АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

V в. до н. э

 

Персия при Дарии I начинает тихой сапой аннексировать Грецию. Большинство полисов просто «добровольно входит в состав», сопротивляться осмелились лишь Афины и Спарта. В 490 г. до н. э. состоялась Марафонская битва афинян с персами (спартанцы выступить отказались, сославшись на то что у них критические… эээ… ну, короче, им нельзя до полнолуния). Афиняне и сами разбили персов – кстати, применив фалангу, о которой мир еще узнает от Александра Филлиповича.

 

Афины под руководством Фемистокла создают военный флот из двухсот триер (весельные суда, но гребцами – не рабы, а свободные афинские патриоты), и собирают союз из тридцати полисов, чтобы не даться персам. Вовремя: в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс, занявшись по дороге BDSM с морем, высадился в Греции и осадил ее флотом. Именно тогда были триста спартанцев. Население покинуло Афины, переправив женщин и детей на остров Саламин, под защиту флота, а мужчин погрузив на корабли. Ксеркс сжег пустой город. Но в битве флотов в Саламинской бухте, как два пальца знакомой грекам, персы были перемолоты. Ксеркс бросил остатки армии и сделал себе ноги.

С целью окончательно навалять персам заключается Афинский морской союз приморских полисов. Цель достигнута, договор запрещает персам входить с оружием в Эгейское море.

Афины отстроены заново и процветают. Важнейшие вопросы (война, мир, принятие законов) решает Народное Собрание – собрание всех мужчин-граждан (гражданин – свободный афинянин, у коего отец и мать тоже афиняне) с двадцати лет. Один человек – один голос, независимо от богатства и бедности, голосование явное, поднятием рук. Народное собрание назначает десятерых стратегов – исполнительную власть (например, Первый стратег ведал армией, флотом и дипломатией). Расходы стратегов тоже утверждает Собрание. На остальные должности граждане назначаются по жребию, в том числе в Совет Пятисот, ведающий сбором налогов, торговлей, строительством кораблей и другими важными вещами. Никакой платы за выборные почетные должности сначала не полагалось, но стратег Перикл (построивший, кстати, Парфенон), добивается, чтобы им платили из казны, дабы и бедные могли управлять государством. Впервые в истории государство оплачивает из казны выборные должности. Время Эмпедокла, Демокрита, Сократа, Платона, Анаксагора – они читали (взрослым желающим) лекции в гимнасиях. Мальчиков – женского образования не существовало – с семи лет отдавали в школу (чтение, письмо, счет, Гомер, музыка), а с двенадцати – еще и в палестру (гимнастическую школу, физкультпривет). Обучение было платным, но недорогим, Афины – настолько богатыми, что выдавали бедным гражданам деньги на театр. Время Еврипида, Геродота, Софокла и Фидия.

Вместе с тем еще при жизни Перикла начинается эпоха войн между полисами за господство над Элладой. Во что это вылилось, спросим у Филиппа Македонского и сына его Александра.

 

В Риме век борьбы плебеев за равноправие с патрициями. Несколько раз случаются сецессии – плебеи уходят из Рима и выдвигают свои требования. Что особенно кошерно во время войны, ибо уже к началу века плебеи составляют большую часть армии. В 494 г. до н. э. создан институт народных трибунов, избираемых плебеями заступников плебеев. Трибуны (в количестве 10 чел.) обязаны были не покидать города и держать двери своего дома всегда открытыми для страждущих плебеев. Трибуны имели право вето относительно решений сената, а также имели и приобретали другие полномочия, результирующий список которых см. в разделе «IV в. до н.э.» Личность трибуна была неприкосновенна, даже за оскорбление его словами полагалась смерть. В 449 г. до н.э. появляются письменные законы («12 таблиц»). В частности, в них ссудный процент как для патрициев, так и для плебеев ограничивался 8% в год. Черт, нам бы поучиться у Рима. В том же году решения плебисцита получают статус закона, обязательного и для патрициев. Плебисцит – собрание плебеев по трибам (округам Рима), называемое также трибутной комицией; каждая триба имела в ней один голос. В 444 г. до н.э. разрешены браки плебеев с патрициями.

 

Между тем север Италии завоевывают пришедшие из-за Альп галлы. Этот край теперь зовется римлянами «Предальпийской Галлией», в отличие от «Заальпийской» – современных Франции, Швейцарии, Бельгии и т.п. Кстати, галлы – это таки кельты, а назвали их так римляне за петушиные перья на шлемах (лат. «gallus» – петух). Другое дело, что культура кельтов Британских островов отличалась от материковой (в частности, пантеоном), но путать термины некошерно.

 

Греческое Причерноморье процветает. Основан Херсонес. В отличие от других колоний, центром торговли не был, ибо соседствовали с ним не передовые скифы, а дикие тавры. Посему Херсонес выращивал хлеб и солил рыбу, а от местных племен возвел свои мощные стены. Вещи ольвийского изготовления находят даже в Приуралье, что подтверждает рассказ Геродота о торговом пути, ведущем далеко на восток [Шелов]. Греческие полисы по берегам Керченского (тогда – Боспорского) пролива объединяются в единое Боспорское царство со столицей в Пантикапее (Керчь). Вероятно, для защиты от местных племен. Полисы, впрочем, сохраняют в составе Боспора значительную автономию.

 

Скифы подробно описаны Геродотом в отдельном томе его труда. Шелов утверждает, что сведения Геродота все более подтверждаются по мере археологического изучения скифов – даже те, что ранее вызывали недоверие.

Основная часть скифов была скотоводами-кочевниками, но были и земледельческие племена, жившие по берегами рек. Живут отдельными племенами, но племя царских скифов уже собирает дань с других племен. Рабов, которыми становятся пленные, продают грекам, приносят в жертву богу войны и немножко используют в хозяйстве (классического рабства у кочевников быть и не могло). Погребения скифов уже в V в. до н. э. выдают заметное имущественное расслоение.

Важно понимать, что в Элладе было и другое понимание термина «скифы», отличное от геродотовского. Греки часто называли «скифами» всех жителей степной, лесостепной и даже лесной Восточной Европы и Азии, которые, безусловно, принадлежали разным племенам.

 

Вся лесостепная зона нынешних России, Украины и Белоруссии заселена земледельческими племенами, испытавшими сильное скифское влияние. В бассейне Припяти найдена земледельческая культура, отождествляемая с геродотовскими неврами, в Среднем Подонье открыта культура, испытавшая сильное греческое влияние и отождествляемая с геродотовскими будинами и гелонами, в бассейне Кубани и на берегу Азова – земледельческо-скотоводческая, предположительно, геродотовские меоты, и т. п. Племя тавров в горном Крыму (предположительно, потомки киммерийцев) едва-едва переходило к земледелию от собирательства и охоты [Шелов].

 

В Англии железо начинает использоваться для вырубки леса.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)