АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Просвещение и печать

Читайте также:
  1. Буржуазные реформы Александра II земская и городская, судебная, военная, и просвещение.
  2. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова / Э.Герштейн. – М.: Просвещение , 1976. – 124 с.
  3. Зрелое просвещение в Англии. Нравоописательный роман Филдинга «История Тома Джонса Найдёныша». Сюжет, конфликт, особенности композиции, художественные образы.
  4. Корректура и печать документов
  5. Культура, наука, просвещение
  6. Наука и просвещение в Казахстане в XIX в. Жизнь и творчество Шокана Уалиханова и Ыбрая Алтынсарина.
  7. Немецкая журналистика XIX века. Бисмарк и печать
  8. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
  9. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
  10. Общественная мысль в России в 18 веке. Русское просвещение.
  11. Печать документов
  12. Печать документов

В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг. читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского капитализма. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды образования, и соперничество между светской и церковной школой.

Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX в. значительно увеличилось. Было основано в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) — однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др. В пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы профессора В.И.Герье в Москве и профессора К.Н.Бестужева-Рюмина в Петербурге.

Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 г. вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 г. подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого), а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 г. министр народного просвещения издал получивший скандальную известность "циркуляр о кухаркиных детях". На пороге XX в. правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х гг. при поддержке правительства усиленно создавались церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

В 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели К.Т.Солдатенков, Ф.Ф.Павленков занимались популяризацией научных идей, публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С.Суворин

сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету "Новое время". И.Д.Сытин выпускал дешевую литературу для народа.

Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. Тон задавали "толстые" (литературные и общественно-политические) журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х гг. были временем триумфа радикальных органов — "Современника" (руководители — Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов) и "Русского слова" во главе с Д.И.Писаревым. Эстафету у Чернышевского и Писарева переняли в 1868г. "Отечественные записки" (руководители — Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин), в 1884 г. закрытые правительством за политическую неблагонадежность. В дальнейшем левый фланг русской публицистики был представлен народническими органами — "Русской мыслью" и "Русским богатством", а наиболее видными авторами этого направления были Н.К.Михайловский, Н.В.Шелгунов и др.

Лидером либеральной публицистики во второй половине 1850-х гг. был "Русский вестник" М.Н.Каткова, в дальнейшем подобную роль стал играть "Вестник Европы" М.М.Ста-сюлевича. Катков же, перейдя на охранительные позиции, своим главным органом сделал газету "Московские ведомости". Популярны были исторические журналы — "Русская старина" М.И.Семевского, "Русский архив" П.А.Бартенева. К 1891 г. в России существовало 227 журналов и 296 газет, тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет — до 25 тыс.

Наука

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г.Столетова и П.НЛебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С.Попов — радиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен". Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".

3. Литература и искусство

Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции "золотого века" русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в., предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М.Достоевского (1821-1881) — "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" и Л.Н.Толстого (1828-1910) — "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С.Тургенев (1818-1883): его роман "Отцы и дети" отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С.Лесков: поприщем же М.Е.Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е гг„ известность приобрели произведения А.П.Чехова (1860-1904) и В.М.Гаршина (1855-1888), отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х гг. с особой силой сказался в развитии русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г. участники протеста организовали "Товарищество передвижных выставок": следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

К числу передвижников принадлежали И.Н.Крамской (1837-1887), мастер портретной живописи, В.Г.Перов (1833-1882), создававший сатирические и обличительные картины ("Сельский крестный ход на Пасху" и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е.Репин (1844-1930), поразивший современников такими полотнами, как "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И.Суриковым ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова").

Большую роль в художественной жизни России играла деятельность богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Демократический дух 1860-х гг. заметно отразился и на развитии музыки и театра. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название "Могучая кучка", данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые русские консерватории.

Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX в. был А.Н.Островский, пьесы которого бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М.Садовский, А.П.Ленский, М.Н.Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.

Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х гг., заметно сказался на развитии художест-венной культуры. Усилилась тяга к осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных В.М.Васнецовым, М.В.Несте-ровым, М.А.Врубелем. М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Кор-саков, а также П.И.Чайковский создавали религиозные му-зыкальные произведения. Творчество Чайковского 1880-1890-х гг. — балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик" — стали одной из вершин русской музыки. В архитектуре шел поиск национального стиля, использо-зовались элементы русского зодчества XVII в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд, 1875), Верхние торговые ряды — ныне ГУМ (А.Н.Померанцев, 1892), Городская дума Москвы (Д.Н.Чичагов, 1890-1892). Пореформенная эпоха стала временем вы-соких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX- XX вв. — "серебряного века" русской культуры.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)