальзака и Л. Толстого и заложившие основы новой традиции батальной живописи в мировой литературе. В 1812 г. Наполеон в России. Стендаль добивается разрешения участвовать в русском походе. Он потрясен героизмом, стойкостью и величием русского народа, не на жизнь, а на смерть сражающегося с иноземным врагом. В 1814 г. Наполеон отрекается от власти, писатель уезжает в Италию и остается там на семь лет. В 1821 г. Стендаль возвращается в Париж, где и живет до самой смерти. 23 марта 1842 г. Стендаль умер, сраженный апоплексическим ударом. Для официальной критики смерть эта прошла, по существу, незамеченной.

Постоянным предметом изображения Стендаля-художника станет «охота за счастьем» как главный двигатель всех поступков человека. При этом писатель, будучи, как и его учителя-философы, материалистом, важнейшее значение придаст социальной среде, воспитанию и особенностям эпохи в формировании личности. Ранние искания писателя отмечены эволюцией его эстетических пристрастий: после классицистского театра Расина Стендаль увлекся республиканским неоклассицизмом, которому в конечном итоге был предпочтен Шекспир. Первые произведения писатель опубликовал в Италии: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), путевые очерки «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).В 1820-е годы Стендаль выпускает книги: «Жизнь Россини» (1823), «Рим, Неаполь и Флоренция» (1826, новое издание), «Прогулки по Риму» (1829), публикует в английской периодике многочисленные статьи о жизни Франции, обозначившие поворот писателя к современности, которая станет главным предметом его художественного исследования.

Первая половина 20-х годов ознаменована для Стендаля выходом в свет двух выпусков его памфлета - литературного манифеста «Расин и Шекспир» (1823; 1825), подводившего итоги борьбы романтиков с классицистами и предначертавшего программу будущего реалистического искусства. А своеобразие его творческой индивидуальности сполна раскроется в созданном им типе социально-психологического романа: «Арманс», «Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель», новелла «Ванина Ванини».

Жизнь и творчество Гюстава Флобера (1821 - 1880) - связующее звено между реализмом первой половины XIX в., реализма, вышедшего из недр романтизма и поднявшегося на принципиально новую ступень в эстетическом освоении действительности, и этапом так называемого натурализма, представленным во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой.

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 г. в Руане. В 1840 г. по окончании лицея Флобер едет в Париж изучать право, но вскоре тяжело заболевает, у него была эпилепсия, и оставляет учебу, а после смерти отца возвращается в небольшое имение родителей близ Руана - в Круассе. Здесь он и остается до конца своих дней, выезжая в Париж, где постоянно встречается с друзьями и соратниками — Ги де Мопассаном, Э. Гонкуром, Э. Золя, И. С. Тургеневым, много путешествует - на Корсику, в Испанию, Италию, Грецию, Египет, Малую Азию. Умер он в Круассе в 1880 г.

Писать Флобер начал очень рано и писал много, чему способствовала его склонность к уединению. Это были рассказы в духе "неистовых романтиков". Флобер - очень трудолюбивый писатель. "Все вдохновение, - утверждал он, - состоит в том, чтобы ежедневно в один и тот же час садиться за работу". В нем существовали два человека - романтик и реалист. В первом большом произведении - " Воспитание чувств " (1843 - 1845) - он надеялся заключить между ними перемирие. Ничего путного из этого не вышло. Дебютом Флобера в печати стал роман " Госпожа Бовари ". Он же сразу стал и самым прославленным французским романом. "Госпожа Бовари", которую во всем мире считают совершенным созданием искусства, привела ее создателя на скамью подсудимых. В 1856 году, после публикации романа в журнале "Ревю де Пари", Гюстав Флобер был обвинен в оскорблении общественной морали и религии и привлечен к судебной ответственности, но был оправдан.

 

Английская реалистическая литература. Развитие реализма XIX в. в Англии весьма своеобразно по сравнению с аналогичным процессом в других странах Европы. Быстрое и интенсивное формирование капитализма с особой очевидностью выявило тесную взаимосвязь личности и общества, что в свою очередь определило раннее становление критического реализма в Англии. Первые произведения, в которых по-новому, в сравнении с просветительским реализмом, была раскрыта взаимосвязь человека и среды, его формирующей, появились в Англии еще в 90-х годах XVIII столетия. Англия стала первой классической буржуазной страной, и потому совершенно закономерно, что в 30— 40-е годы XIX в. ни в одной другой европейской стране различие между богатыми и бедными не чувствовалось так остро, как в Англии. Тяжелое экономическое положение народных масс закреплялось и политическим бесправием.

Следствием этих политических и экономических причин стала мощная борьба за реформы, которая развернулась в Англии в первые десятилетия XIX в. Ее вдохновителем был утопист Роберт Оуэн (1771—1858). Он, как и многие другие утопические социалисты первой половины века (Сен-Симон, Фурье), веря в совершенство человеческой личности, полагал, что достаточно указать на несправедливость, как богатые поймут ложность своего положения и станут сторонниками равенства и убежденными противниками угнетения.

Реализм быстро обрел в Англии силу, потому что романтизм не успел еще расшатать основы просветительского реализма, как уже начал складываться новый реализм. Иначе говоря, в Англии критический реализм XIX в. формировался в непосредственной, ненарушенной преемственности от реализма эпохи Просвещения. Однако, как бы сильно ни было выражено критическое начало в творчестве английских реалистов, не менее важно и начало собственно позитивное — утверждение идеала. И в этом английский реализм вновь обнаруживает свою связь с романтизмом. Через увлечение утопией, за исключением Джейн Остен, Уильяма Теккерея, Эмили Бронте и писателей-чартистов, прошли практически все английские реалисты первой половины XIX в.

Чарльз Диккенс (1812 – 1870). Чарльз Диккенс родился в 1812 году. Его отец – Джон Диккенс был мелким служащим портсмутских доков. В 1820 Чарльза и его сестру Фанни отдают в частную подготовительную школу Уильяма Джайлса. Он увлекается чтением, кукольным театром, сочиняет трагедию «Миснар, султан Индии». В 1823 Чарльз один едет в Лондон (куда перебрались его родители). В Лондоне вследствие крайне стесненных обстоятельств семьи образование Чарльза прерывается. В 1824 Чарльза посылают работать на фабрику ваксы. 20 февраля Джона Диккенса заключают в долговую тюрьму Маршалси, в мае получает наследство и расплачивается с долгами, забирает сына с фабрики. Чарльз поступает в частную школу, называвшуюся «Веллингтонская домашняя академия». В апреле 1827 Чарльз Диккенс уходит из школы и поступает клерком в контору юриста, после работает в суде. С 1832 г. работает в газетах, а с 1833 г. много пишет и публикуется. Выходят в свет знаменитые произведения «Посмертные Записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Домби и Сын». С 1842 г. по 1847 г. много путешествует – в Америку, Италию, Францию, Швейцарию, где знакомится с выдающимися писателями этих стран: Генри Лонгфелло, Вашингтоном Ирвингом, Эдгаром По, Виктором Гюго, Александром Дюма. В Лондон возвращается в 1847 г. В 1866 в Степлхерсте происходит крушение поезда, на котором Диккенс возвращается в Лондон. Только вагон, в котором находился Диккенс, не упал с моста. Проявляя большое самообладание, Диккенс оказывает помощь жертвам крушения. Однако пережитое им нервное потрясение долго дает себя чувствовать. Больше не пишет крупных романов. 9 июня 1870 Диккенс скончался от кровоизлияния в мозг.

Художественный метод Диккенса, который традиционно называют реалистическим, правильнее было бы назвать гротескным сентиментализмом. Две черты реализма – психологически достоверное описание внутренней жизни человека во всей ее неоднозначности, а также общая социально-обличительная направленность – приобретает в творчестве Диккенса весьма специфическую форму. Куда более яркими, чем вполне реалистические, даже автобиографические персонажи, оказываются гротескные герои романа. Гротеск проявляется в том, что наиболее яркие характеры Диккенса запоминаются не сложностью своей натуры, но скорее одной доминантной чертой, их определяющей. Причем для большей яркости этой черты она выпячивается почти карикатурным образом.

Что же касается социальных обличений, то надо заметить, что Диккенс специально изучал положение беднейших слоев английского общества. Наряду с задачей показать «суровую правду жизни» в этом программном предисловии ставилась и чисто дидактическая задача воспитания читателя, заимствованная Диккенсом у сентименталистов, также ставивших своей задачей поучение и воспитание читателя.

Литературно-социальная программа Диккенса может показаться наивной, но она продолжает традицию утверждения ответственности человека не только за себя, но и за окружающий его мир. Несовершенства этого мира доступны исправлению, но начинать его надо не с возвышенных мечтаний о преобразовании мира в целом, но с воспитания в себе достойного человека, живущего не только ради себя, но ради всех, кому он может помочь.

Уильям Мейкпис Теккерей родился в 1811 г. в Калькутте, где отец его в то время был чиновником на британской административной службе. Отец Теккерея вскоре умер. Когда Уильяму исполнилось шесть лет, его послали на родину для получения образования, «какое приличествовало джентльмену». Он учился в Чартерхаусе и Кембридже, но из Кембриджа Теккерей почти убежал, проучившись в университете всего один год. Летом 1832 года Теккерей уехал в Германию, которая в то время славилась постановкой филологической науки. В год совершеннолетия его ждало получение наследства, оставленного отцом, его влекло искусство. Талант к рисунку, проявившийся у Теккерея очень рано, заставил его мечтать о парижских школах живописи. Разоряется банк, распоряжавшийся средствами, оставшимися после отца. Необходимость срочного выбора профессии определяет возвращение на родину и решение заняться правом, которое его не привлекает. Молодой Теккерей становится иностранным корреспондентом газеты «Знамя нации». В 1836 году Теккерей женился на Изабелле Шоу, которую встретил в Париже. Через четыре года, когда он с женой и двумя малолетними дочерьми плыл на пароходе в Ирландию, Изабелла внезапно попыталась покончить жизнь самоубийством. С конца 30-х годов начинают выходить его первые зарисовки нравов английского общества.

Наиболее плодотворным периодом в творчестве Теккерея были первые 14 лет его литературной деятельности (1834 – 1848). В это время искусство Теккерея как сатирика и реалиста непрерывно совершенствовалось, а реализм его углубился. Писатель выступал в различных литературных жанрах, много и плодотворно работал. Он живо и чрезвычайно горячо откликался на важнейшие события современности как на родине, так и за ее пределами. Все антиреалистические произведения вызывали негодование молодого Теккерея, он остро, едко и смело издевался над напыщенным, играющим на мелодраматических эффектах и ложной сентиментальности творчеством своих современников. Теккерей выступает за реалистическую литературу, из которой пытается изгнать «фальшивые характеры и фальшивую мораль». Писатель создает произведения разнообразных жанров. Но все они направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действительности.

Теккерей пишет «Ярмарку тщеславия», которая считается вершиной творчества писателя. В дальнейшем он создает такие произведения как «Ньюкомы», «История Пенденниса», «История Генри Эсмонда», «Виргинцы» и др. Писатель все реже обращается к изображению современной ему жизни. После «Истории Пенденниса» и «Ньюкомов» – хроники одного английского семейства – автор обращается к обрисовке прошлого. Все эти произведения считаются достаточно значительным явлением в литературном процессе XIX века.

 

Реалистическая литература в России. Развитие в России критического реализма и революционного романтизма тесно связано с Отечественной войной 1812 года и движением первого поколения русских революционеров. В среде передового русского дворянства формируются будущие декабристы. А 1840-е гг. в истории русской литературы и русской общественной мысли значатся как период этапный: в литературе наблюдается формирование нового литературного направления и метода ("критический реализм" натуральной школы), в идеологической жизни страны идет размежевание и консолидация социально-политических сил и направлений (западники, славянофилы, революционные демократы). Однако все эти процессы происходят под знаком "культуроцентрации" периода.

Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время работали Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Для литературы этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир (критический реализм потому одновременно становится психологическим) и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни.

Критический реализм в России первое время назывался «натурализмом». Основной доктриной «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Н. Некрасов, Д. Григорович, И. Тургенев, А. Герцен, И. Панаев, В. Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник», которые стали программными для «натуральной школы».

Формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской литературы Пушкин как бы навёрстывает её прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни талантам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Гоголя. Пушкин явился основоположником русского национально-самобытного классического реализма, открывшего новую эпоху в художественном развитии человечества. Реалистический метод пушкинского изображения человека был принципиально новым в русской литературе; он был глубоко прогрессивным и в общем процессе мирового литературного развития, воплотив в себе с наибольшей полнотой принцип изображения типических характеров в типических обстоятельствах. Человек вошел в литературу в его конкретности — исторической, национальной и социальной. «Борис Годунов», «История Пугачёва», «Капитанская дочка» – первые реалистические произведения.

Реализм Гоголя знаменовал новую ступень в развитии критического реализма в русской литературе. Величайшая жизненность и вместе с тем типическая обобщенность образов Гоголя рождались из их тесной связи с действительностью, из глубокого проникновения писателя в жизнь народа. Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души».

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрёл мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику» души открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм в XX веке во всём мире несёт на себе отпечаток эстетических открытий Толстого и Достоевского.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) был первым великим русским критиком. Он создал эстетическую программу реалистического направления. С середины 1830-х и почти на протяжении всех 1840-х годов он являлся главным идейным вдохновителем и организатором самого мощного литературного направления в России. Он ввел основные теоретические понятия и термины реалистической критики. Литературной критикой также занимались Николай Александрович Добролюбов и Николай Гаврилович Чернышевский.

Развитие сценического реализма в России в 19 в. в значительной мере определялось русской драматургией – произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Гоголя, позднее А. Н. Островского, Л. Толстого, А. П. Чехова. Эстетические принципы Пушкина и Гоголя лежали в основе творчества великого русского актёра М. С. Щепкина. На основе драмы русского критического реализма выросло также искусство целой плеяды актёров реалистической школы, связанной в первую очередь с Малым театром в Москве и Александринским театром в Петербурге. Русский сценический реализм не был резко отделен от романтизма, что на рубеже 19 – 20 вв. сказалось, например, в творчестве великой русской трагической актрисы М. Н. Ермоловой, в деятельности выдающегося актёра и режиссёра А. П. Ленского.

Утверждение реализма в театре 19 в. вело к изменению не только метода актёрского творчества в направлении всё более полного и жизненно правдивого воссоздания образа героя, но и к изображению на сцене конкретно-исторической социальной обстановки. Отсюда возникло стремление к ансамблю, к использованию всех компонентов театра – организации сценического пространства, декорационного оформления, цвета и света, звуковой партитуры. Это вызвало во 2-й половине 19 ‒ начале 20 вв. рождение режиссуры как специфического и важнейшего (наряду с драматургией и актёрским искусством) элемента театра.

Наиболее полное и цельное воплощение принципы театрального реализма получили в новаторской деятельности Московского Художественного театра (МХТ). В режиссуре МХТ, представленной прежде всего его основателями К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, и в актёрском искусстве (в МХТ была воспитана плеяда выдающихся мастеров ‒ И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов и др.) нашли своё утверждение высшие проявления реализма, связанные с принципами школы «переживания», основанные на раскрытии органического процесса творчества актёра ‒ создателя образа.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)