|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Направленность и способности
Мы узнали, что такое личность, каковы ее взаимоотношения с обществом, как общаются люди в группах и коллективах. Перейдем далее к анализу внутренней психологической структуры личности. «Изучение психического облика личности, – писал С. Л. Рубинштейн, – включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что... закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека». Эти три вопроса – не только программа научного изучения личности, но и ориентир для само– и взаимопознания. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?» и «Что ты есть?» Недаром на первое место ставится вопрос о направленности личности, ее потребностях, мотивах и интересах. Не случайно и мы уже не раз упоминали о направленности почти во всех главах книги. Мы не могли обойтись без анализа потребностей в новых впечатлени5 * ях и общении, когда рассматривали историю развития психики ребенка; с потребностями и интересами личности мы связывали избирательность восприятия человеком окружающего мира; далее мы выяснили зависимость нашей памяти от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок – опять‑таки связано с потребностями, интересами, с отношением субъекта запоминания к целям и задачам деятельности. Без направленности мы не смогли обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания.
Потребности В основе направленности О П Р Е Д Е Л Е Н И Е лич ности лежат потребности – этот главный источник активноПотребности – это осознасти человека. Для того чтобы ние и переживание человежить и действовать в окружаюком нужды в том, что необщем мире, человек нуждается в ходимо для поддержания
пище, воде, воздухе, движении, жизни его организма и развион нуждается в предметах матетия его личности.
риальной и духовной культуры, в других людях. Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет!), но сам он, субъективно, этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает. И только на третьем месяце жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психическое состояние – потребность в общении: ребенок при виде матери бурно радуется, тянется к ней ручками и ножками, улыбается, произносит различные звуки, возникает комплекс оживления, о котором мы уже говорили. Эта потребность в дальнейшем распространяется и на других людей, развивается в любовь к близким, дружбу и т. д. Подрастающий человек начинает осознавать свое отношение к другим людям – потребность в общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях. Чтобы понять, в чем различие нужды и потребности, достаточно проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой‑либо «дефицит»: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие‑то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние – нужда преобразовалась в психологическое состояние – потребность. Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности – мотивами. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называются органическими; потребности, связанные с нуждами развития личности, – духовными или социогенными (порожденными обществом). Органические потребности (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. В процессе эволюции у человека значительно изменились и предметы, и способы удовлетворения органических потребностей – в отличие от животных человек сам стал производить продукты, в которых испытывал надобность. Об этих отличиях очень точно и образно писал К. Маркс: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов». Характерная особенность человеческих потребностей – их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую‑либо потребность раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать все новые и новые предметы материальной и духовной культуры. В развитии личности особую роль играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства. Жизнь человека в обществе, коллективе породила такие могучие потребности, как потребность в общении, потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в коллективе. Эти и многие другие потребности присущи в той или иной мере всем людям, но уровень их развития, соотношение друг с другом неодинаковы. Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По‑разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для которого самое важное в жизни – удовлетворение потребности в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность – творческий труд на благо своего народа. «Нравственно оправданная потребность, – писал А. С. Макаренко, – это есть потребность коллективиста, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанностей, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля».
Интересы Потребности лежат в основе интересов. Мы интересуемся теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Эти предметы и явления привлекают к себе наше внимание, мы думаем о них, стремимся к ним. Интерес нередко заставляет нас действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована разными интересами и удовлетворять различные потребности. Так, один ученик стремится хорошо учиться потому, что у него высоко развиты познавательные интересы, жажда знаний, для другого хорошая учеба – средство завоевать уважение окружающих, третий не хочет огорчить родителей, четвертый намерен поступить в вуз и готовит аттестат с высоким баллом, пятому нравится та интеллектуальная деятельность, которая необходима для достижения высоких результатов, и т. д. Впрочем, учение, как и все остальные сложные виды деятельности, мотивировано многими потребностями и интересами. Различают непосредственные и опосредованные интересы. Первые прямо связаны с какой‑либо потребностью. Например, юноша, который любит математику, с удовольствием решает задачи, читает биографии великих ученых‑математиков, посещает соответствующий факультатив. Его занятия математикой вызваны непосредственным интересом к этой области знания. Может случиться, что литература как учебный предмет, особенно такой вид работы, как классные и домашние сочинения, ему не нравится, сама по себе не интересна. В то же время осознание жизненной значимости этого вида деятельности заставляет старшеклассника тщательно готовиться к сочинениям, работать над собой и в этой области. В этом случае интерес к литературе опосредованный. Очень важно научиться вызывать такой интерес у себя и у других.
Ж.‑Ж. Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» описал, как воспитатель вызвал у мальчика интерес к чтению, не прибегая ни к советам, ни к просьбам, ни к принуждению. Он сделал для мальчика чтение жизненно важным делом, превратил это скучное, как ребенку казалось, занятие в средство удовлетворения его потребностей. Эмиль часто получал письма от отца, матери, друзей, пригласительные билеты на обед, экскурсию, лодочную прогулку, посещение праздников. Эти письма и билеты были написаны коротко, четко и ясно. Но Эмиль еще не умел читать и вынужден был просить воспитателя помочь ему. Однако воспитатель часто откладывал прочтение «на потом», таким образом момент бывал упущен, и мальчик с опозданием узнавал об ожидавших его радостях. Ах, если бы он умел читать сам! Так и возникло желание учиться... Учение, объективная значимость которого Эмилю еще не была ясна, приобрело для него субъективный, личностный смысл.
Эту зависимость психологического строения деятельности от ее отношения к потребностям человека, к его интересам прекрасно показал М. Твен в знаменитой книге «Приключения Тома Сойера». Напомним: Том провинился, и тетушка Полли в наказание заставила его белить огромный забор. Заметим: эта «педагогическая» мера доказывает, что тетя Полли была очень плохим педагогом: превращать труд в наказание – верный способ вызвать к нему отвращение. А. С. Макаренко поступал прямо противоположным образом: в его воспитательных учреждениях наказывали как раз тем, что провинившегося отстраняли от участия в труде... Впрочем, Том благодаря педагогической ошибке тетушки совершил психологическое открытие... Но обо всем по порядку. Том принялся за дело безо всякого энтузиазма. «Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование – тяжелою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора! В отчаянии он опустился на землю под деревом». Том оказался в проблемной ситуации, на первый взгляд совершенно неразрешимой – как выполнить задание, не подходя к забору? В точном соответствии с законами, описанными в главе о мыслительной деятельности, после нескольких бесплодных попыток... «И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше – блестящая, гениальная мысль». Первой жертвой гениального открытия Тома стал Бен Роджерс, «тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего». Том разыграл перед ним сцену работы с увлечением. Всем своим видом он демонстрировал, что белить забор – удовольствие, что это приятное занятие и очень к тому же необычное: «Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?» И вот уже Бен умоляет Тома разрешить и ему побелить немножко и отдает за эту честь свое почти целое яблоко! С этого момента все мальчишки, которые проходили мимо, покупали у Тома право на работу, которую они в другой психологической ситуации ни за что бы не стали выполнять. В чем же дело? «Сам того не ведая, – замечал М. Твен, – он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой‑нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее. Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать».
Психологические ситуации, которые показывают ход возникновения опосредованных интересов (сам по себе объект не интересен, но он является средством удовлетворения какой‑либо потребности личности и поэтому привлекает к себе внимание), поучительны не только с точки зрения стратегии и тактики воспитания. Эти закономерности с успехом можно применить и для самовоспитания. То, что на первый взгляд представляется неинтересным и даже не очень нужным, при более внимательном анализе может оказаться совершенно необходимым для достижения желанной цели. Интерес возникает и в том случае, когда личность связывает свои дела и поступки с интересами коллектива, интересами общества. Коллективист интересуется не только тем, что удовлетворяет его личные потребности, но и тем, что жизненно важно для других, ближних и дальних людей. Подчеркивая значение жизненной перспективы в воспитании и самовоспитании личности, А. С. Макаренко писал: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше».
Склонности Если интересы выражают потребность в определенных знаниях, «жажду знаний», то другая сторона направленности – склонность. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Склонность – э то стремление заниматься определенной деСклонность – это стремлеятельностью, жажда деятельноние заниматься определенсти.
ной деятельностью, жажда Между интересом и склоннодеятельности. стью, конечно, много общего, но
есть и различия. Я могу, например, проявлять интерес к кинематографу: буду с удовольствием посещать кинотеатр, читать книги по киноискусству и биографии выдающихся режиссеров и артистов, коллекционировать их фотографии и т. д. И в то же время я совершенно не стремлюсь к деятельности в области кино: не собираюсь стать режиссером или оператором, сценаристом или киноартистом. Мы знаем поклонников спорта, которые ходят на стадионы, активно «болеют» за любимые команды или любимых спортсменов, читают спортивные газеты и журналы, но сами... не делают даже утренней зарядки. Есть интерес, но нет склонности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Нередко склонность, особенно если она проявляется еще в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности, как способности, к анализу которых мы переходим.
Способности Если интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении, со стороны той деятельности, которой она охотнее всего занимается, то от способностей зависит качество, успешность деятельности и уровень достижений. В. М. Теплов выделял следующие три основных признака понятия «способность»: «Во‑первых, под способностями понимаются индивидуально‑психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во‑вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой‑либо деятельности или мноО П Р Е Д Е Л Е Н И Е гих деятельностей. В‑третьих,
понятие «способность» не своСпособности – это индидится к тем знаниям, навыкам
видуально‑психо логи ческие или умениям, которые уже выраособенности личности, котоботаны у данного человека».
рые являются условиями успешТаким образом, можно дать
ного осуществления дан ной следующее определение способдеятельности и динамики ов ланостей.
дения знаниями, умениями и Способности – это индинавыками. видуально‑психологические особенности личности, которые
явля ются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями и навыками – с другой существуют сложные отношения взаимной зависимости. Так, учитель может быть недоволен ответом ученика А. по литературе, а ученика Б. за такой же ответ похвалить. Интересно, что одноклассников чаще всего не удивляет подобная «несправедливость»; они понимают, что способный к литературе А. отве тил ниже своих возможностей, тогда как Б. достиг высокого результата в области, где он особых способностей не проявляет. Благодаря способностям в той или иной сфере ученик может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Разумеется, если способный к математике ученик невнимательно слушал объяснение учителя на уроке и не заглянул в учебник дома, он совершенно заслуженно получит двойку с соответствующим комментарием: «Вы, видимо, понадеялись на свои способности». Психолог А. В. Петровский образно сравнивал способности с зерном, которому еще только предстоит развиться: подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда. Впрочем, точнее было бы сказать, что трудолюбие, склонность к труду, связанному с той областью, в которой у человека имеются способности, входит в само содержание, структуру способностей. Психолог Н. С. Лейтес, специально изучавший детей с большими умственными способностями, отмечает, что все они прежде всего великие труженики. Тот факт, полагает ученый, что способному ученику многое дается легко и быстро, не снижает значения склонности к труду. Недостаточная тяга к деятельности является недостатком самой одаренности – при тех же умственных данных, но при более устойчивой потребности в занятиях, очевидно, его способности развились бы гораздо полнее и ему были бы доступны достижения более высокого порядка. Теперь становится понятной психологическая неточность таких довольно распространенных высказываний: «Способный, но лентяй!», «Если бы я только захотел, я бы всех вас за пояс заткнул!», «Ему только усидчивости не хватает...» и т. д. – Нет, уважаемые, – можно ответить таким «неудачникам», – раз вам не хотелось заниматься, если вы не увлеклись, не зажглись, значит, и способностей полноценных не было. Здесь опять‑таки сказывается целостность и единство личности, о которых мы уже не раз упоминали: никакое изолированное качество психики не обеспечивает настоящих общественно ценных успехов в деятельности. Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. В чем причина неравенства способностей? В главе «Развитие психики ребенка» мы специально рассматривали роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности человека. Вспомним, что различия в способностях нельзя объяснить тем, что те или иные качества передаются из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку, как эстафетная палочка. Правда, некоторые факты как будто свидетельствуют в пользу наследственной передачи способностей. Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в книге «Наследственность душевных свойств», отводил душу после своей работы в занятиях музыкой и пением. У него было два сына; с них‑то и начинается непрерывный ряд музыкантов Бахов, которые были известны в Германии на протяжении более двух веков. В семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них более двадцати – выдающиеся. Но всемирную славу этой фамилии принес гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах. В семье Моцарта было пять видных музыкантов, у Гайдна – два, отец Иоганна Штрауса, автора замечательных венских вальсов, тоже был известным композитором. Известны династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов... Неужели во всех подобных случаях способности передаются по наследству, так же как цвет глаз или форма носа? Конечно, нет. На каждый такой случай можно привести сотни других, когда способности отцов и детей не совпадают. Скорее всего, здесь действует не биологическая, а, так сказать, социальная наследственность. Сын врача становится врачом, дочь учительницы поступает в педагогический институт не из‑за врожденной предопределенности, а потому, что с детства они узнали и полюбили профессии своих родителей. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатЗадатки – это такие осоками. бенности строения мозга, орЗадатки – это такие особенганов чувств и движения, коности строения мозга, органов торые выступают в качестве чувств и движения, которые выприродных предпосылок разступают в качестве природных
вития способностей. предпосылок развития способностей.
Задатки многозначны, то есть на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и специалистам в десятках других областей. Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость. Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. На далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.
Способности и выбор профессии А если у человека с большими задатками таких возможностей не оказалось? Тогда мир лишился бы, может быть, нового Моцарта, а несостоявшийся Моцарт стал бы обычным врачом или инженером. Впрочем, для того чтобы понять всю важность проблемы своевременного выявления задатков и развития способностей, проблемы выбора жизненного пути в соответствии с возможностями личности, не обязательно конструировать столь экзотические ситуации. Проблема профессионального самоопределения встает перед каждым старшеклассником. И не только современным. В 1835 г. семнадцатилетний выпускник гимназии Карл Маркс написал сочинение на тему: «Размышления юноши при выборе профессии». «Возможность такого выбора, – писал Маркс, – является огромным преимуществом человека перед другими существами мира, но вместе с тем выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным. Серьезно взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела». И дальше необычайно точно определяются основные условия правильного выбора профессии: «...главным руководителем, который должен нас направить при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование... Если мы избрали профессию, в рамках которой больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это – жертва во имя всех, тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам...» Следовательно, чтобы найти себя и правильно определить свое место в жизни, необходимо ответить на главные вопросы: в чем больше всего нуждается сегодня моя страна? Что она ждет от меня? На что я способен? В какой области деятельности я могу полнее всего раскрыть себя? Эти вопросы неразрывно связаны: ты принесешь Родине наибольшую пользу, если сможешь точно «вписать» свои мечты, склонности и способности в то дело, которому собираешься посвятить свою жизнь, если дело, которому ты собираешься служить, и особенности твоей личности гармонически сочетаются. Но как оказаться «человеком на своем месте», как правильно выбрать профессию, если их тысячи, а ты один?
Хороший компас в мире профессий предлагает психолог Е. А. Климов. В книге «Путь в профессию» он выделяет пять основных типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира. Профессии первого типа – «человек – природа» объединяют полеводов, животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, ветеринаров и т. д. Профессии второго типа – «человек – техника» – это слесари, швеи, шоферы, инженеры... Те, кто имеет дело с разного рода условными знаками, шифрами, кодами, формулами, языками и пр., относятся к третьему типу профессий – «человек – знаковая система». Маляры, копировальщики рисунков, художники‑оформители, живописцы, реставраторы и т. д. – представители четвертого типа – «человек – художественный образ». Наконец пятый тип профессий – «человек – человек» – включает тех, кто работает в сфере обслуживания, медицине, системе образования, в том числе и... психологов. Е. А. Климов разработал специальную таблицу, которая поможет сориентироваться в собственных интересах и склонностях, сделает разговор с самим собой на тему «Кем быть?» более содержательным и конкретным (см. клуб «Три С» – заседание шестое). Разумеется, человек по склонностям и способностям может иметь предпосылки не к одной, а к нескольким профессиям. Что же, тогда придется выбирать. Значительно труднее принять решение, когда выясняется, что у вас маловато данных для профессии, которая вам очень нравится. В этом случае одно из двух: либо переключиться на что‑то другое, более или менее близкое, либо... Здесь, ребята, надо вспомнить, об одном замечательном свойстве нашей психики – компенсации. О ней речь пойдет в главе об ощущениях и восприятиях. Заметим, что при очень большом желании и сильной воле человек может преодолеть даже недостаточное развитие некоторых способностей. Выводы, как говорится, напрашиваются сами собой. Итак, мы ответили на два главных вопроса о личности: «чего хочет личность?» и «что она может?». Вы, наверное, заметили глубокую внутреннюю связь между ними: очень часто мы можем тогда, когда хотим, и хотим – когда можем. Это единство раскрывается при ответе на третий вопрос о личности: «что она есть?» – о характере, воле, темпераменте, к которому мы перейдем после того, как расскажем о мире человеческих эмоций и чувств.
Самопроверка • Самопознание • Самовоспитание Заседание шестое Самопроверка 1. В чем сходство и различие понятий «нужда» и «потребность»? 2. Какой закон, управляющий поступками детей, по словам М. Твена, открыл Том Сойер? Приведите примеры, основанные на собственных наблюдениях. 3. В чем сходство и различие между интересом и склонностями? Задание 1. Напишите короткое сочинение на тему «Мои интересы и склонности». 2. Читайте по порядку пункты таблицы и либо соглашайтесь с ними («да»), либо не соглашайтесь («нет»). Если вы отвечаете «да», то ставьте карандашом знак «+» перед соответствующей цифрой, стоящей в данном пункте в одном из вертикальных столбцов. Ответ «нет» может иметь двоякое значение: либо просто отсутствие мнения, либо активное отрицание. В случае активного отрицания перед соответствующей цифрой ставьте «–», в случае, когда мнение у вас отсутствует – никакого знака. Пройдя таким образом все пункты, подсчитайте алгебраические суммы отмеченных чисел в каждом из столбцов (цифры без знаков учитывать не нужно). Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, малые суммы, а тем более отрицательные – неподходящим.
Тест I. Ориентировочное определение предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки
Тип специальности № по признаку предмета труда
(программа самооценки) П (природа)Т (техника)З (знаковая система) Х (художествен‑ные образы)Ч (человек – человек)
1 Легко (без скованности) знакомлюсь с новыми людьми 0 0 0 0 1
2 Охотно и подолгу могу что‑нибудь мастерить (или шить, чинить, вязать) 0 1 0 0 0
3 С охотой хожу в музеи, театры, на концерты и художественные выставки 0 0 0 1 0
4 Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями (или животными) 1 0 0 0 0
5 Охотно и подолгу могу что‑нибудь подсчитывать, вычислять или чертить 0 0 1 0 0
6 Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда 0 0 0 0 1 их нужно чем‑то занять, увлечь
делом или помочь им в чем‑то Тип специальности № по признаку предмета труда
(программа самооценки) П (природа)Т (техника)З (знаковая система) Х (художествен‑ные образы)Ч (человек – человек)
7 Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными 1 0 0 0 0
(или растениями) 8 Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах 0 0 1 0 0
9 Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от 0 2 0 0 0 учебы время) обычно вызывают
интерес у товарищей, старших 10 Старшие считают, что у меня есть способности в определен0 0 0 2 0
ной области искусства 11 Охотно читаю о растительном (или животном) мире 1 0 0 0 0
12 Активно участвую в художественной самодеятельности 0 0 0 1 0
13 Охотно читаю об устройстве механизмов, машин, приборов 0 1 0 0 0
14 Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над 0 0 2 0 0 трудными задачами, кроссвордами, ребусами
15 Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими 0 0 0 0 2
16 Старшие считают, что у меня есть способности к работе с тех0 2 0 0 0
никой 17 Результаты моего художественного творчества одобряют и совершенно незнакомые люди 0 0 0 2 0
18 Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными 2 0 0 0 0 Тип специальности № по признаку предмета труда
(программа самооценки) П (природа)Т (техника)З (знаковая система) Х (художествен‑ные образы)Ч (человек – человек)
19 Обычно, как считают, мне удается подробно и ясно для других изла0 0 2 0 0
гать мысли в письменной форме 20 Я почти никогда не ссорюсь 0 0 0 0 1 21 Вещи, сделанные мною, одобряют незнакомые люди 0 1 0 0 0
22 Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностран0 0 1 0 0
ные слова 23 Мне часто случается помогать незнакомым людям 0 0 0 0 2
24 Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной 0 0 0 1 0
деятельностью (рисованием и т. п.) 25 С большим интересом читаю об охране окружающей среды, леса, 1 0 0 0 0
животных 26 Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов 0 1 0 0 0
27 Мне обычно удается убедить сверстников или младших в том, 0 0 0 0 1
что нужно делать так, а не иначе 28 Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения 1 0 0 0 0
29 Охотно читаю научно‑попу лярную, литературно‑критичес кую 0 0 1 0 0
литературу, публицистику 30 Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии и т. д. 0 0 0 1 0
31 Без особых усилий и охотно разбираюсь в географических кар0 0 2 0 0 тах, схемах, графиках, чертежах,
таблицах Тест II. Оцените свой творческий потенциал Выберите один из предложенных вариантов ответа. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей обеспечат значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете? а) да; б) откуда у меня могут быть такие идеи? в) может быть, и не значительный прогресс, но кое‑какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в дальнейшем будете играть столь важную роль, что сможете что‑то принципиально изменить? а) да, наверняка; б) очень маловероятно; в) может быть.
5. Когда вы решаете что‑то сделать, уверены ли в том, что дело получится? а) конечно; б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать; в) чаще уверен, чем неуверен. 6. Возникает ли у вас желание заняться каким‑то неизвестным для вас делом? Таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, которого абсолютно не знаете? а) да, всякое неизвестное меня привлекает; б) нет; в) все зависит от самого дела и обстоятельств. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства? а) да; б) что получится, то и хорошо; в) если это не очень трудно, то да. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все? а) да; б) нет, надо учиться самому основному; в) нет, я только удовлетворю свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое‑то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу; б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите ее нереальность; в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий. 10. Профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей и перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? а) да; б) нет; в) если место понравилось и запомнилось, то да. 12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что обсуждалось? а) да; б) нет; в) вспомню все, что мне интересно. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения? а) да; б) нет; в) повторю, но не совсем правильно. 14. В свободное время вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) мне безразлично, буду я один или в компании. 15. Вы занимаетесь каким‑то делом. Вы решаете прекратить его, только когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более или менее довольны сделанным; в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем? 16. Когда вы один, вы: а) любите мечтать о каких‑то вещах, может быть, и абстрактных; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами. 17. Когда какая‑то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) только наедине; в) только там, где есть тишина. 18. Когда вы отстаиваете какую‑то идею, вы: а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. Теперь подсчитайте баллы. За ответ начисляются: а – 3 балла, б – 1 балл, в – 2 балла. Вопросы диагностировали границы вашей любознательности, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели и есть качества творческого потенциала. Если вы набрали 48 и более баллов, то в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. Если вы набрали 24–47 баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. «Кажется, природа, одарив столь щедро человека при его рождении, еще не удовольствовалась. Вдохнула в каждого желание превосходить других, быть известным, быть предметом удивления, прославиться и таким образом возложила на самого человека попечение о своем усовершенствовании. Ум в непрестанной деятельности силится стяжать почести, возвыситься – и все человеческое племя идет от совершенства к совершенству – и где остановится?» (Н. И. Лобачевский).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.) |