|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные социальные институты обществаЛюбое общество создает ряд социальных институтов, каждый из которых выполняет свои, характерные для него социальные функции. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1. Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. 2. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4. Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5. Нормативно-санкционирующие институты осуществляют общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией. 6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Они основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией (приветствие, обращение и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-либо объединений). Одним из четырех фундаментальных институтов общества считается семья, придающая ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Общепринятым является следующее определение семьи. Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении является очень важной характеристикой семьи, называемой ее жизненным циклом. Жизненный цикл индивида характеризует важнейшие этапы жизни человека с момента его рождения до самой смерти. Рождение и смерть являются биологическими явлениями. Но семья рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака — оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых людей разного пола. Умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформляется государством в соответствующем документе. Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т. е. разводом. Многие семьи (их называют стабильными, или крепкими) имеют только один момент — заключение брака — и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла Они-то и послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи. Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями. В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия — одиночества в старости, или стадия затухания. Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Семья, из которой ушли все дети, называется«пустым гнездом». В 1980 г. «пустых гнезд» в РСФСР было 30%, а в США — 40%. Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую — брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь. В Европе и Америке пожилых пар, проживающих отдельно от детей, больше по двум причинам: во-первых, молодым легче найти жилье, а во-вторых, в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. Это значит, что стадии «пустого гнезда» в такой семье нет. Обычно социологи и антропологи в истории человеческого общества различают следующие типы семей по количеству супругов — полигамные (групповой брак, полигиния — многоженство, полиандрия — многомужество) и моногамные браки (брак мужчины и женщины). Также различают традиционную, или классическую (она же называется расширенной, многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства — патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи). Современная семья — первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей (от лат. nucleus — ядро). Она названа так потому, что демографическое ядро семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, представляют собой родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. — относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно просто уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет трех-четырех поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п. Нуклеарная семья — форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья — стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям: 1) семье происхождения, или родительской семье, в которой они рождены и воспитаны; она включает отца, мать, братьев и сестер (family of orientation); 2) производной, или прокреационной семье, порожденной потомками (family of procreation). Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную семью — вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей — членов первичной семьи, она включает мужа, жену и их детей. Итак, нуклеарная семья — это кровнородственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи (почти как в физике — деление ядер). Если новая семья не отъезжает, чтобы жить самостоятельно, то образуется расширенная семья. Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи. Независимая нуклеарная семья характерна для индустриального общества, зависимая — для традиционного. Появление независимой семейной ячейки — следствие усиления индивидуалистической этики, роли института частной собственности, укрепления функций гражданского общества и цивилизованного государства, берущего под юридическую опеку социальное положение человека, гарантирующего его политические права и неприкосновенность частной жизни. Расширенная семья — это сложносоставная, или композитивная семья. Она состоит из родительской и новообразованной семей. Реальная расширенная семья включает несколько поколений, проживающих совместно. Критерий локализации (месторасположения) в данном случае считается решающим признаком такой семьи. Второй признак — экономическая кооперация, совместное ведение домашнего хозяйства и совместное владение семейной собственностью. Родительская и новообразованная семья могут жить в одной квартире, но вести раздельное хозяйство и ограничивать общение друг с другом, но это уже не реальная расширенная семья. Номинальная расширенная семья — сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую привязанность друг к другу, т. е. включенных во внутрисемейную солидарность, и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь. Крайним случаем номинальной расширенной семьи надо считать такое сообщество, члены которого не являются родственниками, но благодаря высокой степени солидарности и идентификации ощущают себя как целое и называют себя «семьей». Самые известные примеры — средневековые религиозные секты, называвшиеся братствами, семья «пуналуа», некоторые мафиозные организации в Сицилии с «крестным отцом» во главе, японские корпорации, сотрудники которых называют себя «одной семьей». Расширенная семья — исторически более ранняя фаза развития института семьи, нуклеарная семья — более поздняя. В традиционном обществе расширенная семья представляла собой то, что называют «тотальным институтом». Это значит, что в семье и через семью индивид получал все то, что теперь ему дают все общественные институты вместе взятые. В традиционной семье индивид осуществлял воспроизводство и удовлетворял сексуальные потребности, находил моральную и психологическую поддержку, занимался экономической и религиозной деятельностью, обучался и проходил социализацию. Семья являлась источником ценностей, которые затем транслировались в общество. Нуклеарная семья в современном обществе перестала быть тотальным институтом. Она социализирует детей, но не создает те ценности, которые прививает ребенку. Ценности создаются государственной идеологической системой, церковью, средствами массовой информации и т. п., а затем транслируются в семью. Таким образом, нуклеарная семья и ее ценности определяются другими общественными институтами. Современные российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России — патриархальную, детоцентрическую и супружескую. Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. В детоцентрической семье взрослые придают особое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40‑х вплоть до 80‑х годов, доминирующей стала детоцентрическая семья. И только совсем недавно возникла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной. Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию. Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функций семьи. Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относят следующие: 1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, с кем и при каких условиях можно вступать в половые отношения. 2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями. 3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («хорошие») манеры, обучают ремеслам и теоретическим маниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей. 4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде; им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе. 5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида. Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т. д. Одним из древнейших социальных институтов является религия. Всякий социальный институт появляется в связи с какой-либо потребностью человека, которую можно реализовать, только в системе устойчивых социальных отношений. Человек, начиная с глубокой древности с момента, когда он начал себя осознавать как существо мыслящее, стал задумываться над смыслом рождения и смерти, смыслом пребывания на земле, о причинах многочисленных страданий, о добре и зле. С момента, когда человек начал осознавать свою конечность, он стал испытывать страх перед смертью. Поэтому возникает религия как институционализированная система верований, символов, ценностей, практик (культовых действий), которая обеспечивает группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия: смысл жизни, рождение и смерть, добро и зло.
Рис. 9. Типология семьи Религия, как социальный институт, возникла и существовала в различных исторических формах, которые во многом определялись конкретными историческими условиями существования различных народов. И если происходили изменения в этих условиях, то это влекло и изменение религии. Более простые религиозные системы заменяются более сложными. Можно выделить следующие типы религиозных систем: 1. Фетишизм — наделение вещей сверхъестественными свойствами. Эти вещи становятся объектом поклонения (амулеты). Тотемизм — когда священные предметы становятся предметами коллективного поклонения. Этот предмет становится гарантом удач и благополучия целой группы людей (тотемы). У различных племен и народов могут быть разные предметы поклонения. Магия — форма религиозной системы, в рамках которой осуществляются колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди пытались воздействовать на события. 2. Дальнейшее развитие общества привело к возникновению политеистических религий (религий многобожия). Все природные стихии ставятся в зависимость от отдельных богов. 3. Позже возникают монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам. Основные составляющие института религии: 1. Ценностно-нормативная модель, включающая совокупность верований, символов, предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными. 2. Структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований. 3. Опыт, чувства и настроения верующих (религиозная психология). Характерной особенностью религиозных образцов поведения является преобладание в них эмоционально-эффектных моментов, т. е. эмоций, чувств, особых состояний психики, связанных со сферой бессознательного или подсознательного. Реальным воплощением религии являются религиозные организации как моральная общность верующих, совместно исполняющих религиозный культ, обычаи, обряды. Совместная деятельность религиозной общины — это система культовых действий. Именно совместные культовые действия формируют религиозную группу (обряды, молитвы, церемонии, проповеди, богослужения и т. д.). Молитва — это акт непосредственного взаимодействия человека с Богом. Все виды культовых действий можно разделить на два типа: а) магические (побуждают Бога совершать действия, выгодные людям); б) умилостивительные (направлены на то, чтобы уговорить Бога и к таким культовым действиям, например, относятся молитвы). Религиозная организация — это внутреннее устройство религиозной общины, способ управления и руководства ею. История знает два вида религиозных организаций: церковь и секта. Церковь характеризуется четким разделением общины на клир (священнослужители) и мирян. Клир — особая группа людей, которая выступает в качестве посредников между рядовыми верующими и Богом. Церковь характеризуется очень четкой формализацией, регламентаций своей деятельности и иерархией. Секты же характеризуются более доверительными личностными отношениями верующих. В сектах нет четкой дифференциации на рядовых и на клир, но любая секта в историческом развитии имеет тенденцию превращения в церковь. От обычных сект необходимо отличать так называемые тоталитарные секты, которые изначально возникают как жесткие иерархизированные системы обычно возникающие в явно не декларируемых коммерческих и политических целях. В истории, как правило, инициаторами религий как социального института, основателями выступают харизматические личности, обладающие особым даром, уникальными психоэмоциональными и интеллектуальными качествами (Будда, Христос, Мухаммед). Религия изначально выполняла очень важные и значимые функции, к которым можно отнести следующие: 1. Интегративная. В этом качестве религия является первой формой объединения людей на основе идей (идей о Боге), и она обеспечивает сплоченность, устойчивость и стабильность общества. 2. Регулятивная (нормативная). В этом качестве религия поддерживает и усиливает социальные нормы поведения, обеспечивает определенный устойчивый социальный порядок. 3. Психотерапевтическая функция заключается в том, что религия, объясняя причины бед и горестей, успокаивает человека, придает ему стойкость, защищает его от стресса и способна вызывать в нем положительные эмоции. 4. Коммуникативная функция проявляется в формировании отношений между человеком и Богом и через эти отношения человека с человеком на основе веры. 5. Рекреационная функция заключается в том, что религия может предлагать различные виды деятельности (например, прослушивание песнопений, хоралов, органных произведений и т. д.), помогающих восстанавливать духовные и физические силы человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |