АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык и письменность

Читайте также:
  1. Письменность
  2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

Первое сообщение о письменности тюрок («скифских письменах») принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Среди наиболее древних памятников древнетюркской пись­менности следует назвать стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надпи­сью), найденные в северной Монголии. На них сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бельге-кагана и Кюль-тегина, памятники Тоньюкука. Наряду с древнетюркским письмом в период VI - Х вв. широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. В IX - ХII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык.

Литература и наука

Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина можно считать блестящими образцами поли­тической прозы, сохранившей тради­ционные формы ораторского искус­ства и устного повествования о богатырских подвигах. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Аль-Фараби являлся энциклопедистом, своими научными взглядами намного опередившим время. В ХI в. было написана поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Баласагунского. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана. В нем отражалась общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов, специфика и традиции, особенности письменного тюркского языка. Махмуд Кашгарский из Барсхана в 1074 г. составил «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Это сочинение является памятником истории быта, нравов и языка, а также естественно-научных представлений того времени. Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был ХоджаАхмед Яссауи, живший в городе Яссы (Туркестан) в XII в.. Он был проводником мусульманской религии в Казахстане. Впоследствии, в XIV в., над его могилой по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей. Ахмеду Яссауи принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости») на тюркском языке. У Ахмеда Яссауи были ученики, среди них наиболее известен Бекыргани. Учителем АхмедаЯссауи был Арыстанбаба, который занимал верхнюю ступеньку в иерархии святых.

Религия

В период раннего средневековья тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Покровительницей очага и детей было женское божество Умай. Был распространен культ священных гор.

Почитали тюрки огонь, широко практикуя обычай очищения огнем. Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу. В IX - XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. Буддизм пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. При раскопках семиреченских городов обнаружены буддийские храмы. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу - Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, где центром его был Мерв. В VIII - Х вв. была образована карлукская митрополия, а в Таразе и Мирки действовали церкви. В конце IX - начале Х вв. началась исламизация населения Казахстана. В XI - ХII вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения, постепенно вытесняя старые культы и языческие верования. Последние, однако, продолжали бытовать и оказывать сильное влияние на жизнь населения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)