|
||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальные общностиСоциальные общности — относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общество состоит из определенной совокупности социальных общностей. Ключевое значение для формирования социальных структур имеет общественное разделение труда — первоисточник социальных различий. Поэтому структура — это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей, выражающаяся в классовой, сословной или в кастовой структуре. Одной из широко известных концепций классовой структуры общества является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных или обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. Этот экономический подход к классам зафиксирован в известном определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме. «“Классами” называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные — это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои — это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю и мелкую буржуазию, промышленный пролетариат. Примером межклассовых слоев могут быть городское мещанство, ремесленники, в современном обществе — интеллигенция. В современной западной социологии под классом понимаются социальные слои, различающиеся, прежде всего по уровню доходов, а также собственностью, властью, престижем. Первую типологию классов США предложил в 40‑е годы XX в. американский социолог Ллойд Уорнер: верхний — высший класс, нижний — высший класс, верхний — средний класс, нижний — средний класс, верхний — низший класс, нижний — низший класс. Широко распространено в современной западной социологии деление общества по уровню доходов на три класса: богатый, средний и бедный. Социально-этнические общности, т. е. исторические общности людей — род, племя, народность, нация, представляющие исторические этапы этносов. Они являются самой многообразной и многоцветной из всех видов социальной структуры. Достаточно того, что на 3 тыс. различных этносов, существующих на нашей планете, приходится около 180 государств, из которых лишь 20 являются этнически однородными. В национально-этнических отношениях сходятся и перекрещиваются практически все разновидности общественных отношений: социально-экономические и государственно-политические, религиозные и расовые, территориальные и языковые. Это означает, что любые изменения в экономических, политических и других отношениях, так или иначе, приобретают национально-этническую окраску. Поселенческие общности формируются на основе типов поселения (село, поселок, город, мегаполис, агломерация). Подобно другим разновидностям социальной структуры общества поселенческая структура не существует в чистом виде, а представляет одну из граней многообразной общественной жизни. Социально-демографические общности обусловлены демографическими признаками — полом, возрастом, образованием и т. д. (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры). Они дают полную картину о составе, численности населения. На основе исследования демографической структуры составляются основные направления демографической политики в стране. Социально-религиозные общности формируются на основе того или иного вероучения и с этой точки зрения общество может быть моноконфессиональным или поликонфессиональным. Социально-политические общности возникают на основе определенной политической идеологии и в них людей объединяют идеи, связанные с тем или иным пониманием наиболее приемлемой формы политического устройства и методов осуществления властью своих функций. Таблица 2
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |