|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мировоззрение: понятие, структура, функцияОбщественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают в коллективном сознании типичные свойства его юридической действительности. Групповое сознание (коллективное сознание социальных групп) складывается из специфических нормативных ценностей социально-демографических групп (правосознание сотрудников милиции, студентов юридических вузов, военнослужащих и т.д.). Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического жизненного опыта. 2). В соответствии со вторым критерием (уровнем адекватности восприятия права) правосознание подразделяется на:обыденное, научное, профессиональное. Обыденное правосознание – это складывающиеся под влиянием жизненного опыта массовые, стихийные представления людей о государстве и праве. Обыденным правосознанием обладают все люди не зависимо от своего социально-правового статуса. Профессиональное правосознание – это понятия, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессиональных юристов. Профессиональным правосознанием обладают граждане, осуществляющие толкование и реализацию правовых предписаний на профессиональной основе: сотрудники органов внутренних дел, адвокаты, судьи и т.п. Научное (теоретическое) правосознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие высокий уровень систематизированного, теоретического освоения права. Научным правосознанием обладают ученые-юристы.
[1] Там же. С. 214-227. [2] Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 201. Та же мысль высказана М.И. Байтиным: «функции права непосредственно связаны с действием права, с практической реализацией его свойств официально-властного регулятора отношений между людьми, его ролью и местом в структуре правовой системы общества». (Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 137.) [3] См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 191; Он же. Функции гражданско-правовых средств // Вестник Московского ун-та. Серия Право. 1989. № 1. С. 13; Максименко С.Т. Функции советского гражданского права // Актуальные вопросы советской юридической науки. Ч. 2. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1978. С. 6. Использование термина «результат правового воздействия», как одного из главных признаков понятия функции права, вызывает отождествление понятий «функция» и «функционирование», что по нашему мнению, недопустимо. [4] См.: Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 34; Слюсаренко Е.Л. О понятии функции социалистического права // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. Вып. 12. Киев, 1978. С. 23. По нашему мнению, понятие «роль права» содержит не только то, какие функции выполняет право, но и результат осуществления этих функций, который остается за понятием функции права и содержится, в нем лишь в виде возможностей. [5] См.: Рыженков А.Я. Компенсационная функция советского гражданского права. Саратов, 1983. С. 8-9; Реутов В.П. О разграничении функция права и правового регулирования // Правоведение. 1974. № 5. С. 22. При указанном подходе происходит отождествление функций права с правовым воздействием. [6] См.: Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. М., 1967. С. 255; Фарбер И.Е. О воспитательной функции общенародного права // Советское государство и право. 1963. № 7. С. 39. На наш взгляд, «назначение права» более объемная категория, а термин «назначение права» говорит скорее о цели, достижению которой должно служить право. [7] См: Лукьянов А.И., Шебанов А.Ф. Система права в Советском союзном государстве. // Советское государство и право. 1976. № 9. С. 37. [8] Н. А. ПьяновКОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТЕМА: «СИСТЕМА ПРАВА». // Сибирский юридический вестник. [9] Формальная определенность характеризует норму права, закрепленную в нормативно-правовом акте или судебном решении. Однако норма права может быть выражена и в неписаной форме в правовых обычаях. [10] См.: Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М.: Юридическая литература, 1991. С. 79. [11] См: Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Новый Юрист, 1998. С. 89. [12] См.: Матузов Н.И. Система права. // Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 359. [13] О.В. Мартышин выделяет источники права в философском и юридическом смысле. «В философском плане источники (истоки, основы) права следует, - по его мнению, - искать в социально-экономической жизни, культуре, истории, в сознании людей. В этом смысле говорить об источниках – значит говорить о сущности права. В юридическом смысле источник – реальная форма, в которой воплощается право, документ, в котором оно фиксируется, где его можно найти. Именно в этом смысле ни принципы, ни правосознание, ни естественное право не могут рассматриваться как источники права». (См.: Мартышкин О.В. Понятие права и источники права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории: Материалы Всероссийской науч. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. С. 7-8.) [14] Правовой обычай есть древнейшая форма правообразования. Причем, например, в римском праве нормы обычного права обозначались терминами, которые указывают на различные способы его возникновения: mores maiorum (обычай предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratum (обычаи, сложившиеся в практике магистров) и др. (См.: Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 91-92) [15] Реализация как таковая представляет собой процесс перевода явления в иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достижения определенного результата. Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерного поведения, использование свойств права для достижения социально полезного результата. (См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 2001. С. 201.) [16] Представление о реализации права как о строго обусловленном процессе осуществления правовых предписаний, о воплощении этих предписаний в поведении людей является наиболее распространенным в юридической литературе. Однако нередко реализация права рассматривается не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, но и как его конечный результат. В данном случае реализация права определяется как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий. (См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 453.) [17] Применение права является наиболее сложной формой его реализации. Оно одновременно включает в себя и соблюдение каких-то норм, и исполнение лежащих на правоприменителе обязанностей, и осуществление принадлежащих ему прав. (См.: Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 1989. С. 11.) [18] Полнота, достоверность и достаточность зачастую имеют оценочный и относительный характер. Так, в момент возбуждения уголовного дела следователь не обладает всей полнотой достоверных сведений о произошедшем, но эти сведения достаточны для возбуждения уголовного дела – вынесения правоприменительного акта, и проведения дальнейшего расследования. [19] Акты применения права занимают особое место в механизме правового регулирования, выступая «передаточным рычагом между такими элементами, как норма права и конкретное правоотношение». (Григорьев Ф.А. Акты применения норм советского права. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 1971. С. 14.) А.Ф. Черданцев сравнивает правоприменительные акты с двигателем этого механизма, которые дают ему энергию, подталкивают к движению. (Черданцев А.Ф. Теория права и государства. М., 1999. С. 350.) [20] Форма выражения может выступать в качестве одного из критериев классификации правоприменительных актов. Следует заметить, что часто используемое определение правоприменительного акт как письменного документа уже не отражает современные технические возможности закрепления и выражения волеизъявлений субъектов правоприменительной деятельности. В настоящее время документ правильнее определять как «материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях хранения и общественного использования». (Ст. 1 Закона РФ от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // Российская газета. 1994. 29 дек.) [21] Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Т.1. Социология права. М., 2001. С. 211. [22] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1886. С. 342. [23] П.А. Сорокин, сопоставляя два приема, употребляемые при толковании юридических норм – грамматический анализ и выяснение логического смысла, отмечает, что «вряд ли такое разделение может быть признано состоятельным. В самом деле, грамматическое толкование не может быть нелогическим оно должно также сообразоваться с законами логики; точно так же и логическое толкование возможно лишь при установлении грамматического смысла каждого законоположения. Поэтому не может быть речи о двух различных видах толкования, а может быть только речь о двух приемах, употребляемых при толковании» (Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль. 1919. С. 73.). Соглашаясь в целом с точкой зрения ученого, согласно которой грамматические приемы неотделимы от приемов логических, все-таки следует отметить, что в научно-познавательных целях выделять грамматическое и логическое толкования в качестве самостоятельных типов вполне допустимо и удобно. [24] См, например: Осипов А.В. Толкование права.// Теория государства и права./ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юрист, 1997. С. 448. [25] К этому же виду толкования можно отнести, например, и Инструкцию МВД России «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел», утвержденную Приказом Министра Внутренних Дел № 300 от 16 июля 1993 года, где разъясняется смысл соответствующих правовых норм с целью их единообразного применения в системе МВД России. [26] См.: Гранат Н.Л., Колесникова О.М., Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 1991. С. 65. [27] К примеру социальный обычай перехода имущества умершего к его родственникам, был признан государством полезным и в силу этого правомерным. В свою очередь не менее древний обычай кровной мести государством был оценен в качестве социально вредного и соответственно противоправного [28] Подробно см.: Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 154 – 156. [29] Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 6. М., 1998. С.590. [30] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 585. [31] Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000. С.473. [32] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 340 – 341. [33] Предлагалось, в частности, введение в научный оборот понятий «правовая сфера жизни общества» и «юридическое бытие», что вряд ли является целесообразным, поскольку излишне усложняет категориальный аппарат (См., напр.: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.,1963. С.40; Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.,1982. С.30-37). [34] Сальников В.П. Социалистическая правовая культура: методологические проблемы. Саратов,1989. С.27. [35] Каминская В.И., Ратнов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.,1974. С.43. [36] Сальников В.П. Сиротин А.С. Воспитание уважения к праву как направление профилактической деятельности // Вопросы профилактики преступлений. Л., 1976. С. 21 – 22. [37] Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрист, 1997. С. 524. [38] Общественное бытие и общественное сознание - категории исторического материализма. Общественное бытие - материальные отношения людей к природе и друг к другу. Общественное сознание - духовная сторона исторического процесса, определяется общественным бытием и оказывает на него обратное воздействие (См.: Философский энциклопедический словарь. М.,1989. С.434). [39] Макаров С.В., Сальников В.П. Правосознание и правовая культура // Проблемы теории права и государства. Курс лекций / Под ред. В.П. Сальникова. СПб. 1999. С. 215. [40] В концепции Л.И Петражицкого правосознание рассматривается как «интуитивное право». Позитивное же право рассматривалось ученым лишь как один из способов формирования интуитивного права, да и то, если это позитивное право соответствовало психологии отдельного человека. Под интуитивным правом Л.И.Петражицкий понимал двухсторонние императивно-атрибутивные эмоции, которые представляли из себя, по существу, явления индивидуальной психики и были частью индивидуального правосознания. (Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.С. 85.). [41] Лившиц Р.З. Теория права. М.,1994. С. 2-3,14. [42] См.: Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.,1982.С.40-41. [43] Следует отметить, что существуют и другие структурные интерпретации правосознания. Например, в качестве его элементов выделяются правовые понятия, социально-правовые эмоции и воля, т.е. правосознание представляется в виде единства рационального, эмоционального и волевого. (См., например: Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. Киев,1970. С.56 – 81). Мировоззрение: понятие, структура, функция. Литература: философия – Губина, Сидорина 2002 г.; Алексеев, Пезанин – философия. Мировоззрение – это целостная система взглядов на мир человеком, явление присущее только человеку. Предпосылки мировоззрения: 1. Противоположность человеческого сообщества и остальной природы. 2. Противоположность личности и социальной среды. Источник мировоззрения – потребность человека осмыслить свое место в природном и социальном мире, понять систему отношений между «я» и «не я», «я» и «мы», «мы» и «не мы». Содержание мировоззрения – это особого рода знание, которое строится вокруг главной проблемы отношения человека к миру, знание о том, что есть мир, в чем смысл жизни и в каких отношениях могут быть реализованы цель и смысл жизни. Функции мировоззрения: объяснительная (познавательная), жизненно-практическая. Уровни мировоззрения: 1. Мироощущение, мировосприятие. 2. Миропонимание (появляется такой вид деятельности как философия) Субъекты мировоззрения – носители мировоззрения (человек, группа, общество). Типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Миф – это сказание, предание, повествование, как правило, миф имеет набор фиксированных сюжетов, которые повторяются у разных народов. По типу сюжета мифы можно разделить на следующие: этнологические, космологические (происхождение космоса и человека, повествуют о предках человека), эсхатологические (о конце света), календарные (земледельческие культы, умирающие и воскрешающие боги).
Особенности мифологического мышления: 1. Миф всегда имеет практическую направленность. 2. Мифологическое мировоззрение антропосоциоморфично (для мифа характерно очеловечивание окружающей среды). 3. Миф имеет синкретичный (нерасчлененный) характер. 4. Миф основывается на отсутствии индивидуального самосознания, опирается на групповое, коллективное самосознание. 5. Миф создан всегда из конкретных, персональных образов. 6. Миф не знает условностей (не проводит различие между образом этой вещи и вещью). 7. Миф обладает императивным характером (закрепленные в мифе образцы носят характер безусловного предписания, в рамках мифа не требуются доказательства). Миф – исторически первая форма мировоззрения, способ и результат коллективного осмысления мира людьми посредством фантастических образов, имеющих для людей императивный (безусловный) характер. Религия являются следующим историческим типом мировоззрения вера в существование сверхъестественного, вера в одного или несколько богов. Первыми формами религии был фетишизм и анимизм. Фетишизм – вера в некий предмет, который обладает некоторыми свойствами, этот предмет объект поклонения. Магия – настрой человека, стремление оказать влияние на ход событий с помощью каких-либо обрядов, заклинаний и т. д. Анимизм («анима» – душа) – вера в существование самостоятельной души по отношению к телу. Политеизм (многобожие) – первые языческие религии. Монотеизм (единобожие) – разновидности современных мировых религий. Теоцентризм – бог является центром мира. Креационизм – бог является создателем мира. Группы предпосылок возникновения религии: гносеологическая группа, социальная группа. Человеческая мысль способна отрываться от действительности. Мысль о предмете отрывается от предмета. Религия закрепляла определенный социальный порядок, религия использовалась как способ управления и психологического воздействия. Религия предполагает особую психологическую установку – веру: · Принятие определенных утверждений, догматов и решимостью придерживаться этих утверждений, вопреки всем сомнениям. · Личное доверие к богу как к руководителю, спасителю верующего. · Личная преданность богу, человек отдает себя на служение ему.\ Функции религии: 1. Объяснительная функция. 2. Иллюзорно-компенсаторная – это функция иллюзорного восполнения бессилия людей. 3. Коммуникативная. 4. Регулятивная – это функция легитимации социального порядка, посредством связывания тех или иных социальных норм на которых покоится этот порядок с представлениями о священном. 5. Интеграция людей в общность. Философия как тип мировоззрения появляется позже, и это было связано с попыткой рационально объяснить мир. Исторические типы: 1. Натуроцентризм (природоцентризм) природные силы и факторы определяет деятельность и поведение человека. 2. Теоцентризм – бог в центре мироздания. 3. Социоцентризм опирается на признание общества центром мироздания, интересы общности ставятся выше интересов отдельного человека. 4. Антропоцентризм – человек, как центр мироздания. Философия собой представляет самостоятельную форму общественного сознания, философское познание всегда осуществляется в форме рефлексии, философия дает систему рационально-обоснованных ответов на мировоззренческие вопросы. Философия осуществляется в формах абстрактного мышления. Предметом философии являются всеобщие характеристики различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром. Философия изучает всеобщее в системе человек-мир. Изучением практической деятельности занимается наука праксиология. Стержнем философского знания является основной вопрос философии. Этот вопрос заключается в определении первичности сознания или материи, мышления или бытия (онтологический аспект) и в том познаваем ли мир? Большинство философов считают, что мир познаваем. Но есть те, кто отрицают познаваемость мира – агностики. Это позиция, согласно которой адекватное познание объективной реальности невозможно. Сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты утверждали, что чувства выступают источником и главной формой существования истинного знания (Ф. Бекон, Дж. Локк, французские рационалисты). Рационализм представители этого направления считали, что истина доступна только разуму, а формой абстрактного мышления, такие как понятие, суждение умозаключения являются формами существования истинного знания. Дуализм (философская концепция Р. Декарта). Философский метод – это способ обоснования и построения философского знания, он содержит систему принципов и правил познавательной практической деятельности. Принципы философского метода носят универсальный (философские методы применяются ко всем областям знания) характер и традиционно выделяются 2 метода: диалектика и метафизика. Диалектика (Сократ – Платон – Гегель), метафизический метод («после физики») – метод противоположный диалектическому в плане понимания движения развития. Источником развития является диалектическое противоречие (у диалектиков), у метафизиков качественных изменений не происходит (механическое движение). Герменевтика – искусство толкования текста. К средствам познания, которые использует философия можно отнести: самонаблюдение, сомнение, интеллектуальная интуиция, герменевтическая интерпретация. Функции философии: 1. Мировоззренческая функция – философия никогда не бывает нейтральная к политическим, социальным и иным проблемам. В философии всегда представлены какие-либо интересы, ценности и т. д. 2. Методологическая функция – философия выступает как общая методология деятельности и познания. В области научного знания дает основные принципы научного знания, понятийные аппарат, подходы и т. д. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |