АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Е гг. Народничество

Читайте также:
  1. Народничество
  2. Народничество 70ых-80ых годов 19 века.
  3. Народничество в Росси (идеология, организации, действия).
  4. Народничество и марксизм в России
  5. Народничество.
  6. Народничество. Анархизм.
  7. Революционно-демократическое движение в 60-е гг. XIXв. России. Революционное народничество: идеология, организации, деятельность в 70-е – н. 80-хгг. XIXв. Историческое значение.
  8. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО (или либеральное народничество)

Правительственные репрессии, временно подавив леворадикальное движение, не устранили его причин. Неблагополучие в русской деревне, социальные контрасты и противоречия постоянно поддерживали в радикалах тягу к переустройству общества. Стеснение правительством деятельности самоуправления и печати сужало возможность легальной общественной работы. Неудачи либералов с их тактикой компромисса и постепенности убеждали молодежь, что действенными являются лишь радикальные меры. На рубеже 1860-1870-х гг. складывается ряд новых леворадикальных кружков.

В 1869 г. тайное революционное общество в Москве создал студент С.Г.Нечаев. Нечаев считал, что революционная борьба оправдывает любые средства — шантаж, обман, провокацию. Чтобы крепче связать, друг с другом членов своей организации, Нечаев заставил их убить одного из участников общества — студента И.И.Иванова, выразившего недовольство нечаевскими методами. После убийства Нечаев бежал в Швейцарию, однако был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.

В 1869-1874 гг. в Москве действовал кружок "чайковцев" (участники — Н.В.Чайковский, С.Л.Перовская, А.И.Желябов, П.А.Кропоткин, С.М.Кравчинский). Отвергая нечаевские методы, члены общества сосредоточились прежде всего на организации кружков самообразования, издании и распространении социалистической литературы. Издательской деятельностью занимался и кружок А.В.Долгушина, существовавший в Петербурге в 1872-1873 гг.

На рубеже 1860-1870-х гг. формировалась идеология народничества, ставшая идейным знаменем радикальной молодежи. Приверженцы этой системы взглядов считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого общественного уклада. Будучи социалистами, народники (следуя теориям Герцена и Чернышевского) считали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой же для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Считая главным избавление народа от социально-экономического гнета, большинство народников отрицало или преуменьшало значение политической борьбы.

Вопрос о готовности народа перейти к новому строю вызывал среди народников споры и привел к оформлению трех течений. Теоретиком бунтарского течения был М.А.Бакунин (1814-1876), в прошлом — западник, затем — политический эмигрант и один из вождей анархизма. Бакунин считал, что русский крестьянин по природе — социалист и бунтарь, поэтому интеллигенции достаточно просто обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.

Теоретиком пропагандистского направления был П.Л.Лавров, (1823-1900), в прошлом — полковник, профессор артиллерийской академии. Лавров считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. Журналист П.Н.Ткачев (1844-1885), участник нечаевского кружка, был идеологом заговорщицкого направления. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь. По мнению рада, историков, Ткачев и Нечаев предвосхитили методы, которыми в XX в. пользовался Ленин.

В 1874 г. нараставшее в среде радикальной молодежи напряжение вылилось в массовое движение — "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни, согласно теории Бакунина, пытались, переходя из деревни в деревню, путем "летучей пропаганды" разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг народу" — лечить, просвещать его. Вопреки ожиданиям народников, крестьянство не поднялось на восстание и не проявило стремлений к социализму. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовав множество лиц,прямо или косвенно к нему причастных.

Учтя опыт неудач, народники решили объединить усилия, создав крупную революционную организацию, названную "Земля и воля" (1876). Организацией руководили А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, С.М.Кравчинский, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов. Землевольцы решили перейти к более глубокой, "оседлой" пропаганде, создав в деревне ряд поселений: началось второе "хождение в народ".

Поддерживали землевольцы и рабочее движение, хотя отводили ему второстепенную роль. Народнической идеологии придерживались первые рабочие организации — ''Южнороссийский союз рабочих" (руководитель — Е.О.Заславский) и "Северный союз русских рабочих" (руководители — В.П.Обнорский, С.Н.Халтурин).

К концу 1870-х гг. выяснилось, что "оседлая" агитация оказалась ненамного успешнее "летучей" - как из-за нежелания крестьян воспринимать народнические взгляды, так и из-за репрессий правительства. Все чаще народники начинают прибегать к террору. В 1878 г. В.И.Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, приказавшего наказать розгами политического заключенного. Через несколько месяцев С.М.Кравчинский в отместку за казнь революционера, оказавшего вооруженное сопротивление при аресте, заколол на улице шефа жандармов Н.В.Мезенцева.

В 1879 г. "Земля и воля" раскололась. На прежних народнических позициях осталась группа "Черный передел" (руководители — Плеханов, Засулич и др.). Чернопередельцы пытались продолжать пропаганду, считая, что революция и утверждение социализма должны стать делом самого народа, однако были разгромлены правительством и эмигрировали.

Иную позиция заняла группа "Народная воля" (руководители — Желябов, Перовская, Морозов, Михайлов и др.). Народовольцы считали, что у социалиста, не желающего отказываться от борьбы за утверждение нового строя, остался один путь — политическая борьба, и одна ее форма — террор. Фактически народовольцы пришли к взглядам Ткачева. После свержения самодержавия народовольцы планировали передать власть Учредительному собранию. Считая самодержавие самодовлеющей, не связанной ни с одним из классов общества силой, народовольцы считали, что убийство самодержца разрушит политическую систему самодержавия.

Народовольцы организовали ряд покушений на царя, в том числе взрывы на пути царского поезда и в Зимнем дворце (во время последнего было убито и ранено несколько десятков солдат).

Под влиянием общественного кризиса выступили либералы: они считали, что для успокоения страны необходимо продолжить Великие реформы, а главное — созвать общероссийское представительство. После прихода к власти Лорис-Ме-ликова начал намечаться, как указывалось выше, контакт между правительством и умеренными слоями общества; он был сорван гибелью Александра II.

Убийство царя не привело, как рассчитывали народовольцы, к разрушению политической системы самодержавия. В то же время умеренные слои, опасаясь общественных потрясений, сплотились вокруг правительства. В 1880-е гг. происходит внутреннее ослабление и гибель " Народной воли ", заметное отступление либеральных и нарастание консервативных стремлений в обществе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)