|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пути религийПо Шелковому пути распространялись также религиозные идеи. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в I в. до н.э. проник буддизм. Роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Буддийский монастырь I-III вв. найден археологами в Термезе на Каратобе. Буддийские памятники открыты в долине Санзара, на городище Гяуркала в Мерве. Буддийский монастырь VII-VIII вв. Аджина-тепе исследован в долине Вахша на юге Таджикистана. В первой половине VII в .буддистами становятся правители западных тюрок. На Юге Казахстана и в Семиречье буддистские сооружения найдены на городищах Чуйской долины: Ак-Бешиме, Красной Речке, Новопокровском, Новопавловском. Одной из интереснейших находок является подземныймонастырь VI-VIII вв. неподалеку от города Испиджаба (Сайрама). Христианство распространялось с Запада на Восток изСирии. В VII-VIII вв. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. В IX-Х вв. митрополия (церковно-административный округ) образована во владениях карлуков, в Таразе и Мирки действовали церкви. В XI в. христиане обратили в свою веру монгольское племя кереитов. В ХII в. учреждена митрополия Кашгара и Навакета. В 1203 г. Чингис-хан разорил княжество кереитов, но христиане играли в его империи значительную роль. Жена младшего сына Чингис-хана Тулуя была христианкой. О христианах Илийской долины, имевших церковь в Каялыке, свидетельствует ВильгельмРубрук. Остатки христианского монастыря XIV в. найдены на берегу Иссык-Куля, христианской церкви - на городище Ак-Бешим, городов Джамуката и Навакета. К выдающимся памятникам религиозного искусства XIV в. относятся кайраки – надгробные камни с христианской символикой, обнаруженные в Семиречье и Восточном Туркестане. Манихейство возникло в III в. в Иране. Оно представляло синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма - идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейцы жили в Южном Казахстане, в Турфанском оазисе, семиреченских городах Баласагуне и Чигильбалыке. Медальон манихейского божества найден при раскопках Тараза. Зороастрийская вера (идея борьбы добра и зла, света и тьмы) была занесена в Казахстан в VI - VII вв. согдийцами. В Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от каноническогo. Он был связан с местными языческими культами - культом огня, рода, предков, животных. Находки, связанные в этой религией, представляют собой захоронения в оссуарuях (глиняных ящиках для костей), хумные захоронения. Памятники этой религии найдены в сырдарьинских городах. Иранский поэт Дакики сказал, что из всех благ мира он избрал для себя вино, музыку, уста красавиц и веру Зороастра. В VIII-IX вв. начинается исламизация населения. Наибольшему влиянию мусульманской культуры в VIII в. подверглись карлуки. В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-Хан в 960 г. объявил ислам государственной религией. В XI-XII вв. ислам распространился среди кыпчаков. В Таразе и Мирки христианские церкви превратили в мечети. В Х-ХI вв. построена мечеть в Баласагуне (Семиречье). Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище. Сохранились фрагменты мавзолеев Бабаджа-хатун (Х в.), Айша-Биби (ХI-ХШ вв.), Сырлы-там на Сырдарье (XII в.). Шелковый путь является ярким феноменом мировой цивилизации. В его оазисах обнаружены замечательные памятники культуры и искусства, предметы быта и культа, принадлежавшие разным религиям. В городах Казахстана создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |