АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М.ДЕФАЛЬЯ


Импрессионизм в музыке на три десятилетия отстал от импрессионизма в живописи (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн), возникшего в 1860 году (музыкальный импрессионизм определился в середине 90-х годов). Родина импрессионизма — Франция. Само слово "импрессион" (впечатление) — французское.
Музыке импрессионистов присуще воплощение тонких индивидуальных ощущений, а также мифологических образов. Подчеркнут интерес к экзотике, к психологическо-символической фантастике восточных фольклорных элементов. И в образном строе, и в жанре музыки импрессионистов заметно влияние программных пьес французских клавесинистов XVIII века — Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперена. Их сближают портретные подзаголовки, поэтичная программность, картинность, тонкие изысканные краски, культ красивого, светлого, изящного, утонченного.
Сходные выразительные средства, типичные для музыки импрессионистов, но воплощающие суровые трагические образы, появились до импрессионистов у М. Мусоргского.
В творчестве французских импрессионистов господствует красочно-колористический принцип гармонии — как основы гармонического мышления. Функциональные тяготения — ослабленные, смягченные, плагальные. Они отступают на второй план или становятся неопределенными (параллельные последования септаккордов, секстаккордов, трезвучий, увеличенных трезвучий).
Часты полифункциональные наложения комплексов.
Гармония тональна при отдельных тонально-неопределенных последовательностях. Часто тоника усложнена — тоническое трезвучие с секстой, с секундой, иногда вместо трезвучия —кварта или квинта. Используются гармонии и ритмы джаза тоника с секстой, цепь нонаккордов,
секундовые имитации ударных, синкопированные ритмогармонии блюза ("Менестрели" К. Дебюсси).
Отдельные созвучия часто приобретают самостоятельную тоникальную устойчивость и характерность, упорно повторяясь или составляя цепь параллельных аккордов, взятых в различных тональностях. Таковы параллельные трезвучия, квартсекстаккорды, септаккорды, секундаккорды, нонаккорды, параллельные увеличенные трезвучия. Характерна нарочитая
жесткость параллельных квинт, октав.
Упрощенность голосоведения компенсируется красочностью неожиданных тональных, ладовых, интервально-модуляцион-ных смещений. Характерны полутоновые, терцовые, тритоновые сдвиги — чередование мажорных и минорных трезвучий. Сопряженность аккордов возникает на основе общих
тонов, интервалов или секундового плавного голосоведения. С другой стороны, возможны резкие интервальные и регистровые разрывы между соседними аккордами, фоническое разъединение созвучий, комплексные скачки всех тонов. Колоритны параллельные нонаккорды и септаккорды
побочных ступеней. Нонаккорд приобретает значение устойчивого тонического созвучия.
Подчеркиваются также увеличенные трезвучия, образуя атональные композиции ("В дымке" — прелюдия К.Дебюсси).
Ладовой основой наряду смажоро-минорным становятся обороты старинных ладов, а также искусственные лады, в частности увеличенные. Ладотональностьхроматизируется. На любой ступени — диатонической или альтерированной — может быть взят любой аккорд. Любой тон может быть взят после любого аккорда, любой предыдущей тональности.
Это обогащает традиционную функциональную гармонию. Вместе с тем активность функциональных тяготений ослаблена. Преобладают миниатюрные или статичные формы ("Пеллеас и Мелизанда", "Игры" К. Дебюсси). Впрочем, встречаются и динамические репризы с вариантным нагнетанием фактуры ("Остров радости" Дебюсси, "Вальс", вариации в "Болеро" М. Равеля).
Фактура — гомофонная. Для нее характерна красочная многоплановость, имитация вихря, моря, колоколов, ритмы и звучания античных танцев в современном представлении. Различные мелодические, гармонические фигурации трактуются как тематизм. Изысканны ритмические,
полиритмические, синкопированные фоновые фигурации. Часто педаль объединяет густую многоярусную звучность, включающую много регистров. На педали звучат и тихие, едва слышные, и ослепительно звонкие цепи созвучий.
Многослойность ритмов, тембровых наслоений, фоновых фигурации присуща партитурам Дебюсси и Равеля. Медные, особенно валторны, активно участвуют в фоновых, ритмически колышущихся контрапунктах. Иногда введены политональность или неразрешенные альтерированные аккорды. Индивидуализировано расположение каждого аккорда. В аккордах часто подчеркиваются отдельные интервалы. Иногда вместо аккордов звучат интервалы как самостоятельные созвучия.
К.ДЕБЮССИ — один из первооткрывателей современной сложноладовой гармонии, развивающейся на обогащенной ладовой основе.
М.РАВЕЛЮ присуща большая острота звучаний и ритма, динамичность, остро диссонирующие созвучия.
В творчестве М. де ФАЛЬЯ интересны элементы испанского фольклора — секундовые обороты в мелодии и гармонии, секундовые и "гитарные" созвучия. Секунда внедряется как неаккордовый дополнительный звук в различные аккорды. Имитация гитарных щипков — сложные созвучия с необычными "гитарными" обертонами — сочетается с красочной фольклорной ладовостью и ритмикой. Натуральные лады народной музыки сопоставлены с нонаккордовой стилистикой начала XX века.
Все эти черты гармонического языка импрессионистов, особенно Равеля и Фалья, повлияли на творчество А.Хачатуряна и других композиторов советского Востока.
В ранних сочинениях Б.БАРТОКА явственно выступают элементы венгерского фольклора. Мелодика определяет гармоническуюинтервалику. Впоследствии Барток выработал интервально-ладовую систему, характерную для венгерской музыки, отошел от импрессионизма ранних опусов.
Импрессионисты испытали сильнейшее влияние М. Мусоргского, а также А. Бородина, Н.Римского-Корсакова. Они преломили их достижения в плане субъективно-камерной или экзотически-красочной гармонии, в которой усиливается тонкая детализация настроений, образов, картин, видений.

ГАРМОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА


В области гармонии музыка XX века открыла новые средства выразительности в сферах расширенной тональности, сложного лада, полифонического образования гармонии, интервальной структуры созвучий, функциональных связей аккордов, голосоведения, фактуры.
В XX веке возник огромный стилевой диапазон — от подчеркнутой однотональной диатоники, монотонической гармонии до сложноладовой расширенной тональности, линеарной гармонии и сугубо атонального стиля гармоний (аккордовых или линеарных). Для современной музыки характерно воплощение конфликтных образов и полярных эмоциональных состояний — от задорного юмора, лучезарного веселья до трагедийных, апокалиптических взрывов, от сокровенной лирики до зловещих образов наваждения, небытия, конца света, Страшного суда.
Такие крупные композиторы, как Ч.Айвз, Б. Барток, Б.Бриттен, А.Копленд, В.Лютославский, Б.Мартину, О.Мессиан, Д.Мийо, А.Онеггер, К.Орф, К.Пендерецкий, Л.Пипков, Ф.Пуленк, С.Прокофьев, И.Стравинский, Э.Сухонь, П.Хиндемит, К. Шимановский, Д. Шостакович и многие другие сохраняют в целом тональную основу музыки, но в гармонический язык каждого из них вносится много индивидуальных новых черт.
Атональное и сериальное направления также дали ряд крупных достижений в гармонии в творчестве А.Шёнберга (от "Лунного Пьеро" к "Моисею и Аарону"), А.Берга ("Воццек"), А.Веберна, Л.Ноно, Д.Лигети, К.Штокхаузена, П.Булеза, Дж.Кейджа, Я. Ксенакиса, Г. Крама. Хроматический двенадцатиступенный лад-серия (но отнюдь не простая хроматическая гамма) дает возможность создания новых выразительных гармонических, полифонических и сонорных образов, линий развития и созвучий. Четвертитоновая шкала интервалов дополняет эти возможности.
Остановимся на расширенной тональности, на новой сложноладовой гармонии в творчестве классиков XX века, принадлежащих к первому из перечисленных выше основных направлений в сфере гармонического языка.
Обогащается само понятие лада. Появляется многосоставный, сложный лад. Вокруг его тоники объединяются мелодические и гармонические обороты различных, часто далеких тональностей, а также натурально-ладовые обороты, построенные от того же тонического звука или от новой временной опоры, политональные и полиладовые приемы. Таким образом, любой аккорд может быть взят после любого, а тональность обогащается, расширяется.
Расширенная тональность обогащается аккордами далеких строев, взятыми сопоставлением тоник или мелодико-гармоническими переходами без модулирующих аккордов.
Мелодический звукоряд каждой тональности становится реально двенадцатиступенным. На любой ступени (диатонической, низкой, высокой) может быть построен любой аккорд. Этот аккорд может быть мажорным или минорным, консонирующим или диссонирующим, терцовым или нетерцовым. Каждая ступень раздваивается и на каждой из них строится любой аккорд. Гармонии далеких строев выполняют функции побочных ступеней. Признаком основной тональности является тоника, подчеркнутая ритмически в кадансе.
Характерно взаимодействие натурально-ладовой, функциональной и красочной гармонии.
Терцовая структура аккордов дополняется или заменяется нетерцовой.
Сами функции усложняются, обогащаются, становятся разнообразнее. Особо выделяются различные медианты и вводно-тоновые ступени, верхняя и нижняя.
Характерно возникновение особых ледообразований, индивидуально присущих данному автору.
Ранний И. СТРАВИНСКИЙ первым установил полиладовое расщепление любых ступеней в созвучиях и попевках, в том числе резкое расщепление терции, присущее фольклору. В его неоклассических опусах возникают полидадовые мажоро-минорные созвучия — переченья, а также полифункциональные столкновения гомофонного или аккордового комплекса с диссонирующим, часто инотональным басом, широко развита политональность. Нетерцовые созвучия акцентно выделены уже в ранних его опусах
Фактура в творчестве композиторов XX века предельно разнообразна — от прозрачного двухголосия и монодии до гетерофонной и канонической микрополифонии, многоэтажных гармоний — тембров, политональных наслоений.
Возможны и унисоны, и аккорды с пропущенными тонами, колористические наслоения тонов и множественный контрапункт струнных или всего оркестра.
Характерен множественный свободный контрапункт, в котором непрерывно включаются и выключаются отдельные голоса и целые линии. Полифонически вторгаются не только неожиданные контрапункты, но и новые темы. С другой стороны, развивается и песенная подголосочность, певучая гетерофония.
Целые творческие направления привержены строгой певучей диатонике, остинатноймалообъемности лада, более ограничительной, чем у классиков XIX века (К. Орф, Г. Свиридов, А. Пярт, минималисты).
В творчестве Б.Мартину, К.Шимановского, С.Прокофьева диатоника не довлеет, а свободно перетекает в ладовую переменность, гибкую переливчатость ладовой и метроритмической речи, сложноладовость, вариантность мелоса и гармонического движения. Это очень сродни славянскому фольклору с его поливариантностью и полиладовостью мелодики в гетерофонии. Д. Шостаковичу присущ линеарно-полифонический склад, напряженное развитие мелоса, длительное и активное движение голосов партитуры, постепенное достижение кульминации, а в аккордике — свободная полифонизация гармонии, хроматизированные тональности.
Это обогащает традиции классиков и романтиков, вносит творческую новизну, необходимую для воплощения сложнейшей образности, духовного мира современного человека, острейших конфликтов в их напряженном развитии — всего, что составляет сегодняшнюю реальность жизни человека, а значит, и субстанцию серьезного искусства.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)