|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура, наука, просвещениеПоложение казахского языка было критическим. Из 80-ти общественных функций казахский использовался лишь в 10-ти. Резко сократилось с 1960 по 1990 годы количество школ, где преподавание велось на казахском языке, особенно в Кокшетауской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кустанайской и Восточно-Казахстанской областях. «Закон о языках в Казахской ССР» был принят Верховным Советом Казахской ССР 22 сентября 1989 года. Государственным языком был объявлен казахский, а русский язык - языком межнациональногообщения. С июля 1990 по июнь 1991 года число детских садов с казахским языком увеличилось на 482, их стало 1677. Было открыто 155 школ, 4 профтехучилища. В 1992 году было начато издание совместной казахско-турецкой газеты «Заман-Казахстан». В городе Алматы, в Карагандинской и Акмолинской областях открылись школы с преподаванием на татарском и немецком языках. Телевидение и радио показывало и вещало на 6 языках. В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были реабилитированы репрессированные в 20-40-х и начале 50-х годов. Шакарим Кудайберды-улы, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусипбек Аймаутов, Миржакып Дулатов. Трудной судьбе казахской интеллигенции и крестьянства посвятили свои произведения М. Магауин, А. Кекильбаев, С. Жунусов, К. Жумадилов, С. Сматаев, С. Елубаев. К 1991 году в Казахстане функционировало 48 профессиональных театров на пяти языках, 26 концертных организаций, свыше 9 тысяч клубов, около 10 тысяч массовых библиотек, 145 музеев. В Алматы работали творческие коллективы Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Казахский государственный театр драмы имени М. Ауэзова, Русский государственный театр имени М.Ю. Лермонтова, немецкий, уйгурский, корейский театры, 2 театра юного зрителя, кукольный республиканский театр. Было создано 19 национально-культурных центров. Большую популярность приобрели эстрадные ансамбли «Дос-Мукасан», «Арай», «Ариас». В 90-е годы в искусстве появился ряд новых имен, раскрылся талант К. Байбосынова, К. Ахмедиярова, Н. Карменова, А. Мусаходжаевой, С. Аубакировой, Э. Курмангалиева, Н. Ускамбаевой. Большую роль в появлении талантов играл международный конкурс «Азия дауысы». В середине 70-х годов кинематографисты Казахстана столкнулись с творческим кризисом. Основной причиной неудачи стали ориентация на конъюнктурную тематику, отсутствие оригинального замысла и режиссуры. Казахское кино стало аутсайдером в союзной кинематографии. В конце 80-х годов пришло новое поколение кинематографистов. Некоторые их работы отмечались новизной творческого подхода, социальной напряженностью и стали заметным событием. Это «Конечная остановка» (реж. С. Апримов), «Волчонок среди людей» (реж. Т. Теменев), «Султан Бейбарс» (реж. Ф. Мансуров). Острой проблематичностью, правдивостью выделяются последние работы кинодокументалистов О. Рымжанова, С. Азимова, В. Рериха. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |