АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Просвещение и наука

Читайте также:
  1. I.1.6. Философия и наука
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. IX.1. Что такое наука?
  4. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  5. IX.9.Наука и религия
  6. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  7. Александрийская наука
  8. Античная наука
  9. АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
  10. Биология – наука о жизни
  11. Биотехнология как наука может рассматриваться в двух временных и сущностных измерениях: современном и традиционном, классическом.
  12. Биофизика – как наука. Практические задачи. Методы исследования

В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Было создано Министерство народного просвещения, которое встало во главе российской учебной системы. Развитие просвещения в это время определялось прежде всего потребностями государственных учреждений, преобразованных Александром I, а для работы в них требовалось главным образом университетское образование. Поэтому в начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Виленский (после польского восстания 1830 г. он был закрыт, а в Киеве открылся университет святого Владимира), Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский.

Были основаны специальные высшие учебные заведения, учреждение которых связывалось с техническими, хозяйственными потребностями страны. В первой половине столетия в этой сфере было сделано немало: возник Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др.

Увеличилось число гимназий — средних учебных заведений для дворян. Образцовыми средними учебными заведениями были лицеи — питомники будущих государственных деятелей. Особенно прославился Царскосельский лицей, из которого вышли А.С.Пушкин, будущий министр иностранных дел князь А.М.Горчаков и др. Большую роль в распространении просвещения играли и духовные семинарии: их воспитанниками были многие выдающиеся деятели, например, М.М.Сперанский. Начальное образование детям низших сословий давали приходские и уездные училища. Особые школы для государственных крестьян учреждались в ходе реформы графа П.Д.Киселева.

Просвещение — великое благо, однако оно подчас грозило обернуться для правительства источником великого зла — вольнодумства и протеста. Поэтому государственная политика по отношению к просвещению испытывала непрерывные колебания. При Александре I была введена преемственность между училищами различных уровней, университетам была дана автономия; при Николае Iучебные заведения разных ступеней были обособлены друг от друга и предназначены для различных сословий; автономия университетов фактически была сведена на нет.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. В первой половине XIX в. основывается ряд научных обществ — Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Переворот в геометрии произвели исследования Н.И.Лобачевского. Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И.Пирогов. Химик Н.Н.Зинин разработал теорию синтеза анилина, употребляющегося для закрепления краски в текстильной промышленности. Физик Б.С.Якоби сконструировал первый практически пригодный электромотор. Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803-1806), а Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.

Огромный шаг вперед в первой половине XIX в. был сделан в познании и осмыслении русского прошлого. Знаменитый писатель Н.М.Карамзин, занявшись историческими исследованиями, написал «Историю государства Российского». Труд этот приобрел огромную популярность.

Литература и искусство

Первая половина XIX в. стала «золотым веком» русской литературы. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм, воспевавший деяния государей и гражданские добродетели, уступает место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутренним переживаниям человека, его печалям и радостям. Наиболее ярким представителем этого течения был Карамзин.

В начале XIX в. все более популярным становится другое течение — романтизм, воспевающий уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу. В романтизме были разные течения. Так, поэта В.А.Жуковского привлекал, прежде всего, духовный мир человека, в творчестве же поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева и В.К.Кюхельбекера, ранних А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова сильны тираноборческие мотивы, жажда общественных перемен.

Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Важнейшими шагами на пути формирования реализма стали комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.АГончаров и др.

Смена стилей и направлений происходила в первой половине XIX в. и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, проявившийся в портретной живописи О.А.Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В.А.Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К.П.Брюллова. Кисти Брюллова принадлежит и поразившее современников полотно «Последний день Помпеи».

С начала XIX в. в русской живописи становится популярен бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма. Картины П.А.Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер. Попыткой осмыслить глобальные духовные и исторические процессы стало грандиозное полотно А.А.Иванова «Явление Христа народу».

Влияние реализма сказывалось и на развитии театрального искусства (деятельность М.С.Щепкина в московском Малом театре), и в музыке (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).

Первая половина XIX в. стала временем расцвета классицизма в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. К.И.Росси (здание Генерального штаба), А.А.Монферраном (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здания Сената и Синода (К.И.Росси), Исаакиевского собора (А.А.Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н.Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д.Захаровым — здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И.Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И.Жилярди (перестройка здания Московского университета).

Отражением официальной идеологии времен Николая I — теории «официальной народности» — в определенной степени был так называемый «русско-византийский стиль». Наиболее известным архитектором этого направления был К.А. Тон, которому принадлежат Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, здания столичных вокзалов Николаевской железной дороги.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)