ГАРМОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И.С.БАХА
· Введение
· Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения. Музыка античности
· Музыка Средневековья
· Музыка Возрождения
· Раннее Возрождение
· Высокое Возрождение
· Музыкальная культура нового и новейшего времени
· Барокко
· Клаудио Монтеверди
· Михаэль Преториус
· Джироламо Фрескобальди
· Генрих Шютц
· Арканджело Корелли
· Генри Пёрселл
· Алессандро Скарлатти
· Франсуа Куперен
· Антонио Вивальди
· Жан Филипп Рамо
· Георг Фридрих Гендель
· Иоганн Себастьян Бах
· Джованни Баттиста Перголези
· Классицизм
· Жан Батист Люлли
· Кристоф Виллибальд Глюк
· Йозеф Гайдн
· Доменико Чимароза
· Антонио Сальери
· Дмитрий Степанович Бортнянский
· Муцио Клементи
· Джованни Баттиста Виотти
· Вольфганг Амадей Моцарт
· Луиджи Керубини
· Людвиг ван Бетховен
· Катерино Альбертович Кавос
· Никколо Паганини
· Михаил Иванович Глинка
· Ференц Лист
· Романтизм
· Карл Мария фон Вебер
· Александр Александрович Алябьев
· Джоаккино Россини
· Франц Шуберт
· Гаэтано Доницетти
· Алексей Николаевич Верстовский
· Винченцо Беллини
· Александр Егорович Варламов
· Гектор Луи Берлиоз
· Александр Львович Гурилев
· Феликс Мендельсон
· Фридерик Шопен
· Роберт Шуман
· Рихард Вагнер
· Джузеппе Верди
· Шарль Франсуа Гуно
· Антон Григорьевич Рубинштейн
· Иоганнес Брамс
· Шарль Камиль Сен-Санс
· Жорж Бизе
· Эдвард Григ
· Исаак Альбенис
· Ян Сибелиус
· Энрике Гранадос
· Ралф Воан-Уильямс
· Макс Регер
· Импрессионизм
· Клод Дебюсси
· Морис Равель
· Мануэль де Фалья
· Отторино Респиги
· Кароль Шимановский
· Веризм
· Джакомо Пуччини
· Руджеро Леонкавалло
· Пьетро Масканьи
· Экспрессионизм
· Густав Малер
· Рихард Штраус
· Ферруччо Бузони
· Ференц Легар
· Александр Николаевич Скрябин
· Арнольд Шёнберг
· Имре Кальман
· Антон Веберн
· Альбан Берг
· Артюр Онеггер
· Дариюс Мийо
· Неоклассицизм
· Александр Сергеевич Даргомыжский
· Станислав Монюшко
· Бедржих Сметана
· Александр Порфирьевич Бородин
· Цезарь Антонович Кюи
· Генрик Венявский
· Милий Алексеевич Балакирев
· Модест Петрович Мусоргский
· Петр Ильич Чайковский
· Антонин Дворжак
· Жюль Массне
· Николай Андреевич Римский-Корсаков
· Леош Яначек
· Анатолий Константинович Лядов
· Александр Тихонович Гречанинов
· Александр Константинович Глазунов
· Сергей Васильевич Рахманинов
· Мечислав Карлович
· Бела Барток
· Карл Орф
· Игорь Федорович Стравинский
· Альфредо Казелла
· Эйтор Вила-Лобос
· Богуслав Мартину
· Сергей Сергеевич Прокофьев
· Пауль Хиндемит
· Джордж Гершвин
· Франсис Пуленк
· Жорж Орик
· Арам Ильич Хачатурян
· Дмитрий Борисович Кабалевский
· Дмитрий Дмитриевич Шостакович
· Оливье Мессиан
· Бенджамин Бриттен
· Витольд Лютославский
· Георгий Васильевич Свиридов
· Леонард Бернстайн
· Кшиштоф Пендерецкий
· Альфред Гарриевич Шнитке
· Музыкальная культура современности
· Этническая музыка
· Фламенко
· Кантри
· Ковбойская музыка
· Вестерн-свинг
· Блюграсс
· Хонки-тонк
· Кантри-госпел
· Кантри-фолк
· Ска
· Регги
· Раи
· Блюз
· Рок-музыка
· Панк-рок
· Психоделический рок
· Арт-рок
· Хард-рок
· Глэм-рок, или глиттер-рок
· Рок-н-ролл
· Хард-н-арт
· Пост-панк
· Поп-рок
· Готика
· Хэви-металл
· Альтернативный рок
· Хардкор
· Индастриал-рок
· Грандж
· Поп-музыка
· Авторская песня
· Джаз
· Рэп
· Техно
· Терминологический словарь
· Иллюстрации
ГАРМОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И.С.БАХА
В произведениях И.С.Баха синтезировались и необычайно обогатились достижения инструментальной полифонии XVI — XVII веков и гармонии того времени. В творчестве Баха широко развиты и полифонический, и гармонический склады. Гармония Баха отличается особой сложностью и по составу аккордов сложнее аккордики венских классиков. В области гармонии Бах — величайший новатор, открывший целый ряд новых гармонических средств, предвосхитивших венскую и даже романтическую музыку. Тональный план определяется тональностями I степени родства, выступающими как отклонения в небольших инструментальных пьесах или в номерах из кантат. Характерно тонико-доминантовое соотношение разделов. Характерен и параллельный мажор в середине минорных пьес. Это предвосхищает сонатную форму, тональное соотношение главной и побочной партий. Протяженность полифонических и мелодических линий у Баха вызывает преодоление полных кадансов в гармонии. В связи с прерванными кадансами, многочисленными отклонениями и с побочными доминантами нередко возникает цепь диссонирующих аккордов, полифонически сопряженных. Наряду с аккордами главных ступеней часто встречаются аккорды побочных ступеней, в том числе обращения этих аккордов. Сложная мелодическая фигурация в нескольких голосах (смешанная) вызывает подчас резкие переченья. Частые неаккордовые звуки связаны со свободным ведением отдельных голосов. Так возникает полифоническая гармония. В наиболее драматических, динамичных или напряженно-распевных эпизодах наряду с полифоническим складом типичен полифонно-гомофонный склад, главенствующий в крупных композициях — пассионах, мессах, концертах. Иногда образуются комплексные задержания в кадансах, мелизмы в мелодии. Встречаются сложные энгармонические модуляции и мнимый энгармонизм. Ладовые модуляции в мажор появляются в конце минорных пьес, а более сложные мажоро-минорные обороты в середине. Характерны хроматические и мелодико-гармонические модуляции, альтерированные аккорды и в кадансах, и вне кадансов. Основой гармонии Баха является полифонно-гомофонная фактура. Характерны и дуэтная полифония, и вокальные ансамбли с инструментальным сопровождением, и чисто инструментальная полифонизированная гармония. Приемы фигурационного изложения в прелюдиях, инвенциях, сюитах весьма разнообразны: простые гармонические фигурации (Первая прелюдия из Хорошо темперированного клавира), сложный мелодико-гармонический орнамент (II, III, V). В крупных произведениях типичны продолжительные органные пункты с полифункциональными наслоениями. Намечаются и черты полиладовости, политональности (неодновременные модуляции в различных голосах).
Некоторые черты гармонии И. С. Баха таковы:
1. Широкое применение любых диатонических аккордов — трезвучий и секстаккордов главных и побочных ступеней, К64, V7, VII7, II7, больших и малых септаккордов и их обращение (I 7, III7, IV7, VI7). Взятые подчас как проходящие, вспомогательные в секвенциях (но не только в секвенциях) широко применяются трезвучия побочных ступеней (II, III, VI). Применение всех этих аккордов связано с характерной непрерывностью мелодического и полифонического развития баховских тем (кроме фуг). Такова прелюдия ми-бемоль минор (I том Хорошо темперированного клавира) и многое другое. Этой же цели служат многочисленные секвенции — тональные (в них привлекаются диссонирующие обращения побочных ступеней); модулирующие — по тональностям первой степени родства; неточные, с некоторым изменением мелодического рисунка или гармонического состава звена секвенции, что способствует более свободному преобразованию тематизма (это характерно для немецкой музыки).
2. Альтерированные аккорды берутся не только перед кадансом, но нередко и в середине построения на основе плавного голосоведения. Они не всегда разрешаются в К64, а могут непосредственно соединяться с различными диссонирующими аккордами. Аналогично вводятся и многочисленные отклонения в тональности I степени родства, подчас представленные одним-двумя аккордами; иногда — секвентные. 3. Для тонального плана баховских двухчастных построений типична модуляция в параллельный мажор или тональность D в конце первого периода. Возможен также половинный каданс в конце первого раздела. Во втором разделе происходят многочисленные модуляции и отклонения в I степень родства (иногда во II степень) и возвращение в основную тональность, полный совершенный каданс в конце произведения. Модуляция во II степень родства или отклонения в I или IIстепень родства обычно реализуются как внезапные мелодико-гармонические модуляции с плавным голосоведением, как последовательность двух или нескольких диссонирующих созвучий разных тональностей (начальной и последующей). Встречаются проходящие ладовые модуляции или подмена мажора минором, а также резкие модуляции во II степень родства на основе секвентного движения или развитой фигурации в средних голосах. Основой такого голосоведения является смешанная, свободная, комплексная фигурация. Перед заключительным кадансом часты отклонения в сферу субдоминанты (IV, неаполитанская II ступень). В конце минорных пьес появляется ладовая модуляция в тонику одноименного мажора (акустически более совершенный каданс по обертоновой системе). Многочисленны прерванные кадансы, остинатные последовательности баса, в том числе хроматические. Типична вариантная гармонизация в каждом новом проведении темы. Преобладают прерванные, половинные, несовершенные кадансы. Полный — только в конце произведения. 4. Свободное линеарное (полифоническое) голосоведение связано с полифонно-гомофонным складом, характерным для баховской фактуры (сюиты, партиты, прелюдии, мессы, Бранденбургские концерты, "Пассионы"). 5. Мелодическая самостоятельность голосов, в том числе средних, дополнена введением кратких эпизодических контрапунктов. Иногда выделяются два голоса, сопровождаемые аккордами, — так называемая дуэтная полифония (ми-бемоль минорная прелюдия из I тома Хорошо темперированного клавира). Все это дает возможность более свободного соединения нескольких диссонирующих созвучий, включая созвучия с неаккордовыми тонами, ибо свободное линеарное голосоведение вызывает неаккордовые звуки в голосах. Разрешение одних неаккордовых звуков или диссонирующих аккордов внутри произведения совпадает с введением в другом голосе новых диссонирующих сочетаний. Характерны продолжительные органные пункты, реже — педали. Органные пункты наТ и D соотносятся с аккордикой в различных комплексах тембров (например, контрастно разведены между хором и оркестром, между духовыми и струнными) с последующим разрешением в сферу басового голоса; это еще более усложняет гармоническую ткань, подчас приближающуюся к полиладовости или политональности. Широко применяется цепь уменьшенных септаккордов, расположенных по малым секундам, — как средство драматической выразительности (один из них может быть альтерированным). Бах не ограничивается простой, строгой фигурацией, взятой изолированно в одном голосе. Чаще встречается смешанная фигурация, комплексное сочетание двух-трех приемов мелодической фигурации в различных голосах. Характерны комплексные задержания, вспомогательные или проходящие звуки, взятые на занятые голоса, образующие секундовые пласты иногда четырех-пяти секунд при сведении к тесному расположению, выдержанные на протяжении 1/4 такта. Возникают подчеркнутые переченья альтерированной и натуральной ступеней, диатонических и модулирующих тонов в различных голосах. Характерно полифоническое сопряжение в одновременности отрезков двух видов минора — VI и VII натуральных и мелодических ступеней (часто натуральные тона взяты в восходящем, а мелодические — в нисходящем движении). Случайные сочетания типа мажорного секстаккорда или D7, от альтерированных ступеней в басу, соединяются с диатоническими ступенями основной тональности. Возможна неразрешенная цепь обращений различных септаккордов (Хроматическая фантазия). Различные типы фактуры у Баха соответствуют различным жанрам его музыки и жанровым контрастам внутри циклических произведений. В танцевальных или медленных частях нередко вводится гомофонный аккомпанемент с отдельными имитациями. В некоторых моторных, токкатных пьесах реальное одноголосие при гармонических фигурациях по разложенным аккордам и гаммообразным пассажным фигурациям создает, наряду со скрытой полифонией, скрытую гармонию (прелюдия до-мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира»). В баховской музыке длительные, устойчивые фактурные пласты объединяют отдельные части больших циклов (месс, пассивное, концертов, сюит, партит) или отдельные пьесы (например, прелюдии обоих томов Хорошо темперированного клавира).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Поиск по сайту:
|