АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гармония Скрябина

Читайте также:
  1. Гармония
  2. Гармония в музыке венских классиков.
  3. Гармония в музыке Глинки.
  4. Гармония в творчестве композиторов «Могучей кучки».
  5. Гармония золотых пропорций 1 страница
  6. Гармония золотых пропорций 10 страница
  7. Гармония золотых пропорций 11 страница
  8. Гармония золотых пропорций 12 страница
  9. Гармония золотых пропорций 13 страница
  10. Гармония золотых пропорций 14 страница
  11. Гармония золотых пропорций 2 страница
  12. Гармония золотых пропорций 3 страница

В творчестве А.СКРЯБИНА в ранний и средний периоды традиционно-функциональная гармония достигает предельной напряженности функциональных тяготений и хроматической насыщенности голосоведения. Особенно излюблена альтерированная D, с повышенной и пониженной квинтой одновременно. Иногда она разрешается в свою тонику, иногда соединяется с D (альтерированной) новой далекой тональности, часто — тритоново-удаленной. Многочисленны альтерированные S.
В гармонии Скрябина несомненна связь с шопеновской традицией (тонкие, изысканные мелодические фигурации и хроматизированные последования гармоний), с гармонией Ф. Листа и Р. Вагнера (резкие тональные сдвиги, диссонантность многозвучия и особые лады).
Порывистая устремленность мелодического рисунка подчеркивается полиритмией: триоли — квартоли (Третья симфония). Полиритмические слои фактуры предельно насыщены в поздних сонатах, "Поэме экстаза", "Прометее", приближаясь к микрополифонии композиторов конца XX века. Импульсивны пунктирные ритмы баса, верхнего голоса, ораторские квартовые возгласы в басу.
Характерна обостренная модуляционность внутри периодов. Сложные модуляции встречаются у позднего Скрябина именно в периоде. Вместе с тем, форма часто соответствует классическим формам. В поздних фортепианных пьесах возникает своеобразная смешанная форма — черты периода и сонатной формы сливаются, как в финале сонаты b-moll Шопена.
Хроматическая фигурация в средних голосах и в мелодии усиливает эмоциональную приподнятость, экспрессивность высказывания. Как и у Рахманинова, фактура многослойна, охватывает много регистров. В эпизодах экстатически подъемного характера особенно часты альтерированные D, а также соединения альтерированных аккордов далеких тональностей. Здесь же обостренно звучат нонаккорд, септаккорд с секстой, квартовые созвучия с замененными или внедренными тонами, пунктирные импульсивные ритмы.
Другой круг образов — светлый, пантеистический. Здесь часты элементы пентатоники. Возможна однотональная структура или мягкие многочисленные отклонения вокруг единой тональности. В этих эпизодах встречаются также изысканные хроматические последования на основе мелодико-гармонической модуляции при прозрачной фактуре в среднем регистре.
Секвенции характерны для раннего и среднего периодов. Сами секвенции — неточные и по тональному соотношению, и по мелодии, — как у Чайковского. Полифоническая сопряженность голосоведения, обострённая автентичность расширенного мажоро-минора, активность противоположного движения мелодии и баса, фактурная трехслойность (мелодия — аккомпанемент — контрапункт) по существу связаны с симфонизмом Чайковского. Однако уже ранний Скрябин по гармоническому языку изощрен, утончен, прихотлив и далек от романсного фольклорного мелодико-гармонического колорита.
В творчестве позднего Скрябина резко меняется ладовая основа. Далекие строи взаимодействуют через доминантовые созвучия, без тоники. Тональный центр становится неопределенным или непрерывно ускользающим, подчас возникает лишь в конце. Сложно-ладовая основа этих сочинений опирается на внутреннюю связь интервалов — тритона, терций, кварты. Таковы тритоновые имитации в Девятой сонате. Тритоновое объединение ладотональностей становится нормой.
Терцовая структура преобразуется в сложную — квартовую, полиинтервальную. Нонаккорды с пониженной квинтой, внедряющимися и замененными тонами выступают как самостоятельные созвучия, как эквивалент тоники, как лейтгармонии. Атональная свобода сочетается с детальной проработкой интервальной структуры созвучий и тематических попевок по вертикали и горизонтали.
Преобладают многозвучные неустойчивые аккорды. Их напряженность подчеркивается паузирующей ритмикой декламационного характера. Звучание оркестра многослойное, многокрасочное. Оно обогащено хроматическими, ритмическими, гармоническими фигурациями.
Фактура полифонична, многолинейна. Мелодика изобилует хроматизмами. Энгармонические модуляции и мелодико-гармонические отклонения и модуляции в далекие строи становятся нормативными во многих эпизодах "Поэмы экстаза", Третьей симфонии, последних сонат (начиная с Пятой) и фортепианных пьес. В поздних сочинениях отдельные диссонирующие интервалы определяют и строение аккордов, и мелодику, и тональный или тоновый план разделов формы.
Динамическая напряженность развития целого отличает гармонию А. Скрябина от гармонии французских импрессионистов начала XX века, а более явственна генетическая связь с тональной подосновой и фортепианно-педальной, терцово-гомофонной структурой аккордов доминантовой группы — от линеарной полифонической гармонии новых "венских" классиков XX века — А.Шёнберга, А.Берга, А.Веберна.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)