|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система наук и их методов у Конта (закон классификации наук)
Система наук строится на принципах: движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому. Чем больше развитие наук, тем больше прогресс. Конт первоначально разрабатывал т.н. «социальную физику» в 1839 г., полагая, что настоящая наука об обществе должна заимствовать у физики и других естественных наук их убедительность, объективность. Социология состояла из социальной статики (анализ структуры общества, исследование социальных институтов: семья, церковь, государство) и социальной динамики (процесса социальных изменений). Конт выдвигает закон трех стадий исторического развития и двойной эволюции (переход от 1 стадии ко 2, от 2 к 3-й): 1 - теологическая (teos – бог, религиозная, до 14 в.) – объяснение мира действием сверхъестественных сил; 2 - метафизическая (до 19 в., переходная, революционная) – явления природы объясняются отвлеченными силами, абстракциями (естественные права, общественный договор Гоббс, Локк); 3 - позитивная (научная) – на основе методов формулируются законы. Позитивное знание основано на реальных фактах. Социологию от предшествующей социальной мысли отличает использование научных методов. Конт отдает приоритет опытному знанию и историко-сравнительному методу исследования. Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820 - 1903). Является основоположником органической (биологической) школы, органицизма. Центральная идея – социальная эволюция. Общество и биологический организм обладают сходными признаками: • рождаются из одной клетки и в процессе своего развития растут, увеличиваются в размере; • по мере роста возрастает сложность, последующая дифференциация отдельных частей; • выделившиеся части начинают выполнять определенные функции в интересах целого организма, образуя при этом конкретную (в новом виде) структуру; • определенные элементы общества и живого организма умирают, в то время как целое живет, передавая опыт через поколения. Общества развиваются от относительно простого состояния, при котором все части взаимозаменяемы, к сложному обществу, где части взаимозависимы. Эта взаимосвязь - источник социальной интеграции. По Спенсеру, социальный организм состоит из трех главных «систем»: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. Спенсер разрабатывал типологии общества. Одна из них: Военный тип характеризуется централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь подчинена дисциплине, церковь похожа на военную организацию. Ведущая функция – оборона или наступление. Индивид подчинен социальному целому, ограничивается свобода. Социально значимые качества: патриотизм, храбрость, почтительность, лояльность, покорность, вера во власть. В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается как выражение воли индивидов, а их объединение становится добровольным. Качества: независимость, уважение других, сопротивление насилию, инициативность, правдивость, доброта. Спенсер рассматривал эволюцию от первого типа общества ко второму. Ввел термин социальный институт.
8. Марксистская социология. Марксизм возник в конце 40-х годов XIX в. Основоположниками являются К.Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895). Методологической основой марксистской теории выступает диалектический материализм. Важной особенностью является ее политическая и идеологическая направленность. Социологическая концепция марксизма сводится к следующему: 1. Общественное бытие определяет общественное сознание. 2. Материальные отношения первичны, идеологические – вторичны. 3. Определяющую роль общественной жизни играет способ производства материальных благ (закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил). 4. В основе функционирования способа производства лежит диалектическое противоречие между базисом и надстройкой.Экономический базис определяет политическую, правовую, религиозную и прочую надстройку. 5. Развитие общества есть естественноисторический процесс. 6. Разработка основных понятий социологической науки: "собственность", "класс", "государство", "общественное сознание", "личность" и т.д. Так, класс характеризуется осознанием единства и воли к совместным действиям. Марксистская социология выражает идеологию самого передового класса – пролетариата. 7. Источником общественного развития являются противоречия, в частности, между классами, соответственно движущей силой в классово-антагоническом обществе является классовая борьба. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата (пример: Парижская коммуна, 1871). 8. Многообразие социальных отношений между базисом и надстройкой образует общественно-экономическую формацию (ступень развития общества).Закон человеческой истории - последовательная смена общественно-экономических формаций от низшей к высшей, в его основе лежит прогресс производительных сил общества.
9. Переход от одной общественно-экономической формации к другой означает социальную революцию. Для нее нужны социальные, прежде всего материальные, предпосылки. 10. Капитализм есть последняя классово-эксплуататорская формация. Установится бесклассовая, безгосударственная цивилизация - коммунизм, где утвердится общественное самоуправление и где свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех (утопическая позиция). Марксистами был произведен системный анализ общества. 9. Социология Э.Дюркгейма, М.Вебера. Э.Дюркгейм (1858 - 1917) – крупнейший теоретический и эмпирический социолог, основатель французской социологической школы. Предмет социологии с точки зрения Дюркгейма – социальные факты: 1) материального характера (общество, его структуры, характер территории, объем и плотность населения); 2) нематериального, духовного (мораль, коллективное сознание, коллективные представления). Человек – двойственная реальность – социальная и индивидуальная. Различия индивида и общества выступают в парных понятиях. Те стороны, которые воплощают социальную реальность, превалируют над индивидуальными: коллективное сознание – над индивидуальным, священное – над светским, общество – над индивидом. Этот взгляд получил название «социальный реализм», или «социологизм». Методы познания в социологии должны быть аналогичны методам естественных наук. Основная задача социолога – изучение причинно-следственных связей и установление объективных закономерностей социальной действительности. Главной силой общественной жизни Дюркгейм считает коллективные представления, обеспечивающие солидарность социальной группы. В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм рассматривает центральную идею – общественной солидарности. Морально все то, что служит источником солидарности (свобода, счастье). Дюркгейм отталкивается от идеи двух типов общества: традиционное (древнее, примитивное) и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности: 1) механическая – основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей, на вере и симпатиях. Коллективное сознание покрывает индивидуальные особенности. Характерна для традиционного общества. 2) органическая – более сложная солидарность, порождается разделением общественного труда, основана на различии индивидов, предполагает развитие личности, договорные отношения. Характерна для современного общества. Дюркгейм рассматривает новое социологическое понятие аномия. Аномия (от фр. anomie – «беззаконие, безнормность»; от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Аномичное состояние общества возникает в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. Аномия характеризует такое состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок. Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда человек оказывается перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. Дюркгейм рассматривал аномию как часть своей историко-эволюционной концепции, опирающейся на противопоставление традиционного и современного промышленного общества. Проблема аномии порождена переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции новых капиталистических экономических отношений. Аномия – продукт неполного перехода от механической к органической солидарности, поскольку общественное разделение труда прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. М.Вебер (1864-1920) – один из крупнейших немецких социологов конца XIX – нач. XX вв. Концепция Вебера антипозитивистская. Социология Вебера называется понимающей. Социология рассматривает поведение личности постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. «Понимающая» социология -изучение ценностных ориентаций и мотивов поведения индивида. Вебер ввел термин социальное действие. Предмет социологии - социальные действия, понимание их смысла. Действие нельзя считать социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как атом толпы или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (например, люди раскрывают зонты во время дождя). Социальным действием называется действие, котороепо своему субъективному смыслу ориентируется на действия других людей. Виды социального действия (4 идеальных типа). Идеальный тип – чисто методический инструмент, мыслительная конструкция в голове исследователя.
Как проявление процесса рационализации, систематизации Вебер изучал явление бюрократии. Еще одна особая структура – харизматические группы. Они подобны организациям, но по структуре напоминают первичные группы. Во главе лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, харизмой (божественный дар, свойство внушать веру в мистические, сверхъестественные способности). Сущность таких групп в непостоянстве их структуры и зависимости от лидера. По мнению Вебера, политика - это вид профессиональной деятельности. По отношению к власти Вебер разделяет людей на три группы. Первая группа- политики "по случаю". Это мы, "когда опускаем свой избирательный бюллетень или протестуем на политическом собрании, произносим политическую речь ". Вторая группа- политики "по совместительству". Доверенные лица и помощники депутатов. Третья группа- профессиональные политики. "Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики". Вебер исследует политику как социальный феномен, как определенную технологию. Три идеальных типа господства. Господство – процесс реализации власти, подразумевающий готовность подчиниться. Легитимное, т.е. законное господство нуждается в вере в законность власти. Власть становится господством, когда расценивается людьми как легитимная. 1) Легальный тип (рациональный) – подчинение установленным законам, формальным правилам. Ярким примером служит бюрократия. Черты бюрократической организации: эффективность, иерархия власти, формальная система правил, безличность, эмоциональная нейтральность. 2) Традиционный. Принцип патриархальной власти: я служу этому человеку, т.к. его отцу служил мой отец, а его деду, мой дед. 3) Харизматический. Экстраординарная, мистическая способность, необычный дар, опирается на аффективный тип социального действия (Македонский, Цезарь, Петр 1). 10. Особенности и основные этапы российской социологии. После реформы 1861 г., когда началась интенсивная трансформация феодального общества в капиталистическое, для социологии такие процессы стали предметом анализа. Надо было выработать новые социальные, правовые, политические, духовные устои. Исторические корни появления в России социологии связаны с разрушением прежнего уклада жизни. Три этапа российской социологии:
Субъективная социология возникла в конце 1860-х гг. и существовала до начала ХХ в. Представители: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев и др. Основные черты субъективной школы: 1) Личность – главная социальная сила, ведущая сила прогресса. 2) Ценностный подход. 3) Обращение к социальной психологии. Формула прогресса, выдвигаемая субъективистами: рост солидарности на основе усиления сознательности личности. Михайловский: в центре концепции – способность человека страдать и наслаждаться. Идея сопереживания: наблюдатель мысленно ставит себя в положение наблюдаемого. «Социологией могут заниматься только люди с высоким нравственным уровнем». Много внимания Михайловский уделял проблемам «великой личности», «героя» и «толпы». М.М.Ковалевский – плюралистический подход, или многофакторная теория. «Говорить о главном факторе – то же самое, что говорить о тех каплях воды в реке, которые своим движением обусловливают ее течение. Мы имеем дело не с факторами, а с фактами, которые связаны с массою остальных». Н.Я.Данилевский –теория культурно-исторических типов. Каждый народ, этнос, нация принадлежит определенному типу, который в своем развитии проходит три фазы (периоды): детство - зрелость - старость. Положительную роль играли лишь те народы, которые создали свою самобытную культуру, оставив след в истории. К таким цивилизациям относятся египетская, китайская, древнесемитская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, арабская и германо-романская, или европейская. Племени славян еще предстоит создать свою цивилизацию. Кочевые племена (турки, монголы и др.) сыграли разрушительную роль. Но они были необходимы человечеству, поскольку, реализуя свою сущность, помогли «выпустить дух» умирающим цивилизациям. Перуанцам и мексиканцам Данилевский приписывает неопределенную роль. Вывод: прогресс отдельного народа и человечества - развить и реализовать свою духовную сущность. Как яркий представитель неославянофильской идеологии, Данилевский полагает русский (славянский) тип наиболее перспективным и потенциально самым полнокровным (панславизм). Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) был создателем в 1919 г. первого в России факультета социологии в Петроградском университете, став первым его профессором и деканом. Творчество Сорокина разделяется на два основных периода: российский - до сентября 1922 г., когда он был вынужден покинуть нашу страну; и американский - с 1923 г. Представитель неопозитивизма. Сорокин усовершенствовал структуру социологии, разработал теорию социального поведения, социальной стратификации, социальной мобильности, социокультуры и др. Возрождение советской социологии началось только в конце 1950-х-60-х под жестким контролем партии и совпало с периодом «хрущевской оттепели». Вынужденный перерыв в развитии социологии в России определил ее особенности: 1. Потеря преемственности в развитии социологии. Ситуация «социологии без социологов»: отсутствие социологического образования и подготовки кадров, низкий уровень проводимых исследований, невостребованность. 2. Обращение к западной социологии. 3. Колебания между философией и экономикой. 4. Идеологическая инерция в научно-исследовательской деятельности. Социология подвергалась периодическим идеологическим погромам (запреты, реорганизации, оргвыводы и т.п.). Последним актом руководства социологией со стороны коммунистической партии было Постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества» (1988). С середины 1980-х гг. для социологии наступил очередной новый этап. В 1989 году в МГУ и ЛГУ состоялся первый выпуск профессиональных социологов (по 25 человек в каждом). В 1989 году создано Российское общество социологов. С начала 1990-х гг. социология приобрела статус обязательной дисциплины в высшей школе, начался современный этап развития отечественной социологии.
11. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Страта – группа людей (слой), объединенная каким-либо общим признаком и находящаяся на одном уровне в социальной структуре. Социальная стратификация – неравенство между людьми. Исторические типы стратификации. 1) Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. 2) Каста – это социальная группа (страта), принадлежность к которой определяется рождением, т.е. является наследственной (касты в Индии). 3) Сословие – это социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми, допускались межсословные браки, покупка дворянских титулов за деньги. 4) Классы – большие группы людей в современном обществе, обладающие сходными материальными ресурсами, что определяет их образ жизни. Первые три исторических типа характеризуют закрытые общества, т.е. такие, где социальные перемещения из одной страты в другую запрещены полностью либо в значительной степени, а последний тип – открытые, где такие перемещения официально не ограничены. Основные критерии стратификации. К одной страте принадлежат люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации: 1) Доход 2) Власть 3) Образование 4) Престиж. Первые три критерия стратификации легко квантифицируются, т.е. подвергаются количественному измерению: в деньгах, числом лет обучения, количеством подчиненных. Это объективные показатели. Престиж – уважение, которым пользуется та или иная профессия или должность в системе ценностей. Это субъективный показатель. Типология социальных классов. В 1940-е годы американский социолог Л. Уорнер предложил типологию классов: • ВВК - верхний слой высшего класса (богатые люди знатного происхождения, аристократы); • НВК - нижний слой высшего класса (люди высокого достатка, многие из которых лишь недавно разбогатели); • ВСК - верхний слой среднего класса (высокообразованные лица, деловые люди, имеющие высокие доходы - врачи, юристы, владельцы капитала); • НСК - низший слой среднего класса («белые воротнички» - канцелярские служащие, секретари офисов, менеджеры, делопроизводители); • ВНК - верхний слой низшего класса («синие воротнички» - заводские рабочие и прочие работники физического труда); • ННК - нижний слой низшего класса («серые воротнички», а также самые бедные, социальное «дно»). В настоящее время шкала дополнена еще одним слоем, который обозначается как ССК - средний слой среднего класса. Средний класс играет особую стабилизирующую роль в индустриально развитых странах и составляет большинство населения - от 60 до 80%. Средний класс является гарантом социальной стабильности. Эта стабилизирующая роль связана с тем, что принадлежащие к среднему классу люди уже добились определенных успехов, поэтому они стремятся закрепить достигнутые позиции. Роль среднего класса определяется и его высоким профессионально-квалификационным потенциалом, способностью адаптироваться к меняющимся условиям. Социальная мобильность – переход, перемещение индивида, группы или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Понятие было введено в социологию П.Сорокиным в 1927 г. Можно выделить территориальную мобильность (переезд из села в город), религиозную, политическую, экономическую, семейную, профессиональную, культурную и т.д. Кроме того, есть другие виды мобильности: Горизонтальная – это изменение положения индивида в пределах одной и той же страты, на одном уровне, без изменения статуса. Например, смена работы в той же должности с сохранением заработной платы. Вертикальная – перемещение, переход вверх или вниз по социальной лестнице: а) восходящая –социальный подъем, повышение социального статуса (например, продвижение трудовой карьеры); б) нисходящая – спуск по иерархической лестнице, понижение социального статуса (деградация, банкротство). Межпоколенная – изменение социального статуса индивида в сравнении с социальной позицией родителей. Организованная – это перемещение индивидов и социальных групп, которое управляется государством. Например, репатриация – возвращение на родину лиц, задержанных или задержавшихся по каким-нибудь причинам в чужой стране (пленные, беженцы). Структурная – перемещения вызываются изменениями в структуре экономики и происходят помимо воли и сознания индивидов и групп (экономические кризисы). С точки зрения Сорокина, особенно важна восходящая вертикальная мобильность, ее стимуляция в обществе. Каналы вертикальной циркуляции («социальные лифты, лестницы») – этосоциальныеинституты (экономические, политические организации, армия, церковь, образование, семья).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |