АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав, структура и динамика знания

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. I и II ополчения: их состав, значение.
  3. II. Проблема источника и метода познания.
  4. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  5. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков
  6. VIII. Формирование и структура характера
  7. А. Лінійна організаційна структура
  8. Автоматизовані банки даних (АБД), їх особливості та структура.
  9. Адміністративна структура БМР має три органи: загальні збори акціонерів, рада директорів і правління.
  10. Адхократическая структура
  11. Акти застосування права: поняття, ознаки, види, структура
  12. АЛЕКСИТИМИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель.

Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бы­тие.

ЗНАНИЕ - объективная реальность, данная в сознании чело­века, который в своей деятельности отражает, идеально воспро­изводит объективно закономерные связи реального мира.

ПОЗНАНИЕ - обусловленный прежде всего общественно-истори­ческой практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это та­кое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его во­зможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, ис­следуются условия достоверного знания, критерии его истиннос­ти, формы и уровни и т.д.

Термин "гносеология" в современной литературе употребля­ется в двух основных значениях:

1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях по­знавательной деятельности человека, о "знании вообще", незави­симо от его форм и видов;

2) как философская концепция, предметом исследования кото­рой является научное познание в его специфических характерис­тиках.

Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология -учение о бытии и диалектика - учение о всеобщих законах разви­тия бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания являет­ся человек, постольку гносеология широко использует данные фи­лософской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносео­логия постепенно преобразуется в подлинное социально-гумани­тарное исследование.

При изучении личности познающего субъекта теория позна­ния опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют матема­тика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в сово­купности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и аб­солютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа мате­матического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) - значит поступать односторонне и, следователь­но, ошибочно.

История познания показывает, что знания всегда обусловле­ны потребностями общества, прежде всего запросами материально­го производства и практики. Поэтому на каждом из этапов обще­ственного развития они впитывают в себя все то новое, что при­носит с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических представлений конца XX в. оп­ределяется особенностями информационного общества и, в частно­сти, опирается на данные т.н. "постнеклассической" науки.

Для этого этапа характерны: изменение объектов исследова­ния (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся "человеко-размерные" системы), широкое распространение идей и ме­тодов синергетики - науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом поз­нания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая диалектизация и др.

Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых гносеология иссле­дует свой предмет, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в дан­ной познавательной ситуации. Это прежде всего философские ме­тоды - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией - систем­ный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы.

Это общелогические методы - анализ, синтез, индукция, де­дукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики.

Все названные и другие методы в гносеологических исследо­ваниях используются в тесном единстве и динамичном взаимодействии.

ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала це­нтральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действу­ют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенап­равленно воздействует на окружающую его действительность, пре­образует и в ходе этих изменений познает ее. Практика и поз­нание - две взаимосвязанные стороны единого исторического про­цесса. Это целостная система совокупной материальной деятель­ности человечества. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:

* материальное производство (труд), преобразование приро­ды, естественного бытия людей;

* социальные действия - преобразование общественного бы­тия, изменение существующих социальных отношений определенны­ми "массовыми силами" (революции, реформы, войны и т.п.);

* научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойст­ва объективного мира.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В час­тности, математические знания возникли из необходимости изме­рять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т.д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются не­посредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени по­знания от его начала и до его конца. Весь познавательный про­цесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определен­ные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика служит основой познания и в том смысле, что обе­спечивает его техническими средствами - приборами, оборудова­нием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

3. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовле­творения своих материальных и духовных потребностей, для соз­дания полноценной жизни людей.

4. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т.е. позволяет отделять истинные знания от заблуждений (об этом - ниже).

Открытие практической обусловленности человеческого позна­ния позволило выявить диалектику познавательного процесса. Ока­залось, что познание нельзя рассматривать как нечто готовое, застывшее, неизменное. Следует выяснять, как из незнания появ­ляется знание, как в ходе практики неполное, неточное знание трансформируется в более полное, точное, глубокое и совершен­ное.

Основные Формы познания и учение об истине.

Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого естествозна­ния".

Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера обыденного познания вклю­чает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убе­ждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид ак­тивно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают опре­деленные знания, вырабатывают навыки общения и т.п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человече­ства, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фанта­стическом отражении реальности, в бессознательно-художествен­ной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, ко­смосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.

В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно спе­циально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру лю­бого произведения искусства всегда в той или иной форме вклю­чаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.

К древним формам познания, генетически связанным с мифоло­гией, следует отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же отметим, что если для ре­лигиозного познания характерно соединение эмоционального отно­шения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность науч­ной и философской форм познания - рациональность, которая эмо­ции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.

ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональ­ные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундамен­тальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно­научные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИ­НА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоян­ный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Нап­ример, заблуждением в целом является "теоретическая астроло­гия", хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область ис­тинного знания, подтвержденная наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, напри­мер, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Среди пос­ледних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. (о них - ниже).

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного ис­кажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим пе­редачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблужде­ние - характеристика знания, то ошибка - результат неправиль­ных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные нез­нанием предмета, реального положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - из­менение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углуб­ление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПА­ДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достиже­ние истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обус­ловленность реальной действительностью, практикой и независи­мость содержания истинного знания от отдельных людей (как, на­пример, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъектив­на по форме: ее познают люди и выражают в определенных поняти­ях, законах, категориях и т.п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона нау­ки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постиже­ния объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характерис­тики объективной истины как процесса применяются категории аб­солютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и от­носительного (отражающей изменчивое, преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания челове­ком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, мо­ментов имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действитель­ности в целом - гносеологический идеал, который никогда не бу­дет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смер­тны" и т.д. Это т.н. вечные истины, знания об отдельных сторо­нах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла­дывается из суммы относительных, но не путем механического сое­динения готовых истин, а в процессе творческого развития позна­ния на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его уг­лубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классичес­кая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность исти­ны заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения аб­солютного и относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преу­величивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчи­вой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т.п.) всегда определя­ется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, ко­торые познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игно­рирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого крите­рия выдвигались: общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успе­ху - прагматизм (от греч. прагма - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно ве­рят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не вы­ходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеоб­щность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики.

Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОД­НОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, со­вершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИН­СТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философ­ской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного про­цесса.

Состав, структура и динамика знания.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные вы­воды. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные дан­ные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагру­жены, регулируются разумом.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биоло­гической эволюции. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об ок­ружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной дея­тельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объ­ективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании челове­ка отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зритель­ные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компо­нента более сложного образа - восприятия. ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует не­посредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплыв­чатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем со­вершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики актив­ный процесс обобщенного и опосредованного отражения действи­тельности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскры­тие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как оп­ределенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химиче­ские формулы и т.п.).

Мышление человека - не чисто его природное свойство, а вы­работанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэто­му мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК - исходный уровень мышления, на котором опериро­вание абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, за­данного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последова­тельно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь созна­тельно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рас­судок - это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная ло­гика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.

РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рацио­нального познания, для которого прежде всего характерны твор­ческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоре­чия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Глав­ная задача разума - объединение многообразного, вплоть до син­теза противоположностей и выявление коренных причин и движу­щих сил изучаемых явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального позна­ния, такие, как гипотеза, теория и др., на которых остановимся на следующей лекции.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреп­ляются в их определениях. Наиболее общие понятия - это философ­ские категории (материя, качество, противоречие и др.). Поня­тия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы и др.).

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, про­цессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным пред­ложением, может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

Все люди смертны (посылка).

Сократ - человек (обосновывающее знание).

Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, назы­ваемое заключением или следствием).

Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и т.д.

 

Литература:

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей поз­нания. М., 1991.

3. Диалектика познания. Л., 1988.

4. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

5. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

6. Познание в социальном контексте. М., 1994.

7. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

8. Современные теории познания. М., 1992.

9. Теория познания: В 4 т. М., 1991-1995.

10. Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д., 1995.


Тема XX. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)