|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реализм как художественный метод и литературное направлениеРазвитие реалистической литературы в XIX в.
1. Реализм как художественный метод и литературное направление. 2. Своеобразие французского реализма. Творчество Ф. Стендаля, Г. Флобера. 3. Английская реалистическая литература. Вклад Ч. Диккенса, У. Теккерея. 4. Реалистические тенденции в русской литературе.
Реализм как художественный метод и литературное направление Романтическое искусство было еще в полном расцвете в литературах Европы и Америки, когда рядом с его представителями выступили писатели, придерживающиеся иных взглядов на литературу. Началось становление нового направления в мировом искусстве и литературе — критического реализма. В 20-40-е годы XIX века критический реализм формируется в литературах Европы и России. Стендаль, Бальзак и Мериме во французской литературе, Диккенс и Теккерей — в английской, Пушкин, Лермонтов и Гоголь — в русской, Гейне — в немецкой были его наиболее ранними представителям. Духовный климат Западной Европы после 1830 года существенно переменился по сравнению с романтической эпохой. Субъективный идеализм романтиков сменился верой во всемогущество разума и науки, верой в прогресс. Две идеи определяют в этот период мышление европейцев — это позитивизм (направление в философии, основывающееся на сборе объективных фактов с целью их научного анализа) и органицизм (эволюционная теория Дарвина, распространенная на прочие сферы жизни). XIX век — век бурного роста науки и техники, подъема социальных наук, и это стремление к научности проникает и в литературу. Художники-реалисты видели свою задачу в том, чтобы описать в литературе все богатство явлений окружающего мира, все разнообразие человеческих типов, то есть наука XIX века и реалистическая литература проникнуты одним и тем же духом сбора фактов, систематизации и выработки последовательной концепции действительности. А объяснение действительности давалось исходя из принципов эволюции: в жизни общества и личности усматривалось действие тех же сил, что и в природе, сходных механизмов естественного отбора. Периодизация литературного процесса XIX века обычно производится и учетом истории становления и развития двух основных литературных направлений — романтизма и реализма: 1) 1789 — 1830- е гг. — время зарождения и расцвета романтизма; 2) 1830 - конец 1848-й гг. — период, когда наряду с романтизмом существует и все более набирает силу реализм; 3) 1850 - 1870-е гг. — развитие критического реализма, определенные изменения его характера, обретение реализмом новых черт, которое будет способствовать возникновению на его основе новых литературных направлений (в частности — натурализма). Реализм не просто сменил романтизм, оба направления сосуществовали некоторое время. И все же можно говорить о преемственности от романтизма к реализму, ибо главные его художественные открытия были сделаны в первой четверти века: - первая критика буржуазного общества; - открытие нового типа героя, вступающего в противоборство с обществом; - искусство психологического анализа, открытие неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности; - принцип историзма, т. е. рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. - глубокое проникновение в сложный духовный мир человека: преодоление того метафизического противопоставления добра и зла, которое было характерно для многих просветителей; - пристальное внимание к колориту — национальному, географическому — все эти завоевания романтизма обогащали художественное зрение реалистов. Не следует забывать, что романтизм и критический реализм XIX века исходили из одной общей посылки: неприятия буржуазного общества. Но, конечно, реалисты сделали огромный шаг в сравнении с романтиками: они не мистифицировали буржуазное общество, они сорвали с него маски. Потребовался известный общественный опыт, чтобы реально оценить причины и следствия, «и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения. Реалисты используют открытия романтиков в сфере психологии, но вписывают по-новому понятого человека в исторически достоверную, современную им жизнь. Человек у реалистов обусловлен прежде всего социально-исторической средой, и в основе реализма лежит принцип социально-классового детерминизма. Изменилось у реалистов и восприятие человеческого характера. У романтиков исключительный характер был субъективным достоянием отдельной личности; герой реалистического произведения — всегда уникальный продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации. Реалистическое искусство демократично — реалисты впервые вывели на сцену “маленького человека”, который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах. С точки зрения формы реализм отходит от бурных романтических пейзажей, экзотики далеких стран, загадочной жизни разбойников и тому подобных изгоев и возвращается в повседневный будничный мир окружающей их жизни. Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели-реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса – отсюда критический реализм. Реализм XIX века стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего, понятно, требовались произведения больших объемов. Отчасти поэтому ведущим жанром в литературе реализма становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место всему этому гигантскому жизненному материалу. Особенно на раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом. Характерным признаком реализма считается: «... типичные характеры в типичных обстоятельствах». Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений с необходимостью присущи реалистической тенденции и составляют характерную особенность всякого реалистического метода. Реализм противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, «новаторству»); с другой стороны — направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. Реализм исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Реализм — то направление в искусстве, в котором природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом. Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: - объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; - воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей) — принцип типизации. Герой реалистического произведения – социальный тип в чистом виде. Он представляет среду и состоит из социальных качеств и признаков.; - предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); - преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Критические реалисты создали социальный характер. Они дали ему точную и ясную оценку, исходя из той роли, которую он занимает в обществе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |