АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метафизика Аристотеля

Читайте также:
  1. Диалектика и метафизика – методы философского познания.
  2. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.
  3. Метафизика - антипод диалектики.
  4. Метафизика Аристотеля. Учение о четырех первоначалах
  5. Метафизика Аристотеля: Понятие метафизики. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.
  6. Метафизика и политическая философия Аристотеля.
  7. Метафизика Шопенгауэра
  8. Метафизика.
  9. Новейшая метафизика
  10. Основные принципы философии Аристотеля.
  11. Проблема метода в истории философии. Диалектика и метафизика.

Аристотель (384—322 до н. э.), будучи из учеников Платона, был не согласен с философ­ской концепцией платонизма.

Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Ка­к вещи могут существовать отдельно от идеи? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил друг другу мир идей и мир вещей, между ними в его учении — пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма», ко­торый обозначает идеальную сущность, вечную и неизменную. «Форма» Аристотеля — это почти то же самое, что «идея» Платона. Помимо форм существует также материя, которая, бу­дучи напрочь лишенной, свойств, качеств или признаков, явля­ется никакой, представляет собой ничто. Во взгляде на мате­рию как на Небытие Аристотель вполне сходится с Платоном. И вот какая-либо высшая сущность — форма вселяется в бес­смысленный кусок материи, и получается нормальная, чувст­венно воспринимаемая вещь физического мира, которая обла­дает размером, цветом, запахом и прочими качествами Допустим перед нами лежит бес­форменный кусок пластилина, но в нашем сознании есть пред­ставление или образ, например, дерева. Если мы этот свой ум­ственный образ перенесем в кусок пластилина или наделим его этим образом, то есть вылепим из данного материала дерево, то бесформенный кусок пластилина превратится в нормальный предмет, у которого есть ствол, ветви, корни и так далее. Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем ска­зать, и он был ничем, но наделенный с помощью наших рук и сознания некой формой, он превратился в вещь, о которой те­перь можно что-то говорить, то есть — стал чем-то. Так же и в окружающем нас мире: все вещи — это материя, преобра­зованная идеальными сущностями — формами. Все миро­здание — это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью.

В центре первой философии стояли проблемы бытия. Ари­стотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричи­нах всего существующего:

• Первая причина — формальная. Формальная причина, обусловливает «суть бытия» или ее первую сущ­ность, то, без чего вещи нет.

• Вторую, материальную причину, Аристотель обозначил грече­ским словом «хюлэ», имеющим двойной смысл: чисто житей­ский — лес, кустарники и более общий — то, из чего состоят все вещи. Аристотель придал этому слову философ­ское значение. Материальная причина рассматривалась им в двух планах: 1) как первоматерия, неопределенная и бесфор­менная, но обладающая способностью воспринимать любые формы и 2) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Материя и форма, два вечных начала, взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя — тот субстрат, в котором эта форда запечатлена.

• Третья причина — движущая, является столь же необхо­димой для полного определения вещи, как материальная и фор­мальная причины. Аристотель подходит к проблеме движения по философски. А с философской точки зрения неизбежно возникает вопрос о том, как возможно само движение.

Логика рассуждений Аристотеля следующая: если рассматри­вать в качестве причины движения какую-либо другую вещь, то мы неизбежно придем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности, самопроиз­вольности или самодвижущёй причины, которая определяет ак­тивность формы, ее способность воплотиться в материи.

• Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без четвер­той причины — целевой, направляющей движение к определенной цели. В представлении Аристотеля все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель.

Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопри­чин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя.

Философское учение о высшем бытии выступает как теоло­гия или учение о боге. Бог Аристотеля не персонифицированный личный бог позднейших религиозных учений, а безличностный божественный Ум, пребывающий в постоянной деятельности, в самой лучшей вечной жизни, что для Аристотеля как истинного древнегреческого философа было деятельностью мышления. Мысль бога — мысль не о мире, а о самом наивысшем, что есть в мире, т. е. о собственном мышлении: мысль о мысли.

Из понимания высшего начала как высший цели вытекает такая важнейшая характеристика философского мировоззрения Аристотеля, представление о целесообразности всего сущего, начиная от явлений природного ми­ра и заканчивая жизнью человека.

Нравственность человека понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назна­чением человека, связанным с его разумом. Поэтому дело чело­века — разумная деятельность, а назначение совершенного че­ловека — в прекрасном выполнении разумной деятельности. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной, и не просто деятельной, а добродетельной. Настоящая цель че­ловеческой жизни, как ее определяет Аристотель, не наслажде­ние, а блаженство, которое достигается в умозрительной дея­тельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели — достиже­нию блаженства путем созерцания истины.

Человек, по Аристотелю, не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима. Как высшего рода сообщество, государство направлено к ве­личайшему благу. С этой точки зрения Аристотель рассматрива­ет семью, экономику, институт рабства, различные формы поли­тического устройства древнегреческих полисов. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели - благой жизни.

Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систе­матизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематиче­скую науку о природе — физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)