|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
пространство и время как формы существования материиПространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи. Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом. Но наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации и т.п. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять. По особому воспринимается и пространство в субъективной реальности. Свойства пространства: 1. Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.2. Абсолютность, всеобщность.3. Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.4. Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.5. Неразрывная связь пространства и времени.6. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.7. Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).8. Протяженность.9. Обратимость.10. Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной. Свойства времени: 1. Объективность.2. Абсолютность.3. Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.4. Неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.5. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.6. Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой. 7. Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.8. Необратимость времени.9. Одномерность времени. Особо, как всеобщее свойство и времени, и пространства, необходимо выделить качественное многообразие пространственно-временных форм, соответствующих качественному многообразию структурных форм материи В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. 16. Материя. — Мир по природе своей материален. Наблюдаемое многообразие явлений в природе представляет собой различные формы движущейся материи. Материя есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе. Атом, живая плетка, организм, мыслящий человек суть разнообразные виды материи. Материя вечна во времени и бесконечна в пространстве. Она но исчезает и не создаётся вновь, она несотворима и неуничтожима; материя только меняет свои формы. Энгельс писал, что в круговороте, в котором движется материя, «ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения». К обобщённому выводу о единстве материального мира люди пришли в результате долгого развития философии и естествознания. Материальность мира доказывается не парой фокуснических фраз, указывает Энгельс, а длинным и трудным развитием философии и естествознания.
Ещё первые древнегреческие философы признавали материю основой действительности, но они отождествляли материю с отдельными видами её. Фа лес (см.) считал основой всего иоду, Анаксимен под бесконечной материей понимал воздух, & Гераклит (см.) за первооснову всего принимал огонь. Все они признавали единство явлений природы, несмотря на их многообразие, и искали его в чём-то особенном (в воде, воздухе, огне). Впервые понятие материи создали древние атомисты (Левкипп, Демокрит— см., Эпикур — см.). Демокрит учил, что мир есть бесконечное множество неделимых атомов, тождественных по веществу своему, но отличных по величине и форме. В XVII в. атомистический взгляд на строение материи развивал французский философ Гассенди (см.). Он также считал, что мир состоит из атомов, которые обладают такими абсолютными свойствами, как твёрдость и непроницаемость. Другую точку зрения на материю развивал французский философ Декарт (см.).
Он выступал против атомистической теории и защищал идею непрерывности материи. Декарт отрицал неделимость атомов и считал, что материя делима до бесконечности. Французские материалисты XVIII в. выступили, с одной стороны, против Декарта, который отождествлял материю с протяжённостью, а с другой стороны, против Ньютона(см.), который понимал материю как нечто пассивное и инертное. Французские материалисты рассматривали материю в единстве с движением. Но и их взгляды не вышли за рамки метафизического взгляда, так как они считали, что материя состоит из неизменных одинаковых частиц, и сводили движение к простому перемещению в пространстве. «Признание каких-либо неизменных элементов, «неизменной сущности. вещей» и т. п. не есть материализм, а есть метафизический, т. е. антидиалектический материализм».
Огромное значение для развития научных понятий о материи и законах её движения имели открытия великого русского учёного Ломоносова (см.), особенно открытие им закона сохранения материи и движения, доказывающего не уничтожимость материи и движения. Большим вкладом в научное понимание материи были философские учения русских мыслителей XIX в.— Белинского (см.), Герцена (см.), Чернышевского (см.), Добролюбова (см.),. выступивших против метафизического взгляда на материю, рассматривавших её в беспрерывном развитии и изменении. Однако только диалектический материализм сумел полностью преодолеть метафизические представления и дать научный взгляд на сущность материи. Глубокое и исчерпывающее определение материи дал Ленин. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Это определение является обобщением достижений науки о материи и даёт естествоиспытателям твёрдую материалистическую точку опоры для их конкретных исследований. Оно направлено против идеалистов, которые всякое новое открытие в области строения атома пытаются использовать для того, чтобы опровергнуть материализм и доказать, что материя — это фикция, символ, понятие, а не объективная реальность. Между тем, как бы ни менялись представления людей о строении атома, ничто не может опровергнуть главного, а именно того, что материя существует независимо от человеческого сознания и что всё существующее есть многообразное проявление материи. Определение материи как философской категории даёт ответ на вопрос об объективной реальности и первичности материи и охватывает все известные и неизвестные ещё формы существования материи. Материя. обладает рядом существенных свойств, главнейшим из которых является движение. Материя, существует в пространстве и времени. Последние суть объективные формы бытия материи.
Представления о строении материи определяются историческим уровнем развития науки; они не могут не меняться с разлитием научных знаний, с углублением человеческого познания, с всё большим и большим проникновением человека, в тайны природы. Так, в связи с новыми успехами науки в конце XIX и в начале XX в. знания о структуре материи претерпели изменения, обогатились новыми открытиями (радиоактивность, теория электронов и т.. д.). Современная физика обнаружила, что не только атом имеет сложную структуру, но и его ядро, которое оказалось состоящим из частиц двух родов — протонов и нейтронов (см. Атом; Атомное ядро). Но «изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира». Буржуазные естествоиспытатели из крупнейших открытий физики в конце XIX и начале XX в. сделали идеалистический вывод. Ломку старых конкретных представлений о материи они истолковали как исчезновение самой материи.
Борясь против «физического» идеализма и махизма, Ленин указывал, что не материя исчезает, а тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Наши познания идут глубже и обнаруживают новые свойства материи. Понятие материи устареть не может, могут устареть и действительно стареют представления людей о строении вещества, о химическом составе пищи, об атоме и электроне. Современные буржуазные философы вновь объявили поход против материи, извращая новые открытия в области микромира, т. е. мира мельчайших материальных частиц. Только диалектический материализм подводит прочную философскую базу под современные знания о материи. Марксизм учит, что нельзя отождествлять определение материи как философской категории с теми или иными физическими теориями о строении материи: изменение наших представлений о строении и свойствах материи не может опровергнуть факт объективной реальности материи.
Вместе с тем марксизм подчёркивает единство, связь философии с другими науками и борется против их разрыва. Энгельс указывал, что с каждым крупным открытием естествознания материализм принимает новый вид. Так, например, незыблемым является положение диалектического материализма о том, что пространство и время есть объективные формы бытия материи. Но современная физика обогатила, углубила наши конкретные представления о взаимоотношениях материи и движения, пространства и времени, и вне этих представлений нельзя ныне рассматривать понятия пространства и времени. Таким же незыблемым является положение диалектического материализма о движении как неотъемлемом свойстве, способе существования материи.
Но современные достижения физики — учение о взаимосвязи массы и энергии,, об изменении массы с увеличением скорости и пр.— углубили, конкретизировали наши понятия о движении, заставили отбросить устаревшие представления о нём. Вне современного физического учения о движении нельзя рассматривать понятие движения. Следовательно, диалектический материализм требует рассмотрения философского учения о материи в тесной связи с конкретными достижениями науки. В противном случае философия из творческой науки превращается в догматическую науку, неспособную к обобщению новых данных науки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |