|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Человек, как человечество1. Человек как философская проблема исторический характер о представлении человека. 2. Исходные понятия философской антропологии. Человек, человечество, сущность и существование человека. 3. Проблема антропосоциогенеза. Фундаментальные, специфические способности человека. Под философской антропологией в широком смысле понимается учение о сущности и существовании человека, о его отношениях с миром, с себе подобными, с богом, о его происхождении, об основных законах его бытия. В истории европейской философии сложились следующие концепции (исторические периоды) о человеке: 1. Античность. Человеческое и природное единое. Человек есть микрокосм, т. е. малый мир отображение сил макрокосма. Человек содержит в себе все основные элементы стихии и при этом является частью космоса. Природа человека двойственна, поскольку он состоит из тела и души. Человек рассматривается как нравственное существо. Нравственное начало человека развивается через самопознание. Добродетель – умение человека быть счастливым. 2. Средние века. Человек создан по образу и подобию бога и должен стремиться сохранять свое богоподобие. Грехопадение разрушает богоподобие человека, его единство с богом, но поскольку божественные и человеческое едины, то через искупительную жертву Христа, для человека остается возможность спасения. Тягчайший из 7 грехов гордыня – это претензия человека на самодостаточность, его способность обойтись без бога отказ от божественной благодати. Согласно христианской концепции человека личность складывается из 3 способностей: мыслить (разум), воля (способность желать), (сердце) способность любить. 3. Эпоха Возрождения. Антропоцентризм (конкретно титанизм) - человек центр мира. Человек в его творческих проявлениях равен богу. Он могуч и универсален. Достоинство человека проявляется в том, что он способен быть творцом самого себя. 4. Эпоха Нового времени. Согласно Декарту достоверным свидетельством человеческого существования является мышления – акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом или механизмом. Паскаль называет человека мыслящим тростником, с одной стороны самое беззащитное существо во вселенной, а с другой стороны это существо которое способно преобразовывать этот мир. Кроме бесконечности мир человека ужасает осознание собственного конца. Человек – это не просто самое беззащитное существо, но и самое совершенное существо. 5. Немецкая и классическая философия (вторая половина XVIII – первая треть XIX гг.). Немецкий идеализм: человек – это духовно-нравственное существо. Идея субъектности, человек субъект носитель общезначимого сознания, так называемого духа. Идея историчности – человеческий род имеет историю, каждый род ее повторяет. Рассматривает через 2 категории: категория самосознания и категория деятельности. Немецкий материализм (Фейербах): человек есть чувственно-телесное существо, это конкретное «я» обредшее свою человечность в общении с таким же конкретным «ты». 6. Современные западные философии (40е годы XIX – XX век): марксизм, позитивизм, иррационализм (экзистенциализм). Согласно Марксу определяющим в поведении человека является труд, взятый в единстве с его социальной формой. Ключевые категории: деятельность и труд. Философия жизни специфику человека видит в феномене жизни и разум противопоставляется бессознательному. На первый план выдвигаются свойства человека: чувства, интуиция, воля и т. д. Философия человека (экзистенциализм) – религиозный и атеистический экзистенциализм. Религиозный – К. Ясперс, Марсель, Кьеркегор (Франция, Германия). Атеистический (появляется после второй мировой войны) – А. Камю, М. Хайдеггер («Бытие и время» - 1927 г.), Жан Поль Сартр: «Бытие и ничто» - 1942 г. Главная проблема – проблема человека, его жизни. Человеческое сознание связано с бытием. Нельзя говорить о сознании без бытия и о бытии без сознания. По Сартру бытие в себе несет две реальности (пласта, плоскости): бытие – это в-себе-бытие (внешний мир, мир на который направлено сознание, но сознанием не затронуто, статично никакого сознания в нем нет). Аксиомы: бытие есть; бытие-в-себе, бытие есть то, что оно есть. В этом бытии нет противоречия, движения, это сплошное бытие. Изменения, развитие и противоречия приходят тогда, когда в мир приходит создание. С появлением сознания появляется для-себя-бытие. Сознание человека конструирует этот мир, вносит в него смыслы и противоречия. Свобода существует только с человеком и в человеке. Свобода – это выбор. Сознание всегда абсолютно текучие, оно ни на миг не бывает застывшим, потому что оно постоянно раздвоено, если оно раздвоено, то в нем существуют противоречия, это раздвоение человека, имеет различные следствия. В отличие от вещей в мире человек свободен. Человек всегда стоит перед выбором он может поставить под вопрос все, в том числе и свое собственное существование. Никакая вещь не может поставить вопрос о своем собственном бытии. Наше существование предшествует нашей сущности (сначала появляемся, затем идет социализация). Человек – это противоречивое существо, которое подвергает свое бытие вопрошанию. Субъективная сторона в человеке является определяющей. Человек не зависит от ситуации, он устремлен в будущее, живет в настоящем и прошлом, он проект он всегда абсолютно свободен. Время – это модус (свойство) сознания человека. Время не присуще вещам («превращенная каузальность»). Суть этого явления можно определить так: не прошлое определяет настоящее и будущее, а наоборот истинный смысл прошлого и настоящего человек может понять только с точки зрения будущего, поэтому человек стоит перед лицом будущего. Если же он не осознает себя, живя в мире вещей он сам превращается в вещь и делает неправильный выбор, переходит к неподлинному бытию. Сущность экзистенциализма по сартру в том, чтобы человек себя осознал, как возможность как проект и был устремлен в будущее.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |