АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционное природопользование

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  3. В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
  4. Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право
  5. Государственные органы, регулирующие природопользование
  6. Государственный институциональный механизм управления природопользованием
  7. Журнал как традиционное СМИ
  8. Нерациональное природопользование
  9. Основные мероприятия государственного управления природопользованием (экологический мониторинг, экологическая сертификация)
  10. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование
  11. Принципы экономического механизма управления природопользованием
  12. Природопользованием и охраной окружающей среды

Север - один из немногих районов Земли, в котором относительно хорошо сохранились доиндустриальные традиционные виды природопользования. На значительных пространствах они и до сих пор являются основными. Конечно, техническое оснащение становится более современным, но основные черты самого процесса природопользования сохраняются.

Северные народы первоначально на стадии присваивающего хозяйства имели схожие хозяйственно-культурные типы. Но с переходом некоторых из них к производящему хозяйству разнообразие ХКТ стало больше. Позднее новые способы производства привнесли пришлые народы. В результате к концу 19 - началу 20 в. на севере существовали следующие ХКТ:

Присваивающее хозяйство: охотники на морского зверя, охотники-рыболовы на реках.

Производящее хозяйство: охотники-оленеводы, оленеводы, земледельцы, овцеводы.

Соответственно, можно говорить об охотничьем, морском, оленеводческом, земледельческом и овцеводческом традиционном природопользовании. Как мы увидим ниже, не все из них сохранились до наших дней в равной мере.

Морскими охотниками были и, частично, остаются береговые чукчи (луораветланы), эскимосы (инуиты), алеуты. Объектами промысла были тюлени, моржи, каланы, киты, рыба.

Охотники-рыболовы - это субарктические индейцы, часть эскимосов, нганасаны, долгане. Кроме того, охота была подсобным промыслом у других народов. До прихода европейцев объектами промысла были крупные копытные (олени, лоси, овцебыки), на которых охотились зимой. Летом преимущественно ловили рыбу в многочисленных тундровых реках и озёрах. В целом природопользование было устойчивым, если соблюдалась норма 3-6 тысяч квадратных километров угодий на одного охотника. Перепромысла животных удавалось избегать путём традиционного регулирования сроков и мест охоты. Кроме того, работал механизм саморегуляции «хищник-жертва». Чрезмерный промысел вызывал повышенную смертность самих охотников. Тем не менее, численность некоторых видов, например, овцебыков и, возможно, мамонтов в результате охоты сократилась.

С приходом европейцев и проникновением в среду охотников товарно-денежных отношений промысел переориентируется на пушного зверя - песца и, в меньшей степени, волка, белого медведя, тюленя. Примерно до 70-х - 80-х гг. 20 в. промысел пушного зверя оставался основным источником дохода среди коренного населения тундры Северной Америки. Затем он стал сокращаться из-за конкуренции с клеточным звероводством, а затем и под влиянием борьбы зелёных за отказ от использования меха диких животных. Сейчас главные статьи доходов коренных североамериканцев - социальные выплаты и производство изделий народных промыслов. В российской части севера охотничье хозяйство пока сохраняется лучше, но из промыслового снова становится потребительским в связи с нерентабельностью добычи пушного зверя и отсутствием мощностей по обработке меха.

Потеря традиционных занятий приводит к распространению, как в России, так и в Северной Америке, социальных болезней, прежде всего пьянства.

Дополнительным фактором отмирания охоты стало сокращение охотничьих угодий в результате проникновения на север современных видов природопользования, прежде всего горнодобывающей промышленности. Наибольший ущерб наносят пожары, сокращение ремизных участков[1], техногенные нарушения ландшафтов, браконьерство. Не обязательно перечисленные факторы влияют непосредственно на песца. Достаточно того, чтобы они вели к сокращению численности леммингов - главного его корма.

Оленеводство впервые появилось в Евразии. Коренные жители Америки им не занимались и первые домашние олени были завезены на Аляску в конце 19 в. Но и сейчас их численность минимальна. 70% мирового поголовья домашних оленей находится в России, почти всё остальное в Скандинавии.

Под летний выпас оленей в основном используются кустарниковые и травянистые пастбища тундровой зоны. По запасам зеленой массы в тундре кустарники занимают ведущее место, в рационе питания стада летом они составляют до 80%. Кормовое значение в основном имеют листья карликовых берез и кустарниковых ив. В зимнее время пастбищами служат лишайниковые тундры и леса. Лишайники служат кормом оленям в течение всего года, но именно в зимнее время их доля в рационе животных возрастает. Кормовое значение имеют ягели и кустистые виды родов кладония, цетрария, тамномия, алектория и мороженые грибы. Общая пл. пастбищ в тундре и лесотундре около 4 млн. кв. км. За пастбища конкурируют домашние и дикие олени.

Из-за невысокой биологической продуктивности стравленная растительность восстанавливается медленно. Например, полностью стравленный ягельник только за 15-30 лет в разных условиях. Поэтому высока опасность перевыпаса. Особенно реальной она была в начале 70-х гг. 20 в., когда численность поголовья домашних оленей была наибольшей. С тех пор во всём мире она уменьшилась (в России с 2,4 до 1,2 млн голов), но параллельно становилось больше диких оленей (в России более 1 млн, в 5 раз больше, чем в 70-е гг). Сейчас перевыпас имеет преимущественно локальный характер вблизи посёлков, в которые переселялись семьи кочевников-оленеводов.

Овцеводство для Севера является экзотикой и развито только в Исландии. Кроме овец здесь традиционно разводили исландских пони, коз и крупный рогатый скот. Это стало возможным благодаря тому, что в условиях относительно мягкого морского климата здесь на многих участках формируются хорошие травостои. В то же время неконтролируемый выпас приводит к интенсивной дигрессии пастбищ. Практически все равнины Исландии, сложенные зандрами подвержены сильной эрозии или еще более сильной дефляции, несмотря на то, что закон о контроле за ветровой эрозией на пастбищных землях был принят еще в 1895 г. и стал одним из первых природоохранных законодательных актов в Европе.

Земледелие также нетипично для Севера. Оно существовало только в России и Скандинавии. На севере Америки земледелия в открытом грунте не было, что можно объяснить тем, что сюда переселялись европейцы из тёплых частей Европы. Русские и скандинавы продвигались на север постепенно и могли приспособиться к суровым условиям. Наибольшую роль земледелие играло у русских. Жители Большеземельской и Малоземельской тундр в 15-19 вв. одевались в свой лён и ели свой хлеб, хотя его и не хватало на весь год. Возле Салехарда картофель давал урожаи сам-десять - сам-двадцать[2]. Овёс вызревал за 6 недель. В СССР проводились успешные опыты по выращиванию капусты, репы, лука и укропа в Тикси на 72 градусе северной широты. Вплоть до 30-х гг. 20 в. российский Север был на самообеспечении. Всё это было возможно благодаря полярному дню и грамотному использованию ландшафтных особенностей. Земледелие было приурочено к легким песчаным и супесчаным почвам, чаще всего – в долинах рек с глубоким деятельным слоем или отсутствием горизонтов вечной мерзлоты, склонам южной экспозиции с более тёплым микроклиматом.

Сейчас граница земледелия сместилась к югу как у нас, так и в Скандинавии. Причиной этого стало то, что сельское хозяйство превратилось в механизированное. Современная производительная техника, приспособленная к условиям более южных районов, разрушает малоустойчивые почвы тундры и лесотундры. Кроме того, техника эффективна на крупных площадях, а благоприятные для земледелия участки на севере невелики по размерам и не всегда находятся в местах удобных для механизированной обработки. Всё это вместе с удешевлением транспорта сделало более выгодным завоз продовольствия, чем выращивание его на месте. Эффективным остаётся растениеводство в закрытом грунте, но это уже современный, а не традиционный вид сельского хозяйства.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)