|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная стратификация. Социальная структура общества — это более или мене устойчивое соотношение социальных слоев и группСоциальная структура общества — это более или мене устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия и иерархии социальных слоев в западной социологии в противовес марксистской теории классов и классовой борьбы была разработана М. Вебером, Т. Парсонсом и П. Сорокиным теория социальной стратификации. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum — слой, пласт и facere — делать. Таким образом, социальная стратификация — это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по ряду критериев, своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, причем как объективными, так и субъективными. Так, например, К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества — обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права (крестьяне). М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического — отношение к собственности и уровень доходов — он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволяет ему занять определенное место в социальной иерархии. Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по обладанию объемом политической власти, а также по некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов. Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу, оценивая различные виды человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщено определяется при помощи трех измеряемых признаков — престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции. Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа. Стратификационная система каждого конкретного общества может иметь разную конфигурацию в зависимости от количества слоев и их численности (см. рис. 5).
Рис. 6. Разные конфигурации стратификационных систем Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции будет возникновение серьезного напряжения между верхним и нижним слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода. Но рост богатства и власти верхушки небезграничен. Существует «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы по сдерживанию пагубной тенденции, проводятся либо реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои. Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное «вытягивание» последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества. Утолщение профиля стратификации, прежде всего за счет «усечения» верхушки конуса — явление, повторяющееся в истории всех обществ, обеспечивающее его большую стабильность. И важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики. Описываемый процесс имеет и обратную сторону. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным. Неравенство — не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношении к собственности, к власти, лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, к самореализации, самоутверждению, а общество — единственного энергетического источника развития. Плодотворной представляется идея о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам. В обществе социальные институты регулируют движение по вертикали, своеобразие культуры и образа жизни каждого слоя, позволяют проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он попадает. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного «социального лифта», который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на «высшие этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту; институт собственности и наследования укрепляет класс собственности; институт брака позволяет осуществлять социальные перемещения даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей. Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема «наверх» не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, отказа от прежнего социального окружения. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремится, или в которой оказался волею судьбы. Феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал, маргинальная личность — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. В представлении многих людей жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии. Но как в старые времена, так и в новые достичь этого очень сложно. Как и во все времена будут и бедные и богатые, другой вопрос как уменьшить численность класса бедных, как улучшить их социальное положение и адаптировать к трудной жизненной ситуации. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |